Разработка текстов для 4 класса по подготовке ВПР по литературному чтению
тренажёр по чтению (4 класс)

Смирнова Ольга Витальевна

Методический материал поможет качественно подготовить ребят к  ВПР по литературному чтению.Представленно 10 демо версий с аналогичными заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №1

 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 4 класс

 Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой события происходят в реальном мире, но с элементами волшебства?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Солнечные лучи скользили по поверхности воды, заставляя её искриться. В воздухе пахло свежестью, а лёгкий ветерок пробегал между деревьями».

Какой это жанр литературы?

  1. Былина
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Олег и Катя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Олег: «В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью своей силы».
  • Катя: «В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Энциклопедии и справочники

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Тайны воды»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. Поэтический сборник «Река и звёзды»
  4. «Растительный мир нашей страны»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Дельфины общаются с помощью звуков».
  2. «Река тихо разговаривает с берегами».
  3. «Бобры строят плотины на реках».
  4. «Луна улыбается ночному небу».
  5. «Киты путешествуют по океану».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен только баснями.
  2. И.А. Крылов писал научные книги.
  3. С.А. Есенин известен стихами о природе.
  4. Ф.И. Тютчев сочинял сказки.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на воду».
  2. «Река поёт свою песню».
  3. «Птицы возвращаются с юга».
  4. «Деревья шумят на ветру».

Ответ: ________


Текст 1: Евгений Чарушин

Евгений Чарушин – известный детский писатель, который писал о животных и их повадках. Его рассказы помогают детям лучше понимать мир природы. Например, в рассказе «Котёнок» Чарушин описывает, как маленький котёнок учится исследовать окружающий мир.


Текст 2: Вечер у озера

Летним вечером я вышел к озеру и увидел, как поверхность воды отражает багряное небо. Ветер мягко колыхал тростник, а в воздухе пахло свежестью. Лягушки переговаривались у берега, а вдалеке слышался крик чаек. Всё вокруг было таким спокойным, что я понял, как важно беречь природу.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у озера?

Ответ: _____________________________________________________________

Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 2 (Рассказ)
  3. Катя права. В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия.
  4. А – 1 (Энциклопедия «Тайны воды»), Б – 2 (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), В – 4 (Растительный мир нашей страны), Г – 3 (Поэтический сборник «Река и звёзды»)
  5. 1, 3, 5 (Научно-познавательные тексты)

6.1 3 (С.А. Есенин известен стихами о природе)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7. 
2 («Река поёт свою песню»)
8. 
Герой испытывает умиротворение и восхищение, находясь у озера, потому что природа кажется живой и удивительной.
9. 
2 (Его рассказы учат любви к животным)
10. 
2, 3, 5 (Ветер мягко колыхал тростник; Лягушки переговаривались у берега; Вдалеке слышался крик чаек)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Вода отражала багряное небо; Ветер колыхал тростник; Лягушки переговаривались у берега; Вдалеке слышался крик чаек; Я задумался о природе)
12. 
2 (Он увидел, насколько красиво озеро)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего вечера; Герой наблюдал за природой; Герой задумался о её сохранении)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал гармонию природы и её неповторимую красоту.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №2

ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой герои сталкиваются с волшебными событиями и чудесами?

  1. Бытовая сказка
  2. Волшебная сказка
  3. Сказка о животных

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Солнце клонилось к горизонту, заливая небо оранжевыми и розовыми оттенками. В тишине вечернего леса слышался шелест листвы и пение птиц».

Какой это жанр литературы?

  1. Былина
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Дима и Настя спорили о том, что такое волшебная сказка.

  • Дима: «В волшебной сказке герой преодолевает все трудности только благодаря своим умениям».
  • Настя: «В волшебной сказке происходят чудеса, встречаются волшебные предметы и существа».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Энциклопедии и справочники

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Мир леса»
  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. Поэтический сборник «Лесные тропы»
  4. «Животные леса и их повадки»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Сова охотится ночью».
  2. «Лиса пригласила зайца в гости».
  3. «Дуб может жить несколько сотен лет».
  4. «Осень разговаривает с ветром».
  5. «Листопад начинается с приходом осени».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только стихи.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Ф.И. Тютчев был писателем-сказочником.
  4. С.А. Есенин сочинял только рассказы.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Солнце освещает дорогу».
  2. «Лес шепчет свои тайны».
  3. «Птицы возвращаются на родину».
  4. «Река течёт в сторону моря».

Ответ: ________


Текст 1: Виталий Бианки

Виталий Бианки – известный писатель, который писал о природе и животных. Его книги помогают читателям увидеть мир глазами животных. В рассказе «Первая охота» он описывает, как маленький зверёк впервые учится добывать себе еду.


Текст 2: Прогулка по осеннему парку

Осенью парк становится особенно красивым. Листья деревьев окрашиваются в жёлтые и красные оттенки, а воздух наполнен запахом прелых листьев. Ветер поднимает с земли лёгкие листья и кружит их в воздухе. Где-то на дереве стрекочет сорока, а белка ловко прыгает с ветки на ветку. Я смотрю на это и думаю, как удивительна природа.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, гуляя по осеннему парку?

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Виталия Бианки?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы помогают понять природу.
  3. Бианки писал только о жизни людей.
  4. В его книгах описаны только города.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Прогулка по осеннему парку»?

