Методическая разработка урока литературного чтения М.М.Пришвина "Ребята и утята"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята».
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина;
- дать информацию о художественных особенностях произведения;
- учить прогнозировать содержание текста по заглавию;
Развивающие:
- развивать навык осознанного и правильного чтения;
- совершенствовать умение формулировать главную мысль произведения, выражать при чтении свое отношение к прочитанному;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру,
- формировать бережное отношение к природе,
- воспитывать уважительное отношение к писателю как автору произведения.
Урок построен с использованием технологии продуктивного чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения
Класс - 2
Тема урока «М.Пришвин «Ребята и утята».
Цель урока: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята».
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина;
- дать информацию о художественных особенностях произведения;
- учить прогнозировать содержание текста по заглавию;
Развивающие:
- развивать навык осознанного и правильного чтения;
- совершенствовать умение формулировать главную мысль произведения, выражать при чтении свое отношение к прочитанному;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру,
- формировать бережное отношение к природе,
- воспитывать уважительное отношение к писателю как автору произведения.
Урок построен с использованием технологии продуктивного чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Я вижу, что вы готовы к работе, готовы узнавать новое, интересное, и делиться своими знаниями с одноклассниками.
II. Мотивация
- Мне хочется начать урок со слов одного известного писателя и педагога:
-«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные,как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить цели, стремиться к их достижению!»
- Что необходимо, чтобы урок сегодня удался?
III. Работа с текстом до чтения.
1. Проверка домашнего задания.
На слайде пословица: Не бойся быть первым, если твой поступок может стать хорошим примером для других.
К какому из прочитанных ранее произведений подходит эта пословица? Почему?
(«Отважный пингвинёнок» Е. Снегирёва)
- Прочитайте (на слайде):
От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул,
закружился на одном месте, вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок.
- Какое чувство испытывает пингвинёнок в начале? (страх)
- Какая черта характера проявляется у пингвинёнка? (смелость)
- Могут ли люди испытывать похожие чувства?
2) Речевая разминка
Правильно и выразительно читать – это целое искусство и это искусство мы с вами осваиваем на уроках литературного чтения. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, расправьте плечи.
Мы сейчас проведем с вами речевую разминку.
Он морозов не боится, А одет, как господин.
В Антарктиде он гнездится, Называется пингвин.
Уважаем средь соседей. С ними он - одна семья. Морж и белые медведи – Его лучшие друзья.
- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса. (Работаем с 1-м четверостишием)
- Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. (Работаем со 2- м четверостишием)
- Прочитайте выразительно.
- К какой группе животных относится пингвин?
- Какая это птица: дикая или домашняя?
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Люблю всё живое» и познакомимся ещё с одной дикой птицей. А написал о ней М.М. Пришвин (портрет на слайде).
2. Актуализация знаний
Каждая группа получает «секретное письмо». Заштрихуйте лист и вы узнаете название произведения с которым мы сегодня будем с вами работать. Как только вы разгадаете, ваша группа должна встать и взяться за руки. (Тема написана белой свечой на листах А4. Листы у каждой группы. Лист закрашивается, тема проявляется).
3. Антиципация.
Прочитайте название произведения («Ребята и утята»).
- Сегодня мы будем знакомиться с произведением М. Пришвина «Ребята и утята».
- О чем это произведение?
- Кто, на ваш взгляд, главные герои произведения?
- Как вы думаете, какое это произведение: развлекательное, познавательное или поучительное?
- Можем ли мы ответить на этот вопрос? Почему (не читали текст).
- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(На доске – слова-помощники: познакомиться, определить, узнать,)
* Познакомиться с новым произведением.
* Определить главную мысль произведения.
* Узнать о жизни и творчестве писателя.
- Как вы думаете, люди и животные похожи между собой? Что общего между людьми и животными?
- Поможет ли рассказ М.Пришвина ответить на эти вопросы?
IV. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читает учитель.)
В ходе чтения проводится словарная работа.
Чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, вода спала.
Дать детям возможность ответить
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где кузнецы из металла изготавливают (куют) различные изделия.
- К какому жанру относится это произведение? (Рассказ. Краткое произведение, один сюжет, действие могло происходить в жизни)
- Какие чувства вы испытали, слушая этот рассказ?
- Как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят?
Физкультминутка
Раз-два — шли утята. Три-четыре — за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал.
- Сядьте правильно, мы продолжим работу с текстом
2. Перечитывание текста (по частям).
- Давайте вернёмся к тексту и постараемся ответить на вопросы, поставленные до знакомства с текстом. (на слайде)
- Для этого разделим текст на смысловые части
Чтение первой части
- Почему уточка решила перевести утят из леса к озеру?
- Почему для утят озеро означает свободу?(Утки – это водоплавающие птицы, они живут рядом с водой, в воде находят себе пищу)
- Подумайте и скажите, как можно озаглавить эту часть (Утка повела утят к озеру)
-Что можно сказать об уточке, которая выбирает для утят лучшие условия?
(Она заботливая, ответственная мама).
- Заботятся ли ваши мамы о вас, создают ли для вас лучшие условия?
- Можем ли мы сказать, что люди и животные похожи? Чем похожи? (забота о потомстве, ответственность – на слайде)
- Это один из ответов на наш вопрос.
