Конспект урока литературного чтения Аркадий Гайдар повесть «Тимур и его команда»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели:
- учить детей анализировать литературное произведение;
- формировать читательский навык;
- воспитывать нравственные качества;
Задачи:
- создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
- формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
- продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
- развивать образное мышление, речь;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
- воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
- формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Конспект урока литературного чтения
Аркадий Гайдар
повесть«Тимур и его команда»
Подготовила: Арутюнян Татьяна Артёмовна,
учитель начальных классов
2025 г.
Цели:
- учить детей анализировать литературное произведение;
- формировать читательский навык;
- воспитывать нравственные качества;
Задачи:
- создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
- формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
- продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
- развивать образное мышление, речь;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
- воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
- формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текста;
- на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, группе;
регулятивные УУД:
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, русский язык.
Используемые ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;
- презентация
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! Сергей Михалков
- К чему нас призывает автор этих строк Сергей Михалков?
- Какова польза чтения?
- Любите ли вы читать?
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Понравилось ли оно вам?
- Хотите ли вы продолжить знакомство с творчеством А.П.Гайдара?
- Я желаю вам успехов сегодня на уроке.
- И, прежде чем приступить к работе над новым произведением Гайдара, предлагаю вам проверить как вы справились с домашним заданием.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
1. - Я предлагаю вам послушать ребят которые подготовили проект о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
Жизнь и творчество А.П. Гайдара (проект).
-Слайд 1-2
- Родился Аркадий Петрович Голиков (такова его настоящая фамилия) 22 января 1904 года в Курской области неподалёку от города Льгова в семье учителя Петра Голикова.Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Она приходилась дальней родственницейМ. Ю. Лермонтову. Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, а потом фельдшером.Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.
- Слайд 3
- В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы", - писал потом Гайдар.
В 15 лет Аркадий окончил Киевские командирские курсы.
В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье.
В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
- Слайд 4
- Аркадий очень любил читать. Его любимыми писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой, Шекспир, Марк Твен. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар, что означает «всадник, скачущий впереди».
- Слайд 5
- В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело.
- Слайд 6
- А.П.Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны, в бою около деревни Леплява Коневского района Черкасской области, 26 октября 1941 года в возрасте 37 лет.Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
- Слайд 7-8
- В 30-х - начале 40-х годах выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году - «Тимур и его команда».
- Слайд 9-10
- Повесть «Тимур и его команда» была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда».Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».
- Слайд 11
«Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее, чтобы они с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь её и защищать…»
Вы уже ознакомились с содержанием повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
III. Работа с текстом до чтения
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся проанализировать прочитанное, а также раскрыть отличительные признаки жанра рассказ от жанра повести.
- Давайте сравним жанр рассказ с жанром повесть и определим их отличительные признаки. Вам поможет карточка с первым заданием.
Рассказ | Повесть |
Небольшой объём | Большой объём |
Немного действующих лиц. (1-2 главных героя) | Много персонажей |
Нет деления на части | Деление на главы |
Описание одного эпизода из жизни героя или автора | Много событий в жизни героя |
Событие происходит за небольшой отрезок времени | Описание событий в течение долгого времени |
- Какой объём у повести?
- Какое количество действующих лиц в повести?
- На что делится повесть?
- Ещё какими признаками отличается повесть как жанр?
- Значит, произведение «Тимур и его команда» – повесть.
- Какова идея этого произведения? (любовь к родине, которая проявлялась через добрые поступки мальчишек, бескорыстная помощь окружающим, товарищество, крепкая дружба)
VI. Работа над текстом
а) Первичное восприятие текста. (просмотр фрагмента)
- Предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Тимур и его команда».
б) Вопросы по прочитанному:
- Назовите главных героев из данного отрывка.
- Чем занимались ребята?
- Кому помогали ребята?
- Как помогали ребята?
VI. Чтение и анализ произведения
а) Чтение первого отрывка. (вслух)
- Как Женя попала на чердак?
- Что обнаружила Женя на чердаке?
- Озаглавьте эту часть.
б) Чтение второго отрывка. (про себя)
- Кто появился перед Женей?
- Как ребята отреагировали на её присутствие на чердаке?
- Озаглавьте эту часть.
в) Чтение третьего отрывка. (цепочкой)
- Чем занимались ребята?
- Каким вы себе представляете Тимура? (В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ. Очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.)
- Какие хорошие дела совершили тимуровцы?
- Озаглавьте эту часть.
VII. Обобщающая беседа
- Кого из героев вы отнесли бы к положительным?
- Кого к отрицательным?
- Как вы считаете для Тимура и его команды это была просто игра или нечто более важное?
- Зачитайте получившийся план к этому отрывку произведения.
VIII.
IX. Рефлексия
- Во что верят ребята, герои повести?
- Какими качествами обладали эти ребята? (смелость, решительность, доброта, справедливость, честность, товарищество, отзывчивость)
- Хотели бы вы быть похожими на ребят?
- Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
- Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Сегодня таких людей называют волонтёрами. В переводе с французского волонтёр – это человек – доброволец. Это человек, имеющий привычку заботиться о людях, помогая им абсолютно добровольно, без какой-то выгоды.
А.П.Гайдар живёт и сейчас в делах его последователях - волонтёрах, живёт и его девиз «Если тебе случиться сделать что-нибудь хорошее, сделай». Не забывайте и вы эти слова. Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи? (Да, мы участвоволи в акции «Письмо солдату»).
- Вы все молодцы, очень старались на уроке, отдельно хочу отметить тех ребят, которые готовили проект о жизни и творчестве Гайдара.
IX. Д/з:- Дома предлагаю вам составить рассказ «Мой любимый герой» по данному плану.
План рассказа о герое (раздаётся каждому ученику)
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе...

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....

Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"
Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом....
Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Телеграмма»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением А. Гайдара “Чук и Гек” «Телеграмма» ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Дорога к отцу»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся читательской компетентности в процессе изучения второй части произведения А. Гайдара “Чук и Гек” &la...