  1. «Листья деревьев окрашиваются в жёлтые оттенки».
  2. «Ветер поднимает листья с земли».
  3. «Сорока стрекочет на дереве».
  4. «Белка ловко прыгает с ветки на ветку».
  5. «Я думаю, как удивительна природа».

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Я пришёл в осенний парк.
    __ Листья деревьев окрасились в яркие цвета.
    __ Ветер поднимал листья с земли.
    __ Сорока стрекотала на дереве.
    __ Белка прыгала по веткам.
    __ Я задумался о красоте природы.

Ответ: ________


Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за парком.
  2. Он увидел, насколько он красив.
  3. Он захотел узнать больше о белках.
  4. Он услышал рассказы старших о деревьях.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Прогулка по осеннему парку»?

  1. Герой гулял по парку зимой.
  2. В тексте описана красота осеннего парка.
  3. Герой наблюдал за природой.
  4. Герой задумался о её сохранении.
  5. Герой пришёл в парк, чтобы покормить птиц.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 2 (Волшебная сказка)
  2. 2 (Рассказ)
  3. Настя права. В волшебной сказке происходят чудеса, встречаются волшебные предметы и существа.
  4. А – 1 (Энциклопедия «Мир леса»), Б – 2 (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»), В – 4 (Животные леса и их повадки), Г – 3 (Поэтический сборник «Лесные тропы»)
  5. 1, 3, 5 (Научно-познавательные тексты)

6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Ворона и Лисица»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Неохотно и несмело»
7. 
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. 
Герой испытывает радость и восхищение, гуляя по осеннему парку, так как он замечает красоту природы.
9. 
2 (Его рассказы помогают понять природу)
10. 
2, 3, 4 (Ветер поднимает листья с земли; Сорока стрекочет на дереве; Белка ловко прыгает с ветки на ветку)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Листья деревьев окрасились в яркие цвета; Ветер поднимал листья с земли; Сорока стрекотала на дереве; Белка прыгала по веткам; Я задумался о красоте природы)
12. 
2 (Он увидел, насколько красив осенний парк)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего парка; Герой наблюдал за природой; Герой задумался о её сохранении)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал, насколько удивителен окружающий мир, и осознал важность его сохранения.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №3 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс. 

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой герой преодолевает трудности с помощью волшебства?

  1. Бытовая сказка
  2. Волшебная сказка
  3. Сказка о животных

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«На лугу колыхались цветы, их лепестки дрожали под лёгким дуновением ветра. Где-то вдалеке стрекотали кузнечики, а над полем кружились бабочки».

Какой это жанр литературы?

  1. Былина
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Петя и Коля спорили о том, что такое волшебная сказка.

  • Петя: «В волшебной сказке герои всегда побеждают благодаря своей смекалке».
  • Коля: «В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Энциклопедии и справочники

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Животные планеты»
  2. Братья Гримм «Золушка»
  3. Поэтический сборник «Времена года»
  4. «Растения России»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Медведь зимой спит в берлоге».
  2. «Лиса разговаривала с зайцем».
  3. «Река несёт свои воды к морю».
  4. «Синицы прилетают к кормушке за едой».
  5. «Солнце улыбнулось облакам».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. С.А. Есенин писал только рассказы.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Л.Н. Толстой писал только стихи.
  4. Ф.И. Тютчев был известен баснями.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на поля».
  2. «Река говорит с берегами».
  3. «Птицы строят гнёзда».
  4. «Ветер качает деревья».

Ответ: ________


Текст 1: Михаил Пришвин

Михаил Пришвин – известный русский писатель, который с любовью писал о природе. Его произведения показывают, как важно бережно относиться к миру вокруг. Один из самых известных рассказов – «Кладовая солнца». В нём Пришвин описывает, как дети учатся понимать природу и её законы.


Текст 2: Летний вечер у реки

Лето в деревне всегда волшебное. Вечером я вышел к реке и увидел, как закат отражается в воде. В воздухе пахло травами и цветами. На берегу прыгали лягушки, а над водой кружились стрекозы. Я слушал, как тихо плещется вода, и понял, как важно сохранить такую красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки?

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?

  1. Он писал только научные книги.
  2. Его произведения учат любви к природе.
  3. Михаил Пришвин сочинял стихи о животных.
  4. Его книги рассказывают о путешествиях по морям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Летний вечер у реки»?

  1. «Вечером я вышел к реке».
  2. «Лягушки прыгали на берегу».
  3. «Стрекозы кружились над водой».
  4. «В воздухе пахло травами и цветами».
  5. «Вода отражала закат».

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Я вышел к реке.
    __ Вода отражала закат.
    __ В воздухе пахло травами.
    __ Стрекозы кружились над водой.
    __ Лягушки прыгали по берегу.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Ответ: ________


Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за рекой.
  2. Он увидел красоту природы.
  3. Он захотел узнать больше о животных.
  4. Он услышал рассказы старших о реке.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летний вечер у реки»?

