Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Николай Носов. Метро»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Залялиева Гелфруз Ризовна

Предлагаемая методическая разработка  урока по литературному чтению для 4 класса  построена на основе   УМК автора Л.Ф.Климановой   по программе «Перспектива».

  Составлен урок открытий новых знаний по теме:  «Н.Носов. Метро»  по Сингапурской методике обучения, которое развивает у учащихся сотрудничество, взаимопомощь, критическое мышление, работу в команде.            На этом уроке дети узнают  краткую биографию известного детского писателя Н.Носова, историю древнего и   первого современного  метрополитена, познакомятся с создателем метро Чарльзом Пирсеном,  о том какой машиной строят туннели, найдут  ответы на загадочные вопросы, связанные с метро, расширят кругозор научными фактами.

  На уроке проводится фронтальная, парная, индивидуальная работа. Интересная игра «Волшебный квадрат»   проверит знания детей по произведениям и биографии Н.Носова. Творческая работа по картинкам поможет детям восстановить содержание рассказа.

  Проектная работа «Читающая Москва - Читающий 4 класс»  будет прививаться любовь к книжкам, к чтению.

  Межпредметная связь с ОБЖ познакомит детей с правилами поведения в метро.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетюшский муниципальный район Республики Татарстан

МБОУ «Алабердинская СОШ»

Конкурс

методических разработок в начальной школе

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

«Николай Носов. Метро»

по номинации:

«Лучший Урок в начальной школе»

Составитель: учительначальных классов

первой квалификационнойкатегории

Залялиева Гелфруз Ризовна


Аннотация к уроку.

Предлагаемая методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса построена на основе УМК автора Л.Ф.Климановой по программе «Перспектива».

Составлен урок открытий новых знаний по теме: «Н.Носов. Метро» по Сингапурской методике обучения, которое развивает у учащихся сотрудничество, взаимопомощь, критическое мышление, работу в команде. На этом уроке дети узнают краткую биографию известного детского писателя Н.Носова, историю древнего и первого современного метрополитена, познакомятся с создателем метро Чарльзом Пирсеном, о том какой машиной строят туннели, найдут ответы на загадочные вопросы, связанные с метро, расширят кругозор научными фактами.

На уроке проводится фронтальная, парная, индивидуальная работа. Интересная игра «Волшебный квадрат» проверит знания детей по произведениям и биографии Н.Носова. Творческая работа по картинкам поможет детям восстановить содержание рассказа.

Проектная работа «Читающая Москва - Читающий 4 класс» будет прививаться любовь к книжкам, к чтению.

Межпредметная связь с ОБЖ познакомит детей с правилами поведения в метро.

Тема: Н.Носов «Метро»

Цели:

- продолжить знакомство с творчеством Н.Носова, биографией Н.Носова;

-учить выразительно прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение слов с помощью словаря толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения , выражая свое отношение к ним , составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана;

-развивать память, речь.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения( изучающее(смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные:

Р- формирование учебной задачи исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,

П- анализ научно – познавательного текста, выделение главной мысли,

К- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведении,

, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, выполнение проекта в команде.

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, ответственность, послушание; прививать любовь к чтению.

Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);

карточки с отрывками произведений Н.Носова (голубые, розовые), вагончики у каждого ученика, сигнальные кружочки для оценивания своей деятельности (зеленые, жёлтые, красные), сигнальные карточки «Светофор», материалы для проекта «Литературное метро», иллюстрации к рассказу «Метро», мешочек с бочонками, «Волшебный квадрат», «жетончики», фотографии детей, презентация «Биография Н.Носова», видеофильм «История метро», клей, фломастеры.

Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать к уроку рассказы Н.Носова, принести в класс свою фотографию.

Межпредметная связь: ОБЖ (правила поведения в метро),

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

#1054;рганизационный момент. ХАЙ ФАЙВ (сигнал тишины)

-Ребята поприветствуйте друг – друга: партнера по лицу ладошками, партнера по плечу кулачками. Улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

А) Работа в парах. ТАЙМД ПЭА ШЭА.

- Ученик А1 раздаст вам листы бумаги белого цвета.. Прочитайте отрывки из рассказов, найдите и соотнесите название произведений.

