Открытый урок "Белорусская народная сказка "Пых".
методическая разработка по чтению (2 класс)
Работа над белорусской народной сказкой "Пых", 2 класс, программа "Перспектива".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 525.52 КБ | |
| 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Белорусская народная сказка «Пых»
Задачи урока:
- Учить осмысливать содержание текста;
- Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки;
- Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер
персонажей;
4. Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.
Планируемые достижения учащихся:
- формирование умения выделять главную мысль в тексте;
- формирование умения характеризовать героев на основе текста
и иллюстраций;
- умение работать в группе;
- формирование умения сравнивать и обобщать.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- Организационный момент:
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»
- Вступительное слово учителя:
Вот я вижу добрые лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По классу крадутся (сказки)
Игра «Угадай сказку»
- Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
- Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
- Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка)
- У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
- Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись -
Еле ноги унесла! (Три медведя)
- Что объединяет эти сказки? (это народные сказки)
- Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.
- А почему сказки называют народными? Сказки, каких народов вы читали?
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.
- Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на с. 68 Прочитайте название сказки.
- Определите, является ли эта сказка народной. Какой народ сочинил её? Что означает слово «пых»? Если вы не знаете ответ на вопрос, где можно найти информацию?
- Значение слова «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звуков, издаваемых при пыхтении.
- Сказку сочинил белорусский народ. На что вы обратили внимание в названии народа?
- В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
4. Первоначальное знакомство со сказкой «Пых»
Чтение текста учителем.
5.Физкультминутка
6. Работа над текстом
Демонстрация слайдов с иллюстрациями к сказке.
Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?
- Назовите героев этой сказки.
- На сколько частей можно разделить этот текст?
- Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед.
- Найдите отрывок, в котором описывается поведение бабки.
- Прочитайте, как вела себя Алёнушка.
- Какое словосочетание требует уточнения?
Едва ноги унёс (убежал от погони)
- Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»?
Какой пословицей можно выразить смысл этой сказки?
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит. (Человек, охваченный страхом, видит опасность там, где её нет)
Сделайте вывод: что общего у русского и белорусского народов?
У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всем. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе.
Народная мудрость гласит:
Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.
Но дружба народов вечна и нерушима.
Чтение стихотворения:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответь на вопрос: чему вас научил этот урок? Используйте в своих ответах фразы:
Сегодня я узнал…., я научился…, меня удивило…., урок дал мне для жизни…, мне захотелось…, расскажу дома, что…
Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Физминутка
Ходил ёжик по полянке (Ходьба на месте: 1-2,1-2)
Он искал грибы опятки. (Повороты головы вправо и влево: 1-2,1-2)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал. (Развести руки в стороны: 1-2,1-2)
Вверх смотрел он,
Вниз глядел, (Поднять голову, посмотреть вверх, опустить голову, посмотреть вниз: 1-2,1-2)
Сам тихонечко пыхтел. : 1-2,1-2
Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё. (Руки спрятать за спину: 1-2,1-2)
Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги: 1-2,1-2)
И грибок унёс на спинке.
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит.
_________________________________________________________________
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит.
_________________________________________________________________
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит.
_________________________________________________________________
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит.
_________________________________________________________________
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трусливому зайцу и пенёк - волк.
Робкого и тень страшит.
_________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка .
Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: " Ппы-ыхх ! Ппы-ых !"
Испугался дед - и бежать.
Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может: - Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес. - Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:" Ппых-ых ! Ппы-ых ! Еле-еле бабка ноги унесла.
Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит: - Я принесу репку! И пошла в огород.
Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то : " Ппы-ых ! Ппы-ых !« Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик!
Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую- пресладкую . Взяла она репку, ёжика положила в передник - и домой!
А на встречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают: - А где же репка? А как же этот зверь - пых страшный? Не испугалась его?
Раскрыла тут Алёнушка передник: - Вот вам репка, А вот вам и Пых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".
На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"
На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»
Задачи:· закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;· рассказать о традиционных символа...

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"
Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"
На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....
Открытое занятие:"Народные промыслы"
Занятие ориентировано на изучение народной культуры, через малый детский фольклор....

Открытый урок "Народная кукла - Берегиня"
по внеурочной деятельности "Умелые ручки" на тему "Народная кукла - Берегиня"...