  1. Герой был у реки зимой.
  2. В тексте описана красота летнего вечера.
  3. Герой наблюдал за лягушками и стрекозами.
  4. Герой задумался о природе.
  5. Герой пришёл к реке ловить рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: _____________________________________________________________

Ответы

  1. 2 (Волшебная сказка)
  2. 4 (Стихотворение)
  3. Коля прав. В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса.
  4. А – 1 (Энциклопедия «Животные планеты»), Б – 2 (Братья Гримм «Золушка»), В – 4 (Растения России), Г – 3 (Поэтический сборник «Времена года»)
  5. 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7. 
2 («Река говорит с берегами»)
8. 
Герой испытывает радость, покой и восхищение перед летним вечером у реки. Природа описана живо, чтобы передать её красоту.
9. 
2 (Его произведения учат любви к природе)
10. 
2, 3, 4 (Лягушки прыгали на берегу; Стрекозы кружились над водой; В воздухе пахло травами и цветами)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Вода отражала закат; В воздухе пахло травами; Стрекозы кружились над водой; Лягушки прыгали по берегу; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 
2 (Он увидел красоту природы)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего вечера; Герой наблюдал за лягушками и стрекозами; Герой задумался о природе)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он понял, как прекрасен мир природы, и осознал, как важно его сохранять.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №4 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой животные ведут себя как люди, разговаривают и совершают поступки, характерные для людей?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: 2 (Сказка о животных)


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Деревья тихо покачивались под лёгким ветром, и листья шептали что-то друг другу».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: 3 (Рассказ)


Задание 3:

Четвероклассники Аня и Саша спорили, что такое сказка о животных.

  • Аня: «Сказка о животных – это история, где звери разговаривают, но ведут себя как обычные животные».
  • Саша: «В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер и поступки, как у человека».

Кто из них прав? Обоснуй ответ.

Ответ: Саша прав. В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер, они разговаривают и совершают поступки, как человек.


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Энциклопедии и справочники

Б

Волшебные сказки

В

Книги о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. «Загадки леса»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  3. Поэтический сборник «Голоса природы»
  4. Энциклопедия «Животные мира»

Ответ:
А – 4, Б – 2, В – 1, Г – 3


Задание 5:

Какие из утверждений относятся к научно-познавательным текстам?

  1. «Волк охотится ночью».
  2. «Лиса пригласила зайца на чай».
  3. «Медведь спит в берлоге зимой».
  4. «Ёж сворачивается клубком при опасности».
  5. «Деревья разговаривают с ветром».

Ответ: 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только басни.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о животных.
  4. С.А. Есенин писал научные статьи.

Ответ: 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Ответ:
Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей».
Произведение С.А. Есенина – «Берёза».


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Звёзды светят на небе».
  2. «Ветер шепчет свою песню».
  3. «Река течёт к морю».
  4. «Солнце освещает луг».

Ответ: 2 («Ветер шепчет свою песню»)


Текст 1: Николай Сладков

Николай Сладков был известным писателем-натуралистом. В своих произведениях он рассказывал о жизни лесных зверей, птиц и растений. Его рассказы учат детей наблюдать за природой и понимать её. Например, в рассказе «Весна в лесу» автор описывает, как пробуждается природа после зимы.


Текст 2: Вечер в деревне

Солнце опускалось за горизонт, окрашивая небо в розовые и золотые оттенки. На лугу звенели кузнечики, а издалека доносился плеск воды. Мы сидели на берегу реки и слушали, как ветерок ласково шуршит в листьях. Это был удивительный момент, который запомнился мне надолго.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки?

Ответ: Герой испытывает радость, спокойствие и восхищение перед красотой природы.


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Николая Сладкова?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы учат любви к природе.
  3. Николай Сладков писал только про города.
  4. В его книгах описываются вымышленные животные.

Ответ: 2 (Его рассказы учат любви к природе)


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Вечер в деревне»?

  1. «Солнце опускалось за горизонт».
  2. «На лугу звенели кузнечики».
  3. «Ветерок ласково шуршит в листьях».
  4. «Издалека доносился плеск воды».
  5. «Небо окрасилось в золотые оттенки».

Ответ: 2, 3, 4 (Оживление природы)


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Мы сидели на берегу реки.
    __ Солнце опускалось за горизонт.
    __ На лугу звенели кузнечики.
    __ Ветерок шуршал в листьях.
    __ Издалека доносился плеск воды.
    __ Я понял, как важна природа.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6


Задание 12:

Почему герой текста понял важность природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за рекой.
  2. Он понял, как красиво вокруг.
  3. Он захотел изучить животных.
  4. Он услышал пение птиц.

Ответ: 2 (Он понял, как красиво вокруг)


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер в деревне»?

  1. Герой был у реки утром.
  2. В тексте описана красота природы вечером.
  3. Герой наблюдал за рекой и слушал звуки природы.
  4. Герой задумался о важности природы.
  5. Герой пришёл на реку, чтобы ловить рыбу.

Ответ: 2, 3, 4


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: Герой понял, как прекрасна природа, её звуки и краски, и осознал важность её сохранения.


Ответы

  1. 2 (Сказка о животных)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Саша прав. В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер, они разговаривают и совершают поступки, как человек.
  4. А – 4 (Энциклопедия «Животные мира»), Б – 2 (Сказка о золотом петушке), В – 1 (Загадки леса), Г – 3 (Голоса природы)
  5. 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7. 
2 («Ветер шепчет свою песню»)
8. 
Герой испытывает радость, спокойствие и восхищение перед красотой природы.
9. 
2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 
2, 3, 4 (На лугу звенели кузнечики; Ветерок ласково шуршит в листьях; Издалека доносился плеск воды)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Солнце опускалось за горизонт; На лугу звенели кузнечики; Ветерок шуршал в листьях; Издалека доносился плеск воды; Я понял, как важна природа)
12. 
2 (Он понял, как красиво вокруг)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота природы вечером; Герой наблюдал за рекой и слушал звуки природы; Герой задумался о важности природы)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он понял, как прекрасна природа, её звуки и краски, и осознал важность её сохранения.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №5 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой герои преодолевают трудности с помощью волшебных предметов?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Лес просыпался от ночной тишины. На листьях блестела роса, а птицы, приветствуя утро, наполняли воздух своими звонкими голосами».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Таня и Игорь обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Таня: «В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников».
  • Игорь: «В волшебной сказке герои побеждают благодаря своим силам без помощи магии».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Научные и познавательные книги

