Конспект урока по литературному чтению К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сидор Людмила Ярославовна

Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение, критического мышления) на уроке литературного чтения  в 4  классе с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kustiki.docx289.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты

Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение, критического мышления) на уроке литературного чтения  в 4  классе с учётом требований ФГОС

Тема:  К. Булычев «Путешествие Алисы».

 Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

Picture background

                                                                                            Подготовила

                                                                            учитель высшей категории  

                                                                  МБОУ «ЯНШ №13»

                                                                                 Сидор Людмила Ярославовна

Ялта

12.04.2024г.

Тип урока

Урок рефлексии.

Педагогические
цели

Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты (предметные)

научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг

Личностные
результаты

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

базовые исследовательские действия:  формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

работа с информацией:выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Регулятивные : умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Ресурсы  урока

учебник, карточки, портрет Кира Булычёва, презентация.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

 Каждой секундой в труде дорожи!

II. Психологический настрой.

"Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У обучающихся  на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок литературного чтения, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы откроем тайну литературного  произведения.  Удачи вам и новых открытий!

III.  Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

  1. Работа в парах.

У обучающихся карточки (анаграммы, буквы потерялись, пазлы):

Фнтстчскпвст

иКрыуБлчвё

гИьореоМжйок

кптнПлскв

алАис

«Кустики».

- Прочитайте слова. Сообщите тему урока.

Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведение К. Булычёва «Путешествие Алисы».

Дома вы прочитали отрывок из повести «Кустики».

Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы детей)

– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных фраз.

– Дополните фразы и определите цели урока (написаны на доске):

•  Уточнить представление…

•  Находить в тексте…

•  Различать эмоциональное…

– Мы будем исследовать произведение  Кира Булычева «Кустики».

 героями его произведений, развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.)
- будем учиться анализировать их поступки; 
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.

  1. Игра «Доскажи словечко»

-Ребята, давайте проверим внимательно ли вы читали произведение.

Выполним с вами тестовые задания.

1) Мы осторожно выкопали          …          кустов. (пять)

2)Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся…(Светящиеся цветы).

3)Механика звали…(Зелёный)

4)Чтобы защититься от кустов, отец Алисы схватил..(швабру)

5) Для борьбы с кустиками хотели применить.. .     (огнемёт)

6)Кустики победила Алиса при помощи..(лейки)

7) Самый маленький и непоседливый кустик очень любил..(компот)

IV. Работа по теме урока.

     1. Работа над образами героев.

На  доске  5 кустиков. Под ними спрятаны герои произведения.

Капитан

Полосков

Профессор

Селезнёв

Механик

Зелёный

Кустики

Алиса

Обучающийся читает задания:

1) Это мужчина большого роста, с пышной рыжей бородой. Он хороший механик и раз пять летал с Полосковым на других кораблях. Главное для него удовольствие — копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении.

(Механик Зелёный). 

2) Когда он закончил университет, то знал о животных столько, что смог написать о них свою первую книжку. С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но он оказался одним из первых. Он облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором.

(Профессор Селезнёв).

3) Он невысокого роста, беленький, молчаливый и очень деликатный, никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте.

(Капитан Полосков).

4) С ней всегда что-нибудь случается, но все её приключения пока кончались благополучно. Она полезный в экспедиции человек –  она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится.  

(Алиса).

-  Чем были знамениты эти кустики?

( Они были необычны –  могли передвигаться и всегда находили воду.)

-  Как повели себя кустики, оказавшись на борту космического корабля «Пегас»?

(Кустики издавали звуки, похожие на пение, на кустиках распустились цветы. Они пытались зайти в трюм.

-  Почему кустики пели?

(Так они передавали свое желание найти воду.) 

- Давайте сравним поведение героев отрывка. Найдите в тексте и подчеркните, как повели себя взрослые и Алиса в этот момент. 

(Взрослые посчитали, что поведение кустиков опасно, они пытались защищаться, и прежде всего спасти Алису.)

-  Как вела себя Алиса?

 (Алиса, в отличие от взрослых, не испугалась. Она сообразила, что нужно полить растения, и они успокоятся. Побежала за лейкой с водой (выборочное чтение отрывка из главы). Алиса оказалась более сообразительной, она умеет посочувствовать даже кустикам.)

-   Итак, сделайте вывод: Какие качества позволили Алисе стать героиней фантастической повести?

 (Алиса смелая, она не знает страха, как взрослые, именно поэтому она и спасла трех капитанов. Она открыта и дружелюбна, хороший товарищ, готова всегда помогать друзьям. Она добрая, умеет посочувствовать даже кустикам. Алиса верит в чудеса, именно поэтому ей подарили шапку-невидимку.)

Как вы думаете, кто главная героиня этой повести? (Алиса Селезнева). Знаете ли вы, что Девочка названа в честь дочери писателя Алисы Божко.

Составим характеристику для главной героини: активная, умная, находчивая, бойкая, добрая, миролюбивая, любопытная, фантазерка.

Какие герои остались? (Профессор Селезнев и Зеленый). Кто такой профессор Селезнев? (папа Алисы). Составим его характеристику: активный, умный, мужественный, рассудительный.

И так ребята, у нас с вами остался последний герой повести «Приключение Алисы». Кто его назовет? Зелёный.

Каким он нам представился в ситуации с кустами? (он паниковал и боялся).Составим для него характеристику: умный, боязливый.

И так ребята, сделаем вывод о героях повести «Приключения Алисы».


