Конспект урока по литературному чтению К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение, критического мышления) на уроке литературного чтения в 4 классе с учётом требований ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 289.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты
Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение, критического мышления) на уроке литературного чтения в 4 классе с учётом требований ФГОС
Тема: К. Булычев «Путешествие Алисы».
Сравнение героев рассказов фантастического жанра.
Подготовила
учитель высшей категории
МБОУ «ЯНШ №13»
Сидор Людмила Ярославовна
Ялта
12.04.2024г.
Тип урока | Урок рефлексии. |
Педагогические | Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению. |
Планируемые результаты (предметные) | научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг |
Личностные | формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе. |
Универсальные учебные действия | Познавательные:базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. базовые исследовательские действия: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. работа с информацией:выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Регулятивные : умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. |
Ресурсы урока | учебник, карточки, портрет Кира Булычёва, презентация. |
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
II. Психологический настрой.
"Обмен настроением".
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(У обучающихся на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок литературного чтения, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы откроем тайну литературного произведения. Удачи вам и новых открытий!
III. Самоопределение к деятельности.
Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
- Работа в парах.
У обучающихся карточки (анаграммы, буквы потерялись, пазлы):
Фнтстчскпвст
иКрыуБлчвё
гИьореоМжйок
кптнПлскв
алАис
«Кустики».
- Прочитайте слова. Сообщите тему урока.
–Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведение К. Булычёва «Путешествие Алисы».
Дома вы прочитали отрывок из повести «Кустики».
– Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы детей)
– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных фраз.
– Дополните фразы и определите цели урока (написаны на доске):
• Уточнить представление…
• Находить в тексте…
• Различать эмоциональное…
– Мы будем исследовать произведение Кира Булычева «Кустики».
героями его произведений, развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.)
- будем учиться анализировать их поступки;
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
- Игра «Доскажи словечко»
-Ребята, давайте проверим внимательно ли вы читали произведение.
Выполним с вами тестовые задания.
1) Мы осторожно выкопали … кустов. (пять)
2)Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся…(Светящиеся цветы).
3)Механика звали…(Зелёный)
4)Чтобы защититься от кустов, отец Алисы схватил..(швабру)
5) Для борьбы с кустиками хотели применить.. . (огнемёт)
6)Кустики победила Алиса при помощи..(лейки)
7) Самый маленький и непоседливый кустик очень любил..(компот)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа над образами героев.
На доске 5 кустиков. Под ними спрятаны герои произведения.
Капитан Полосков | Профессор Селезнёв | Механик Зелёный | |
Кустики | Алиса | ||
Обучающийся читает задания:
1) Это мужчина большого роста, с пышной рыжей бородой. Он хороший механик и раз пять летал с Полосковым на других кораблях. Главное для него удовольствие — копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении.
(Механик Зелёный).
2) Когда он закончил университет, то знал о животных столько, что смог написать о них свою первую книжку. С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но он оказался одним из первых. Он облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором.
(Профессор Селезнёв).
3) Он невысокого роста, беленький, молчаливый и очень деликатный, никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте.
(Капитан Полосков).
4) С ней всегда что-нибудь случается, но все её приключения пока кончались благополучно. Она полезный в экспедиции человек – она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится.
(Алиса).
- Чем были знамениты эти кустики?
( Они были необычны – могли передвигаться и всегда находили воду.)
- Как повели себя кустики, оказавшись на борту космического корабля «Пегас»?
(Кустики издавали звуки, похожие на пение, на кустиках распустились цветы. Они пытались зайти в трюм.
- Почему кустики пели?
(Так они передавали свое желание найти воду.)
- Давайте сравним поведение героев отрывка. Найдите в тексте и подчеркните, как повели себя взрослые и Алиса в этот момент.
(Взрослые посчитали, что поведение кустиков опасно, они пытались защищаться, и прежде всего спасти Алису.)
- Как вела себя Алиса?
(Алиса, в отличие от взрослых, не испугалась. Она сообразила, что нужно полить растения, и они успокоятся. Побежала за лейкой с водой (выборочное чтение отрывка из главы). Алиса оказалась более сообразительной, она умеет посочувствовать даже кустикам.)
- Итак, сделайте вывод: Какие качества позволили Алисе стать героиней фантастической повести?
(Алиса смелая, она не знает страха, как взрослые, именно поэтому она и спасла трех капитанов. Она открыта и дружелюбна, хороший товарищ, готова всегда помогать друзьям. Она добрая, умеет посочувствовать даже кустикам. Алиса верит в чудеса, именно поэтому ей подарили шапку-невидимку.)
Как вы думаете, кто главная героиня этой повести? (Алиса Селезнева). Знаете ли вы, что Девочка названа в честь дочери писателя Алисы Божко.
Составим характеристику для главной героини: активная, умная, находчивая, бойкая, добрая, миролюбивая, любопытная, фантазерка.
Какие герои остались? (Профессор Селезнев и Зеленый). Кто такой профессор Селезнев? (папа Алисы). Составим его характеристику: активный, умный, мужественный, рассудительный.
И так ребята, у нас с вами остался последний герой повести «Приключение Алисы». Кто его назовет? Зелёный.
