Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Николай Носов. Метро»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предлагаемая методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса построена на основе УМК автора Л.Ф.Климановой по программе «Перспектива».
Составлен урок открытий новых знаний по теме: «Н.Носов. Метро» по Сингапурской методике обучения, которое развивает у учащихся сотрудничество, взаимопомощь, критическое мышление, работу в команде. На этом уроке дети узнают краткую биографию известного детского писателя Н.Носова, историю древнего и первого современного метрополитена, познакомятся с создателем метро Чарльзом Пирсеном, о том какой машиной строят туннели, найдут ответы на загадочные вопросы, связанные с метро, расширят кругозор научными фактами.
На уроке проводится фронтальная, парная, индивидуальная работа. Интересная игра «Волшебный квадрат» проверит знания детей по произведениям и биографии Н.Носова. Творческая работа по картинкам поможет детям восстановить содержание рассказа.
Проектная работа «Читающая Москва - Читающий 4 класс» будет прививаться любовь к книжкам, к чтению.
Межпредметная связь с ОБЖ познакомит детей с правилами поведения в метро.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетюшский муниципальный район Республики Татарстан
МБОУ «Алабердинская СОШ»
Конкурс
методических разработок в начальной школе
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме:
«Николай Носов. Метро»
по номинации:
«Лучший Урок в начальной школе»
Составитель: учительначальных классов
первой квалификационнойкатегории
Залялиева Гелфруз Ризовна
Аннотация к уроку.
Предлагаемая методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса построена на основе УМК автора Л.Ф.Климановой по программе «Перспектива».
Составлен урок открытий новых знаний по теме: «Н.Носов. Метро» по Сингапурской методике обучения, которое развивает у учащихся сотрудничество, взаимопомощь, критическое мышление, работу в команде. На этом уроке дети узнают краткую биографию известного детского писателя Н.Носова, историю древнего и первого современного метрополитена, познакомятся с создателем метро Чарльзом Пирсеном, о том какой машиной строят туннели, найдут ответы на загадочные вопросы, связанные с метро, расширят кругозор научными фактами.
На уроке проводится фронтальная, парная, индивидуальная работа. Интересная игра «Волшебный квадрат» проверит знания детей по произведениям и биографии Н.Носова. Творческая работа по картинкам поможет детям восстановить содержание рассказа.
Проектная работа «Читающая Москва - Читающий 4 класс» будет прививаться любовь к книжкам, к чтению.
Межпредметная связь с ОБЖ познакомит детей с правилами поведения в метро.
Тема: Н.Носов «Метро»
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Н.Носова, биографией Н.Носова;
-учить выразительно прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение слов с помощью словаря толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения , выражая свое отношение к ним , составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана;
-развивать память, речь.
Планируемые результаты:
предметные: использование разных видов чтения( изучающее(смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные:
Р- формирование учебной задачи исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
П- анализ научно – познавательного текста, выделение главной мысли,
К- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведении,
, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, выполнение проекта в команде.
Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, ответственность, послушание; прививать любовь к чтению.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);
карточки с отрывками произведений Н.Носова (голубые, розовые), вагончики у каждого ученика, сигнальные кружочки для оценивания своей деятельности (зеленые, жёлтые, красные), сигнальные карточки «Светофор», материалы для проекта «Литературное метро», иллюстрации к рассказу «Метро», мешочек с бочонками, «Волшебный квадрат», «жетончики», фотографии детей, презентация «Биография Н.Носова», видеофильм «История метро», клей, фломастеры.
Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать к уроку рассказы Н.Носова, принести в класс свою фотографию.
Межпредметная связь: ОБЖ (правила поведения в метро),
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
#1054;рганизационный момент. ХАЙ ФАЙВ (сигнал тишины)
-Ребята поприветствуйте друг – друга: партнера по лицу ладошками, партнера по плечу кулачками. Улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
А) Работа в парах. ТАЙМД ПЭА ШЭА.
- Ученик А1 раздаст вам листы бумаги белого цвета.. Прочитайте отрывки из рассказов, найдите и соотнесите название произведений.
-Ну, гремит и пусть гремит,- сказал Федя, - Нам какое дело? Нам надо решать задачу. На чём мы тут остановились? Так… «Для дома и отдыха купили двадцать одеял и тридцать пять простыней за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Откуда тут ёще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Да эта не та задача!