Б

Волшебные сказки

В

Книги о природе

Г

Стихи

Книги:

  1. Энциклопедия «Жизнь в океанах»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  3. Сборник стихов «Голоса природы»
  4. «Тайны леса»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Белый медведь умеет плавать и нырять в холодной воде».
  2. «Зайчик помог белочке собрать орехи».
  3. «Лебеди улетают на юг с наступлением зимы».
  4. «Медведь спит в берлоге зимой».
  5. «Река разговаривает с деревьями».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. С.А. Есенин писал рассказы о путешествиях.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Л.Н. Толстой писал научные книги о животных.
  4. Ф.И. Тютчев известен своими баснями.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Луна светит на поля».
  2. «Ветер поёт свою песню».
  3. «Река течёт вдоль берега».
  4. «Деревья шумят на ветру».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Константин Паустовский
(1892–1968)

Константин Паустовский был одним из самых известных русских писателей, который писал о природе. Его произведения наполнены любовью к окружающему миру. Один из его рассказов – «Заячьи лапы» – рассказывает о том, как человек помогает животным в трудной ситуации. Паустовский учит читателей, как важно бережно относиться к природе, защищать её и понимать её красоту.


Текст 2

Весенний день на реке

Весной река оживает. Мы с друзьями отправились к реке, и вокруг нас всё дышало жизнью. На поверхности воды плавали утки, в камышах прятались лягушки, а в небе летали чайки. Вдруг мы заметили, как рыба выпрыгнула из воды и исчезла. Это напомнило мне, как важно заботиться о природе, чтобы такие моменты могли радовать нас и в будущем. Река дарила спокойствие и радость, а мы поняли, как важно сохранить эту красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только о жизни людей.
  2. Его рассказы учат любви к природе.
  3. Паустовский известен своими научными трудами.
  4. Его книги были посвящены только животным.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Весенний день на реке»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «На поверхности воды плавали утки»
  2. «В камышах прятались лягушки»
  3. «Рыба выпрыгнула из воды»
  4. «В небе летали чайки»
  5. «Река дарила спокойствие и радость»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями отправились к реке.
    __ На поверхности воды плавали утки.
    __ Рыба выпрыгнула из воды.
    __ В камышах прятались лягушки.
    __ В небе летали чайки.
    __ Мы задумались о сохранении природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за утками.
  2. Он увидел, как оживает весенняя река.
  3. Он захотел больше узнать о рыбах.
  4. Он услышал рассказ друга о реке.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний день на реке»?

  1. Герой был у реки осенью.
  2. В тексте описана красота весеннего дня.
  3. Герой наблюдал за птицами и рыбой.
  4. Герой понял, как важно сохранять природу.
  5. Герой пришёл к реке, чтобы поймать рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на весеннюю реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Таня права. В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников.
  4. А — 1 (Жизнь в океанах), Б — 2 (Сказка о царе Салтане), В — 4 (Тайны леса), Г — 3 (Голоса природы)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 
2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт свою песню»)
8. 
Герой испытывает радость и умиротворение, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 
2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 
1, 2, 3, 4 (На поверхности воды плавали утки; В камышах прятались лягушки; Рыба выпрыгнула из воды; В небе летали чайки)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (На поверхности воды плавали утки; Рыба выпрыгнула из воды; В камышах прятались лягушки; В небе летали чайки; Мы задумались о сохранении природы)
12. 
2 (Он увидел, как оживает весенняя река)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота весеннего дня; Герой наблюдал за птицами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал красоту весенней реки и осознал её важность для будущих поколений.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №6 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой действуют волшебные предметы и существа?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«На опушке леса раскинулось озеро. Вечером оно светилось в свете луны, и лес казался сказочным».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Саша и Маша обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Саша: «В волшебной сказке животные разговаривают».
  • Маша: «В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Научная литература

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Н.М. Карамзин «История государства Российского»
  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. «Тайны леса» (научное издание)
  4. Сборник стихов «Мир вокруг нас»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Волк охотится ночью, прячась среди деревьев».
  2. «Ветры сдувают листья с деревьев осенью».
  3. «Лисица пригласила зайца на ужин».
  4. «Ёж свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
  5. «У медведя зимой мягкая и тёплая шерсть».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой написал сказки только для детей.
  2. Ф.И. Тютчев писал стихи о природе.
  3. И.А. Крылов известен своими рассказами о животных.
  4. А.С. Пушкин сочинял стихи о науке.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на поле».
  2. «Лес шепчет свои тайны».
  3. «Звёзды светят в небе».
  4. «Река течёт среди гор».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Самуил Маршак
(1887–1964)

Самуил Маршак – известный русский поэт и переводчик, написавший множество стихов и сказок для детей. Его произведения часто посвящены дружбе, честности и любви к природе. Одним из самых популярных произведений Маршака является сказка в стихах «Кошкин дом». В ней рассказывается о котах и их доме, полном радости и тепла, но в который однажды приходит беда. Эта сказка учит детей тому, как важно заботиться о своих близких и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Книги Маршака до сих пор любимы детьми за их доброту и душевность.


