И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"(отрывок),бинарный урок(литературное чтение,музыка),3 класс,программа "Школа России",соответствует ФГОС
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Талерчик Наталья Петровна

Урок ориентирован на знакомство с творчеством И.С.Соколова-Микитова.

Задания способствуют развитию познавательной активности детей,развитию умения выражать свои чувства,мысли,видеть авторскую позицию и понимать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_binarnyy_urok_3_kl.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. И.С. Соколов-Микитов « Листопадничек».

Тип урока: урок изучения нового материала ( 1 урок)

Коррекционно-образовательные цели: познакомить учащихся с отрывком из произведения И.С. Соколова- Микитова « Листопадничек», ознакомить с жизнью и творчеством писателя; продолжить обучение выразительному чтению с выполнением различного рода заданий, совершенствуя навык самостоятельной работы; пополнять и активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие цели: развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся; творческие способности детей( используя музыкальные навыки учащихся); мышление, внимание, познавательную активность; развивать умение выражать свои чувства, мысли, видеть авторскую позицию и понимать ее.

Коррекционно-воспитатаельные цели: прививать ответственное отношение к учению; любовь и интерес ко всему живому; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее обитателям.

Оборудование:

  1. Литер. чт. Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк.. В 2 ч. / 4-е изд. М.: Просвещение, 223 с.: ил.( сост. Л. Ф. Климанова и др.).
  2. Портрет писателя И.С. Соколова-Микитова.
  3. Портрет композитора В.Г. Свиридова.
  4. Карточки с опорными словами и словосочетаниями.
  5. Индивидуальные карточки.
  6. Музыкальное сопровождение . Композиция «Осень» В.Г. Свиридова.
  7. Музыкальные инструменты.
  8. Видеоклип « Золотая осень».

( класс разделен на 2 группы)0

  1. Организационный момент.

Психолог:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И друг друга не задели.

  • Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.
  • «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться : « Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым . Доброе утро длится до вечера.»

2. Объявление темы урока.

( Вводное слово учителя, звучат звуки природы).

  • Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные , а уж загадки на каждом шагу.
  • У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.
  • Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю?(Лес, природа, что нас окружает)
  • Почему вы так думаете? ( показаны картинки зверей).
  • Вы готовы отправится в эту страну? В путь!
  • А путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым. ( вывешивается портрет писателя, краткий рассказ о нем

  1. Подготовка к восприятию произведения.

  • Прочитайте, как называется произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?

-Как вы думаете, от каких слов образовано его название? ( лист, падать)

-Когда это бывает?

  • Как вы считаете о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

  • Когда мы работаем над любым художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить?

( определить жанр произведения, понять о ком или о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам).

  • А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши- больше головы.

Длинное ухо,

Комочек пуха, прыгает ловко,

Любит морковку. ( заяц).

- А что это за заяц, вы узнаете позже.

  1. Объявление целей и задач урока.

  • Сегодня мы начинаем работу над отрывком из произведения И. С. Соколова-Микитова « Листопадничек». А продолжим работу на следующем уроке литературного чтения. Определим, в каком жанре написано это произведение. Обозначим главногогероя, его мечты и желания. И немного поиграем. Урок наш необычный. Мне будут помогать его проводить 1) Вихрова Е. В. - учитель музыки и 2) психолог- Захарова Е. А..

5. Художественное восприятие текста. (отрывка)

- Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • В той части произведения , которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Наталью узнать, что это слово обозначает.

  • Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?

( Девочка показывает толковый словарь )

« ДОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный.

( Учитель читает отрывок до слов: « И убежал тихонько..... с. 61 , чтение сопровождается видеоклипом « Золотая осень»).

  1. Художественный анализ отрывка произведения.

  • Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения?

( запись на доске)

испуг

страх

беспомощность

душевное волнение

гнев

любопытство

тревога

  • С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?

  • Давайте определим жанр произведения.

  • У каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения.

( дети подходят к доске и заполняют пропуски).

  1. 2 3 4 5

произведение прозаи сказка авторская о животных

ческое

(дети объясняют свой выбор)

  • Итак, подведем итог.

Учитель музыки:

  • Вы сказали, ребята, что заяц- листопадничек- главный герой сказки. Давайте поиграем с вами в фольклорную игру « Заинька- горностаинька».

Учитель:

  • Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?

( автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).

- Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать?

  • У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями.

1 гр. Зайчиха может приносить приплод ( прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- « настовики», т. к. они появляются , когда на снегу есть наст- заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

2 гр. Летние зайчата « колосовики» или травники, а осенние — листопадники.

- Ребята, продолжите, пожалуйста выражения :

Эти сведения были для меня:

1) полезны;

2) бесполезны;

3) они пригодятся мне;

4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями;

5) постараюсь расширить свои знания;

6) эти сведения мне не нужны.

( итог работы групп).

  1. Работа над текстом произведения.