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
-Дедушка, дедушка!
-Ну, что ёще?
-А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
-ГМ! - сказал дед.
- Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
-К как же?
-Ну, считай, что я подарил его.
-Спасибо, дедушка!
-Иди, сынок, иди!
Когда он вернулся, мама уже была дома.
-Где же твоя рыбка? – сказала мама.
-Не знаю, - пробормотал Виталик.
-Вот видишь,- сказала мама. - Он выбрал таки время, когда никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он разбойник? Ну-ка найди мне его сейчас!
-Мурзик! Мурзик! – стал звать Виталик.Но кота нигде не было.
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил
- Васька! - обрадовались ребята
-Кто готов, делаем салют.
-Проверим.
-Верно?
(Дети показывают зеленый цвет светофора - правильно, красный – не правильно)
- А кто написал эти произведения?
-Николай Носов.
-Отгадайте загадку.
Под землею с давних пор понарыто много нор, и по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда (метро).
-Что помогло отгадать вам загадку?
-А вы знаете, что такое метро? Кто ездил на метро?
Метро – это подземная железная дорога
Б) Речевая разминка. Работа в паре. СИНГЛ РАУНД РОБИН.
-Ученик В 2 раздаст задания листы бумаги зеленого цвета.
Ждать трамвая?
Не желаю!
На автобус не сажусь!
Лучше сяду на метро я:
На метро быстрее втрое
Я до школы доберусь!
- Одно задание по стиху проговариваем один раз по кругу в команде на время ( 6 заданий, по числу учащихся)
#1055;рочитайте стих, начиная шепотом, постепенно, увеличивая силу голоса.
#1055;рочитайте, начиная громко, постепенно, уменьшая силу голоса.
3. Прочитайте быстро.
4. Прочитайте грустно
5. Прочитайте радостно,
#1055;рочитайте печально.
3. Определение темы урока, постановка цель и задач.
- Для чего нужны эти упражнения?
- Для того, чтобы выразительно и бегло читать.
-Как вы думаете, почему я наш урок начала с произведений Носова и с загадки о метро? (предположения детей)
-Ребята, какая наша цель урока?
- Познакомиться с рассказом Н.Носова «Метро»
- Учиться правильно и выразительно читать (бегло, без ошибок)
- А еще мы перед собой поставим следующие задачи:
- Узнать краткую биографию Н.Носова
- Узнать историю метрополитена и интересные факты о метро
- Создать проект «Читающий 4 класс»
4. Основная часть.
А) Биография Н.Носова. Просмотр презентации( 3 мин.) Чтение текстов презентаций детьми.
- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Когда он немного подрос, его семья переехала в городок чуть поменьше — Ирпень. Подросток был с детства очень подвижным, впечатлительным и наблюдательным. Отец работал на двух работах, он был актёром эстрады и железнодорожником. Актёрам платили мало и не регулярно. Денег всегда катастрофически не хватало.
Маленького паренька интересовали музыка, шахматы и театр. Родители даже купили ему скрипку, которую сын так и не освоил. Юный подросток начал читать с пяти лет. Он самостоятельно научился играть на мандолине ещё будучи школьником. Оставив скрипку, мальчик взялся за игру на другом инструменте, где и добился успеха.
Гимназические годы
Всего детей было четверо: трое братьев и сестра. Достигнув нужного возраста, с первого раза поступил в гимназию, отлично сдав вступительные экзамены. Во время учёбы его интересовали фотография и электротехника.
Это были очень тяжёлые годы. Шла Первая Мировая война, которая впоследствии переросла в Гражданскую. Семья Носовых голодала, а затем заразилась тифом. Маленький Николай болел тяжело и долго, но всё обошлось. Выздоровев, мальчик начал изучать радио.
С 14 лет Коля начал работать, так как денег не хватало. Он перепробовал много специальностей. Носов копал землю, продавал газеты, косил траву. Это очень помогло писателю впоследствии. Знание жизни, её разнообразия и неожиданных обстоятельств послужили прочным фундаментом для создания его реалистичных, легко читаемых, интересных произведений.