Текст 2

Осенний день в лесу

Осень в лесу – это время тишины и спокойствия. Мы с семьёй отправились на прогулку, и вокруг было тихо и красиво. Листья начали менять цвет на жёлтый и красный, а некоторые уже опали на землю, покрыв её мягким ковром. Воздух был прохладным и свежим, а небо – чистым и голубым. Мы шли по тропинке и слышали, как ветер слегка покачивает ветки. Вдруг я заметил, как белка прыгает с дерева на дерево, собирая орехи. Мне стало так приятно находиться в этом месте, где природа дышит и живёт, и я понял, как важно беречь её красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь осенью в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Самуила Маршака?

  1. Он писал только рассказы.
  2. Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта.
  3. В его произведениях нет места для природы.
  4. Маршак известен только своими переводами.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенний день в лесу»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Листья начали менять цвет на жёлтый и красный»
  2. «Некоторые листья уже опали на землю»
  3. «Ветер слегка покачивает ветки»
  4. «Белка прыгает с дерева на дерево»
  5. «Природа дышит и живёт»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй отправились на прогулку в лес.
    __ Листья начали менять цвет.
    __ Воздух был прохладным и свежим.
    __ Мы услышали, как ветер покачивает ветки.
    __ Я заметил белку, собирающую орехи.
    __ Я понял, как важно беречь природу.

Задание 12:

Почему герой текста почувствовал радость и умиротворение, находясь в лесу?

  1. Ему понравилось наблюдать за белкой.
  2. Он ощутил красоту осенней природы.
  3. Он хотел собрать грибы и ягоды.
  4. Ему рассказывали историю про лес.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенний день в лесу»?

  1. Герой пришёл в лес весной.
  2. Лес описан как спокойное и живое место.
  3. Белка испугалась и убежала от героя.
  4. Герой осознал важность охраны природы.
  5. Герой пришёл в лес, чтобы порыбачить.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

1. 1 (Волшебная сказка)

2. 3 (Рассказ)

3. Маша права. В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса.

4. А — 1 (Н.М. Карамзин «История государства Российского»), Б — 2 (Руслан и Людмила), В — 3 (Тайны леса), Г — 4 (Сборник стихов «Мир вокруг нас»)

5. 1, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 
2 (Ф.И. Тютчев писал стихи о природе)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Свинья под Дубом»; Произведение Л.Н. Толстого – «Филипок»
7.
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. 
Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в лесу осенью. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 
2 (Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта)
10. 
1, 3, 4, 5 (Листья начали менять цвет на жёлтый и красный; Ветер слегка покачивает ветки; Белка прыгает с дерева на дерево; Природа дышит и живёт)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Листья начали менять цвет; Воздух был прохладным и свежим; Мы услышали, как ветер покачивает ветки; Я заметил белку, собирающую орехи; Я понял, как важно беречь природу)
12. 
2 (Он ощутил красоту осенней природы)
13. 
2, 4 (Лес описан как спокойное и живое место; Герой осознал важность охраны природы)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку, потому что он почувствовал живую природу вокруг себя и понял, как важно её сохранить.

 



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №10 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс.

 Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой есть волшебные герои и события?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Утренний туман окутал поле. На траве блестели капельки росы, а вдали слышались голоса пробуждающихся птиц».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Оля и Миша обсуждали, что такое сказка о животных.

  • Оля: «В сказке о животных звери разговаривают и ведут себя как люди».
  • Миша: «Сказка о животных — это история, где звери помогают людям».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Энциклопедии и справочники

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Мир насекомых»
  2. Сборник сказок братьев Гримм
  3. Поэтический сборник «Звуки природы»
  4. «Жизнь леса»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Лисица охотится ночью, прячась в траве».
  2. «Заяц пошёл в гости к белке».
  3. «Ёжик сворачивается клубком при опасности».
  4. «Волки охраняют свою территорию».
  5. «Деревья в лесу разговаривают шёпотом».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. С.А. Есенин писал научные статьи о природе.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Л.Н. Толстой сочинял сказки о животных.
  4. Ф.И. Тютчев писал рассказы о путешествиях.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение С.А. Есенина: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на поля».
  2. «Река поёт свою песню».
  3. «Деревья качаются на ветру».
  4. «Птицы летят в небе».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Евгений Чарушин
(1901–1965)

Евгений Чарушин — известный детский писатель и художник. Его рассказы о животных помогают детям узнать больше о природе и её обитателях. Например, в рассказе «Ёжик» он описывает жизнь маленького зверька, учит заботиться о природе и уважать её. Чарушин умел объяснить сложные вещи простым языком, поэтому его книги до сих пор читают с удовольствием.