Каким он нам представился в ситуации с кустами? (он паниковал и боялся).Составим для него характеристику: умный, боязливый.
И так ребята, сделаем вывод о героях повести «Приключения Алисы».
2.Работа в группах.
1 группа «Исследователи» исследуют слова. (трудные слова, сравнения)
- Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе.
- Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое)
- окно на корабле, в самолете.
- Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна,служащее столовой, местом отдыха, занятий.
- Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения.
- Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях.
- Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами.
- Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей.
- Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо.
- Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости.
2 группа «Корреспонденты» задают вопросы к рассказу.
|
4 группа «Иллюстраторы» словесно рисуют картины.Составляют план.
5 группа «Писатели» Продолжение рассказа либо изменение в сюжете.
6 группа «Артисты»Инсценирование отрывка произведения.
VII.Модуль «Школьный урок» День космонавтики.
- Выступление детей.
1. Ещё с давних времен люди хотели узнать, что же такое Космос, как выглядят звезды вблизи, можно ли жить на других планетах.
Учёных, которые наблюдают за звездами и изучают их, называют Астрономы. Но астрономы изучают звезды и планеты с земли, смотря в свои телескопы.
А человеку очень хотелось самому полететь в космос.
2. Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать,
с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первыми животными – космонавтами, которые полетели в Космос и вернулись обратно на Землю, были собаки – Белка и Стрелка.
3. И вот – 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.
Полёт продлился 1 час и 48 минут.
И теперь День космонавтики отмечается в России 12 апреля.
4. Сегодня в космос летают сотни астронавтов со всего света и изучают другие планеты, спутники и звезды. Они выходят из своих кораблей, одетые в защитные скафандры, в открытый космос. Даже высаживались на луну.
5. Ещё в космос, вместо людей, отправляют специальных роботов, которых высаживают на поверхность других планет для подробного изучения.
В том числе и на луну. Такой робот называется Луноход.
6.Ещё люди создали искусственные спутники, летающие вокруг Земли. Спутники следят за обстановкой на Земле, передают данные о погоде, передвижениях морских судов. Спутники также передают сигналы на наши любимые с вами телевизоры и телефоны через антенны.
7.Мы не знаем, какие чудесные космические открытия ждут нас в будущем? Возможно, когда мы станем взрослыми, то сможем путешествовать между планетами и отдыхать, не на море, а на другой планете!
А может даже познакомимся с жителями других планет!?
2. Выступление учителя. Презентация.
Музей космонавтики и авиации
1.Насколько выставка уникальна, а всё, что связано с космосом - наша национальная гордость, понимаешь сразу же на входе. Это капсула корабля "Восток-1", в которой Юрий Гагарин возвращался на Землю. Оригинал. Здесь хорошо видно состояние и масштаб спускаемого аппарата.
2. Впечатляет? Идем дальше и еще больше погружаемся в космос. Огромный двухуровневый павильон. Более 2 тыс экспонатов. Среди них орбитальные станции "Алмаз" и "Мир".
3. В "Мир" можно заглянуть, поднявшись по лестнице. Попасть внутрь нельзя. Но через иллюминаторы возможно разглядеть любопытные детали быта космонавта.
4. Ракетный двигатель РД 170 является самым мощным в мире , среди тех кто работает на жидком топливе. Размеры впечатляют 4 метра в высоту и столько же в диаметре. Представьте ракету для которой он создаётся!
5. Поднимемся выше! Тут безумно красиво! Гигантский макет земного шара!
А это наши дни - космический аппарат связи серии "Экспресс-АМ" . Без таких спутников были бы невозможны трансляции телеканалов, широкополосный интернет, защищенная связь.
6. Эволюция скафандров - от самого первого, гагаринского, до современного.
Самый большой и самый современный скафандр на сегодняшний день для работы в открытом космосе. Рассчитан на человека ростом до 190 см. Называется "Орлан-МКС" - аббревиатура расшифровывается не "международная космическая станция", а "модернизированный компьютеризированный синтетический".
7. Наш луноход исследует поверхность Луны и берет пробу грунта.
VIII. Домашнее задание
– Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:
1) Пересказать текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2) Пересказать текст. Во время пересказа постараться голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или когда огорчаешься).
3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– С творчеством какого писателя мы познакомились?
– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?
– Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?
- Вот кончается урок и подводим мы итог.
Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)
Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Итого я заработал: ______ балла(ов).
Все вы сегодня работами активно, с увлечением.
Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей.
А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?
Оцените свою работу на уроке.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К. Булычев "Путешествие Алисы. Кустики"
Интегрированый урок по литературному чтению и музыке в 4 классе. Тема: Фантазии ....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Р.Кплинг. «Маугли. Герои произведения» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: сформирование представлений о героях и их характереПланируемые результатыПредметные: - раскрывают значение понятия: «Закон Джунглей», «не...

Конспект урока по литературному чтению «К.Булычёв.«Путешествие Алисы»»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя-фантаста; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; формирование умений анализир...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс Школа россии на тему: "Рассказы К.Д. Ушинского"
Познакомить детей с рассказами К.Д. Ушинского, провести чтение и анализ произведений....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы&raq...