( с. 60).

  • прочитайте про себя текст на с. 60

-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)

УЧИТЕЛЬ:

  • Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? ( охотники)

  • Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.

  • А сейчас задание группам.

1 гр.

  • (Вот бы и мне так полетать,- сказал матери самый маленький зайчонок.)

  • Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка.

Мечта

желание

надежда

просьба

идея

мысль

2 гр.

  • Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.

Строго

с мольбой

с возмущением

с насмешкой

с радостью

весело

печально

  • Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов « И убежал тихонько из родного гнезда....»

  • Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?

Учитель:

  • Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.

  • Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

1 гр.

( Пришла поздняя осень, стало в лесу ( скучно) и ( холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с ( милой зеленой ) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

2гр.

( - прощайте, прощайте, бедные листопаднички!.

Улетели в далекие страны ( крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах ( лежебоки)-медведи; свернувшись в ( клубочки) заснули ( колючие) ежи; спрятались в ( глубокие) норы змеи. Стало еще ( скучнее) в лесу.

(дети зачитывают по цепочке).

( проверка работы: учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю. Далее учитель предлагает оценить свою работу при помощи карточек).

  1. Итог урока.

  • Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?

  • Что бы вы посоветовали зайчонку?

  • А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца. По желанию, вы так же можете нарисовать рисунки к прочитанному.

Учитель музыки:

( инсценировка « Лесной оркестр»).

  • Ребята, разные истории происходят с зайчатами.
  • Давайте об одной из них мы вспомним и поиграем в театр.
  • Как называется сценка, где главным героем был зайчик, который хотел научиться играть? ( « Лесной оркестр»).
  • Вспомните, как называется театр , в котором ставятся музыкальные спектакли? (музыкальный театр).
  • Как называется объявление о театральном спектакле? (афиша).
  • Правильно, афиша должна быть яркой, нарядной, красочной.
  • Вы выбрали себе роли сами и нарисовали тех героев, которых будете играть.
  • У меня есть волшебная лесная полянка-афиша. Давайте заселим ее своими героями. ( дети берут своих нарисованных героев и «заселяют» ими полянку).
  • Вам предлагалось дома изготовить афишу для нашего спектакля.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  • Артисты готовы? Начинаем.

Ведущий:

  • Однажды зайчик пошел погулять и на заброшенной лесной тропинке у видел какую-то тележку, нагруженную чем-то до самого верха и бережно накрытую сверху, очевидно от до дождя. ( Зайчик идет, напевает веселую песенку, останавливается около тележки). Заяц долго боялся подойти, но хозяина тележки все не было. Уж начало смеркаться, и любопытство взяло верх. Он медленно подошел к тележке и заглянул внутрь.

Заяц:

  • ух, ты! Да это же музыкальные инструменты! Вот повезло! И что за растяпа оставил здесь такое богатство? ( Он взял за ручку тележку и отправился на лесную полянку, где всегда собирался лесной народ. Там его окружили друзья и стали наперебой спрашивать ).
  • Зайчик, что это у тебя в тележке?

Заяц:

  • Да вот, понимаете, оркестр лесной хочу создать. Ведь нет оркестра в нашем лесу.

Белочка:

  • А ты умеешь играть на этих инструментах?
  • Нет!

Медвежонок:

  • А давайте соловья попросим! Он лучше всех поет. Он научит.

Заяц:

  • Соловушка, научи нас, пожалуйста!

Соловушка:

  • Понимаете ли, музыка дело тонкое и требует хорошего слуха!

Лиса:

  • Да уж не обижена! Я через поле слышу, что происходит в деревенском курятнике.

Бобер:

  • А я за три версты охотников чую!

Соловей:

  • Да нет, тут особый слух нужен, музыкальный, а кроме того- терпение и усидчивость.

Медведь:

  • Ну это проще простого! Я всю зиму не то, чтобы просидеть, пролежать могу!

Соловей: Нет, косолапый! Если вы все сидеть да лежать будете, то никакого толку не будет! Ну, берите все инструменты, учиться будем! Терпение и труд все перетрут! ( показывает, как нужно играть. Все повторяют).

Учитель музыки:

  • Ребята, а как можно показать , что спектакль удался? ( похлопать в ладоши).
  • А как называются такие хлопки? ( аплодисменты).

Учитель:

10. Рефлексия.

  • Я предлагаю вам продолжить выражения:

а) было легко и интересно;

б) было интересно, но трудно;

в)было неинтересно;

г) я не определил(а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Соколов-Микитов " Листопадничек" ( отрывок), бинарный урок (литературное чтение, музыка), 3 класс, программа" Школа России", соответствует ФГОС

И. С. Соколов- Микитов " Листопадничек" (отрывок). Бинарный урок (Литературное чтение, музыка).  3 класс.Программа " Школа России", соответствует ФГОС,Урок проведен с учащимися с ограниченными во...

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Работа с предложением"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Работа с предложением"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...