Текст 2

Осенний вечер в лесу

Осенью лес становится особенно красивым. Мы с семьёй отправились на прогулку. Деревья стояли в жёлтых и оранжевых листьях, а под ногами шуршали опавшие листья. В воздухе был лёгкий запах осени, а вокруг раздавались звуки леса. Вдруг я заметил белку, которая собирала орехи и прятала их под корнями деревьев. Вечерний лес дарил ощущение покоя, и я понял, как важно заботиться о природе, чтобы сохранить её красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь в осеннем лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Евгения Чарушина?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его произведения учат любви к природе.
  3. Чарушин известен своими научными работами.
  4. Его книги посвящены жизни в городе.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенний вечер в лесу»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Деревья стояли в жёлтых листьях»
  2. «Под ногами шуршали опавшие листья»
  3. «Белка собирала орехи»
  4. «В воздухе был лёгкий запах осени»
  5. «Лес дарил ощущение покоя»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй отправились в лес.
    __ Деревья стояли в жёлтых листьях.
    __ Под ногами шуршали опавшие листья.
    __ Белка собирала орехи.
    __ Вечерний лес дарил покой.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за белкой.
  2. Он увидел, как прекрасен осенний лес.
  3. Он захотел больше узнать о деревьях.
  4. Он услышал шуршание листьев.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенний вечер в лесу»?

  1. Герой гулял в лесу зимой.
  2. В тексте описана красота осеннего леса.
  3. Герой наблюдал за белкой.
  4. Герой понял, как важно сохранять природу.
  5. Герой пошёл в лес, чтобы собрать грибы.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он находился в осеннем лесу? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Оля права. В сказке о животных звери разговаривают и ведут себя как люди.
  4. А — 1 (Мир насекомых), Б — 2 (Сборник сказок братьев Гримм), В — 4 (Жизнь леса), Г — 3 (Звуки природы)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 
2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Ворона и Лисица»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7.
2 («Река поёт свою песню»)
8. 
Герой испытывает радость и умиротворение, находясь в осеннем лесу. Природа описана так живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 
2 (Его произведения учат любви к природе)
10. 
1, 2, 3 (Деревья стояли в жёлтых листьях; Под ногами шуршали опавшие листья; Белка собирала орехи)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Деревья стояли в жёлтых листьях; Под ногами шуршали опавшие листья; Белка собирала орехи; Вечерний лес дарил покой; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 
2 (Он увидел, как прекрасен осенний лес)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего леса; Герой наблюдал за белкой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал красоту и покой осеннего леса, осознав его уникальность и важность.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №8 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой есть чудеса и волшебные предметы?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Солнце поднималось над горизонтом, заливая поле ярким светом. На траве блестели капельки росы, а в небе раздавались голоса первых птиц».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Коля и Настя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Коля: «В волшебной сказке есть волшебники и магия».
  • Настя: «В волшебной сказке герои решают все проблемы без чьей-либо помощи».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Справочники и энциклопедии

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Животные планеты»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  3. Поэтический сборник «Времена года»
  4. «Растения России»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Лось живёт в лесу и питается ветками и травой».
  2. «Заяц помогает лисе строить дом».
  3. «Весной медведь выходит из берлоги после зимней спячки».
  4. «Ёжик свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
  5. «Деревья в лесу шепчутся между собой».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен своими стихами о природе.
  2. С.А. Есенин писал только басни.
  3. И.А. Крылов известен своими баснями.
  4. Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о животных.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце освещает поля».
  2. «Ветер поёт в кронах деревьев».
  3. «Река течёт к озеру».
  4. «Дождь напоил землю».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Михаил Пришвин
(1873–1954)

Михаил Пришвин – известный русский писатель, который с любовью писал о природе. Его произведения показывают, как важно бережно относиться к миру вокруг. Один из самых известных рассказов – «Кладовая солнца». В нём Пришвин описывает, как мальчик и девочка учатся понимать природу и её законы. Книги Михаила Пришвина читают как дети, так и взрослые, потому что они наполнены добротой и уважением к природе.


Текст 2

Вечер у реки

Когда солнце опускалось за горизонт, вода в реке начала переливаться золотистыми и оранжевыми оттенками. Воздух был наполнен запахом трав и звуками кузнечиков. Мы с друзьями сидели на берегу, наблюдая, как рыба выпрыгивает из воды, а на камышах сидят стрекозы. Это было волшебное время, которое напомнило мне, как важно сохранять такие красивые места. Природа дарит нам радость, и мы должны заботиться о ней.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?

  1. Он писал только о жизни людей.
  2. Его произведения учат любви и уважению к природе.
  3. Пришвин известен своими научными трудами.
  4. Его рассказы были посвящены только детям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Вечер у реки»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Вода переливалась золотистыми оттенками»
  2. «Воздух был наполнен запахом трав»
  3. «Кузнечики стрекотали на лугу»
  4. «Рыба выпрыгивала из воды»
  5. «На камышах сидели стрекозы»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями сидели на берегу реки.
    __ Воздух был наполнен запахом трав.
    __ Рыба выпрыгивала из воды.
    __ На камышах сидели стрекозы.
    __ Солнце опускалось за горизонт.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за стрекозами.
  2. Он понял, как красива природа у реки.
  3. Он захотел больше узнать о реках.
  4. Он услышал рассказы друзей о природе.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер у реки»?

