Методическая разработка урока по литературному чтению «В.А. Осеева «Хорошее».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока разработан для обучающихся 2 класса.
Цель урока :
Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока:
воспитательная – воспитывать такие качествах, как доброта, понимание, внимание к людям;
развивающая – развивать навыки смыслового чтения средствами технологии РКМЧП;
образовательная - формировать навык работы с текстом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
"Верхнелюбажская школа-интернат"
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
Конспект урока по литературному чтению
2а класс
Подготовил учитель начальных классов Рябых Н.И. |
с. Верхний Любаж, 2025
Методическая разработка урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
2 а класс, Школа России.
ТЕМА УРОКА: «В.А. Осеева «Хорошее».
Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока |
|
Формируем УУД: | |
Познавательные УУД
| |
Коммуникативные УУД
| |
Регулятивные УУД
| |
Личностные УУД
| |
Ход урока
1.Организационный момент.
-Я надеюсь, что сегодня на уроке литературного чтения, вы будете не только активными слушателями, но и активными участниками.
-Кивните мне головой, что согласны со мной.
2.Эмоциональный настрой на урок.
В нашем классе все друзья-
Ты, он, она и я
Улыбнитесь, тем, кто слева
Улыбнитесь, тем кто справа
Вместе - мы одна семья
И грустить нам, никогда нельзя!
Актуализация знаний учащихся.
На розовом листе у вас слова, соберите из них пословицу
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
-К какому разделу нашего учебника можно отнести эту пословицу? («Я и мои друзья»)
- Давайте, вспомним произведения, которые мы прочитали.
Чему они нас учат. Назовите основные качества человека, на которые авторы обращают ваше внимание.
Название произведения | Чему учит произведение |
«Два пирожных» | Вовремя прийти на помощь |
«Волшебное слово» | Вежливости, доброте |
«Открытие» темы урока
-Попробуйте, догадаться, кто это?
Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о каком авторе идет речь?
«В юные годы мечтала стать актрисой. Все сказки и рассказы этого писателя о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости».
Догадались? Как зовут автора?
-В.А. Осеева. (Фамилия автора прикрепляется на доску).
-А кто еще может что-то рассказать об этом авторе.
Сообщение Веры.
III. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо .
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
-Сейчас мы с вами проведём игру «Угадай-ка!». Я вам покажу иллюстрацию к рассказу или прочитаю отрывок, а вы должны догадаться к какому произведению Валентины Осеевой этот отрывок.
Слайды 2 «Волшебное слово», «Синие листья», «Почему?».
– Что объединяет все эти рассказы? (Они о детях, поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь, говорить правду).
-Как сказать одним словом, чему учат эти рассказы? (Хорошему)
- Подберём синонимы к слову хорошо (прием разбивка на кластеры)
Хорошо – здорово, неплохо, классно, прекрасно, ладно, круто, славно, недурно, порядочно, отлично.
-Назовите тему урока. (В.А. Осеевой «Хорошее»)
Определим учебную задачу. (Будем учится понимать, что хотел сказать автор) продолжим..(Знакомство с произведениями Осеевой)
-Сегодня на уроке мы знакомимся с произведением В.А. Осеевой «Хорошее»
Работа с текстом до чтения ( просмотровое чтение)
-Рассмотрите иллюстрацию к произведению на стр. 61. По названию произведения, автору, и иллюстрации предположите о чем пойдет речь в рассказе.
1. Что может произойти в тексте с таким названием
Ознакомительное чтение
- Прочитаем рассказ и проверим чье предположение более точное?
-У каждого учащегося листы с текстом. Читать будем до остановок с карандашом в руках.
(Чтение с остановками) по строке
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Подумайте, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Предположите, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
4 остановка
- Предположите, что ответила мама Юре?
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
- Ребята, мы прочитали текст. Вернемся к нашим предположениям, о чем пойдет речь в рассказе. Чье предположение оказалось более точным?
О чем это произведение? (Этот рассказ о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки)
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
Работая с текстом, мы будем читать и думать.
- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- кто такой герой?
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.
(Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый.)
- Какой совет вы можете дать Юре?
- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.
- Сравните ваши советы.
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
3. Чтение по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
- За автора читает -
за Юру –
за сестру –
за маму –
за няню –
за Трезора –
4.Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке. (Подумать …надо ли)
5. Самостоятельная работа
-Прочитайте еще раз этот рассказ самостоятельно.
Работая с текстом, вы будете читать и думать. Ответьте на вопрос, что мы узнали из текста о мальчике?
1 Что мы из текста узнали о мальчике? Отметь + верный ответ.
У Юры есть сестренка | |
У Юры есть братик | |
У Юры есть няня | |
У Юры в доме живет кошка | |
У Юры в доме живет собака |
- Что из текста мы узнали о главном герое рассказа «Хорошее»
(У Юры есть сестренка, няня, в доме живет собака)
Работаем в парах. Вспомните правила работы в парах. Посовещайтесь и ответьте на вопросы.
1. Укажи цифрами в каком порядке встретился Юра с другими персонажами рассказа. Проговорить итог
Мама | Няня | Собака | Сестра |
2.Каким ты представляешь себе Юру? Подчеркни слова. Которые тебе могут помочь. Расскажи о нем.
Учится в школе, ходит в детский сад, заботливый, ленивый, мечтательный, злой, грубый, добрый, честный, справедливый, храбрый.
Проверка самостоятельной работы.
Индив. работа, каждый получит свое задание.
Вера) должна найти и подчеркнуть карандашом в тексте всё, о чём мечтал Юра.
Арина должна найти в таблице как Юра отвечал на просьбы сестренки, няни, Трезора. Соединить стрелками правильные ответы.
Убери посуду, Юрочка. | Пошел вон! Не мешай думать! |
Погуляй со мной, Юра! | Уйди, я сейчас занят! |
Дай мне попить, Юра! | Уйди, не мешай думать! |
Убери сама – некогда мне! |
Вместе найдите в тексте как близкие реагировали на Юрины слова.
Найдите в тексте и впишите пропущенные слова. (Прием восстанови текст)
Обиделась , отошла. | |
Покачала головой . | |
Закрыл пасть, полез в кусты. | |
Оценить работу детей.
Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение)
- Как вы думаете какие чувства испытывали сестренка, няня, Трезорка?
- Кто рассказал Юре, как сделать что – то хорошее? Найдите в тексте и подчеркните совет, который она дала.
- Как ты думаешь, Юра поступит так, как советует мама? Объясни свое мнение..
Почему Юра не заметил простых дел? (Думал о себе, а не о других).
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
6. Чтение рассказа «Просто Старушка».
- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда
-Почему Валентина Осеева так назвала свой рассказ?
-Что случилось со старушкой?
- Что сделал мальчик ?
-О чем мальчика спросила девочка? Почему она удивилась, что старушка не является родственницей мальчика?
-Правильно поступил мальчик?
- Как бы вы поступили на месте детей?
ИТОГ УРОКА. САМООЦЕНКА.
- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они?
В этом году наша страна отмечает 80-летие Победы в ВОВ, есть у Валентины Осеевой рассказы и о войне. Я Вам советую прочитать книгу «Отцовская куртка»,в нее вошли рассказы, которые описывают дни войны , жизнь детей, их чувства и поступки в эти тяжелые для всех времена.
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта. Слайд
- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.
Показываю каждый лучик: «вежливые слова», «хорошие поступки», «уважение к людям», «доброе отношение к животным», «бережное отношение к природе», …… прикрепляют на магнитик назад к солнышку .)
Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
- У вас есть магнитики, а на доске плакат со смайликами, поставьте магнитики на те смайлики , которые оценивают вашу работу на сегодняшнем уроке.(зеленый - все понятно и было интересно, мне было не очень интересно, красный- мне было интересно на уроке, но я ничего не понял).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее».
2.Подготовить пересказ от 1 лица.
3.Подобрать пословицы к этому рассказу.
- Вы можете выбрать домашнее задание по своему усмотрению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"
Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...

Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...

Конспект урока по литературному чтению Тема: В. Осеева «Хорошее» .
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснен...

Методическая разработка урока по литературному чтению "В. Осеева "Почему?""
Данный урок позволяет научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....