Учёба
В 1931 году будущий сказочник получил диплом об окончании института кинематографии в Москве. Он снял много мультипликационных, документальных фильмов. Его работы отличались реалистичностью, свежестью, оригинальностью. Он любил научные факты, доказательства, выдумку, скромность, честность, шутку.
Литературное творчество
В 1938 году он начал писать сочинения для маленьких детей:
- «Затейники»;
- «Живая шляпа»;
- «Огурцы»;
- «Мишкина каша»;
- «Огородники»;
- «Чудесные брюки»;
- «Фантазёры».
Их печатали в самом популярном детском журнале «Мурзилка».
Особое, тёплое, доверительное, даже уважительное отношение писателя к детям снискало ему большую популярность. В 1947 году были изданы его «Весёлые рассказы». А чуть позднее, в 1951 году, Носов сочинил повесть «Витя Малеев в школе и дома». Он получил за неё высокую оценку.
В его текстах приветствуются отзывчивость, дружелюбие, честность и порицаются зависть, алчность, хамство и высокомерие.
В это время автор написал сочинения о Незнайке.
- «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954 г.г.);
- «Незнайка в Солнечном городе» (1958 год;
- и окончание трилогии «Незнайка на Луне» (1964—1965 г.г.).
Неожиданно они стали очень популярными и читаемыми. Не одно поколение выросло на этих забавных приключениях.
Б) История метро. Видеофильм.
- С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начинается история метрополитена. Как устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Оказывается, еще древние люди - египтяне, греки, римляне - умели строить и использовать подземные тоннели. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными. Но и сегодняшнее метро загадочно! Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Куда из - под ног уходят ступеньки эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти загадки мы раскроем посмотрев фильм.
- Чарльз Пирсон – придумал метро в 1869 году в Великобритании.
В) Подготовка к просмотру и первичному восприятию.
- Ученик А2 раздаст листы бумаги синего цвета. Возьмите таблицу. Я хочу проверить ваши знания о метро.
Ответьте на вопросы в столбике «До», поставив «Плюс» или «Минус».
ЭЙ АР ГАЙД,
До | Утверждения. | После |
+ | Метро строили также там, где пустовали пещеры, тоннели после работы шахтёров. | |
+ | Метро построили потому, что на дорогах осталось мало места для проезда транспорта, пешеходов. | |
+ | ||
Вопросы | ||
Вы знаете города, где есть метро? | - | |
Вы знаете, чем роют тоннели для метро? | - |
-А теперь посмотрите фильм и затем ответьте еще раз на вопросы в столбике «После».
Продолжительность фильма. 3 мин.
Г) Проверка домашнего задания.
-Ребята, к вам тоже приехало Литературное метро. Чтобы сесть в вагончики, нужно купить билетики – жетоны, которые кладут в турникеты, для того, чтобы спуститься в метро( рисунок турникета).
Турникет – устройство, предназначенное для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего. |
-Вспомним произведения. Игра «Волшебный квадрат»
-Команде нужно получить 3 жетона. За правильный ответ зеленый кружок клеиться на вагончик, который я вам раздам (дети берут из мешочка бочонки с номерами). Каждой паре раздается по одному вагончику, в ходе ответов они приклеивают жетоны.
12 | 1 | 2 | 6 |
5 | 3 | 4 | 10 |
7 | 14 | 5 | 17 |
16 | 15 | 11 | |
8 | 13 | 9 |
- желтых секторов (Ж) – «Пойми меня»;
- синих секторов (С) – «Пословицы»
- белых секторов (Б) — «Викторина» ;
- оранжевых секторов (О) – «Чьи это слова?»;
«Красный сектор» – «Жизнь и творчество писателя
- * — счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
- ∆ — бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
- SOS – игроки могут воспользоваться помощью болельщиков;
- черный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
«Синий сектор» – «Пословицы»;
- К какому произведению подходит пословица?
#1059; страха глаза велики.
#1051;учше горькая правда, чем сладкая ложь.
«Жёлтый сектор» – «Пойми меня»;
#1055;о трём словам отгадать название произведения.
4. Рыбка, свисток, аквариум.
5. Кот, комод, картошка.
6. 28 мая, 30 мая. 31 мая.
#1044;едушка, огород, мама
«Оранжевый сектор» – «Чьи это слова?»
