Методическая разработка урока по литературному чтению "В. Осеева "Почему?""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Данный урок позволяет научить  детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

Проект урока литературного чтения

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

2

УМК

«Школа России»

Тема урока

В. Осеева «Почему?»

Цель урока

Цель урока: совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения.  

Задачи

  • дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с текстом;
  • воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

понимать и объяснять поступки героев; соотносить чувства героя с состоянием природы; отвечать на вопросы; извлекать информацию из текста.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в паре, группе.

освоение личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;  оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Программное содержание

Умение находить средства выразительного чтения произведения; доказательство рассуждений текстом произведения; эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения; выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам; определение основной мысли произведения с помощью учителя.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Сообщение темы  урока, постановка проблемного вопроса.
  4. Проверка домашнего задания
  5. Первичное закрепление
  6. Применение знаний в новой ситуации
  7. Итог урока. Рефлексия

Тип урока

Урок - закрепление

Технология

Проблемное обучение, технология развития критического  мышления.

Оборудование урока

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.  
  2. Кутявина С. В. Литературное чтение. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: Вако, 2019.
  3. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2/Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012
  4. Раздаточный материал для работы в группе, паре (карточки, шляпы)

Домашнее задание

Попробуйте дать ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что…

Попробуйте дать ответ маме от имени сына:

-Мама, я не сказал тебе правду, потому что…

Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы:

-Я очень обрадовалась тому, что…

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!»

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера!

Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

-Прочитайте эпиграф нашего урока.

«Самое главное украшение – чистая совесть» (Марк Туллий Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор, философ)

- Что такое совесть?

-Нужна ли совесть человеку?

-Что значит поступать по совести?

- Когда так говорят: «Моя совесть чиста»

Отвечают на вопросы:

Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.

Поступать по совести – поступать честно, откровенно, чистосердечно.

Говорят, когда человек совершает только хорошие поступки, не желает и не делает никому зла.

3. Сообщение темы  урока, постановка проблемного вопроса.

-На доске расположены иллюстрации и портрет.

- С каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

- Как связано содержание рассказа «Почему» со словом совесть?

- Совесть должна жить в каждом человеке. А как узнать живёт в человеке совесть или нет? За ответом я хочу, чтобы мы обратились к произведению В. Осеевой «Почему?».

Отвечают на вопросы.

4. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Насколько внимательно вы прочитали дома рассказ В. Осеевой «Почему?». Сейчас узнаем.

Работа в тетради, страница 56.

Проверка.

-Читаем «цепочкой». Оцените свою работу, выберите  смайлик.

Работа в парах по материалам рабочей тетради по литературному чтению.

5. Первичное закрепление.

- Что однажды случилось с мальчиком?

- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором изменены некоторые данные. Прочитайте этот отрывок.

  Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

   Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

  Из кухни послышались быстрые шаги.

- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила:

- Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

- Это, это Бум!

- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила:

- Это Бум?

-А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что изменено?

-Попробуйте изобразить как главный герой «встал» со стула, а теперь как он «тихонько сполз». Есть разница? Какая?

-Далее.

-Как вы думаете, для чего автор использовала именно эти слова?

-Как вы думаете, мальчик обманывал раньше?

-Согласна с вами. Если бы В. Осеева хотела показать главного героя обманщиком, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент.

-Понаблюдайте, какие слова  определяют состояние мамы?

- О чём говорят действия мамы?

- Почему мама так сильно расстроилась?

- Давайте продолжим работу с текстом.

-Почему мальчик не признался маме сразу?

-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

-Найдите подтверждение ваших слов в тексте.

-Почему же, зная, что разбил сын, мама наказала Бума?

-О ком можно сказать «без вины виноватый»?

- Давайте понаблюдаем, как собака ведёт себя в сложившейся ситуации? Выберите слова, которые описывают поведение Бума.

- О чём они говорят?

- Домашние животные – наши друзья. Они тоже переживают и мы должны не забывать об этом.

Работают с текстом, отвечают на вопросы, находят  ответы в тексте, сравнивают действия героев, анализируют  их и делают выводы.

Физминутка

- Посмотрите  еще раз внимательно на иллюстрации (на доске),  подберите к ним предложения, отрывки  из рассказа.

-Что же такое происходит с мальчиком?

- Дайте  определение его состоянию.

- Как ведёт себя мама всё это время?

-Зачем автор приводит описание природы?

-Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?

-В какой момент он сказал правду?

-Как вы думаете, почему мальчик признался? Что не давало покоя? Что его так мучило?

-Выберите ответ, который считаете правильным.

Работают с текстом, отвечают на вопросы, находят  ответы в тексте, сравнивают действия героев, анализируют  их и делают выводы.

Выполняют задание 1 страница 103 учебника

6.  Применение знаний в новой ситуации

 - Мы проанализировали текст. Попробуйте восстановить логическую цепочку происходящего в рассказе, выбрав главные слова.

- Попытайтесь  из этой цепочки выделить три главных звена, на которых основан этот рассказ – жизненное правило.

-Какая взаимосвязь между этими понятиями?

-Как же узнать живёт совесть в человеке или нет?

-Чему учит нас этот рассказ?

Работают  в парах.

Обобщают  всё сказанное на уроке, проводят параллель между поступками героев и их последствиями.

Определяют главную мысль текста

7. Итог урока. Рефлексия

Учитель:

-Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1) Белая шляпа – шляпа информации.

2) Черная шляпа – критик.

3)Желтая шляпа – оптимист.

4)Красная шляпа – шляпа эмоций.

5)Зеленая шляпа – шляпа идей.

6)Синяя шляпа – шляпа – итог.

-В каких случаях, задают вопрос «Почему?»

-Почему рассказ называется «Почему?»

Домашнее задание:

Попробуйте дать ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что…

Попробуйте дать ответ маме от имени сына:

-Мама, я не сказал тебе правду, потому что…

Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы:

-Я очень обрадовалась тому, что…

Работают в группах, выполняют задания.

Белая шляпа:

-Как называется произведение?

-Кто главный герой произведения?

Почему В. Осеева не дала имя мальчику?

Черная шляпа:

Продолжите предложение: «Плохо - …»

Желтая шляпа:

Продолжите предложение: «Хорошо - …»

Зеленая шляпа:

-Сейчас я …(имя ученика). На месте мальчика я бы…

Синяя шляпа:

-О чем вас заставил задуматься рассказ?

Выступления групп.

Отвечают  на вопросы.


Используемые ресурсы:

  1. Бондаренко С. "Как я работаю над рассказом В.А.Осеевой "Почему?""//Начальная школа.-2003.- №16.
  2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. – 4-е изд. –М.:ВАКО, 2018.
  3. Кутявина С. В. Литературное чтение. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: Вако, 2019.
  4. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2/Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012
  5. https://effektiko.ru/journal/2017-1/edu-exp-2017-1/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

методическая разработка урока по литературному чтению "Лето волшебное и разное"

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Лето волшебное и разное" в технологии деятельностного метода.Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.Учитель: Смирнова...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...