Конспект урока литературного чтения Аркадий Гайдар повесть «Тимур и его команда»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Арутюнян Татьяна Артемовна

Цели:

  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • формировать читательский навык;
  • воспитывать нравственные качества;

Задачи:

  • создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
  • формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
  • развивать образное мышление, речь;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
  • формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения25.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Конспект урока литературного чтения

Аркадий Гайдар

повесть«Тимур и его команда»

Подготовила: Арутюнян Татьяна Артёмовна,

 учитель начальных классов

2025 г.

Цели:

  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • формировать читательский навык;
  • воспитывать нравственные качества;

Задачи:

  • создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
  • формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
  • развивать образное мышление, речь;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
  • формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из текста;
  • на основе анализа объектов делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре, группе;

регулятивные УУД:

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

личностные УУД:

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, русский язык. 

Используемые ресурсы:

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
  • книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;
  • презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!        
Сергей Михалков

- К чему нас призывает автор этих строк Сергей Михалков?

- Какова польза чтения?

- Любите ли вы читать?

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Понравилось ли оно вам?

- Хотите ли вы продолжить знакомство с творчеством А.П.Гайдара?

- Я желаю вам успехов сегодня на уроке.

- И, прежде чем приступить к работе над новым произведением Гайдара, предлагаю вам проверить как вы справились с домашним заданием.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

1. - Я предлагаю вам послушать ребят которые подготовили проект о жизни и творчестве А.П. Гайдара.

 Жизнь и творчество А.П. Гайдара (проект).

 -Слайд 1-2

 - Родился Аркадий Петрович Голиков (такова его настоящая фамилия) 22 января 1904 года в Курской области неподалёку от города Льгова в семье учителя Петра Голикова.Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Она приходилась дальней родственницейМ. Ю. Лермонтову. Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, а потом  фельдшером.Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

 - Слайд 3

 - В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы", - писал потом Гайдар.

В 15 лет Аркадий окончил Киевские командирские курсы.

В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье.
В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.

 - Слайд 4

 - Аркадий очень любил читать. Его любимыми писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой, Шекспир, Марк Твен. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар, что означает «всадник, скачущий впереди».

- Слайд 5

 - В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело.

- Слайд 6

 - А.П.Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны, в бою около деревни Леплява Коневского района Черкасской области, 26 октября 1941 года в возрасте 37 лет.Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

- Слайд 7-8

 - В 30-х - начале 40-х годах выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году - «Тимур и его команда».

- Слайд 9-10

 - Повесть  «Тимур и его команда» была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда».Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».

- Слайд 11

«Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее, чтобы они с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь её и защищать…»

        Вы уже ознакомились с содержанием повести  А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

III. Работа с текстом до чтения

- На сегодняшнем уроке мы попытаемся проанализировать прочитанное, а также раскрыть отличительные признаки жанра рассказ от жанра повести.

- Давайте сравним жанр рассказ с жанром повесть и определим их отличительные признаки. Вам поможет карточка с первым заданием.

Рассказ

Повесть

Небольшой объём

 Большой объём

Немного действующих лиц. (1-2 главных героя)

 Много   персонажей

Нет деления на части

 Деление на главы

Описание одного эпизода из жизни героя или автора

 Много событий в жизни героя

Событие происходит за небольшой отрезок времени

 Описание событий в течение долгого времени


- Какой объём у повести?

- Какое количество действующих лиц в повести?

- На что делится повесть?

- Ещё какими признаками отличается повесть как жанр?

- Значит, произведение «Тимур и его команда» – повесть.

- Какова идея этого произведения? (любовь к родине, которая проявлялась через добрые поступки мальчишек, бескорыстная помощь окружающим, товарищество, крепкая дружба)

VI. Работа над текстом

а) Первичное восприятие текста. (просмотр фрагмента)

- Предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Тимур и его команда».

б) Вопросы по прочитанному:

- Назовите главных героев из данного отрывка.

- Чем занимались ребята?

- Кому помогали ребята?

- Как помогали ребята?

VI. Чтение и анализ произведения

а) Чтение первого отрывка. (вслух)

- Как Женя попала на чердак?

- Что обнаружила Женя на чердаке?

- Озаглавьте эту часть.

б) Чтение второго отрывка. (про себя)

- Кто появился перед Женей?

- Как ребята отреагировали на её присутствие на чердаке?

- Озаглавьте эту часть.

в) Чтение третьего отрывка. (цепочкой)

- Чем занимались ребята?

- Каким вы себе представляете Тимура? (В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ. Очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.)

- Какие хорошие дела совершили тимуровцы?

- Озаглавьте эту часть.

VII. Обобщающая беседа

- Кого из героев вы отнесли бы к положительным?

- Кого к отрицательным?

- Как вы считаете для Тимура и его команды это была просто игра или нечто более важное?

- Зачитайте получившийся план к этому отрывку произведения.

VIII.

IX. Рефлексия

- Во что верят ребята, герои повести?

- Какими качествами обладали эти ребята? (смелость, решительность, доброта, справедливость, честность, товарищество, отзывчивость)

- Хотели бы вы быть похожими на ребят?

- Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

- Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Сегодня таких людей называют волонтёрами. В переводе с французского волонтёр – это человек – доброволец. Это человек, имеющий привычку заботиться о людях, помогая им абсолютно добровольно, без какой-то выгоды.

А.П.Гайдар живёт и сейчас в делах его последователях - волонтёрах, живёт и его девиз «Если тебе случиться сделать что-нибудь хорошее, сделай». Не забывайте и вы эти слова. Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи? (Да, мы участвоволи в акции «Письмо   солдату»).

- Вы все молодцы, очень старались на уроке, отдельно хочу отметить тех ребят, которые готовили проект о жизни и творчестве Гайдара.

IX. Д/з:- Дома предлагаю вам составить рассказ «Мой любимый герой» по данному плану.

План рассказа о герое (раздаётся каждому ученику)

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе...

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....

Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом....

Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Телеграмма»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением А. Гайдара “Чук и Гек” «Телеграмма» ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Дорога к отцу»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся читательской компетентности в процессе изучения второй части произведения А. Гайдара “Чук и Гек” &la...