Методическая разработка урока литературное чтение 4 класс В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок литературного  чтения

 в 4 классе.

     

Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского ;

 помочь понять содержание научно-познавательной сказки “Городок в Табакерке»;

разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

  • Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
  • Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
  • Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
  • Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
  • Уважать мнение товарищей, умение работать дружно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного  чтения

 в 4 классе.

     

Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского ;

 помочь понять содержание научно-познавательной сказки “Городок в Табакерке»;

разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

  • Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
  • Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
  • Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
  • Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
  • Уважать мнение товарищей, умение работать дружно.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
  • Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.
  • Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: 

  • Учебник литературного чтения  4 класс
  • Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
  • Пьеса Лядова «Музыкальная шкатулка»

Ход урока

  1. Организация класса. (Слайд1)

- Повернитесь друг к другу,  прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

Давайте подарим улыбки друг другу, чтобы сегодняшний день, класс наполнился светом, добром и  счастьем.

  1. Речевая разминка. (Слайд 2

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца                                        

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

 ( Прочитайте  медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией)

-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)

     - О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)

     - Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)

     -Какие виды сказок вы знаете?( о животных, бытовые, волшебные)

  1. Повторение изученного.

- Ребята, какой  раздел в учебнике литературного чтения мы начали изучать?

- Чем отличается народная сказка от литературной сказки?

- Какую сказку вы прочитали дома?

- Кто автор?

  1. Сейчас Дима Антонов  познакомит нас  с творчеством 

В.Ф. Одоевского(Слайд3)

 (текст набран на отдельных листах)

Давно,  в 1803 г.  в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в  г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак  и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных  детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей  «Сказки и рассказы для детей  дедушки Иринея».  Это была 1-я русская книга для детей.

 

Словарно-лексическая работа

-Дома вы познакомились  со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”

-Вы знаете, что такое табакерка?

Табакерка – коробочка для табака (Слайд4)

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем  табакерку открыть, её  держали в руках, так чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки или балерины.

«СБОР  АССОЦИАЦИЙ» (Слайд5)

 - Ребята, когда вы слышите или произносите слово «город», какие ассоциации у вас возникают?

«Тонкие» и «толстые» вопросы: (Слайд 6)

- Слышали ли вы выражение «музыкальный город»?

- Кто может проживать в этом городе?

- Сейчас, ребята, мы послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». (Слайд7)

(ВКЛЮЧАЮ  ПЬЕСУ на КОМПЬЮТЕРЕ)

- Что вы представили, когда слушали пьесу?

- Я для вас приготовила сюрприз – маленькую музыкальную шкатулку. Послушаем мелодию.

(ОТКРЫВАЮ ШКАТУЛКУ)

- Оказывается  в шкатулке, ребята, много заданий для вас, которые предстоит выполнить на уроке.

– Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (Слайд8)

- Какие слова вам встретились, когда вы читали произведение дома?

Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды (Слайд9)

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха (Слайд10)

Ставни - деревянный затвор  на окнах в деревянных домах. (Слайд11)

Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда. (Слайд12)

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. (Слайд13)

  • Свод – в архитектуре тип перекрытия
  • Пестренькая – раскрашена разными цветами
  • Одинакие – одинаковые
  • Опамятоваться – опомниться.
  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя
  • С сими словами – с этими словами
  • Учтиво – очень вежливо
  • Досадно – обидно
  • Индо – даже
  • «Метод незаконченных предложений» (Слайд14)
  • Табакерка была сделана из … (из черепахи)
  • Листики на деревьях были из … (из серебра)
  • Городок назывался …(Динь-Динь)
  •  Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
  • Папа предупреждал  Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)
  • В табакерке надзиратель … (валик)
  • Надзиратель постоянно повторяет …(шуры-муры)
  • Автор сравнивает царевну-Пружинку с …(змейкой)
  • По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
  • Голос колокольчика зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
  • ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)

2. Творческий этап

  • Продолжаем работать с текстом сказки.
  • Кто главный герой сказки?(Миша)
  • Используя слова из текста сказки (на стр. учебника 168) расскажите о Мише.
  • ( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
  • - Подтвердите это словами из текста:
    «Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошёл к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

  • Чем поразила шкатулка Мишу?
  • - Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь?
  •  - Почему мальчику хотелось войти в городок?
  • - Как папа объяснил, почему это невозможно?

- Миша очарован музыкальной табакеркой, которую ему подарил папа. Ему страстно хочется узнать, как она работает. Пытливый ум Миши не даёт ему покоя, и он засыпает с этими мыслями.

  • Какие открытия сделал Миша во сне?
  • (Миша во время своего сказочного путешествия понял, что издали всё кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришёл к выводу, что без учёбы жить неинтересно и что необходимо беречь все детали сложного механизма.)
  • - О чём папа строго предупредил мальчика? (Не трогать пружину)
  • Как устроена табакерка? (соберите из слов) (Слайд16)
  • Колокольчики
  • Молоточки
  • Валик
  • Пружинка
  • На доске выкладываем модель устройства шкатулки.
  • - Что у нас получилось? (механизм)
  • - Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
  • -Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)

  • Какой литературный приём использует автор?

(Автор использовал для написания сказки "Городок в табакерке" литературный приём, который называется олицетворение.)

-Что это за приём?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)  (Слайд17)

  • С помощью этого приёма все механизмы в табакерке превратились в маленьких живых человечков. Они умели разговаривать, у них были свои чувства и характер. В. Ф. Одоевскому хотелось показать нам тонкий и сложный механизм музыкальной табакерки. Для этого он наделил все детали табакерки живыми голосами, характером и поступками.

- Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) 

        Одоевский создал своё  произведение для детей, с тем,

чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки,

объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать,

показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, как только заведённый порядок нарушается, начинаются бедствия и проблемы.

Рефлексия

- Ребята, сегодня на уроке мы поработали над текстом, используя разные приёмы. Сейчас полученные знания нужно продемонстрировать, вставив в анализ сказки опорные слова, так, чтобы получился логически связный текст.

Анализ

художественно-познавательной сказки «Городок в табакерке»

Автор: В.Ф.____________________

Жанр:  волшебная ________________________________ сказка

Сказка о том, как мальчик ____________ оказывается  в  волшебном городе  в ____________________, и узнаёт, что всё в нём устроено по определённым  ________________, нарушать которые нельзя.       Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство _________________, но и  показывает, как всё взаимосвязано в мире, как всё зависит одно от другого.

     Любое устройство работает благодаря  взаимодействию всех _____________. Каждая деталь в _______________очень важна.

     Эта сказка учит интересоваться окружающим ____________, учит думать. Учит тому, что каждому человеку нужно обязательно овладевать  разными _________________, что любопытство помогает нам познавать мир.

(Слайд 18)

Перед нами анализ художественно-познавательной сказки «Городок в табакерке». На уроках литературного чтения в начальных классах мы учимся анализу текста.

 Мы с вами готовимся к переходу в среднее звено, где вы с учителем русского языка и литературы будете анализировать произведения русской литературы.

Оценки за урок.

VI Д/з: Читать и делить текст на части;

Эссе «Чему научила меня сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....