Методическая разработка урока по литературному чтению «В.А. Осеева «Хорошее».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока разработан для обучающихся 2 класса.

Цель урока :

Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока:

воспитательная – воспитывать такие качествах, как доброта, понимание, внимание к людям;

развивающая – развивать навыки смыслового чтения средствами технологии РКМЧП;

образовательная - формировать навык работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_horoshee.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

"Верхнелюбажская школа-интернат"

Фатежского района Курской области  с. Верхний Любаж

Конспект урока по литературному чтению

2а класс

 Подготовил

 учитель начальных классов

 Рябых Н.И.

с. Верхний Любаж, 2025

Методическая разработка урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность) 

2 а класс, Школа России. 

ТЕМА УРОКА: «В.А. Осеева «Хорошее».

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока    

  • воспитательная – воспитывать такие качествах, как доброта, понимание, внимание к людям;
  • развивающая – развивать навыки смыслового чтения средствами технологии РКМЧП;
  • образовательная - формировать навык работы с текстом

Формируем УУД:

Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение делать выводы в результате совместной работы
  4. умение находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами
  2. умение определять цель деятельности на уроке
  3. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  4. умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

 

Ход урока

1.Организационный момент. 

-Я надеюсь, что сегодня на уроке литературного чтения, вы будете не только активными слушателями, но и активными участниками.

 -Кивните мне головой, что согласны со мной.

2.Эмоциональный настрой на урок.

В нашем классе все друзья-

Ты, он, она и я

Улыбнитесь, тем, кто слева

Улыбнитесь, тем кто справа

Вместе - мы одна семья

И грустить нам, никогда нельзя!

Актуализация знаний учащихся.

На  розовом листе у вас слова, соберите из них пословицу

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

-К какому разделу нашего учебника можно отнести эту пословицу? («Я и мои друзья»)

- Давайте, вспомним произведения, которые мы прочитали.

Чему они нас учат. Назовите основные качества человека, на которые авторы обращают ваше внимание.

Название произведения

Чему учит произведение

«Два пирожных»

Вовремя прийти на помощь

«Волшебное слово»

Вежливости, доброте

«Открытие» темы урока

-Попробуйте, догадаться, кто это?

Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о каком авторе идет речь?

«В юные годы мечтала стать актрисой. Все сказки и рассказы этого писателя о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости».

Догадались? Как зовут автора?

-В.А. Осеева. (Фамилия автора прикрепляется на доску).

-А кто еще может что-то рассказать об этом авторе.

Сообщение Веры.

III. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)

– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо .

«Дорогие ребята!

 Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 – Понравился тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о нём не думала.

 Мама очень огорчилась.

 – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?  

   

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.

-Сейчас мы с вами проведём игру «Угадай-ка!». Я вам покажу иллюстрацию к рассказу или прочитаю отрывок, а вы должны догадаться  к какому произведению Валентины Осеевой этот отрывок.

Слайды 2 «Волшебное слово», «Синие листья», «Почему?».

– Что объединяет все эти рассказы?  (Они о детях, поучительные.  Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь, говорить правду).

-Как сказать одним словом, чему учат эти рассказы?  (Хорошему)

Подберём синонимы к слову хорошо (прием разбивка на кластеры)

Хорошо – здорово, неплохо, классно, прекрасно, ладно, круто, славно, недурно, порядочно, отлично.

-Назовите тему урока. (В.А. Осеевой «Хорошее»)

Определим учебную задачу. (Будем учится понимать, что хотел сказать автор) продолжим..(Знакомство с произведениями Осеевой)

-Сегодня на уроке мы знакомимся с произведением В.А. Осеевой «Хорошее»

Работа с текстом до чтения ( просмотровое чтение)

 

-Рассмотрите иллюстрацию к произведению на стр. 61. По названию произведения, автору, и иллюстрации предположите о чем пойдет речь в рассказе.

1. Что может произойти в тексте с таким названием

Ознакомительное чтение

- Прочитаем рассказ и проверим чье предположение более точное?

-У каждого учащегося листы с текстом. Читать будем до остановок с карандашом в руках.

(Чтение с остановками) по строке

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Подумайте, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Предположите, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

- Предположите, что ответила мама Юре?

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

- Ребята, мы прочитали текст. Вернемся к нашим предположениям, о чем пойдет речь в рассказе. Чье предположение оказалось более точным?  

О чем это произведение? (Этот рассказ о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки)

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

Работая с текстом, мы будем читать и думать.

