Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на основе текста А. Савчука «Шоколадный торт»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Дмитриева Оксана Владимировна

Данная разработка формирует знания, умения, навыки по функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«РЖД лицей № 7»

Первое сентября

Фестиваль «Открытый урок»

Раздел «Начальная школа»

Методическая разработка интегрированного урока

литературного чтения во 2 классе

                                             

 Авторы:

учителя

начальных классов

 высшей категории

Дмитриева

Оксана Владимировна,

Каркавина

Ольга Николаевна

Новокузнецк, 2025

Методическая разработка интегрированного урока

литературного чтения во 2 классе

 

Тема: Александр Савчук «Шоколадный торт»
Цель
:  создание правил этикета  по приему гостей  и   поведению в гостях.  

Задачи:

Образовательные:

- применять первичные знания на практике;

- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

- расширять и активизировать словарный запас школьников;

- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)

Развивающие:

- развивать творческую активность учащихся;

 - развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать;

 -формировать навыки самостоятельной работы, работы в команде;

 - обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

 -продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, читательской грамотности на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира

-расширять представление об этикете, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательные:

- воспитывать социально-нравственные качества личности: вежливость, гостеприимство, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;

- способствовать всестороннему развитию личности.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-знать правила этикета приема гостей и поведения в гостях;

- уметь применять знания на практике.

Личностные:

 - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

 - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: 

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;

 - осуществлять синтез как составление целого и частей;

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков;

- решать проблемы, при помощи построения логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- формировать положительную адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Коммуникативные УУД:

 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочный лист, карточки, отдельно распечатанный текст на каждого ученика, смайлики.

Александр Савчук «Шоколадный торт»

I.Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И добрый день длится до самого вечера!

-Работаем в группе, вспомните правила, выберите лидера.

-Каждая группа оценивает себя, оценочный лист у вас на столах. (критерии 2б, 1б, 0б) Приложение № 1. 

II.Формулирование темы и цели урока.

-Посмотрите отрывок из мультфильма и предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Просмотр мультфильма «Кто ходит в гости по утрам…» (предположения)

-В каких случаях мы ходим в гости?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Савчука «Шоколадный торт», герой которого принимал гостей на свой день рождения.

-Предположите, чему мы будем учиться на уроке?

-Предлагаю первичное самостоятельное прочтение рассказа. После выполните 1 задание на карточке и определите цель урока.

Приложения №№ 2, 3

  1. Почему гости обиделись? Отметь правильный вариант ответа.2б
  • Оказался невкусным
  • Именинник плохо отозвался о принесенных ему подарках
  • Гостям не понравилась музыка
  • Торт был разделен не на равные части

Проверка по эталону, оценивание.

-Какова же цель урока?

-На примере рассказа «Шоколадный торт» мы узнаем, как быть гостеприимным человеком, как вести себя в гостях. А урок у нас сегодня интегрированный и задания будут по всем основным учебным предметам.

III. Основной этап урока.

Вторичное чтение по цепочке в группах.

-Прежде чем выполнить задания 2, 3, предлагаю вам вторичное чтение по цепочке в группе.

  1. Подпиши, кто что подарил.

Сказки Андерсена                     Хоккей                         Фломастеры

________________          _________________      __________________

  1. Заполни таблицу, используя данные текста.

Люди

Сокращенное имя

Полное имя

Именинник

Саша

Сосед

Друг

Одноклассница

Проверка по эталону, оценивание.

-Переходим к заданию 4 по предмету «Математика». Прочитайте, обсудите в группе, приготовьтесь ответить.

  1. В какое время года родился мальчик, если его сосед Колька старше его на полгода, и праздновал свой день рождения в Новый год? Подчеркни правильный ответ.

Летом;       осенью;      зимой;      весной.

Проверка по эталону, оценивание.

-Какое же гостеприимство без приятного чаепития. А сейчас мы проверим, кто умеет искусно заваривать чай. Выполните 5 задание, составьте алгоритм заваривания чая.

  1. Пригласив гостей к столу, именинник начал делить торт и чай разливать. Но ведь сначала чай надо заварить. Вспомни, как взрослые заваривают чай, и расставь с помощью цифр правильный порядок действий.

___Залить кипятком заварной чайник.

___Вскипятить воду.

___Накрыть чайник специальной грелкой.

___Ополоснуть кипятком заварной чайник.

___Засыпать в чайник заварку.

___Подождать до полного заваривания 5 минут

___Приготовить заварку.

Проверка по эталону, оценивание.

-А как мы угощаемся конфетами в гостях?

