Методическая разработка урока литературного чтения М.М.Пришвина "Ребята и утята"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Дмитриева Ирина Анатольевна

Цель   урока: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята».

 Задачи урока:

 Образовательные:

-   познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина;

-   дать информацию о художественных особенностях произведения;

- учить прогнозировать содержание текста по заглавию;

 Развивающие:

-   развивать навык осознанного и правильного чтения;

-     совершенствовать умение формулировать главную мысль произведения, выражать при чтении свое отношение к прочитанному;

-   формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

 Воспитательные:

-        воспитывать    потребность  в   нравственно-эстетическом   отношении   к окружающему миру,

-   формировать бережное отношение к природе,

-   воспитывать уважительное отношение к писателю как автору произведения.

Урок построен с использованием технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения

 

Класс - 2

 Тема урока «М.Пришвин «Ребята и утята».

 Цель   урока: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята».

 Задачи урока:

 Образовательные:

-   познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина;

-   дать информацию о художественных особенностях произведения;

- учить прогнозировать содержание текста по заглавию;

 Развивающие:

-   развивать навык осознанного и правильного чтения;

-     совершенствовать умение формулировать главную мысль произведения, выражать при чтении свое отношение к прочитанному;

-   формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

 Воспитательные:

-        воспитывать    потребность  в   нравственно-эстетическом   отношении   к окружающему миру,

-   формировать бережное отношение к природе,

-   воспитывать уважительное отношение к писателю как автору произведения.

 

 Урок построен с использованием технологии продуктивного чтения.

 Ход урока

I.  Организационный момент.

 Здравствуйте.  Я  вижу,  что  вы  готовы  к  работе,  готовы   узнавать новое, интересное, и делиться своими знаниями с одноклассниками.

 II.   Мотивация

-   Мне хочется начать урок со слов одного известного писателя и педагога:

-«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные,как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить цели, стремиться к их достижению!»

-   Что необходимо, чтобы урок сегодня удался?

III.   Работа с текстом до чтения.

 

1.     Проверка домашнего задания.

 На слайде пословица: Не бойся быть первым, если твой поступок может стать хорошим примером для других.

К какому из прочитанных ранее произведений подходит эта пословица? Почему?

 («Отважный пингвинёнок» Е. Снегирёва)

 -   Прочитайте (на слайде):

От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул,

закружился на одном месте, вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок.

-   Какое чувство испытывает пингвинёнок в начале? (страх)

-   Какая черта характера проявляется у пингвинёнка? (смелость)

-   Могут ли люди испытывать похожие чувства?

 2) Речевая разминка

 Правильно и выразительно читать – это целое искусство и это искусство мы с вами осваиваем на уроках литературного чтения. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, расправьте плечи.

Мы сейчас проведем с вами речевую разминку.

Он морозов не боится, А одет, как господин.

В Антарктиде он гнездится, Называется пингвин.

Уважаем средь соседей. С ними он - одна семья. Морж и белые медведи – Его лучшие друзья.

-   Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса. (Работаем с 1-м четверостишием)

-   Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. (Работаем со 2- м четверостишием)

-   Прочитайте выразительно.

-   К какой группе животных относится пингвин?

-   Какая это птица: дикая или домашняя?

 Сегодня мы продолжим изучение раздела «Люблю всё живое» и познакомимся ещё с одной дикой птицей. А написал о ней М.М. Пришвин (портрет на слайде).

 

2.  Актуализация знаний

Каждая группа получает «секретное письмо». Заштрихуйте лист и вы узнаете название произведения с которым мы сегодня будем с вами работать. Как только вы разгадаете, ваша группа должна встать и взяться за руки. (Тема написана белой свечой на листах А4. Листы у каждой группы. Лист закрашивается, тема проявляется).

 

3.  Антиципация.

 

Прочитайте название произведения («Ребята и утята»).

 

-    Сегодня мы будем знакомиться с произведением М. Пришвина «Ребята и утята».

 -   О чем это произведение?