Чтение 2 части.
И мы переходим к следующей части.
- О каком важном событии говорится в этой части? (Ребята начали ловить утят).
- Как мы можем назвать эту часть?
- Какое чувство испытали утята? (Страх)
- Если они могли говорить, что бы они кричали? (Мама)
- Как вела себя уточка? Прочитайте отрывок из текста.
- О каких чувствах говорит её поведение? (Страх за детей, боль, отчаянье)
- Бывают ли похожие ситуации у людей?
- Чем же похожи люди и животные, когда мама переживает за своих детей?(Они испытывают похожие чувства – страх, обиду, отчаянье – на слайде)
- Будет ли это ответом на наш вопрос?
Чтение 3 части
- Кто помешал ребятам поймать утку?
- Смогли ли ребята объяснить свой поступок?
- Почему автор приказал отпустить утят? (Нельзя брать диких животных из их обычной среды обитания. Они могут погибнуть).
- Почему дети обрадовались приказанию автора? (Поняли, что совершили ошибку, глупость)
- Как мы можем назвать эту часть?(Приказ взрослого)
Чтение 4 части
- Послушались ли ребята взрослого?
- Что они сделали с утятами?
- Придумайте название этой части. (Утята на свободе)
- Как вела себя уточка, когда ребята отпустили утят? Прочитайте.
- Почему уточка так себя ведёт? ое чувство она испытывает по отношению к детям? (Она их очень любит)
- И ваши мамы так же любят вас.
- Как мы назовём это чувство? (Материнская любовь – на слайде животные и их детёныши, мамы и их дети).
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.
- Мы видим, что люди и животные похожи между собой материнской любовью.
Чтение 5 части
- А мы переходим к следующей части.
- Почему автор снял шапку?(В знак уважения)
- За что он уважает уточку?(Смелость, мужество, заботу, любовь к детям).
- Какой заголовок подойдет к этой части?(Семья продолжает путешествие)
- Как вы думаете, ребята извлекли урок? Будут ли они снова так поступать?
- О чём заставил вас задуматься М. Пришвин?(Не совершать необдуманных поступков, любить природу, беречь её, защищать животных и оказывать им помощь).
V. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная беседа
- Какова главная мысль рассказа «Ребята и утята»?
- Ребята, что мы можем сказать о М.М.Пришвине?(Любящий природу, заботящийся о животных, добрый, но и строгий одновременно).
- Послушайте, что о нем написал К.Паустовский:
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М.Пришвина».
2. Знакомство с творчеством М.Пришвина.
Михаил Пришвин родился в небольшом селе недалеко от г. Ельца. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Много путешествовал, накопил много впечатлений. Начал писать в 30 лет.
Пришвин был очень наблюдательным человеком. Прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах.
М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Пришвин считал, что человек, как и животные, тоже является частью природы.
- Ребята, вы не устали? Давайте отдохнем!
Физкультминутка
3. Творческие задания. Работа в группах.
Сейчас мы поработаем в группах, чтобы выяснить, насколько вы поняли и прочувствовали этот рассказ.
4 группы
1. Группа «Юристы». Задание «Поделитесь на две подгруппы. Первая подгруппа
«Обвинители» – вы должны обвинить- осудить поступок ребят. Вторая группа «Адвокаты» – вы должны найти возможность для защиты и оправдания ребят.
2. Группа «Психологи». Задание: ответить на вопрос «Как бы вы объяснили ребятам, что их поведение недопустимо?»
3. Группа «Актёры». Задание: выразительное чтение по ролям кульминационной части текста.
4. Группа «Эксперты». Задание: «Какой вопрос хотели бы вы задать автору?».
(3 мин на подготовку).
Выступления групп.
(После каждого выступления попросить детей оценить работу группы, поправить, если нужно).
- Молодцы. Вы очень хорошо поработали, правильно выполнили все задания
4. Обобщающая беседа. Ответ на вопросы, поставленные к тексту в начале урока
- Уже много лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
-К чему призывает М.Пришвин?
- Что, по мнению автора, означает охранять природу?
-Можем ли мы сказать, что природа для людей и животных – общий дом?
- И это будет являться еще одним ответом на наш вопрос. (Природа- наш общий дом)
- Чем они похожи?
(Прочитать со слайда все ответы на вопрос: что общего у человека и животных)
- Давайте подведём итог и прочитаем все вместе ответы, которые у нас получились.
- Забота о потомстве.
- Похожие чувства.
- Материнская любовь.
- Природа – наш общий дом.
В начале урока был поставлен ещё один вопрос: какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Давайте ответим на этот вопрос. (Рассказ поучительный).
- Чему он учит? (Любить и беречь природу).
VI. Рефлексия
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я…
- Самым интересным для меня было…
- Сложным для меня оказалось…
VII. Подведение итога урока
- С каким автором познакомились?
- Какой рассказ мы сегодня читали?
- Кто из героев вам больше всего понравился?
VIII. Домашнее задание.
Выберите героя, от лица которого вы хотели бы пересказать этот рассказ (уточка, ребята, утята, автор) и подготовьте пересказ.
- А сейчас хочу вернуться к словам, которые прозвучали в начале урока: «Вы талантливые дети! Вы хорошо умеете работать!» Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....
