Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Буквы Э, э и звук [Э]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Валиуллина Земфира Энгелевна

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе "Буквы Э, э и звук [Э]" по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)

по теме Буквы Э,э и звук [Э].

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Будем звуки изучать и буквами обозначать.

- А для чего изучать звуки и обозначать их буквами? (Изучение звуков и обозначение их буквами необходимо для развития грамотной устной и письменной речи)

Эмоциональный настрой.

Постараемся поработать так, чтобы улыбка осталась и в конце нашего урока. А для этого надо внимательно слушать и запоминать, думать и отвечать.

– Сегодня мы продолжим путешествие по стране Знаний и познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает на письме. Но скажу вам по секрету, вы уже знакомы с этим звуком.

II. Актуализация опыта учащихся, привлечение к определению цели урока.

Постановка проблемы.

- Ребята, а теперь внимание на экран. Я покажу вам небольшой видеофрагмент, а вы подумайте, как зовут персонажа мультфильма и чем он помог девочке (мультфильм «Эхо»)

- Кто догадался, как зовут старичка?

- Что случилось с девочкой в лесу?

- А раз девочка заблудилась, то, что она делала?

- Старичок по имени Эхо понял, что сила её голоса слишком слабая, чем сила его голоса. И тогда что он решил сделать?

– Что такое эхо? (Эхо – это звуковая волна. Это явление в природе, когда человек кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко.)

– Где можно услышать эхо? (В лесу, в горах.)

- Ребята, с какого звука начинается слово «эхо»?

Тогда сформулируйте тему нашего урока сегодня.

Звук [э] и буква Э э.

Мы поговорим про звук [э], узнаем, какой буквой обозначается звук [э]), учиться читать слова с этой буквой и предложения.

IV. Открытие новых знаний.

Работа со звуком.

– Выделите первый звук в слове эхо. ([э])

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный. Он хорошо поётся. Произносится легко, без препятствий).

-Какой он? (Гласный.) 

- Звук [э] на письме обозначается буквой Ээ. А еще этот звук называют «улыбающимся». Почему?

- Определите ударение в слове эхо.

-Как назовём этот звук? (Ударный.)

- Придумайте ещё слова с этим звуком. (Экран, эскимо, эскимосы).

-Определите ударение в этих слова. Сделайте вывод. (Звук [э] может быть ударным и безударным).

Разбор слов ЭХО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ЛЕС.

Вывод. После твердых согласных звук [ э] обозначается буквой э, после мягких согласных обозначается буквой е. Буквы э, е показывают, как читать согласный перед ними. Е - сигнал читай мягко, Э – сигнал читай твердо.

Буква Э и буква Е нам нужны для звука э

Слушать надо звук согласный

Он нам всем подскажет ясно.

После твердых – буква Э

После мягких – буква Е.

Физкультминутка.

- Я называю слова. Если в словах присутствует новый звук, вы хлопаете в ладоши, если его нет, то топаете!

Этаж, сказка, ласточка, эй, эскимо, солнце, энергия, поэт, мэр, небо, поэзия, кафе, поэма, алоэ.

Работа с буквой

- А на что похожа буква Э?

- Какой она бывает? Какие буквы вы видите? (Перед нами две печатные буквы Э э – большая и маленькая, и две прописные).

Пропечатайте эти буквы в тетради.

Прочитайте слоги и дополните их до слова. Вместе со своим соседом по парте попробуйте составить слова.

эл       мэ

эт      сэ

эг       нэ

эс      пэ

эк      лэ

эх

- Слоги с буквой Э после согласных встречаются очень редко, обычно буква э бывает в начале слова.

Прочитайте слова:

Эля               каратэ

этаж                мэр             алоэ

экран                поэт

этикет

эскимо

эскимос

– Прочитайте первый столбик. Что общего в словах первого столбика? (Буква э находится вначале)

– Какое слово лишнее?

– Значение какого слова вам непонятно? (Уточнить значение слова «этикет»). (Этикет-это правила поведения, принятые в обществе.)

– Прочитайте второй столбик. Что общего в словах? (Буква э в середине).

– Прочитайте третий столбик. Что общего? (Буква э в конце).

– Прочитайте слово, которое обозначает вид спорта.

– Прочитайте слово, которое обозначает название растения.

– Кто такой мэр? (Мэр – это глава города).

V. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

- Откройте 56 страницу. Прочитайте столбик со словами. ( Аэробус, аэроплан). А что это такое?

-Люди с давних пор мечтали подняться в воздух, летать. Уже в сказках появились летательные аппараты.

- Какие? Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа. С развитием техники появились первые летательные аппараты. Рассмотрите рисунок на с. 56. Назовите их. (Воздушный шар, аэроплан, вертолёт, самолёт)

12 апреля 1961 г. был совершён первый космический полёт на космической ракете.

- Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Юрий Алексеевич Гагарин

-Верно, у вас на странице азбуки 5 и 7 дано стихотворение Я. Акима про полёт в космос. Давайте его прочитаем

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Назовите звук этой буквы.

- Кто даст полную характеристику звуку?

– Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. "Звук и буква Д,д"

 Урок литературного чтения 1 класс. Тема: «Звук и буква Д, д». Цель урока: Знакомство с буквой Д, звуком [д ]. УМК «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. Класс в 2010 году является участник...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,ф". УМК "Развивающая система Занкова".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,Ф" +презентация....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.Задачи: Узнавать, наз...