  1. Герой был у реки утром.
  2. В тексте описано, как красиво река на закате.
  3. Герой наблюдал за стрекозами и рыбой.
  4. Герой понял, как важно сохранять природу.
  5. Герой пошёл к реке, чтобы поймать рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Коля прав. В волшебной сказке есть волшебники и магия.
  4. А — 1 (Животные планеты), Б — 2 (Сказка о золотом петушке), В — 4 (Растения России), Г — 3 (Времена года)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 
3 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт в кронах деревьев»)
8. 
Герой испытывает восхищение и радость, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 
2 (Его произведения учат любви и уважению к природе)
10. 
1, 2, 3, 4, 5 (Вода переливалась золотистыми оттенками; Воздух был наполнен запахом трав; Кузнечики стрекотали на лугу; Рыба выпрыгивала из воды; На камышах сидели стрекозы)
11. 
5, 2, 4, 3, 6 (Солнце опускалось за горизонт; Воздух был наполнен запахом трав; На камышах сидели стрекозы; Рыба выпрыгивала из воды; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 
2 (Он понял, как красива природа у реки)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описано, как красиво река на закате; Герой наблюдал за стрекозами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел волшебство природы, её красоту и гармонию.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №9 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс

 Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой главный герой пользуется волшебными предметами?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Когда наступил вечер, река стала отражать огоньки звёзд, и лес вокруг задышал тишиной и покоем».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Толя и Катя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Толя: «В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников».
  • Катя: «В волшебной сказке животные разговаривают, а главные герои решают задачи без чьей-либо помощи».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Научно-познавательные книги

Б

Волшебные сказки

В

Истории о природе

Г

Поэзия

Книги:

  1. «Жизнь под водой»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
  3. Поэтический сборник «Природа в стихах»
  4. «Растения нашей страны»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Рыбы дышат с помощью жабр».
  2. «Лиса пригласила зайца на ужин».
  3. «Ёжик спит под слоем опавших листьев зимой».
  4. «Медведь зимой прячется в берлоге».
  5. «Деревья в лесу шепчутся, как будто разговаривают».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал сказки для взрослых.
  2. С.А. Есенин известен своими стихами о природе.
  3. И.А. Крылов сочинял рассказы о путешествиях.
  4. Ф.И. Тютчев писал только басни.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Река тихо течёт между берегов».
  2. «Ветер шепчет свои истории».
  3. «Солнце светит над полями».
  4. «Птицы поют на ветвях».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Борис Житков
(1882–1938)

Борис Житков был известным русским писателем, который писал о природе и животных. Его произведения помогали детям лучше понимать, как устроен мир. Один из самых известных рассказов Житкова – «Как я ловил рыбу». В этом рассказе он учит внимательности и терпению, которые нужны, чтобы ловить рыбу и наблюдать за природой. Житков показывал, как важно любить и уважать природу, ведь в ней есть свои тайны и удивительные открытия.


Текст 2

Прогулка в осеннем парке

Осенний парк был полон красок. Деревья стояли в разноцветных листьях, а на земле лежал мягкий ковёр из опавших листьев. Мы с семьёй гуляли по парку, и я услышал, как ветер шуршал листьями, а птицы тихо щебетали в ветвях. У фонтана мы увидели маленькую белочку, которая прыгала с ветки на ветку, собирая жёлуди. Воздух был свежий и прохладный, а небо – чистым и голубым. Я понял, что такие моменты – это напоминание о том, как важно сохранять природу и заботиться о ней.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь в осеннем парке? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Бориса Житкова?

  1. Он писал только научные статьи.
  2. Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе.
  3. Житков писал о жизни в больших городах.
  4. Его рассказы были посвящены только людям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Прогулка в осеннем парке»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Деревья стояли в разноцветных листьях»
  2. «Ветер шуршал листьями»
  3. «Птицы тихо щебетали в ветвях»
  4. «Белочка прыгала с ветки на ветку»
  5. «Небо было чистым и голубым»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй гуляли по парку.
    __ Деревья стояли в разноцветных листьях.
    __ Воздух был свежий и прохладный.
    __ Мы услышали, как ветер шуршит листьями.
    __ Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за белочкой.
  2. Он увидел, как красив парк осенью.
  3. Он захотел больше узнать о деревьях.
  4. Он услышал, как птицы поют в ветвях.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Прогулка в осеннем парке»?

  1. Герой пришёл в парк весной.
  2. В тексте описана красота осеннего пейзажа.
  3. Герой наблюдал за белкой и слушал птиц.
  4. Герой понял важность защиты природы.
  5. Герой пришёл в парк, чтобы посмотреть на фонтан.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел осенний парк? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Толя прав. В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников.
  4. А — 1 (Жизнь под водой), Б — 2 (Сказка о мёртвой царевне), В — 4 (Растения нашей страны), Г — 3 (Природа в стихах)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 
2 (С.А. Есенин известен своими стихами о природе)
6.2 
Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Л.Н. Толстого – «Кавказский пленник»
7.
2 («Ветер шепчет свои истории»)
8. 
Герой испытывает радость и умиротворение, находясь в осеннем парке. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 
2 (Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе)
10. 
2, 3, 4 (Ветер шуршал листьями; Птицы тихо щебетали в ветвях; Белочка прыгала с ветки на ветку)
11. 
2, 3, 4, 5, 6 (Деревья стояли в разноцветных листьях; Воздух был свежий и прохладный; Мы услышали, как ветер шуршит листьями; Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 
2 (Он увидел, как красив парк осенью)
13. 
2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего пейзажа; Герой наблюдал за белкой и слушал птиц; Герой понял важность защиты природы)
14. 
Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел яркие осенние краски и осознал, как важно беречь такие уголки природы.



Предварительный просмотр:

Тренировочный вариант №10 ВПР 2025

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс.

Задание 1:

Какой вид сказки описывает повседневную жизнь людей без волшебных элементов?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Рысь вдруг замерла, уши поднялись, глаза заблестели – вот она, добыча!»

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Маша и Олег после изучения темы «Жанры фольклора» высказали свои мнения.