 -   Кто, на ваш взгляд, главные герои произведения?

 -    Как вы думаете, какое это произведение: развлекательное, познавательное или поучительное?

-   Можем ли мы ответить на этот вопрос? Почему (не читали текст).

 -    Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

 

(На доске – слова-помощники: познакомиться, определить, узнать,)

 

*   Познакомиться с новым произведением.

 *   Определить главную мысль произведения.

 *   Узнать о жизни и творчестве писателя.

 - Как вы думаете, люди и животные похожи между собой? Что общего между людьми и животными?

- Поможет ли рассказ М.Пришвина ответить на эти вопросы?

 IV.   Работа с текстом во время чтения.

 1.  Первичное чтение (читает учитель.)

 В ходе чтения проводится словарная работа.

Чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, вода спала.

 Дать детям возможность ответить

Чирок-свистунок –  птица   семейства   утиных.   Обитают   эти   птицы   на небольших водоемах.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница –   помещение,   где   кузнецы из  металла     изготавливают (куют) различные изделия.

-  К   какому   жанру   относится   это   произведение?   (Рассказ.   Краткое произведение, один сюжет, действие могло происходить в жизни)

 -   Какие чувства вы испытали, слушая этот рассказ?

 -   Как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят?

 Физкультминутка

 Раз-два — шли утята. Три-четыре — за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал.

 -   Сядьте правильно, мы продолжим работу с текстом

 2.  Перечитывание текста (по частям).

 -   Давайте   вернёмся   к   тексту   и   постараемся   ответить   на   вопросы, поставленные до знакомства с текстом. (на слайде)

 - Для этого разделим текст на смысловые части

 Чтение первой части

-   Почему уточка решила перевести утят из леса к озеру?

-     Почему для утят озеро означает свободу?(Утки – это водоплавающие птицы, они живут рядом с водой, в воде находят себе пищу)

Подумайте и скажите, как можно озаглавить эту часть (Утка повела утят к озеру)

-Что можно сказать об уточке, которая выбирает для утят лучшие условия?

(Она заботливая, ответственная мама).

-   Заботятся ли ваши мамы о вас, создают ли для вас лучшие условия?

-   Можем ли мы сказать, что люди и животные похожи? Чем похожи? (забота о потомстве, ответственность – на слайде)

-   Это один из ответов на наш вопрос.

Чтение 2 части.

И мы переходим к следующей части.

-    О каком важном событии говорится в этой части? (Ребята начали ловить утят).

-   Как мы можем назвать эту часть?

-   Какое чувство испытали утята? (Страх)

-   Если они могли говорить, что бы они кричали? (Мама)

-   Как вела себя уточка? Прочитайте отрывок из текста.

-   О каких чувствах говорит её поведение? (Страх за детей, боль, отчаянье)

-   Бывают ли похожие ситуации у людей?

-      Чем же похожи люди и животные, когда мама переживает за своих детей?(Они испытывают похожие чувства – страх, обиду, отчаянье – на слайде)

Будет ли это ответом на наш вопрос?

Чтение 3 части

- Кто помешал ребятам поймать утку?

- Смогли ли ребята объяснить свой поступок?

-   Почему автор приказал отпустить утят? (Нельзя брать диких животных из их обычной среды обитания. Они могут погибнуть).

-     Почему дети обрадовались приказанию автора? (Поняли, что совершили ошибку, глупость)

-   Как мы можем назвать эту часть?(Приказ взрослого)

 

Чтение 4 части

-   Послушались ли ребята взрослого?

-   Что они сделали с утятами?

-   Придумайте название этой части. (Утята на свободе)

-   Как вела себя уточка, когда ребята отпустили утят? Прочитайте.

-   Почему уточка так себя ведёт? ое чувство она испытывает по отношению к детям? (Она их очень любит)

-   И ваши мамы так же любят вас.

-   Как мы назовём это чувство? (Материнская любовь – на слайде животные и их детёныши, мамы и их дети). 

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.