-Ну, гремит и пусть гремит,- сказал Федя, - Нам какое дело? Нам надо решать задачу. На чём мы тут остановились? Так… «Для дома и отдыха купили двадцать одеял и тридцать пять простыней за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Откуда тут ёще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Да эта не та задача!

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

-Дедушка, дедушка!

-Ну, что ёще?

-А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

-ГМ! - сказал дед.

- Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

-К как же?

-Ну, считай, что я подарил его.

-Спасибо, дедушка!

-Иди, сынок, иди!

Когда он вернулся, мама уже была дома.

-Где же твоя рыбка? – сказала мама.

-Не знаю, - пробормотал Виталик.

-Вот видишь,- сказала мама. - Он выбрал таки время, когда никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он разбойник? Ну-ка найди мне его сейчас!

-Мурзик! Мурзик! – стал звать Виталик.Но кота нигде не было.

Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил

- Васька! - обрадовались ребята

-Кто готов, делаем салют.

-Проверим.

-Верно?

(Дети показывают зеленый цвет светофора - правильно, красный – не правильно)

- А кто написал эти произведения?

-Николай Носов.

-Отгадайте загадку.

Под землею с давних пор понарыто много нор, и по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда (метро).

-Что помогло отгадать вам загадку?

-А вы знаете, что такое метро? Кто ездил на метро?

Метро – это подземная железная дорога

Б) Речевая разминка. Работа в паре. СИНГЛ РАУНД РОБИН.

-Ученик В 2 раздаст задания листы бумаги зеленого цвета.

Ждать трамвая?

Не желаю!

На автобус не сажусь!

Лучше сяду на метро я:

На метро быстрее втрое

Я до школы доберусь!

- Одно задание по стиху проговариваем один раз по кругу в команде на время ( 6 заданий, по числу учащихся)

#1055;рочитайте стих, начиная шепотом, постепенно, увеличивая силу голоса.

#1055;рочитайте, начиная громко, постепенно, уменьшая силу голоса.

3. Прочитайте быстро.

4. Прочитайте грустно

5. Прочитайте радостно,

#1055;рочитайте печально.

3. Определение темы урока, постановка цель и задач.

- Для чего нужны эти упражнения?

- Для того, чтобы выразительно и бегло читать.

-Как вы думаете, почему я наш урок начала с произведений Носова и с загадки о метро? (предположения детей)

-Ребята, какая наша цель урока?

  • Познакомиться с рассказом Н.Носова «Метро»
  • Учиться правильно и выразительно читать (бегло, без ошибок)

- А еще мы перед собой поставим следующие задачи:

  • Узнать краткую биографию Н.Носова
  • Узнать историю метрополитена и интересные факты о метро
  • Создать проект «Читающий 4 класс»

4. Основная часть.

А) Биография Н.Носова. Просмотр презентации( 3 мин.) Чтение текстов презентаций детьми.

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Когда он немного подрос, его семья переехала в городок чуть поменьше — Ирпень. Подросток был с детства очень подвижным, впечатлительным и наблюдательным. Отец работал на двух работах, он был актёром эстрады и железнодорожником. Актёрам платили мало и не регулярно. Денег всегда катастрофически не хватало.

Маленького паренька интересовали музыка, шахматы и театр. Родители даже купили ему скрипку, которую сын так и не освоил. Юный подросток начал читать с пяти лет. Он самостоятельно научился играть на мандолине ещё будучи школьником. Оставив скрипку, мальчик взялся за игру на другом инструменте, где и добился успеха.

Гимназические годы

Всего детей было четверо: трое братьев и сестра. Достигнув нужного возраста, с первого раза поступил в гимназию, отлично сдав вступительные экзамены. Во время учёбы его интересовали фотография и электротехника.

Это были очень тяжёлые годы. Шла Первая Мировая война, которая впоследствии переросла в Гражданскую. Семья Носовых голодала, а затем заразилась тифом. Маленький Николай болел тяжело и долго, но всё обошлось. Выздоровев, мальчик начал изучать радио.

С 14 лет Коля начал работать, так как денег не хватало. Он перепробовал много специальностей. Носов копал землю, продавал газеты, косил траву. Это очень помогло писателю впоследствии. Знание жизни, её разнообразия и неожиданных обстоятельств послужили прочным фундаментом для создания его реалистичных, легко читаемых, интересных произведений.

