Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс «Е.А.Пермяк Дедушкин характер»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Представляю вам технологическую карту урока по литературному чтению 3 класс «Е.А.Пермяк Дедушкин характер».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 137.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Образовательная организация: ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учитель: Ковалева Елизавета Романовна
Дата проведения:
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Модуль: Литературное чтение
Тема урока: «Герой художественного произведения: время и место проживания,
особенности внешнего вида и характера Е. А. Пермяк «Дедушкин характер»»
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с произведением Е.А. Пермяка «Дедушкин характер», умений анализа художественного произведения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению темы;
- Осознание успешности при повторении темы
Предметные:
-формирование умения выразительного чтения произведения;
-формирование умения анализа главных героев произведения;
- формирование навыка анализа художественного произведения;
-формирование практических умений работы с текстом.
-использовать приобретенные знания в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Познавательные:
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму.
Коммуникативные:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
- планировать действия по решению учебной задачи.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
- изучить биографию Е.А. Пермяка;
- сформировать представление о рассказе Е.А. Пермяка «Дедушкин характер»;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационная технология (работа с презентацией)
- Технология проблемного обучения (приём «Обучение в диалоге»)
- Технология развивающего обучения (приёмы развития психических процессов)
- Здоровьесберегающая технология
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | |||
Организационный этап | Проверяет готовность к уроку. -Проверьте свою готовность к уроку. Учебник, тетрадь, пенал. | Осуществляют самоконтроль готовности уроку. | Понимают необходимость готовности к уроку. Знают, какие предметы подготовить к уроку литературного чтения. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять положительное отношение к одноклассникам; - проявлять внимание на протяжении всего урока; - развивать доброжелательность по отношению к окружающим; - формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - уметь оценивать правильность выполнения собственных действий; - осуществлять самоконтроль; - понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий; - настраиваться на успешную, плодотворную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - объективно оценивать результаты своей работы. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться; - осознанно читать текст и строить ответы на вопросы. Коммуникативные: -умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; - излагать свои мысли в устной форме. -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы); - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Мотивация к учебной деятельности | Организует осознанное вхождение в пространство учебной деятельности. -Посмотрите на экран. -Прочитайте. -Не можешь - не берись! А если уж взялся-сделай. Умри, но сделай! -Как вы понимаете её? -Ребята, какие мысли у вас вызывают эти слова? Согласны ли вы ними? Эти слова могут вызвать противоречия. Предлагаю, познакомиться с текстом, в котором заключена история, связанная с этими словами. Готовы? Давайте приступим! Перед этим выполним артикуляционную гимнастику. | Настраиваются на работу на уроке. Определяют личностный смысл учения. | Выделяют существенную информацию из схемы. Умеют пользоваться учебником. Работают в диалоге. | |
Артикуляционная гимнастика | Организует артикуляционную гимнастику. «Окошко». Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно». «Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. «Дудочка». С напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты). «Качели». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка за верхние зубы, затем за нижние зубы. | Выполняют артикуляционную гимнастику. | Понимают смысл применения гимнастики на уроке русского языка. Выполняют действия по инструкции. | |
Актуализация знаний | Сейчас мы познакомимся с новым писателем. Слушайте о нем внимательно! Евгений Андреевич Пермяк (1902–1982) Писатель, драматург, режиссёр. . . Родился 31 октября 1902 года в Вятской губернии. Отец Пермяка— Андрей Иванович, мелкий почтовый служащий. Он скончался от чахотки, когда сыну было три года. И в 1905 году мать по бедности отдала сына в Воткинск к своим родителям и сестре . А чтобы узнать еще больше о нем выполним задание. У вас на столах лежит текст с биографией писателя и рядом вопрос, найдите в паре ответ на этот вопрос в тексте. Подчеркните ответ в тексте. Обсуждаем вопросы. Самое известное собрание сказок Евгения Пермяка — «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. Эта книга учит быть добрым, внимательным, благодарным... У кого получилось дать верный ответ на вопрос, возьмите зеленый карандаш и раскрасьте звездочку рядом. Мы познакомились с биографией автора, теперь перейдем к его творчеству. И сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Дедушкин характер». | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. Работают в тетрадях. Выполняют чистописание и словарный диктант. | Актуализируют и применяют раннее полученные знания. Формулируют ответы на заданные вопросы. Соблюдают правила оформления письменной работы в тетради. Умеют использовать образец при выполнении заданий. Записывают слова под диктовку, ставят ударение, делят на слоги. Умеют выполнять самопроверку по образцу. | |
Самоопределение к деятельности. Целеполагание | Объявление темы урока. Постановка цели урока. И тема нашего урока произведение Е.А. Пермяка «Дедушкин характер». Поставим перед собой цель: Познакомиться с рассказом Е.А. Пермяка «Дедушкин характер» и научиться анализировать его. Ставят цель, по опорным словам, на доске. Определим задачи нашего урока. Посмотрите на слайд. #1055;ознакомимся с произведением Е. А. Пермяка «Дедушкин характер» #1055;очитаем по ролям #1053;аучимся анализировать произведение Е. А. Пермяка «Дедушкин характер» | Выполняют пальчиковую гимнастику. | Понимают смысл применения гимнастики на уроке русского языка. Выполняют действия по инструкции. | |
