Методическая разработка урока литературное чтение 4 класс В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения
в 4 классе.
Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского ;
помочь понять содержание научно-познавательной сказки “Городок в Табакерке»;
разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
- Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
- Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
- Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
- Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
- Уважать мнение товарищей, умение работать дружно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
в 4 классе.
Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского ;
помочь понять содержание научно-познавательной сказки “Городок в Табакерке»;
разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
- Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
- Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
- Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
- Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
- Уважать мнение товарищей, умение работать дружно.
- Планируемые результаты:
- Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
- Метапредметные:
- Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование:
- Учебник литературного чтения 4 класс
- Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
- Пьеса Лядова «Музыкальная шкатулка»
Ход урока
- Организация класса. (Слайд1)
- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
Давайте подарим улыбки друг другу, чтобы сегодняшний день, класс наполнился светом, добром и счастьем.
- Речевая разминка. (Слайд 2
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
( Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией)
-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)
- О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)
- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)
-Какие виды сказок вы знаете?( о животных, бытовые, волшебные)
- Повторение изученного.
- Ребята, какой раздел в учебнике литературного чтения мы начали изучать?
- Чем отличается народная сказка от литературной сказки?
- Какую сказку вы прочитали дома?
- Кто автор?
- Сейчас Дима Антонов познакомит нас с творчеством
В.Ф. Одоевского(Слайд3)
(текст набран на отдельных листах)
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.
Словарно-лексическая работа
-Дома вы познакомились со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”
-Вы знаете, что такое табакерка?
Табакерка – коробочка для табака (Слайд4)
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем табакерку открыть, её держали в руках, так чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки или балерины.
«СБОР АССОЦИАЦИЙ» (Слайд5)
- Ребята, когда вы слышите или произносите слово «город», какие ассоциации у вас возникают?
«Тонкие» и «толстые» вопросы: (Слайд 6)
- Слышали ли вы выражение «музыкальный город»?
- Кто может проживать в этом городе?
- Сейчас, ребята, мы послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». (Слайд7)
(ВКЛЮЧАЮ ПЬЕСУ на КОМПЬЮТЕРЕ)
- Что вы представили, когда слушали пьесу?
- Я для вас приготовила сюрприз – маленькую музыкальную шкатулку. Послушаем мелодию.
(ОТКРЫВАЮ ШКАТУЛКУ)
- Оказывается в шкатулке, ребята, много заданий для вас, которые предстоит выполнить на уроке.
– Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (Слайд8)
- Какие слова вам встретились, когда вы читали произведение дома?
Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды (Слайд9)
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха (Слайд10)
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. (Слайд11)
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда. (Слайд12)
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. (Слайд13)
- Свод – в архитектуре тип перекрытия
- Пестренькая – раскрашена разными цветами
- Одинакие – одинаковые
- Опамятоваться – опомниться.
- Счесть нельзя – сосчитать нельзя
- С сими словами – с этими словами
- Учтиво – очень вежливо
- Досадно – обидно
- Индо – даже
- «Метод незаконченных предложений» (Слайд14)
- Табакерка была сделана из … (из черепахи)
- Листики на деревьях были из … (из серебра)
- Городок назывался …(Динь-Динь)
- Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
- Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)
- В табакерке надзиратель … (валик)
- Надзиратель постоянно повторяет …(шуры-муры)
- Автор сравнивает царевну-Пружинку с …(змейкой)
- По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
- Голос колокольчика зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
- ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)
2. Творческий этап
- Продолжаем работать с текстом сказки.
- Кто главный герой сказки?(Миша)
- Используя слова из текста сказки (на стр. учебника 168) расскажите о Мише.
- ( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
- - Подтвердите это словами из текста:
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошёл к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
- Чем поразила шкатулка Мишу?
- - Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь?
- - Почему мальчику хотелось войти в городок?
- - Как папа объяснил, почему это невозможно?
- Миша очарован музыкальной табакеркой, которую ему подарил папа. Ему страстно хочется узнать, как она работает. Пытливый ум Миши не даёт ему покоя, и он засыпает с этими мыслями.
- Какие открытия сделал Миша во сне?
- (Миша во время своего сказочного путешествия понял, что издали всё кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришёл к выводу, что без учёбы жить неинтересно и что необходимо беречь все детали сложного механизма.)
- - О чём папа строго предупредил мальчика? (Не трогать пружину)
- Как устроена табакерка? (соберите из слов) (Слайд16)
- Колокольчики
- Молоточки
- Валик
- Пружинка
- На доске выкладываем модель устройства шкатулки.
- - Что у нас получилось? (механизм)
- - Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
- -Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)
- Какой литературный приём использует автор?
(Автор использовал для написания сказки "Городок в табакерке" литературный приём, который называется олицетворение.)
-Что это за приём?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) (Слайд17)
- С помощью этого приёма все механизмы в табакерке превратились в маленьких живых человечков. Они умели разговаривать, у них были свои чувства и характер. В. Ф. Одоевскому хотелось показать нам тонкий и сложный механизм музыкальной табакерки. Для этого он наделил все детали табакерки живыми голосами, характером и поступками.
- Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения)
Одоевский создал своё произведение для детей, с тем,
чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки,
объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать,
показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, как только заведённый порядок нарушается, начинаются бедствия и проблемы.
Рефлексия
- Ребята, сегодня на уроке мы поработали над текстом, используя разные приёмы. Сейчас полученные знания нужно продемонстрировать, вставив в анализ сказки опорные слова, так, чтобы получился логически связный текст.
Анализ
художественно-познавательной сказки «Городок в табакерке»
Автор: В.Ф.____________________
Жанр: волшебная ________________________________ сказка
Сказка о том, как мальчик ____________ оказывается в волшебном городе в ____________________, и узнаёт, что всё в нём устроено по определённым ________________, нарушать которые нельзя. Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство _________________, но и показывает, как всё взаимосвязано в мире, как всё зависит одно от другого.
Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех _____________. Каждая деталь в _______________очень важна.
Эта сказка учит интересоваться окружающим ____________, учит думать. Учит тому, что каждому человеку нужно обязательно овладевать разными _________________, что любопытство помогает нам познавать мир.
(Слайд 18)
Перед нами анализ художественно-познавательной сказки «Городок в табакерке». На уроках литературного чтения в начальных классах мы учимся анализу текста.
Мы с вами готовимся к переходу в среднее звено, где вы с учителем русского языка и литературы будете анализировать произведения русской литературы.
Оценки за урок.
VI Д/з: Читать и делить текст на части;
Эссе «Чему научила меня сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....