8. Кто лежал и думал? -Почему лошади большие, а ослы маленькие, если было у человека 4 ноги. Тогда и он был бы ослом?
9. «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».
10. –Зачем рыбке свистеть?
11. -Вот какой противный король. Блоха милей его родного брата?
«Белый сектор» – «Викторина»;
#1050;уда делся один огурец у героя рассказа «Огурцы»?
13. Кто съел рыбку карасика по словам Витьки?
14. Что мешало решать задачу Феде?
15. На что хотел обменять рыбку Виталик
«Красный сектор» – «Жизнь и творчество писателя
#1043;де родился Н.Носов?
#1042; каком журнале первый раз опубликовали его рассказ?
#1053;азови дату рождения Н.Носова
#1055;еречисли рассказы Носова.
#1060;изкультминутка «Веселые паровозики из Чагинстона» ( из мультфильма)
6. Знакомство с рассказом «Метро»
-Вот спустились по эскалатору (рисунок)
- Что такое эскалатор? Кто ездил на нем?
Эскалатор - движущая лестница. |
-Прежде чем мы подойдем к метро, запомните правила безопасности.
Прочитайте все вместе.
-Приклейте фотографию в окошко вашего вагончика метро, мы сели на метро.
А) Прочитаем рассказ (в 4 классе может прочитать хорошо читающий ученик).
Б) Первичное восприятие
-Понравился вам рассказ?
-А что вам понравилось?
- Вам захотелось смеяться?
-Этот рассказ можно назвать юмористическим рассказом.
В) Словарная работа
- Какие слова вам не понятны?
Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно - насмешливое отношение к чему- нибудь.
Пошехонец – простодушный человек, совершающий глупости, над которыми хочется смеяться.
Г) Беседа по прочитанному произведению.
- Прочитайте, где гостили ребята?
- Куда решили пойти мальчики?
- Расскажите, что они делали в метро.
- Чего они испугались?
- Как они встретили маму и тётю Олю?
- Что интересного узнали из рассказа? (О метре).
Д) Творческие работы.
- Ученик В1 раздаст таблички розового цвета. Определите положительные качества характера главных героев.
Любопытные | + |
Невнимательные | + |
Смешные | + |
Внимательные | _ |
Ответственные | _ |
Непослушные | + |
Неответственные | + |
Проверка. Наклеиваются жетоны за правильный ответ.
Ж) Соберите в правильной последовательности картинки. Работа в парах. Составьте план рассказа. ТЭЙБЛ –РАУНД-РОБИН . Записываем на листочке по очереди пункты плана.
Вход вметро
Проверка. Наклеиваем жетоны за правильный ответ.
6. Рефлексия. КОНЭРС. Итог урока.
- Ребята встаньте у той записи, где выражена, по вашему мнению, главная мысль рассказа (по углам класса развешаны листочки). Музыка останавливается.
1 запись. Хорошо кататься на метро без родителей.
2 запись. Нельзя одним уходить из дома без спросу, надо уметь ориентироваться там, где находишься, а значит, быть внимательным.
3 запись. Хорошо быть смешным.
- Чему учит рассказ? (Нельзя одним уходить из дома без спросу, надо уметь ориентироваться там, где находишься, а значит, быть внимательным).
Проект «Читающий 4 класс»
-А вы знает, что в Москве есть метро «Читающая Москва». Люди садятся в метро, а в вагончиках есть полки с книжками. Любой может по пути читать книги.
Презентация.
- Ребята поменьше сидите за компьютерами, читайте больше книжек.
- Кто много читает, тот много знает. Книга- источник знаний.
-Давайте и мы все вместе сделаем такой поезд по творчеству Н.Носова (раздаются материалы). Наклейте их .Соединим наши вагончики в состав.
- А билетиком на выход станет карточка трех цветов.
Красный - я не понял урок, мне было не интересно.
Оранжевый – были затруднения, но я справился.
Зеленый – я хорошо работал на уроке, я все понял, урок был интересным.
Подсчитываются жетончики, ставятся оценки.
#1044;омашнее задание. Пересказать содержание рассказа «Метро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")
Конспект урока по литературному чтению ...
Урок литературного чтения 2 класс по теме Н.Н.Носов "На горке"
Технологическая карта урока С УУД...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
