Открытый урок "Белорусская народная сказка "Пых".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Гонтарева Марина Станиславовна

Работа над белорусской народной сказкой "Пых", 2 класс, программа "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_skazkoy_pyh.docx525.52 КБ
Файл pyh.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Белорусская народная сказка «Пых»

Задачи урока:

  1. Учить осмысливать содержание текста;
  2. Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки;
  3. Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер

персонажей;

4. Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.

Планируемые достижения учащихся:

- формирование умения выделять главную мысль в тексте;

- формирование умения характеризовать героев на основе текста

и иллюстраций;

- умение работать в группе;

- формирование умения сравнивать и обобщать.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

  1. Организационный момент:

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

  1. Вступительное слово учителя:

Вот я вижу добрые лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По классу крадутся (сказки)

Игра «Угадай сказку»

  1. Он от бабушки ушёл,
    И от дедушки ушёл,
    Песни пел под синим небом,
    Для лисы он стал обедом.
    (Колобок)

  1. Нравом зол, цветом сер,
    Семерых козлят он съел.
    (Волк и семеро козлят)

  1. Бабушка за дедушку
    Ухватилась крепко:
    «Ох, никак не вытянуть,
    Помогите, детки!»
    Добрые помощники
    Скоро набегут,
    Победит упрямицу
    Общий, дружный труд.
    (Репка)

  1. У Алёнушки сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Та с подружками играла,
    Братца Ваню проморгала.
    (Гуси-лебеди)

  1. Что за гостья в дом пришла,

К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись -
Еле ноги унесла!
(Три медведя)

- Что объединяет эти сказки? (это народные сказки)

- Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.

- А почему сказки называют народными? Сказки, каких народов вы читали?

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.

- Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на с. 68 Прочитайте название сказки.

- Определите, является ли эта сказка народной. Какой народ сочинил её? Что означает слово «пых»? Если вы не знаете ответ на вопрос, где можно найти информацию?

- Значение слова «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звуков, издаваемых при пыхтении. 

- Сказку сочинил белорусский народ. На что вы обратили внимание в названии народа?

- В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

4. Первоначальное знакомство со сказкой «Пых»

Чтение текста учителем.

5.Физкультминутка

6. Работа над текстом

Демонстрация слайдов с иллюстрациями к сказке.

Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?

- Назовите героев этой сказки.

- На сколько частей можно разделить этот текст?

- Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед.

- Найдите отрывок, в котором описывается поведение бабки.

- Прочитайте, как вела себя Алёнушка.

- Какое словосочетание требует уточнения?

Едва ноги унёс (убежал от погони)

- Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»?

Какой пословицей можно выразить смысл этой сказки?

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит. (Человек, охваченный страхом, видит опасность там, где её нет)

Сделайте вывод: что общего у русского и белорусского народов?

У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всем. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе. 

Народная мудрость гласит:

Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.

Но дружба народов вечна и нерушима.

Чтение стихотворения:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответь на вопрос: чему вас научил этот урок? Используйте в своих ответах фразы:

Сегодня я узнал…., я научился…, меня удивило…., урок дал мне для жизни…, мне захотелось…, расскажу дома, что…

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Физминутка

Ходил ёжик по полянке  (Ходьба на месте: 1-2,1-2)

Он искал грибы опятки.  (Повороты головы вправо и влево: 1-2,1-2)

Глазки щурил и моргал,  (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)

Но грибов не увидал.  (Развести руки в стороны: 1-2,1-2)

Вверх смотрел он,

Вниз глядел,  (Поднять голову, посмотреть вверх, опустить голову, посмотреть вниз: 1-2,1-2)

Сам тихонечко пыхтел. : 1-2,1-2

Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё. (Руки спрятать за спину: 1-2,1-2)

Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги: 1-2,1-2)

И грибок унёс на спинке.

https://theslide.ru/img/thumbs/8f91117d84e7e96dd602f0526bf7129a-800x.jpghttps://theslide.ru/img/thumbs/8f91117d84e7e96dd602f0526bf7129a-800x.jpg

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит.

_________________________________________________________________

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит.

_________________________________________________________________

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит.

_________________________________________________________________

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит.

_________________________________________________________________

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трусливому зайцу и пенёк - волк.

Робкого и тень страшит.

_________________________________________________________________

https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg      https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg

https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg       https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg

https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg       https://xcraft.ru/uploads/users/perm_folder/2306400/sMzNXFrJR8.jpg

                 

https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg             https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg

https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg                https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg

https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg                 https://st2.depositphotos.com/1967477/6346/v/950/depositphotos_63465087-stock-illustration-surprised-emoticon-cartoon.jpg

https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg                  https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg

https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg                     https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg

https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg                     https://bumper-stickers.ru/51840-thickbox_default/ugrumyy-smayl.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жили-были дед, бабка да внучка Алёнушка

Слайд 2

И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка .

Слайд 3

Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: " Ппы-ыхх ! Ппы-ых !"

Слайд 4

Испугался дед - и бежать.

Слайд 5

Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может: - Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес. - Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

Слайд 6

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:" Ппых-ых ! Ппы-ых ! Еле-еле бабка ноги унесла.

Слайд 7

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит: - Я принесу репку! И пошла в огород.

Слайд 8

Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то : " Ппы-ых ! Ппы-ых !« Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик!

Слайд 9

Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую- пресладкую . Взяла она репку, ёжика положила в передник - и домой!

Слайд 10

А на встречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают: - А где же репка? А как же этот зверь - пых страшный? Не испугалась его?

Слайд 11

Раскрыла тут Алёнушка передник: - Вот вам репка, А вот вам и Пых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»

Задачи:·        закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;·        рассказать о традиционных символа...

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытое занятие:"Народные промыслы"

Занятие ориентировано на изучение народной культуры, через малый детский фольклор....

Открытый урок "Народная кукла - Берегиня"

по внеурочной деятельности "Умелые ручки" на тему "Народная кукла - Берегиня"...