Технологическая карта урока русского языка по теме "В.П. Астафьев", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Виктора Астафьева «Капалуха»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 16.02.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 3Е Урок: 4 Время: 10:45 – 11:25 Кабинет: 209 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 31 Учитель: Залялова Нейля Анатольевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Виктора Астафьева «Капалуха»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, учебная презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3. Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Перед началом нашей работы, я предлагаю вам повернуться к своему соседу по парте и продолжить фразу «Я рад(а) видеть тебя сегодня, потому что …» - Спасибо, попрошу повернуться обратно. Давайте продолжим наш урок. - Во время работы на уроке, я буду наблюдать за вами и ряд, который будет работать наиболее активно, я награжу | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. - Мы готовы. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Презентация
| |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку. - Послушайте скороговорку. Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели. - Зачем нам скороговорка? - Какие звуки встречаются чаще? - Теперь первое предложение читает первый ряд, второе – второй, третье – третий, затем быстрее также и все вместе еще быстрее. - Вы правы. И прочитайте ещё раз, и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры? -Молодцы! - Ребята, какое произведение Виктора Драгунского вы изучали на прошлом уроке? - Давайте вспомним, о чем это произведение? - Спасибо ученики, мне очень отрадно, что вдумчиво и с чувствами читаете произведения. | Слушают учителя. - Что бы внятно проговаривать звук. - Звуки [л' л], буква л. - «Он живой и светится…». Отвечают на вопросы учителя.
| Предметные: повторить необходимый материал. Метапредметные: П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. - Для того, чтобы узнать, какая тема урока, вам нужно разгадать ребус. - Какое слово у вас получилось? - Верно. Произведение «Капалуха» Виктора Астафьева. - Предположите, какая же будет тема нашего урока? - Предположите, какую цель мы можем поставить? У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…» 2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:
| - Капалуха - Виктор Астафьев «Капалуха». - Познакомиться с произведением Виктора Астафьева «Капалуха». 1. Познакомимся с биографией В. Астафьева 2. Прочитаем рассказ «Капалуха». 3. Подведем итоги урока. | Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные: Л: мотивация к учению и познанию Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 1.Рассказывает о творчестве автора. -Сейчас мы с вами познакомимся с биографией Виктора Астафьева. Вам нужно в парах прочитать биографию автора и друг другу рассказать, что же вы узнали. Возьмите карточку под номером 1. Перед выполнением задания, давайте повторим правила работы в парах. - Хорошо. На это задание я даю вам 2 минуты. 2. Подводит учащихся к выводу. - Какая перед нами стояла учебная задача? - Замечательно, кто хочет озвучить, что вы узнали о Викторе Астафьеве? -Спасибо. - Откроем учебник на странице 70. Сейчас мы прослушаем аудио чтение. - Но перед этим поработаем над словами, которые могут вызвать у вас затруднение: Робкий, багроветь, просека, косма, дрёма, напружена. - Сейчас вам нужно внимательно следите за текстом, позже мы ответим на вопросы. 4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - И так, вот мы с вами прослушали произведение. - Кто главные герои произведения? - От чьего лица ведется повествование? - В какое время года проходят действия? - Как вы считаете, изначально мальчики правильно хотели поступить? Почему? - Кто такая капалуха? - Какую учебную задачу ставили? - Справились с её решением? | Озвучивают правила работы в парах. Работают с текстом. - Познакомиться с биографией В. Астафьева. Отвечают на вопросы учителя. Слушают аудио чтение, следят за текстом. Выполняют словарную работу. Предполагают ответы. Читают. - Автор, ребята, капалуха и учитель. - От лица автора. - Летом. - Нет, потому что мать-капалуха заботилась о своих яйцах. - Самка глухаря. - Прослушать произведение и разделить его на части. | Предметные: Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского. Метапредметные: Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Учебник | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: оценивание | 1.Организует повторное,(или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. - Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа, проанализируем. - Прочитайте сначала до слов «я поспешил к бугорку». О чем говорится в этой части? - Что делали герои рассказа? - Как можем озаглавить эту часть? - Читаем дальше, 2 часть до слов «на гнезде она сидела» - Почему поднялся шум у черничного бугорка? - Как можем озаглавить эту часть? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как вы думаете, почему дети хотели забрать яйца? Думали ли они о последствиях своих поступков? - Прочитайте 3 часть. - Озаглавьте часть. - Почему птица выщипала пух? -Как вы думаете, какие чувства испытывала бы капалуха, если бы мальчики забрали яйца? - Молодцы. - Ребята, а почему произведение «Капалуха» является рассказом? 2.Организует оценивание - Давайте подумаем, чему же нас учит этот рассказ? | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы. - Черничный бугорок. - Гнали скот на летнюю пастьбу - По нему бегала птица капалуха - Находка. Волнение капалухи. - Ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо - Нет - Материнская любовь. -Чтобы своим теплом согреть яйца. - Грусть, обиду, скорьбь. Отвечают на вопросы учителя. - Потому что там есть: завязка, кульминация и развязка. - Произведение учит тому, что самое дорогое на свете − это мама. Что мама всегда будет заботиться о своих детях, что ради детей мама готова пожертвовать даже своей жизнью. В рассказе мамой оказывается капалуха, но она точно также бесстрашно готова была пожертвовать собой ради своих будущих детей, как без сомнения поступила любая другая мать. | Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. Метапредметные: П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | Учебник, презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, П Практический: выполнение задания, оценивание | 1 . Организует самостоятельную работу. - Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу. Тест. 1. К чему приближались герои рассказа? А) к густому лесу Б) к болоту В) к альпийским уральским лугам Г) к деревне 2. Что они делали? А) гнали скот с пастбища в деревню Б) гнали скот на летнюю пастьбу В) первый раз за вену выгоняли скот на пастбище 3. Как цветет черника? А) скромно, чуть заметно Б) красивыми крупными белыми цветами В) мелкими ярко-красными цветами 4. Почему поднялся шум у черничного бугорка? А) над ним кружилась стайка птиц Б) над ним кружилась птица капалуха В) по нему бегала птица капалуха 5. Кто такая капалуха? А) утка б) глухарка В) сова Г) куропатка 6. Почему сердце автора забилось от испуга? А) он знал, что капалуха может быть очень опасна Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают 7. Что предложил один из мальчишек? А) взять яйца из гнезда Б) разбить яйца В) поймать птицу Г) подстрелить птицу из рогатки 8. Что ответил ему автор? А) А что будет с капалухой? Б) Зачем тебе это нужно? В) Ты откуда такой жестокий взялся? 9. Где у птицы был выщипан пух? А) на спине Б) на боках В) на животе Г) на крыльях 10. Что сделала капалуха, как только люди отошли? А) вновь стала высиживать яйца Б) полетела добывать добычу В) стала чинить гнездо Контролирует выполнение работы. - Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном. Нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2. 3.Организует взаимооценивание и самооценивание. - Оценим свою успешность в карточке успеха. Если вы нигде не ошиблись ставим «+», одна ошибка «+-», две и более ошибок «-». | Выполняют самостоятельную работу ОТВЕТЫ: 1-В 2-Б 3-А 4-В 5-Б 6-Б 7-А 8-А 9-В 10-А Осуществляют взаимооценивание. | Предметные: уметь выделять главную мысль произведения. Метапредметные: Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности Р: контроль, оценка | карточки с заданием | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г Словесный метод: беседа Наглядный метод Практический: оценивание | 1.Формулирует задание, организует его выполнение -Ребята, а теперь я предлагаю вам в парах пересказать рассказ по частям, на которые мы поделили текст. - Кто выйдет к доске и попробует пересказать? 2. Организует работу по проблемным вопросам. - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? - Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая? 4. Подводит учащихся к выводу - Что вы для себя поняли, прочитав рассказ? - Замечательно. | Слушают учителя. Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения. Метапредметные: П: построение логической цепи рассуждений. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Карточки с заданием Презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод: беседа | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили? -Достигли ли мы этой цели? - А теперь самый активный ряд получит приз! За активную работу награждается … ряд - Если вам понравился урок и у вас не возникло трудностей, покажите класс, а если у вас возникли затруднения, опустите палец вниз. - Урок окончен, досвидения. | -Виктор Астафьев «Капалуха». - Познакомиться с произведением «Капалуха». Дети оценивают урок. | Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя. | Презентация | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс
Урок русского языка по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс
Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"
Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка на тему:"Род имени прилагательного" 3 класс
Конспект урока...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Предложение" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для систематизации знаний учащихся о предложении, развития умения распознавать главные члены предложения и установления связи между ними;Задачи ур...