Пять заданий по развитию читательской грамотности в начальной школе
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)

Васкелайнен Любовь Ивановна

Пять заданий по развитию читательской грамотности в начальной школе

Развитие читательской грамотности – ключевая задача начальной школы. Это фундамент для дальнейшего успешного обучения и понимания окружающего мира. Важно не только научить детей читать технически, но и понимать прочитанное, анализировать информацию и делать выводы. Вот пять заданий, направленных на развитие этих навыков:

1. "Что произошло потом?" (Развитие умения прогнозировать)

Учитель читает небольшой рассказ или отрывок из книги, останавливаясь в ключевом моменте. Задание для учеников: предположить, что произойдет дальше. Дети записывают свои варианты или обсуждают их в группе, объясняя, почему они пришли к таким выводам. Это упражнение способствует развитию логического мышления и учит устанавливать причинно-следственные связи.

2. "Вопрос автору" (Развитие критического мышления)

Ученики выбирают небольшой текст (сказку, рассказ, статью) и задают к нему вопросы, которые они хотели бы задать автору. Например, "Почему герой поступил именно так?", "Что автор хотел этим сказать?". Это задание учит детей видеть текст как результат чьей-то работы и стимулирует критическое осмысление прочитанного.

3. "Живая иллюстрация" (Развитие воображения и интерпретации)

Учитель читает отрывок из книги с ярким описанием места, человека или события. Задача учеников – создать иллюстрацию к этому отрывку (нарисовать, слепить, сконструировать). Затем дети демонстрируют свои работы и рассказывают, что именно они хотели изобразить и почему. Это упражнение помогает развить воображение и учит интерпретировать текст через визуальные образы.

4. "Найди ответ" (Развитие навыков поиска информации)

Ученикам дается небольшой текст и список вопросов к нему. Задача – найти в тексте ответы на эти вопросы. Важно, чтобы вопросы требовали не только простого воспроизведения фактов, но и понимания смысла прочитанного. Это упражнение развивает навыки внимательного чтения и поиска необходимой информации.

5. "История из картинок" (Развитие умения синтезировать и пересказывать)

Ученикам предлагается серия картинок, отражающих последовательность событий. Задача – придумать и записать историю, соответствующую этим картинкам. Это упражнение учит детей синтезировать информацию, устанавливать связи между событиями и пересказывать историю своими словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit._gramotnost_5_zadaniy.docx545.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1. НАРИСУЙ

ЗАДАНИЕ 2. СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Выбери одного из второстепенных героев книги и предложи ему новую историю. Какие истории могут произойти с ним?

Как он справится с трудностями?

Напиши краткий рассказ о его новых приключениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   ЗАДАНИЕ 3. ЦИТАТА

Цитата - это часть текста, взятая без изменения из какого-либо произведения. Цитата пишется всегда в кавычках, после чего ставится автор.

Пример цитаты: «Кто счастлив сам, другим зла не желает» Л.Н. Толстой.

Выпиши из любимой книги несколько цитат, которые на твой взгляд, являются очень важными.

ЗАДАНИЕ 4. МЫСЛИ И ЗНАНИЯ

Какая главная мысль в прочитанной тобой книге?

Чему тебя научила книга?

Как эти знания могут быть применены в твоей жизни?

ЗАДАНИЕ 5. РОДНЫЕ МЕСТА

Нарисуй или опиши место, которое особенно нравится главному герою (город, природа, достопримечательность).

Какое значение оно имеет для него?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.  Данное пособие позволяет...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

статья "Развитие одарённости в начальной школе"

В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация на ГМО "Развитие УУД в начальной школе".

Презентация подготовлена для учителей начальных классов с целью подробного ознакомления с понятиями универсальных учебных действий. Полезна для начинающих учителей....

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...