Пояснительная записка по чтению для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Представлена пояснительная записка по чтению  для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_chteniyu_3_klass.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа составлена в соответствии с ПрАООП образования обучающихся с нарушениями интеллекта  (1 вариант), учебно-методическим комплектом «Чтение. 3 класс», авторов-составителей: С.Ю. Ильиной, А. А. Богдановой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

К планируемым результатам освоения учебного предмета Чтение в 3-м классе относятся личностные и предметные результаты.

Личностные результаты овладения учебным предметом «Чтение»:

- элементарные представления о смысловом содержании таких нравственных качеств: трудолюбие – лень, аккуратность – неряшливость, отзывчивость – равнодушие, доброжелательность, зависть и др.;

- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в структурированных ситуациях (обучение, совместные занятия со сверстниками, посещение библиотеки и пр.): обращение за помощью, выражение благодарности, согласия-несогласия, сочувствия в вежливой форме, приветствие-прощание, соблюдение адекватной дистанции в общении со взрослыми, сверстниками, малышами, учителем и родственниками, проявление внимательного и доброжелательного отношения к окружающим, умение отвечать на вопросы, задавать их в процессе общения;

- умения давать элементарную оценку поведению людей на материале прочитанных (прослушанных) текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;

- умения понять эмоциональное состояние героев произведения, устанавливать несложные причины переживаний;

- соблюдение несложных нравственно-этических норм: помочь другому, выразить благодарность, сочувствие, соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила поведения в общественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться к людям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания и др.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух и трехсложных слов;

отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

определять главных действующих лиц произведения;

соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;

пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;

определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);

выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.

Достаточный уровень:

правильно читать вслух целыми словами;

выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

давать элементарную оценку поступков героев и событий;

читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

Описание процедуры промежуточной аттестации

Промежуточная (в конце первого полугодия) и итоговая аттестация (в конце учебного года) проводится на основе использования материала произведений, которые представлены в учебнике, так и специально подобранных учителем.

Для получения более полной информации о сформированности навыков чтения предпочтительной формы для их диагностики будет индивидуальная форма. Для этого подбираются тексты различного объёма. Для учеников, показавших достаточный уровень овладения предметными результатами, тексты, используемые в ходе промежуточной аттестации, насчитывают в среднем не более 60-70 слов; для итоговой аттестации – 70-80 слов. Для учеников, имеющих минимальный уровень овладения предметными результатами, объем текстов для промежуточной аттестации - 40-45 слов; итоговой аттестации – 45-50 слов.

Основным критерием оценки овладения беглостью чтения является преобладающий способ чтения (побуквенное, послоговое, плавное чтение целым словом).

Учет скорости чтения имеет только информационный характер для учителя и не рассматривается как программное требование оценки беглости учащихся.

Критерии оценки правильности чтения:

― общее количество ошибок, допущенных при чтении всего текста;

― количество ошибок по отдельным видам (пропуски и перестановки, замены и добавления звуков и слогов);

― количество самостоятельно исправленных ошибок;

― количество ошибок, исправленных с помощью учителя.

Оценка осознанного чтения и владение учащимися умением работать с текстом может быть осуществлена с помощью следующих заданий: ответы на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

называние главных героев;

нахождение в тексте отрывка в соответствии с заданием;  

объяснение отдельных слов и выражений с опорой на иллюстрацию;

пересказ текста по вопросам или картинному плану.

Критерии оценки выразительности чтения ― соблюдение знаков препинания в конце предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки).

Для качественного анализа затруднений обучающихся в освоении навыков чтения можно использовать «Карту сформированности навыка чтения» (примерный вариант ее оформления).

ФИ обучающегося

Темп чтения

Способ чтения:

- по буквам;

- по буквам и слогам;

- по слогам;

- по слогам и целым словом;

- целым словом

Особенности чтения:

- плавное;

- отрывистое;

- с повторами слогов и слов;

Интонационное оформление предложений:

- интонационная законченность предложений;

- паузы внутри предложения, обозначенные запятыми;

- соблюдение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации

Количество слов, прочитанных с ошибками

Характер ошибок и их количество:

- неустойчивые звуко-буквенные отношения;

- кинестетические замены;

- фонематические замены;

- перестановки букв и слогов;

- пропуски букв и слогов;

-искажения начала и/или конца слова (чтение по смысловой догадке);

Количество самостоятельно исправленных ошибок.

Осознанность чтения

(процент правильно выполненных заданий)

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся читает целыми словами; при этом допускается чтение по слогам сложных по структуре слов и слов со стечением согласных. Допускает 3-4 ошибки, которые может исправить самостоятельно или с помощью учителя. Отвечает на все вопросы по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет все или большинство заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений (группы предложений). Соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения (после предварительной отработки).

Оценка «4» ставится, если обучающийся прочитывает слова текста по слогам с постепенным переходом чтению целым словом простых по структуре и понятных по значению слов. Допускает 5-6 ошибок, большинство из которых может исправить самостоятельно или с помощью учителя. Отвечает на 2/3 вопросов по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет большинство заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений текста (группы предложений). Соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения (после предварительной отработки).

Оценка «3» ставится, если обучающийся прочитывает все слова текста по слогам. Допускает около трети ошибок от общего количества слов в тексте (группе предложений); около половины которых может исправить с помощью учителя. Отвечает не менее, чем на 1/3 вопросов по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет часть заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста. Частично соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения (после предварительной отработки).

Оценка «2» ставится, если обучающийся в основном читает слова побуквенно. Допускает более двух третей ошибок от общего количества слов в тексте, из которых половину или более не может исправить даже с помощью учителя. Отвечает менее, чем на 1/3 вопросов по фактическому содержанию прочитанного текста (группы предложений). Не соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения (даже после предварительной отработки).

