К. Ушинский "Четыре желания"
план-конспект по чтению

Шакимова Мадина Советовна

конспект занятия по чтению художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы            

Тема «Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Цель:  научить детей пересказывать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задачи: систематизировать, уточнять и углублять знания детей об особенностях каждого времени года;

- развивать умение передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту, способствовать развитию связной речи,

 -воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет писателя.                                            

                                        Содержание занятия

 1.Орг.момент.

- Сегодня утром в детский сад приходил почтальон, оставил конверт. А что находится в конверте, мы узнаем, если отгадаем загадки

1.Загадки о временах года

Дел у меня немало:  я белым одеялом
Всю  землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня...(зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня...(весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...(лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я ...(осень).

- Как назвать  осень, зиму, весну, осень одним словом?

- Времена года

- У каждого из нас есть мечта. А что такое мечта?

- Жил мальчик Митя, у него тоже были желания, хотите узнать? Об этом мальчике писатель К. Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания» (На доску вывешивается портрет писателя К. Ушинского)

2.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.

-Понравилось ли вам  произведение?

 -Что мы прочитали: рассказ, стихотворение или сказку? Как догадались, что это рассказ?

-О ком идет речь?  Кто главный герой?

- Какое время года описывается в начале?

- Что делал Митя зимой? Что посоветовал папа?

-Чем занимался весной? Чем понравилось лето?

- Что советовал папа осенью?

Физминутка

 Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх),
Хорошо,  когда зима! 
(прыжки на месте)!
Бабочки порхают 
(руки в стороны), 

Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота! 
(руки вверх),
Что за прелесть весна! 
(прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе 
(руки в стороны),
В речку удочку забросим 
(руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(руки вверх),
Лето – лучшее время года! (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (
руки в стороны),
Осень – лучшее время в году! (
прыжки на месте)!

Словарная работа (по тексту)

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых нужно уточнить

-Что означает слово румяный (красный, алый)

-Как объяснить значение словосочетания «карманная книжка», записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера)

-Как понять словосочетание  «вволю набегался», «повеселился вволю» (достаточно много)

-Что значит восторг? (веселье, радость)

-Что такое сенокос? (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-А что такое желание? (просьба, мечта, задумка)

Составление схемы рассказа

- Я буду читать рассказ,   каждую его  часть мы будем записывать схемами

Чтение первой части рассказа.

- О каком времени года говорится в этой части?

- Что можно нарисовать?  (горку, санки, коньки, карманную книжку).

 Выставляются картинки на доску

Чтение второй части рассказа.

- Что нарисуем сейчас? (Выставляются на доску: картинки: бабочка, цветок, записная книжка)

Чтение третьей части рассказа.

- Что нарисуем сейчас? (Выставляется на доску  картинки с изображением  травы, рыбы, ягод, копны сена, записной  книжки)

Чтение четвертой части рассказа

 - О каком времени говорится? Что нарисуем? (Выставляются на доску картинки с изображением  яблока, груши, записной  книжки)

Пересказ детьми рассказа

 - Ребята, мы записали схемами рассказ, они помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно

 - Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа

Пересказ ребенком первой части

- Кто продолжит? Кто может рассказать историю с начала до конца?

3. Заключительная часть

 - С каким произведением познакомились?

- Кто написал рассказ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стимулировать желание учиться?

Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться! В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание....

Письменные буквы Б,б , "Четыре желания" К.Д.Ушинский

Интегрированный урок по УМК "Начальная школа 21 века"...

Комплексно-целевая программа "Желание быть добрым"

Комплексно-целевая долгосрочная программа была разработана в ДОЛ "Огонёк" в 2009 году, прошла успешную опробацию и является базовой для построения воспитательной работы. Программа направлена на всестр...

Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...

Потребности и желания

Потребности и желания. Всегда ли они совпадают?...

Как стимулировать желание учиться

Попытаемся дать ответ на вопрос: как поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке...

«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,  это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание   безграничного трудолюбия»....