Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе. Тема "Анализ стихотворений Елены Благининой. Кукушка.Котенок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Янченко Елена Викторовна

Разработка урока в форме технолгической карты по литературному чтения для обучающихся 3-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 "Б"

Учитель: Янченко Е.В., учитель первой категории

Тема урока: Анализ стихотворений Е. А БЛАГИНИНОЙ «КУКУШКА», «КОТЕНОК»
Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным;, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с произведениями Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

Метапредметные: познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:  умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах.

Личностные:  уметь оценивать свою работу , уметь объективно оценивать свой ответ; умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии

Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч., выставка книг Благининой, жетоны, черновики

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствие гостей.

“Здравствуйте”, - ты скажешь человеку.

“Здравствуй”, - улыбнётся он в ответ

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет целый век.

Повторяют хором слова

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу

II. Актуализация опорных знаний.

Вопросы: Как называется наш раздел?

-Чьи произведения там собраны?

 -Каким общим словом можно их назвать? 

-А кто такой поэт?

-Можете ли вы быть поэтами?

Поэт -  человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное.

 -Вы  можете научиться писать стихи. Если очень внимательно и активно работать на уроках.

-Давайте проверим, умеют ли наши гости писать стихи. Дать задание гостям придумать стихотворение про кукушку, котенка

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

по существу полученного задания.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Установка на самостоятельное оценивание результатов своей работы

Постановка темы и целей урока.

Расшифруйте слова!

АКШУКУК. ( лягушка, катушка, девчушка, ракушка)?

КОНЁТОК ( тигренок, совенок, барсучонок, лосенок )

-Так называются стихотворения известной детской поэтессы. Назовите ее имя.

-Как вы думаете почему эти слова подобраны для урока

( так называются стихотворения Елены Александровны Благининой).

-Что объединяет эти стихотворения? Какая общая тема?

- Какие цели мы перед собой поставим:

- мы познакомимся;

-мы узнаем;

- мы вспомним;

- мы будем уметь;

- мы сможем поразмышлять;

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы.

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина  (1903- 1989 гг.)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина.  Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки.

Слушают рассказ учителя, добавляют подготовленные ученики, рассматривают фотографии, портрет автора, оценивают свое участие

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета.

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка».

1. Работа над значением слов.

2. Первичное чтение произведения.

3. Анализ.

4.Физкультминутка.

5.Повторное чтение.

- Что вы знаете о кукушке?

Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев.

Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.

Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.

1.Организует первичное чтение  текста,, предварительно осуществив целевую установку.

– Понравилось ли вам произведение?

-С каким чувством поэтесса говорит о кукушке? ( нежное, тихое, блаженное)

2.Организует повторное чтение и обсуждение содержания произведения.

3.Проводит словарную работу и работу на понимание текста.  

Блаженствую – отдыхаю.

Простосердечный – добрый.

Отзывный(устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

– От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка»?

– Что вы думаете о мальчике?

Как он относится к природе, животным, птицам?

– Какие эпитеты использует Елена Благинина? (Голос кукушки – заунывный, простосердечный и отзывный.)

– Где находится мальчик? (В лесу под елкой.)

– Какие запахи он чувствует? (Запах смолы.)

– Какое стихотворение оно вам напомнило? (Стихотворение С. Я. Маршака «В лесу над росистой поляной».)сравнить ( общее - кукушка, мальчик, лес; разное - время суток денек, рассвет, настроение - нежное и грустное)

4.Физкультминутка

1.Работают над значением слов.

2.Читают  текст.

3. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

4.Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Первичное прослушивание текста, ответы на вопросы

Повторное чтение, разбор непонятных слов,

Задают друг другу вопросы на понимание текста

Ответы на вопросы учителя

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое

мнение. Осуществляют контроль по результату.

VI. Работа над содержанием стихотворения «Котенок».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Анализ содержания

4. Повторное чтение.

1. Чтение  стихотворения «Котенок»хорошо читающими учениками

- Понравилось вам стихотворение?

-Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

2.Проводит словарную работу после повторного чтения по цепочке

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Бархат(перен.) – то, что мягкостью, нежностью или густотой цвета напоминает такую ткань. - раздать

Загляденье (разг.) – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться.

Досыта(разг.) – до насыщения, до сытости, вдоволь.

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь).

4.Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Где нашла девочка котенка? (В саду.)

– Что делал котенок в саду? Прочитайте.

– Почему котенок мяукал и дрожал?

– Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.)

– Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Что вы думаете о девочке?

– Как она относится к природе, животным, птицам?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка.

— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)

- Какова главная мысль произведений??(Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду)

1.Следят за хорошо читающими учащимися.

2.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

3.Читают повторно произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

-   Чему учились на уроке?

 -    Сегодня я узнал…

-    Было интересно…

-    Было трудно…

-    Я понял, что…

-    Урок дал мне для жизни…

-    Мне захотелось…

Используется прием "Синквейн"

Проверка стихотворений гостей

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, составляю синквейн

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Одно из наиболее понравившееся стихотворений выучить наизусть.

По желанию нарисовать иллюстрацию. Найти загадки, пословицы про кукушку.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»

В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...