Для контроля навыков выразительного чтения можно использовать чтение наизусть заученных наизусть стихотворений. В этом случае оценивается точность и выразительность воспроизведения.

Примеры контрольно-оценочных материалов

Примерные задания для диагностики сформированности навыка чтения третьеклассников в ходе проведения промежуточной аттестации.

Текст для чтения

Задания для оценки осознанности чтения

Достаточный уровень

Может ли дерево взлететь?

(Сказка)

Росло в лесу молодое дерево. В один пре-крас-ный день дереву за-хо-те-лось летать.

Старые деревья сме-я-лись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что слу-чи-лось. Пришёл лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята сма-сте-ри-ли из них легкие а-ви-а-мо-де-ли. И дерево взле-те-ло.

 (По Дж.Родари) - 63 слова

1. Какая мечта была у молодого дерева?

2. Почему старые деревья смялись над ним?

3. Удалось ли дереву взлететь?

4. Кто помог осуществить его мечту?

5. Какую работу сделал лесоруб? А что сделал столяр? А как потрудились ребята?

6. Что значит слово «смастерили»?

7. Как вы ответите на вопрос, который служит заголовком сказки?

Максимальное количество ответов – 9.

Минимальный уровень

Сторож

У утки были пу-шис-ты-е утята. Од-наж-ды лисица у-та-щи-ла утку.

Мы на-у-чи-ли собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спе-шат за ней.

Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко о-хра-ня-ет утят.

(А. Седугин) - 41 слово

  1. Что случилось с уткой?
  2. Кого научили водить утят к реке?
  3. Чем занимались утята на реке?
  4. Что в это время делала собака?
  5. Почему рассказ называется «Сторож»?

Максимальное количество ответов - 5

Примерные задания для диагностики сформированности навыка чтения обучающихся в ходе проведения итоговой аттестации.

Текст для чтения

Задания для оценки осознанности чтения

Достаточный уровень

На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. 

(По Э. Шиму) - 71 слово

1) Что заметил автор на лесной поляне?

2) Какой вопрос он сам себе задал?

3)  Кто же копал землю?

4) Какие части тела крота рассмотрел автор? Прочитай.

5) На что похожа маленькая кучка земли, которую выкопал крот?

6) Для чего могут пригодиться эти кучки рыхлой земли?

7) Объясните слово «вспаханная» земля. Как сказать по-другому?

8) Какую пользу приносит крот лесу?

9) Озаглавьте рассказ.

Количество ответов – 9.

Минимальный уровень

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами.

Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.

Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По В. Бианки) - 50 слов

  1. Кто вышел на берег реки из леса.
  2. Как отнёсся к купанию первый медвежонок?
  3. Прочитай, как медведица купала его.
  4. Почему второй медвежонок побежал в лес?
  5. Что сделал с ним мать?
  6. Как изменилось настроение у медведей после купания? Докажи словами из текста.

Максимальное количество ответов - 7

2. Содержание учебного предмета 

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Навык чтения:

Правильность чтения

Чтение простых слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения.

Чтение многосложных слов и со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.

Беглость чтения

Переход к чтению целым словом.

Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре после предварительной их отработки.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.

Чтение текстов молча с выполнением анализа учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.

Осознанность чтения

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Выборочное чтение для ответа на вопрос; соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией.

Нахождение в тексте информации по заданию учителя или представленного в учебнике.

Объяснение поступков действующих и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт.

Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы на основе наводящих вопросов учителя.

Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт.

Сравнение произведений одинаковых по теме, поступкам героев, идеи произведения с опорой на вопросы учителя.

Выразительность чтения

Соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в предложении.

Соблюдение интонации, соответствующей характеру героя после предварительной подготовки.

Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки.

Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения учителя.

Работа с текстом. 

Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после его предварительного разбора.

Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам.

Установление последовательности действий героев; событий или поступков, описанных в произведении.

 Сравнение ситуаций, поступков персонажей разных произведений, сходных по сюжету.

Элементарная оценка поступков героев; их характеров.

Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста.

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту с опорой на картинный план или без него.

Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев и использование этих языковых средств в пересказе.

Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации.

Ориентировка в книге по оглавлению.

Внеклассное чтение.

Выбор книг из классной библиотечки или школьной библиотеки в связи с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение.

Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.

Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию.

Прогнозирование содержания книги по ее основным элементам.

Запись в школьную библиотеку.

Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги).

Основная форма проведения учебных занятий по чтению ― урок. Для внеклассного чтения помимо основной организационной формы – комбинированного урока – рекомендуется использовать и такие формы, как экскурсии (например, экскурсия в библиотеку); литературные праздники; литературные викторины и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...

Конспект урока по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся 3 класса с нарушением интеллекта, 2 вариант.

Основными задачами данного урока являются:- формирование экологической культуры у обучающихся;- развитие коррекции общей и мелкой моторики, координации движений рук;- развитие мыслительной деятельност...

Карточки для формирования осознанного чтения у обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта

Цели использования карточек для формирования осознанного чтения:Помощь в восстановлении прочитанного текста. Карточки с опорными словами и картинками помогают ученикам по ним восстановить текст и выде...

Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта на тему "Различение названий предметов, отвечающих на вопросы "кто?" "что?"

Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта  на тему "Различение названий предметов, отвечающих на вопросы "кто?" "что?"...

Пояснительная записка по речевой практике для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта

Представлена пояснительная записка по речевой практике для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта....

Пояснительная записка по математике для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта

Представлена пояснительная записка по математике для обучающихся 3 класса с нарушениями интеллекта....