-      Мы видим, что люди и животные похожи между собой материнской любовью.

Чтение 5 части

-   А мы переходим к следующей части.

-   Почему автор снял шапку?(В знак уважения)

-   За что он уважает уточку?(Смелость, мужество, заботу, любовь к детям).

-   Какой заголовок подойдет к этой части?(Семья продолжает путешествие)

-   Как вы думаете, ребята извлекли урок? Будут ли они снова так поступать?

-   О чём заставил вас задуматься М. Пришвин?(Не совершать необдуманных поступков, любить природу, беречь её, защищать животных и оказывать им помощь).

 

V.     Работа с текстом после чтения

 

1.  Концептуальная беседа

 -   Какова главная мысль рассказа «Ребята и утята»?

-       Ребята, что мы можем сказать о М.М.Пришвине?(Любящий природу, заботящийся о животных, добрый, но и строгий одновременно).

-   Послушайте, что о нем написал К.Паустовский:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М.Пришвина».

2.  Знакомство с творчеством М.Пришвина.

Михаил Пришвин родился в небольшом селе недалеко от г. Ельца. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Много путешествовал, накопил много впечатлений. Начал писать в 30 лет.

Пришвин был очень наблюдательным человеком. Прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах.

М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Пришвин считал, что человек, как и животные, тоже является частью природы.

-   Ребята, вы не устали? Давайте отдохнем!

Физкультминутка 

3.  Творческие задания. Работа в группах.

Сейчас мы поработаем в группах, чтобы выяснить, насколько вы поняли и прочувствовали этот рассказ.

4 группы


1.   Группа  «Юристы». Задание «Поделитесь на две подгруппы. Первая подгруппа

«Обвинители» – вы должны обвинить- осудить поступок ребят. Вторая группа «Адвокаты» – вы должны найти возможность для защиты и оправдания ребят.

 

2.   Группа «Психологи». Задание: ответить на вопрос «Как бы вы объяснили ребятам, что их поведение недопустимо?»

3.            Группа    «Актёры».    Задание:    выразительное    чтение     по    ролям кульминационной части текста.

4.       Группа  «Эксперты».  Задание:  «Какой  вопрос  хотели  бы вы задать автору?».

 

(3 мин на подготовку).

 

Выступления групп.

 

(После каждого выступления попросить детей оценить работу группы, поправить, если нужно).

 

-   Молодцы. Вы очень хорошо поработали, правильно выполнили все задания

 

4. Обобщающая беседа. Ответ на вопросы, поставленные к тексту в начале урока

 -   Уже много лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

 -К чему призывает М.Пришвин?

 -   Что, по мнению автора, означает охранять природу?

 -Можем ли мы сказать, что природа для людей и животных – общий дом?

 -    И это будет являться еще одним ответом на наш вопрос. (Природа- наш общий дом)

 -   Чем они похожи?

(Прочитать со слайда все ответы на вопрос: что общего у человека и животных)

 -     Давайте подведём итог и прочитаем все вместе ответы, которые у нас получились.

 -   Забота о потомстве.

-   Похожие чувства.

-   Материнская любовь.

-   Природа – наш общий дом.

 В  начале  урока  был  поставлен  ещё  один  вопрос:  какой    это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

 Давайте ответим на этот вопрос. (Рассказ поучительный).

 -   Чему он учит? (Любить и беречь природу).

 VI.   Рефлексия

 Продолжите фразу:

 -   Сегодня на уроке я…

-   Самым интересным для меня было…

-   Сложным для меня оказалось…

 VII.  Подведение итога урока

 -   С каким автором познакомились?

-   Какой рассказ мы сегодня читали?

-   Кто из героев вам больше всего понравился?

 VIII.  Домашнее задание.

 Выберите героя, от лица которого вы хотели бы пересказать этот рассказ (уточка, ребята, утята, автор) и подготовьте пересказ.

 -   А сейчас хочу вернуться к словам, которые прозвучали в начале урока: «Вы талантливые дети! Вы хорошо умеете работать!» Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....