Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению (обучение грамоте) Учитель: Кубаева Ю.И. Дата: 14.10.2024 | |
Тема | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками н, н’, буквами Н, н, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Знакомятся с двумя видами чтения: орфографическим и орфоэпическим. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Осознают свою принадлежность к народу, стране, государству |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки н, н’. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки н, н’, твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Н, н. |
Образовательные ресурсы | Счетные палочки. Барабан, шахматная фигура – конь. Синие и зеленые карточки |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | – Как погоняют лошадь? | – Но! Но! Но! | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы отправляемся | Слушают учителя, рассматривают изображение буквы | Принимают учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н]
| Перед учениками стоят барабан и шахматная фигура – конь. – Рассмотрите схему слова барабан. – Произнесите все слово. Выделите последний звук. – Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Рассмотрите схему слова конь. – Произнесите все слово. Выделите последний звук – Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н’], сравните их. – В слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н’] – мягкий | Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н’]. Выделяют звуки [н] и [н’], сравнивают. Смотрят на обозначение твердого и мягкого звуков на схеме слова | Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделяют звуки н, н’ в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставляют слова, различающиеся одним звуком |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку. – Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина | Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н’] | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах |
3. Знакомство с буквой Н | – Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). – На что похожа буква Н? Н – натянутая сетка, | Находят букву Н на «ленте букв». Высказывают свои предположения. | Находят букву Н на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Физкультминутка | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
4. Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения | – Рассмотрите слоги. – Какая первая буква во всех слогах? – Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо Гласная И указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение | Рассматривают слоги. – Первая буква Н. Слушают объяснение учителя и смотрят на слоги. Хором читают слоги и предложение | Соотносят новые звуки и буквы Н, н, их обозначающие; делают вывод о том, что звуки н, н’ обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений |
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, | – Как называется стихотворение? – Как вы понимаете это слово? – Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы. – Прочитайте стихотворение. – Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине | – Русь. Объясняют слово. Слушают объяснение учителя. Читают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя | Понимают смысл читаемого стихотворения. Составляют высказывания о любви к Родине |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 40) | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»? | Отвечают на вопрос учителя | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение |
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке | – Никита Кожемяка – славный русский богатырь. – Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено | Рассматривают картинку, рассказывают сюжет | Составляют рассказ |
Физкультминутка | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 40) | – Найдите в пословицах букву Н. Сколько их? – Почему так говорят..? – В какой части слов стоит буква Н? | Находят буквы, считают. – В начале и в середине слов | Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой Н в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц |
2. Дидактические упражнения (учебник, с. 42) | 1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. 2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый. Почему? – Прочитайте предложения, используя рисунки 3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия | 1. Он – карандаш. 2. Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и – на мягкость [н’]. Читают предложения 3. На столе лежит тетрадь. (На – указание места.) На тетрадь. (На в значении возьми что-то) | Наблюдают над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Выделяют звуки н, н’, объясняют причины различия Определяют разные значения одного слова. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания |
3. Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 42). Дифференцированное задание | – Прочитайте стихотворение. – Найдите в тексте букву Н, подчеркните твердый согласный Н синим цветом, мягкий – зеленым | Читают. – Нос (синий), варенье (зеленый), в банке (синий) | Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву Н в словах, определяют твердость и мягкость согласных звуков |
4. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам | – Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Все ли изобразил художник? – Задайте друг другу вопросы по содержанию | Рассматривают картинки. Выполняют задания учителя | Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга |
5. Работа с «лентой букв» | – Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? | – На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв» |
VI. Рефлексивно-оценочный | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...