Работа по теме урока | Организует работу с учебником. Словарная работа - В тексте нам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Посмотрите на доску Живец – маленькая живая рыбка, на которую ловят крупную хищную рыбу. Сумерничать – сидеть без огня в сумерки. Горница – чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Сущее - то, что есть, существующее. Раздолье – простор, широкое свободное пространство. Барыш - чистая прибыль в торговле. Погляд - посмотреть что-либо. Валандался - заниматься делом, требующим большого труда. Оплошка – промах, неверный шаг. Прослушайте рассказ. - Кто действующие лица (персонажи) этого рассказа? В произведении рассказывается о старике-рыбаке Андрее Петровиче, который после рождения внука Андрея начал видеть в нём свои черты и характер. Он так и называл мальчика — «дедушкин характер». -Где происходят события? На берегу большого сибирского озера Чаны в селе Юдино. - Сколько лет было мальчику? Шесть лет - Где мальчик увидел щуку? На базаре - Что часто любил делать маленький Андрей? Рыбачить на озере - Зачем дедушка пошел на озеро? Забеспокоился о внуке. - Легко ли было мальчику вытаскивать щуку? Руки его были до крови изрезаны рыболовным шнуром. Он проморозил нос и щеки - Случайно ли он ее поймал? Конечно нет. - Какой наказ дал дедушка своему внуку в конце рассказа? Первая оплошка в счёт не идёт. Она как бы за науку считается. Впредь только таких щук не лови, которых другим за тебя надо вытаскивать. Стыдно это. Народ просмеивает тех, что не по спине мешок на себя взваливают, что не по кулаку замахиваются… А то, что ты не отступился от неё, — это правильно. Давайте прочитаем рассказ по ролям. Кто читал рассказ по ролям, возьмите зеленый карандаш и раскрасьте звездочку в рабочем листе. -Прочитайте, за что дедушка похвалил внука. Работа с текстом и рабочим листом: Берем рабочий лист. Какой жанр произведения? Как вы поняли, что это рассказ? Давайте вспомним отличительные черты рассказа: #1053;ебольшой объём. #1054;дна сюжетная линия #1054;дин эпизод, читатель не знает, что было с героем до или после изображаемых событий. #1053;ебольшое количество героев. #1056;оль деталей. Они помогают раскрыть характеры и причины поступков героев. Кто главные герои рассказа? Давайте дадим характеристику главным героям Андрей Петрович - рыбак со стажем, очень любит своего внука, считает, что у него его характер. Андрей - внук шести лет, очень упрямый малец, привык добиваться своего и не отступать. Отлично! Теперь разомнемся! | Слушают. Отвечают. С помощью учителя формулируют цель урока. Работают с рабочим листом. Читают, осмысляют прочитанное. | Учатся выражать свои мысли и предположения, рассуждать. Применяют раннее полученные знания. | |
Физминутка | Организует динамическую паузу. Под слова учителя: «Профессии и инструменты». Раз, два, три, четыре, пять Хлопаем руками. За дровами мы идём И пилу с собой несём (ходьба). Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. (Делают движения, повторяющие движения пильщиков) Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. («колют дрова») А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. (наклоны) После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (садятся за столы). | Выполняют гимнастику под слова учителя. | Выполняют действия по инструкции. | |
Закрепление знаний | Организует продолжение работы по теме урока. Как вы думаете в чем главная мысль рассказа? Главная мысль рассказа заключается в том, что не следует браться за дело, которое заведомо не можешь выполнить, однако, если уже начал дело, всегда следует доводить его до конца. Чему учит рассказ? Рассказ учит быть упорным и настойчивым, но, вместе с тем, здраво оценивать свои силы и возможности. Сейчас вы поработаете самостоятельно, выполните тест. Сделайте проверку по эталону с доски. Если вы выполнили тест и все ответы правильные, возьмите зеленый карандаш и раскрасьте звездочку рядом. | Выполняют анализ произведения. Выполняют тест самостоятельно Оценивают свою деятельность. | Предполагают. Учатся решать предметные задачи. | |
Рефлексия | Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке. -Вспомним тему сегодняшнего урока? -Какая цель была урока? -Добились ли мы поставленной цели? -Выполнили ли мы все пункты плана? Вы отлично поработали! Ваше домашнее задание на рабочем листе. Запишите, что вам понравилось в рассказе? И чем? Например, в рассказе мне понравился старый рыбак, который воспитал в своем внуке упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. -Оцените свою работу на уроке. Посчитайте свои баллы: Кто раскрасил все 3 звездочки, тот получает оценку 5 У кого 2 звездочки - оценка 4, У кого 1 -оценка 3, 0- оценка 2. Вы большие молодцы. Спасибо! | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении действия. | Отвечают на вопросы. | |
Евгений Андреевич Пермяк
(1902–1982)
Евгений Андреевич Виссов- «Пермяк». Писатель взял эту фамилию в честь родного города, в котором много лет прожил и учился — Перми.
Учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, где обучали детей различным профессиям- слесарному, кузнечному делу.
После окончания школы работал на мясокомбинате и на конфетной фабрике. В это же время он начал писать рассказы и стихотворения.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический институт.
Вскоре он переехал в Москву, где обратился к драматургии. Его пьесы «Лес шумит» и «Перекат» шли во многих театрах страны.
После войны издал свой первый роман «Кем быть?», большое внимание уделял и детской литературе.
Первая книга «Кем быть?» вышла в 1946 году. Это сборник рассказов о профессиях.
Рабочий лист
ФИ____________________________________________3 Б класс
Дата: г.
ФИО_________________________________________________
Годы жизни___________________________________________
Ответ на вопрос
Участвовал в чтении по ролям
Автор_______________________________________________
Название ____________________________________________
Жанр__________________________________
Главная мысль:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему учит произведение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Что понравилось в рассказе? И чем именно?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пословицы:
«Каков характер, таковы и поступки».
«Характер закаляется в труде».
«Человек без твёрдого характера, что пружина без закалки»
Локальный нормативный акт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Е.А.Пермяк Дедушкин характер"
Представляю вам технологическую карту урока для 3 класса по теме "Е.А.Пермяк Дедушкин характер"...