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

- Хотел ли он что-то сделать для себя?

- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

- кто такой герой?

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.  

(Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый.)  

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали:  раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

3. Чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

-  Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)

- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

- За автора читает  -

               за Юру –

              за сестру –

              за  маму –

              за няню –         

              за Трезора –

 

4.Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке. (Подумать …надо ли)

5. Самостоятельная работа                                                                                                     

  -Прочитайте еще раз этот рассказ самостоятельно.

Работая с текстом, вы будете читать и думать. Ответьте на вопрос, что мы узнали из текста о мальчике?

1 Что мы из текста узнали о мальчике?  Отметь + верный ответ.

У Юры есть сестренка

У Юры есть братик

У Юры есть няня

У Юры в доме живет кошка

У Юры в доме живет собака

    - Что из текста мы узнали о главном герое рассказа «Хорошее»

 (У Юры есть сестренка, няня, в доме живет собака)

Работаем в парах.   Вспомните правила работы в парах. Посовещайтесь и ответьте на вопросы.                                                                                            

  1. Укажи цифрами в каком порядке встретился Юра с другими персонажами рассказа. Проговорить итог

Мама

Няня

Собака

Сестра

2.Каким ты представляешь себе Юру? Подчеркни слова. Которые  тебе могут помочь. Расскажи о нем.

 Учится в школе, ходит в детский сад, заботливый, ленивый, мечтательный, злой, грубый, добрый, честный, справедливый, храбрый.

Проверка самостоятельной работы.

Индив. работа,  каждый   получит свое задание.

Вера) должна найти и подчеркнуть карандашом в тексте всё, о чём мечтал Юра.

Арина должна найти  в таблице как Юра отвечал на просьбы сестренки, няни, Трезора. Соединить стрелками правильные ответы.

Убери посуду, Юрочка.

Пошел вон! Не мешай думать!

Погуляй со мной, Юра!

Уйди, я сейчас занят!

Дай мне попить, Юра!

Уйди, не мешай думать!

Убери сама – некогда мне!

Вместе найдите в тексте как близкие реагировали на Юрины слова.

Найдите в тексте и впишите пропущенные слова. (Прием восстанови текст)

Обиделась                                                                               , отошла.

Покачала головой                                                                                     .

Закрыл                                                                            пасть, полез в кусты.

 Оценить работу детей.

Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение)

- Как вы думаете какие чувства испытывали сестренка, няня, Трезорка?

- Кто рассказал Юре, как сделать что – то хорошее? Найдите в тексте и подчеркните совет, который она дала.

- Как ты думаешь, Юра поступит так, как советует мама? Объясни свое мнение..

Почему Юра не заметил простых дел? (Думал о себе, а не о других).

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

6. Чтение рассказа «Просто Старушка».

- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему  его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!        

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда

-Почему Валентина Осеева так назвала свой рассказ?

-Что случилось со старушкой?

- Что сделал мальчик ?

-О чем мальчика спросила девочка? Почему она удивилась, что старушка не является родственницей мальчика?

-Правильно поступил мальчик?

- Как бы вы поступили на месте детей?

 ИТОГ УРОКА.  САМООЦЕНКА.

- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они?

В этом году наша страна отмечает 80-летие Победы в ВОВ, есть у Валентины Осеевой рассказы и о войне. Я Вам советую прочитать  книгу «Отцовская куртка»,в нее вошли рассказы, которые описывают дни войны , жизнь детей, их чувства и поступки в эти тяжелые для всех времена.

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел  и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.  Слайд

- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.

Показываю каждый лучик: «вежливые слова», «хорошие поступки», «уважение к людям», «доброе отношение к животным», «бережное отношение к природе», …… прикрепляют на магнитик назад к солнышку .)

Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

- У вас есть магнитики, а на доске плакат со смайликами, поставьте магнитики на те смайлики , которые оценивают вашу работу на сегодняшнем уроке.(зеленый - все понятно и было интересно, мне было не очень интересно, красный- мне было интересно на уроке, но я ничего не понял).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить выразительное чтение  рассказа «Хорошее».

2.Подготовить пересказ от 1 лица.

3.Подобрать пословицы к этому рассказу.

- Вы можете выбрать домашнее задание по своему усмотрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Хорошее» .

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснен...

Методическая разработка урока по литературному чтению "В. Осеева "Почему?""

Данный урок позволяет научить  детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....