-Давайте узнаем, сколько конфет съели наши герои в гостях.

-Решите задачу  6.

  1. Колька, Витька и Лиза вместе съели 6 конфет. Каждый из них съел разное количество конфет. Колька съел  больше конфет, чем другие, а Лиза меньше, чем другие. Каждый из них съел хотя бы одну конфету. Сосчитай и запиши, сколько конфет съел каждый из гостей.

Колька _____      Витька _____     Лиза _____

Проверка по эталону, оценивание.

-Узнаем, в какой день недели у Саши был день рождения. Выполните 7 задание.

  1. В какой день недели у мальчика был день рождения, если он был вчера, а завтра будет пятница? Подчеркни правильный ответ.

В субботу;      в четверг;    в среду;      в воскресенье.

Проверка по эталону, оценивание.

-На уроках окружающего мира мы с вами говорим о правилах поведения в школе, в семье, в общественных местах. А вот следующее задание поможет нам вспомнить, как правильно ходить в гости и принимать гостей.

Ф И З М И Н У Т К А Приложение № 4

  1. Вспомни, как правильно нужно принимать гостей и ходить в гости. Отметь верные утверждения.
  • Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей.
  • Вошедший здоровается первым.
  • За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями.
  • Здороваясь, нужно смотреть в глаза.
  • Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отложить в сторону, не проявляя своего интереса к ним.
  • За столом принято рассказывать о своих болезнях.
  • Одежда должна быть чистой и опрятной.
  • Подарки, сделанные собственными руками, дарить неприлично.
  • Приходить в гости следует в четко назначенное время.
  • Уходя, нужно поблагодарить хозяев.

Проверка по эталону, оценивание.

  1. Отметь, каких слов нельзя говорить, встречая гостей.
  • «Добро пожаловать!»
  • «Милости прошу!»
  • «Входите, пожалуйста!»
  • «Заваливайте скорее!»
  1. О чем говорят в гостях воспитанные люди? Отметь верные варианты ответа.
  • Обсуждают книгу или мультфильм.
  • Сообщают друзьям семейные тайны.
  • Перемывают косточки отсутствующему товарищу.
  • Строят совместные планы на ближайшие дни.
  1. Отметь, каких слов не должен говорить воспитанный гость, уходя домой.
  • «Спасибо, все было очень вкусно!»
  • «Мне очень понравилось у вас. Приходите и вы к нам непременно.»
  • С удовольствием приду к вам еще раз, только не приглашайте того молчуна в очках.»
  1. Какое вежливое слово использовал в своей речи именинник? Найди его в тексте и подчеркни.

Проверка. Какие еще вежливые слова вы знаете?

  1. Отметь, сколько ошибок в правилах поведения за столом совершили ребята, находясь в гостях. Подчеркни их в тексте.

Пригласил именинник гостей к столу. Колька сидел за столом на краешке стула, вытянув ноги под стол. Витька держался за бахрому скатерти и покачивался на задних ножках стула. А Лиза пробовала с кончика ножа шоколадный торт.

  • Три
  • Четыре
  • Пять
  • Вели себя правильно
  1. Расшифруй и запиши пословицу

К А Ж Д Ы Й П О Д А Р О К  О Т Д Р У Г А Э

Т О П О Ж Е Л А Н И Е С Ч А С Т Ь Я

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Итог урока.

-Чему учит это произведение?

-Как должен был Саша принять подарок от Лизы, Кольки, Витьки, с какими словами?

-Посчитайте баллы.

- Оцените смайликом свое настроение после выполненной работы в команде.

Приложения

Приложение № 2

А. Ф. Савчук

Шоколадный торт

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

-- Спасибо, говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

-- Спасибо, -- говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиза, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

-- Вот кстати, -- говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

 Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не

 ФИЗМИНУТКА   Приложение 4

«Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот, одна

рука на поясе, другая изогнута, как  носик.

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх, сомкнуть

над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

Делают большой круг.

Приложение № 3

 Карточка для каждого ребенка

Александр Савчук «Шоколадный торт»

1.Почему гости обиделись? Отметь правильный вариант ответа.

  • Оказался невкусным
  • Именинник плохо отозвался о принесенных ему подарках
  • Гостям не понравилась музыка
  • Торт был разделен не на равные части

2.Подпиши, кто что подарил.

Сказки Андерсена                     Хоккей                         Фломастеры

________________          _________________      __________________

3.Заполни таблицу, используя данные текста.

Люди

Сокращенное имя

Полное имя

Именинник

Саша

Сосед

Друг

Одноклассница

4.В какое время года родился мальчик, если его сосед Колька старше его на полгода, и праздновал свой день рождения в Новый год? Подчеркни правильный ответ.