Учёба

В 1931 году будущий сказочник получил диплом об окончании института кинематографии в Москве. Он снял много мультипликационных, документальных фильмов. Его работы отличались реалистичностью, свежестью, оригинальностью. Он любил научные факты, доказательства, выдумку, скромность, честность, шутку.

Литературное творчество

В 1938 году он начал писать сочинения для маленьких детей:

  • «Затейники»;
  • «Живая шляпа»;
  • «Огурцы»;
  • «Мишкина каша»;
  • «Огородники»;
  • «Чудесные брюки»;
  • «Фантазёры».

Их печатали в самом популярном детском журнале «Мурзилка».

Особое, тёплое, доверительное, даже уважительное отношение писателя к детям снискало ему большую популярность. В 1947 году были изданы его «Весёлые рассказы». А чуть позднее, в 1951 году, Носов сочинил повесть «Витя Малеев в школе и дома». Он получил за неё высокую оценку.

В его текстах приветствуются отзывчивость, дружелюбие, честность и порицаются зависть, алчность, хамство и высокомерие.

В это время автор написал сочинения о Незнайке.

  1. «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954 г.г.);
  2. «Незнайка в Солнечном городе» (1958 год;
  3. и окончание трилогии «Незнайка на Луне» (1964—1965 г.г.).

Неожиданно они стали очень популярными и читаемыми. Не одно поколение выросло на этих забавных приключениях.

Б) История метро. Видеофильм.

- С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начинается история метрополитена. Как устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Оказывается, еще древние люди - египтяне, греки, римляне - умели строить и использовать подземные тоннели. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными. Но и сегодняшнее метро загадочно! Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Куда из - под ног уходят ступеньки эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти загадки мы раскроем посмотрев фильм.

- Чарльз Пирсон – придумал метро в 1869 году в Великобритании.

В) Подготовка к просмотру и первичному восприятию.

- Ученик А2 раздаст листы бумаги синего цвета. Возьмите таблицу. Я хочу проверить ваши знания о метро.

Ответьте на вопросы в столбике «До», поставив «Плюс» или «Минус».

ЭЙ АР ГАЙД,

До

Утверждения.

После

+

Метро строили также там, где пустовали пещеры, тоннели после работы шахтёров.

+

Метро построили потому, что на дорогах осталось мало места для проезда транспорта, пешеходов.

+

Вопросы

Вы знаете города, где есть метро?

-

Вы знаете, чем роют тоннели для метро?

-

-А теперь посмотрите фильм и затем ответьте еще раз на вопросы в столбике «После».

Продолжительность фильма. 3 мин.

Г) Проверка домашнего задания.

-Ребята, к вам тоже приехало Литературное метро. Чтобы сесть в вагончики, нужно купить билетики – жетоны, которые кладут в турникеты, для того, чтобы спуститься в метро( рисунок турникета).

Турникет – устройство, предназначенное для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего.


-Вспомним произведения. Игра «Волшебный квадрат»

-Команде нужно получить 3 жетона. За правильный ответ зеленый кружок клеиться на вагончик, который я вам раздам (дети берут из мешочка бочонки с номерами). Каждой паре раздается по одному вагончику, в ходе ответов они приклеивают жетоны.

12

1

2

6

5

3

4

10

7

14

5

17

16

15

11

8

13

9

- желтых секторов (Ж) – «Пойми меня»;

- синих секторов (С) – «Пословицы»

- белых секторов (Б) — «Викторина» ;

- оранжевых секторов (О) – «Чьи это слова?»;

«Красный сектор» – «Жизнь и творчество писателя

- * — счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

- ∆ — бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

- SOS – игроки могут воспользоваться помощью болельщиков;

- черный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

«Синий сектор» – «Пословицы»;

- К какому произведению подходит пословица?

#1059; страха глаза велики.

#1051;учше горькая правда, чем сладкая ложь.

«Жёлтый сектор» – «Пойми меня»;

#1055;о трём словам отгадать название произведения.

4. Рыбка, свисток, аквариум.

5. Кот, комод, картошка.

6. 28 мая, 30 мая. 31 мая.

