Пять заданий по развитию читательской грамотности в начальной школе
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)
Пять заданий по развитию читательской грамотности в начальной школе
Развитие читательской грамотности – ключевая задача начальной школы. Это фундамент для дальнейшего успешного обучения и понимания окружающего мира. Важно не только научить детей читать технически, но и понимать прочитанное, анализировать информацию и делать выводы. Вот пять заданий, направленных на развитие этих навыков:
1. "Что произошло потом?" (Развитие умения прогнозировать)
Учитель читает небольшой рассказ или отрывок из книги, останавливаясь в ключевом моменте. Задание для учеников: предположить, что произойдет дальше. Дети записывают свои варианты или обсуждают их в группе, объясняя, почему они пришли к таким выводам. Это упражнение способствует развитию логического мышления и учит устанавливать причинно-следственные связи.
2. "Вопрос автору" (Развитие критического мышления)
Ученики выбирают небольшой текст (сказку, рассказ, статью) и задают к нему вопросы, которые они хотели бы задать автору. Например, "Почему герой поступил именно так?", "Что автор хотел этим сказать?". Это задание учит детей видеть текст как результат чьей-то работы и стимулирует критическое осмысление прочитанного.
3. "Живая иллюстрация" (Развитие воображения и интерпретации)
Учитель читает отрывок из книги с ярким описанием места, человека или события. Задача учеников – создать иллюстрацию к этому отрывку (нарисовать, слепить, сконструировать). Затем дети демонстрируют свои работы и рассказывают, что именно они хотели изобразить и почему. Это упражнение помогает развить воображение и учит интерпретировать текст через визуальные образы.
4. "Найди ответ" (Развитие навыков поиска информации)
Ученикам дается небольшой текст и список вопросов к нему. Задача – найти в тексте ответы на эти вопросы. Важно, чтобы вопросы требовали не только простого воспроизведения фактов, но и понимания смысла прочитанного. Это упражнение развивает навыки внимательного чтения и поиска необходимой информации.
5. "История из картинок" (Развитие умения синтезировать и пересказывать)
Ученикам предлагается серия картинок, отражающих последовательность событий. Задача – придумать и записать историю, соответствующую этим картинкам. Это упражнение учит детей синтезировать информацию, устанавливать связи между событиями и пересказывать историю своими словами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 545.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 1. НАРИСУЙ
ЗАДАНИЕ 2. СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖА
Выбери одного из второстепенных героев книги и предложи ему новую историю. Какие истории могут произойти с ним?
Как он справится с трудностями?
Напиши краткий рассказ о его новых приключениях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. ЦИТАТА
Цитата - это часть текста, взятая без изменения из какого-либо произведения. Цитата пишется всегда в кавычках, после чего ставится автор.
Пример цитаты: «Кто счастлив сам, другим зла не желает» Л.Н. Толстой.
Выпиши из любимой книги несколько цитат, которые на твой взгляд, являются очень важными.
ЗАДАНИЕ 4. МЫСЛИ И ЗНАНИЯ
Какая главная мысль в прочитанной тобой книге?
Чему тебя научила книга?
Как эти знания могут быть применены в твоей жизни?
ЗАДАНИЕ 5. РОДНЫЕ МЕСТА
Нарисуй или опиши место, которое особенно нравится главному герою (город, природа, достопримечательность).
Какое значение оно имеет для него?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Групповая работа как один из способов развития УУД учеников начальной школы.
Обобщение опыта по теме....

"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет...
Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.
В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

статья "Развитие одарённости в начальной школе"
В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Презентация на ГМО "Развитие УУД в начальной школе".
Презентация подготовлена для учителей начальных классов с целью подробного ознакомления с понятиями универсальных учебных действий. Полезна для начинающих учителей....

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...