Летом;       осенью;      зимой;      весной.

5.Пригласив гостей к столу, именинник начал делить торт и чай разливать. Но ведь сначала чай надо заварить. Вспомни, как взрослые заваривают чай, и расставь с помощью цифр правильный порядок действий.

___Залить кипятком заварной чайник.

___Вскипятить воду.

___Накрыть чайник специальной грелкой.

___Ополоснуть кипятком заварной чайник.

___Засыпать в чайник заварку.

___Подождать до полного заваривания 5 минут

___Приготовить заварку.

6.Колька, Витька и Лиза вместе съели 6 конфет. Каждый из них съел разное количество конфет. Колька съел  больше конфет, чем другие, а Лиза меньше, чем другие. Каждый из них съел хотя бы одну конфету. Сосчитай и запиши, сколько конфет съел каждый из гостей.

Колька _____      Витька _____     Лиза _____

7.В какой день недели у мальчика был день рождения, если он был вчера, а завтра будет пятница? Подчеркни правильный ответ.

В субботу;      в четверг;    в среду;      в воскресенье.

8. Вспомни, как правильно нужно принимать гостей и ходить в гости. Отметь верные утверждения.

  • Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей.
  • Вошедший здоровается первым.
  • За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями.
  • Здороваясь, нужно смотреть в глаза.
  • Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отложить в сторону, не проявляя своего интереса к ним.
  • За столом принято рассказывать о своих болезнях.
  • Одежда должна быть чистой и опрятной.
  • Подарки, сделанные собственными руками, дарить неприлично.
  • Приходить в гости следует в четко назначенное время.
  • Уходя, нужно поблагодарить хозяев.

9. Отметь, каких слов нельзя говорить, встречая гостей.

  • «Добро пожаловать!»
  • «Милости прошу!»
  • «Входите, пожалуйста!»
  • «Заваливайте скорее!»

10. О чем говорят в гостях воспитанные люди? Отметь верные варианты ответа.

  • Обсуждают книгу или мультфильм.
  • Сообщают друзьям семейные тайны.
  • Перемывают косточки отсутствующему товарищу.
  • Строят совместные планы на ближайшие дни.

11. Отметь, каких слов не должен говорить воспитанный гость, уходя домой.

  • «Спасибо, все было очень вкусно!»
  • «Мне очень понравилось у вас. Приходите и вы к нам непременно.»
  • С удовольствием приду к вам еще раз, только не приглашайте того молчуна в очках.»

12. Какое вежливое слово использовал в своей речи именинник? Найди его в тексте и подчеркни.

13.Отметь, сколько ошибок в правилах поведения за столом совершили ребята, находясь в гостях. Подчеркни их в тексте.

Пригласил именинник гостей к столу. Колька сидел за столом на краешке стула, вытянув ноги под стол. Витька держался за бахрому скатерти и покачивался на задних ножках стула. А Лиза пробовала с кончика ножа шоколадный торт.

  • Три
  • Четыре
  • Пять
  • Вели себя правильно

14.Расшифруй и запиши пословицу

К А Ж Д Ы Й П О Д А Р О К  О Т Д Р У Г А Э

Т О П О Ж Е Л А Н И Е С Ч А С Т Ь Я

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Приложение № 1

Группа №___

Критерии оценивания

2 б.,  1 б.,  0 б.

 Группа № ____

Критерии оценивания

2 б.,  1 б.,  0 б.

1 задание

1 задание

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

4 задание

4 задание

5 задание

5 задание

6 задание

6 задание

7 задание

7 задание

8 задание

8 задание

9 задание

9 задание

10 задание

10 задание

11 задание

11 задание

12 задание

12 задание

13 задание

13 задание

14 задание

14 задание

Итого:

Итого:

Оценка:

Оценка:

 Группа № ____

Критерии оценивания

2 б.,  1 б.,  0 б.

 Группа № ____

Критерии оценивания

2 б.,  1 б.,  0 б.

1 задание

1 задание

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

4 задание

4 задание

5 задание

5 задание

6 задание

6 задание

7 задание

7 задание

8 задание

8 задание

9 задание

9 задание

10 задание

10 задание

11 задание

11 задание

12 задание

12 задание

13 задание

13 задание

14 задание

14 задание

Итого:

Итого:

Оценка:

Оценка:

Приложение 5D:\Users\Dmitrieva.O\Desktop\Шоколадный торт\смайлики.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста"

Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться при работе по разным УМК. Позволяет учащимся  научиться находить глав...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...