     2.Работа в группах.

1  группа «Исследователи» исследуют слова.  (трудные слова, сравнения)

  • Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе.
  • Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое)
  • окно на корабле, в самолете.
  • Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна,служащее столовой, местом отдыха, занятий.
  • Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения.
  • Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях.  
  • Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами.
  • Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей.
  • Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо.
  • Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости.

2 группа «Корреспонденты»  задают вопросы к рассказу.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

•        дайте объяснение, почему...

•        почему вы думаете...

•        почему вы считаете...

•        в чем разница...

•        предположите, что будет, если...

•        что, если...

•        почему

3  группа «Редакторы» восстанавливают предложения.

      В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики  вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на крохотных уродливых корнях, двигались   на нас.   Они  шли  полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие  глаза,розовые цветы.

4 группа «Иллюстраторы»  словесно рисуют картины.Составляют план.

  5  группа   «Писатели»   Продолжение рассказа либо изменение в сюжете.

6 группа «Артисты»Инсценирование отрывка произведения.

VII.Модуль «Школьный урок» День космонавтики.

  1. Выступление детей.

   1.   Ещё с давних времен люди хотели узнать, что же такое Космос, как выглядят звезды вблизи, можно ли жить на других планетах.
    Учёных, которые наблюдают за звездами и изучают их, называют Астрономы. Но астрономы изучают звезды и планеты  с земли, смотря в свои телескопы.
    А человеку очень хотелось самому полететь в космос.

2. Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать,
с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос  животных. Первыми животными – космонавтами, которые полетели в Космос и вернулись обратно на Землю, были собаки – Белка и Стрелка.

3.    И вот – 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.
       Полёт продлился 1 час и 48 минут.
       И теперь День космонавтики отмечается в России 12 апреля.

4.   Сегодня в космос летают сотни астронавтов со всего света и изучают другие планеты, спутники и звезды. Они выходят из своих кораблей, одетые в защитные скафандры, в открытый космос. Даже высаживались на луну.

5.   Ещё в космос, вместо людей, отправляют специальных роботов, которых высаживают на поверхность других планет для подробного изучения.
В том числе и на луну. Такой робот называется Луноход.

6.Ещё люди создали искусственные спутники, летающие вокруг Земли. Спутники следят за обстановкой на Земле, передают данные о погоде, передвижениях морских судов. Спутники также передают сигналы на наши любимые с вами телевизоры и телефоны через антенны.

7.Мы не знаем, какие чудесные космические открытия ждут нас в будущем?   Возможно, когда мы станем взрослыми, то сможем путешествовать между планетами и отдыхать,  не на море, а на другой планете!
       А может даже познакомимся  с   жителями  других планет!?

2. Выступление учителя. Презентация.

Музей космонавтики и авиации

1.Насколько выставка уникальна, а всё, что связано с космосом - наша национальная гордость, понимаешь сразу же на входе. Это капсула корабля "Восток-1", в которой Юрий Гагарин возвращался на Землю. Оригинал.  Здесь хорошо видно состояние и масштаб спускаемого аппарата.

2. Впечатляет? Идем дальше и еще больше погружаемся в космос. Огромный двухуровневый павильон. Более 2 тыс экспонатов. Среди них орбитальные станции "Алмаз" и "Мир".

3. В "Мир" можно заглянуть, поднявшись по лестнице. Попасть внутрь нельзя. Но через иллюминаторы возможно разглядеть любопытные детали быта космонавта.

 4. Ракетный двигатель РД 170 является самым мощным в мире , среди тех кто работает на жидком топливе. Размеры впечатляют 4 метра в высоту и столько же в диаметре. Представьте ракету для которой он создаётся!

5.  Поднимемся выше! Тут безумно красиво! Гигантский макет земного шара!

 А это наши дни - космический аппарат связи серии "Экспресс-АМ" .   Без таких спутников были бы невозможны трансляции телеканалов, широкополосный интернет, защищенная связь.

6.  Эволюция скафандров - от самого первого, гагаринского, до современного.

Самый большой и самый современный скафандр на сегодняшний день для работы в открытом космосе. Рассчитан на человека ростом до 190 см. Называется "Орлан-МКС" - аббревиатура расшифровывается не "международная космическая станция", а "модернизированный компьютеризированный синтетический".

7. Наш луноход исследует поверхность Луны и берет пробу грунта.

VIII. Домашнее задание

– Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:

1) Пересказать текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.

2) Пересказать текст. Во время пересказа постараться голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или когда огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

– С творчеством какого писателя мы познакомились?

– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?

 Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?

- Вот кончается урок и подводим мы итог.

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)

Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Участвовал ли я в групповой  работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Итого я заработал: ______ балла(ов).

Все вы сегодня работами активно, с увлечением.

Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей.

А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?

Оцените свою работу на уроке.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К. Булычев "Путешествие Алисы. Кустики"

Интегрированый урок по  литературному чтению и музыке в 4 классе. Тема: Фантазии ....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Р.Кплинг. «Маугли. Герои произведения» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформирование  представлений о героях и их характереПланируемые результатыПредметные: - раскрывают значение понятия: «Закон Джунглей», «не...

Конспект урока по литературному чтению «К.Булычёв.«Путешествие Алисы»»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя-фантаста; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; формирование умений анализир...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс Школа россии на тему: "Рассказы К.Д. Ушинского"

Познакомить детей с рассказами К.Д. Ушинского, провести чтение и анализ произведений....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы&raq...