  • Маша: «Поговорка – это краткое, поучительное изречение, которое часто рифмуется».
  • Олег: «Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется».

Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами – книги, которые брали читатели.

Раздел библиотеки

Описание раздела

А

Справочная литература

Б

Литературные сказки

В

Устное народное творчество

Г

Рассказы о природе

Книги:

  1. Колыбельные песенки, потешки, прибаутки
  2. Орфографический словарь для начальной школы
  3. М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  4. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие описания и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Зимой медведи спят в своих берлогах, сохраняя энергию.»
  2. «Летучие мыши летают только ночью, используя эхолокацию для поиска пищи.»
  3. «Волшебная фея взмахнула палочкой, и лес ожил.»
  4. «Рысь — это хищное животное, обитающее в лесах России.»
  5. «Белка спрятала орехи в дупле дерева, чтобы найти их весной.»

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только романы.
  2. В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы.
  3. И.А. Крылов известен своими загадками.
  4. Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Весенний вечер».

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина.

Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Произведение А.С. Пушкина: _________________________


Задание 7:

В какой стихотворной строке используется метафора?

  1. «Небо плачет дождём…»
  2. «Звёзды тихо мерцают…»
  3. «Ручей бежит, как серебряная нить…»
  4. «Ветер свистит в ветвях…»

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.

Текст 1

Константин Паустовский
(1892–1968)

Константин Паустовский родился в Москве, но детство провёл в Украине, на берегах Днепра. Его произведения часто посвящены природе и человеческим чувствам. После войны Паустовский стал известным писателем, описывая красоту русской природы и глубину человеческих переживаний. В рассказах Паустовского природа выступает как живой персонаж, отражающий внутренний мир героев.


Текст 2

Весенний лес

Мы стояли на краю весеннего леса. Воздух был свежий и пахло мхом. Птицы пели в ветвях, а из-под снега начинали появляться зелёные побеги. Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев. Я посмотрел вокруг – всё казалось новым и живым, как будто природа просыпалась после долгого сна.

– Смотри, – сказал мой друг, показывая на куст малины. – Здесь скоро будут ягоды.

– А вот и зайчонок! – воскликнул я, увидев маленького зверька, который осторожно выглянул из кустов. Мне захотелось его поймать и рассмотреть . Но вдруг я вспомнил рассказ деда о том, что это может привлечь к нему хищников и передумал. Зайчонок быстро убежал, но следы его лапок остались на мягкой земле.


Задание 8:

Какие чувства вызывает у автора весенний лес? Объясни, почему природа описывается как живое существо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только о жизни в больших городах.
  2. Его рассказы часто связаны с темой природы.
  3. Паустовский не уделял внимания человеческим чувствам в своих произведениях.
  4. В его текстах отсутствуют описания природы.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Воздух был свежий и пахло мхом»
  2. «Птицы пели в ветвях»
  3. «Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев»
  4. «Из-под снега начинали появляться зелёные побеги»
  5. «Следы его лапок остались на мягкой земле»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы стояли на краю весеннего леса.
    __ Птицы пели в ветвях.
    __ Я увидел зайчонка, выглянувшего из кустов.
    __ Мой друг показал на куст малины.
    __ Лес оживал, и в его тишине слышался шорох листьев.
    __ Следы лапок зайчонка остались на земле.

Задание 12:

Почему герои текста решили не трогать природу вокруг них?

  1. Им понравился вид.
  2. Они боялись нанести вред.
  3. Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить.
  4. Их попросили это сделать родители.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний лес»?

  1. Герои пришли в лес для охоты.
  2. Лес описывается как живой организм, который просыпается весной.
  3. Автора не впечатлила природа весеннего леса.
  4. Герои наблюдают за животными и растениями в лесу.
  5. Писатель описывает лес, как будто он уже летний.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце автора забилось от волнения, когда он увидел зайчонка? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________

 

Ответы

1. 3 (Бытовая сказка)

2. 3 (Рассказ)

3. Олег прав. Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется.

4. А — 2 (Орфографический словарь), Б — 4 (Мороз Иванович), В — 1 (Колыбельные песенки, потешки, прибаутки), Г — 3 (Кладовая солнца)

5. 1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.
6.1 2 (В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы)
6.2 Произведение Л.Н. Толстого – «Детство»; Произведение А.С. Пушкина – «Сказка о золотом петушке»

7. 1 («Небо плачет дождём…»)

8. Весенний лес вызывает у автора чувство восхищения и покоя, природа описывается как живое существо, чтобы показать её оживление.

9. 2 (Его рассказы часто связаны с темой природы)

10. 1, 2, 3, 4 (Выражения оживления природы)

11. 2, 5, 3, 4, 6 (последовательность событий в тексте 2)

12. 3 (Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить)

13. 2, 4 (Лес описывается как живой организм; Герои наблюдают за животными и растениями)

14. Сердце автора забилось от волнения, так как он почувствовал трепет за хрупкость и красоту живого существа, которое он увидел в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Поурочные разработки для 2 класса по программе "Школа России". Литературное чтение

Поурочные разработки для 2 класса по программе "Школа России". Литературное чтениеРаздел содержит разработки уроков по основным предметам во 2 классе...

Памятка для учащихся по подготовке к урокам литературного чтения 1-4 классы

Данный материал могут использовать учащиеся начальной школы для подготовки к урокам литературного чтения...

Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.

   Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»

Методическая разработка «Развитие  творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»...

Подготовка к впр литературное чтение

литературное чтение впр...