#1044;едушка, огород, мама

«Оранжевый сектор» – «Чьи это слова?»

8. Кто лежал и думал? -Почему лошади большие, а ослы маленькие, если было у человека 4 ноги. Тогда и он был бы ослом?

9. «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».

10. –Зачем рыбке свистеть?

11. -Вот какой противный король. Блоха милей его родного брата?

«Белый сектор» – «Викторина»;

#1050;уда делся один огурец у героя рассказа «Огурцы»?

13. Кто съел рыбку карасика по словам Витьки?

14. Что мешало решать задачу Феде?

15. На что хотел обменять рыбку Виталик

«Красный сектор» – «Жизнь и творчество писателя

#1043;де родился Н.Носов?

#1042; каком журнале первый раз опубликовали его рассказ?

#1053;азови дату рождения Н.Носова

#1055;еречисли рассказы Носова.

#1060;изкультминутка «Веселые паровозики из Чагинстона» ( из мультфильма)

6. Знакомство с рассказом «Метро»

-Вот спустились по эскалатору (рисунок)

- Что такое эскалатор? Кто ездил на нем?

Эскалатор - движущая лестница.

-Прежде чем мы подойдем к метро, запомните правила безопасности.

Прочитайте все вместе.

-Приклейте фотографию в окошко вашего вагончика метро, мы сели на метро.

А) Прочитаем рассказ (в 4 классе может прочитать хорошо читающий ученик).

Б) Первичное восприятие

-Понравился вам рассказ?

-А что вам понравилось?

- Вам захотелось смеяться?

-Этот рассказ можно назвать юмористическим рассказом.

В) Словарная работа

- Какие слова вам не понятны?

Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно - насмешливое отношение к чему- нибудь.

Пошехонец – простодушный человек, совершающий глупости, над которыми хочется смеяться.

Г) Беседа по прочитанному произведению.

- Прочитайте, где гостили ребята?

- Куда решили пойти мальчики?

- Расскажите, что они делали в метро.

- Чего они испугались?

- Как они встретили маму и тётю Олю?

- Что интересного узнали из рассказа? (О метре).

Д) Творческие работы.

- Ученик В1 раздаст таблички розового цвета. Определите положительные качества характера главных героев.

Любопытные

+

Невнимательные

+

Смешные

+

Внимательные

_

Ответственные

_

Непослушные

+

Неответственные

+

Проверка. Наклеиваются жетоны за правильный ответ.

Ж) Соберите в правильной последовательности картинки. Работа в парах. Составьте план рассказа. ТЭЙБЛ –РАУНД-РОБИН . Записываем на листочке по очереди пункты плана.

Вход вметро

Проверка. Наклеиваем жетоны за правильный ответ.

6. Рефлексия. КОНЭРС. Итог урока.

- Ребята встаньте у той записи, где выражена, по вашему мнению, главная мысль рассказа (по углам класса развешаны листочки). Музыка останавливается.

1 запись. Хорошо кататься на метро без родителей.

2 запись. Нельзя одним уходить из дома без спросу, надо уметь ориентироваться там, где находишься, а значит, быть внимательным.

3 запись. Хорошо быть смешным.

- Чему учит рассказ? (Нельзя одним уходить из дома без спросу, надо уметь ориентироваться там, где находишься, а значит, быть внимательным).

Проект «Читающий 4 класс»

-А вы знает, что в Москве есть метро «Читающая Москва». Люди садятся в метро, а в вагончиках есть полки с книжками. Любой может по пути читать книги.

Презентация.

- Ребята поменьше сидите за компьютерами, читайте больше книжек.

- Кто много читает, тот много знает. Книга- источник знаний.

-Давайте и мы все вместе сделаем такой поезд по творчеству Н.Носова (раздаются материалы). Наклейте их .Соединим наши вагончики в состав.

- А билетиком на выход станет карточка трех цветов.

Красный - я не понял урок, мне было не интересно.

Оранжевый – были затруднения, но я справился.

Зеленый – я хорошо работал на уроке, я все понял, урок был интересным.

Подсчитываются жетончики, ставятся оценки.

#1044;омашнее задание. Пересказать содержание рассказа «Метро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")

Конспект урока по литературному чтению                                              ...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....