Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе. Тема "Анализ стихотворений Елены Благининой. Кукушка.Котенок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Разработка урока в форме технолгической карты по литературному чтения для обучающихся 3-х классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 "Б"
Учитель: Янченко Е.В., учитель первой категории
Тема урока: Анализ стихотворений Е. А БЛАГИНИНОЙ «КУКУШКА», «КОТЕНОК»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным;, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведениями Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
Метапредметные: познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах.
Личностные: уметь оценивать свою работу , уметь объективно оценивать свой ответ; умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, фронтальная, индивидуальная, парная.
Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии
Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч., выставка книг Благининой, жетоны, черновики
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы |
I. Организация начала урока | Приветствие гостей. “Здравствуйте”, - ты скажешь человеку. “Здравствуй”, - улыбнётся он в ответ И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет целый век. | Повторяют хором слова | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу |
II. Актуализация опорных знаний. | Вопросы: Как называется наш раздел? -Чьи произведения там собраны? -Каким общим словом можно их назвать? -А кто такой поэт? -Можете ли вы быть поэтами? Поэт - человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное. -Вы можете научиться писать стихи. Если очень внимательно и активно работать на уроках. -Давайте проверим, умеют ли наши гости писать стихи. Дать задание гостям придумать стихотворение про кукушку, котенка | Отвечают на вопросы учителя. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Установка на самостоятельное оценивание результатов своей работы | Постановка темы и целей урока. Расшифруйте слова! АКШУКУК. ( лягушка, катушка, девчушка, ракушка)? КОНЁТОК ( тигренок, совенок, барсучонок, лосенок ) -Так называются стихотворения известной детской поэтессы. Назовите ее имя. -Как вы думаете почему эти слова подобраны для урока ( так называются стихотворения Елены Александровны Благининой). -Что объединяет эти стихотворения? Какая общая тема? - Какие цели мы перед собой поставим: - мы познакомимся; -мы узнаем; - мы вспомним; - мы будем уметь; - мы сможем поразмышлять; | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Биография Е. А. Благининой Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.) Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. | Слушают рассказ учителя, добавляют подготовленные ученики, рассматривают фотографии, портрет автора, оценивают свое участие | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. |
V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка». 1. Работа над значением слов. 2. Первичное чтение произведения. 3. Анализ. 4.Физкультминутка. 5.Повторное чтение. | - Что вы знаете о кукушке? Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками. Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый. 1.Организует первичное чтение текста,, предварительно осуществив целевую установку. – Понравилось ли вам произведение? -С каким чувством поэтесса говорит о кукушке? ( нежное, тихое, блаженное) 2.Организует повторное чтение и обсуждение содержания произведения. 3.Проводит словарную работу и работу на понимание текста. Блаженствую – отдыхаю. Простосердечный – добрый. Отзывный(устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо. – От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка»? – Что вы думаете о мальчике? – Как он относится к природе, животным, птицам? – Какие эпитеты использует Елена Благинина? (Голос кукушки – заунывный, простосердечный и отзывный.) – Где находится мальчик? (В лесу под елкой.) – Какие запахи он чувствует? (Запах смолы.) – Какое стихотворение оно вам напомнило? (Стихотворение С. Я. Маршака «В лесу над росистой поляной».)сравнить ( общее - кукушка, мальчик, лес; разное - время суток денек, рассвет, настроение - нежное и грустное) 4.Физкультминутка | 1.Работают над значением слов. 2.Читают текст. 3. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. 4.Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Первичное прослушивание текста, ответы на вопросы Повторное чтение, разбор непонятных слов, Задают друг другу вопросы на понимание текста Ответы на вопросы учителя | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Осуществляют контроль по результату. |
VI. Работа над содержанием стихотворения «Котенок». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Анализ содержания 4. Повторное чтение. | 1. Чтение стихотворения «Котенок»хорошо читающими учениками - Понравилось вам стихотворение? -Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.) — Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.) 2.Проводит словарную работу после повторного чтения по цепочке – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Бархат(перен.) – то, что мягкостью, нежностью или густотой цвета напоминает такую ткань. - раздать Загляденье (разг.) – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться. Досыта(разг.) – до насыщения, до сытости, вдоволь. Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь). 4.Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Где нашла девочка котенка? (В саду.) – Что делал котенок в саду? Прочитайте. – Почему котенок мяукал и дрожал? – Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.) – Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Что вы думаете о девочке? – Как она относится к природе, животным, птицам? – Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка. — О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.) — Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.) - Какова главная мысль произведений??(Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду) | 1.Следят за хорошо читающими учащимися. 2.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. 3.Читают повторно произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы. |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
- Чему учились на уроке? - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Урок дал мне для жизни… - Мне захотелось… Используется прием "Синквейн" Проверка стихотворений гостей | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, составляю синквейн | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Одно из наиболее понравившееся стихотворений выучить наизусть. По желанию нарисовать иллюстрацию. Найти загадки, пословицы про кукушку. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»
В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...
