Урок литературного чтения А.П.Гайдар "Совесть".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- развивать интерес к чтению;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.Гайдар «Совесть».
Цель:
- создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи:
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- развивать интерес к чтению;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- учить выбирать главное в тексте;
- развивать творчество;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
- воспитывать стремление поступать по совести.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова.
- портрет писателя;
- иллюстрации к рассказу;
- выставка книг А.П. Гайдара;
- презентация к уроку ;
- мультимедийный проектор;
- карточки с заданиями (для работы в группах)
- кроссворд «Совесть»;
Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.
Приёмы:
- чтение по цепочке, чтение по ролям;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
Ход урока.
- Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
- Проверка домашнего задания.
- Дома вы читали рассказ Э.Шима «Не смей». Давайте вспомним.
- Где происходило действие рассказа? (перед домом, на песке)
- Кто главные герои рассказа? (Фёдор, Татьяна)
- Опишите Фёдора. (со стр.128)
- Опишите Татьяну.
- Что случилось на песочнице? (стр.129)
- О ком мы можем сказать сильный человек? О Татьяне. Почему?
- Правильно она поступила? Почему?
- Молодцы.
3. Тема и цель урока.
- Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд.
- За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс). - Недаром молвится народная … (пословица).
- Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание). - На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет). - Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка). - Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель). - Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).
- Что получилось? Совесть.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Гайдара «Совесть».
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?
4. Изучение нового материала.
Биография А.Гайдара.
(Слайд портрет, книги Гайдара, биография на листочках у детей)
- Прочитайте биографию Гайдара и ответьте на вопросы.
- Как зовут известного советского писателя?
- Какова его настоящая фамилия?
- Сколько войн прошёл писатель?
- Любимый жанр писателя.
- Что означает его псевдоним Гайдар?
(Ответы детей)
-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.
Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Гайдар увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.
– Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)
- А как правильно вести себя в библиотеке?
Вступительная беседа.
– Как вы думаете, что такое совесть? (ответы детей)
- Про кого говорят так: «Совсем совесть потерял»?
5. Первичное знакомство с рассказом.
- Начнём читать рассказ. Читают те ученики, которые хорошо читают.
- Понравился ли рассказ? Что именно?
- Поделитесь своим настроением. (Грустно и обидно за малыша. Стыдно за Нину.).
– Какое впечатление произвела на вас Нина?
- Словарная работа.
- В этом рассказе нам встретились трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА (появилась быстро незаметно)
ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е (он ей доверяет)
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ(добрый по характеру)
БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ(ходит без дела)
УК-РАД-КОЙ (тайком)
НАТ-КНУ-ЛАСЬ(встретила на пути)
СМЕК-НУ-ЛА(быстро догадалась)
БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ(жестокая, безжалостная)
(слайд)
- Чтение по частям. Дети читают «цепочкой»
- Поделим текст на 4 части.
1. Нина не пошла в школу.
2. Нина встретила малыша.
3.Нина проводила малыша.
4. Грызла беспощадная совесть.
Часть 1.
- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? Прочитайте строчки, в которых говорится о том, что она понимает что поступает плохо(шла украдкой, пряталась от знакомых)
- Так почему же Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)
Физминутка.
Если я назову хороший поступок вы хлопните над головой,
Плохой – топните, присядьте,
Если это можно иногда делать замри на месте.
- Помочь дедушке
- Ударить ребенка
- Подставить подножку
- Сломать ветку дерева
- Обозвать товарища
- Взять чужую вещь
- Помочь другу
- Посетить друга в больнице
- Сказать неправду
- Нафантазировать
- Помыть посуду
- Озорничать
- Покормить бездомного животного
- Не говорить вежливые слова
Часть 2.
– Прочитайте, как ведет себя Нина в начале рассказа. Какое у неё настроение? (весёлое)
– Кого увидела Нина в роще?
Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.
- Как Нина подшутила над мальчиком?
- Почему она решила, что он прогульщик?
-Как Нина разговаривает с малышом в начале? (Строго)
– С каким настроением она закончила разговор? (нахмурилась)
– Почему Нина нахмурилась? – А может ей стало жалко малыша?? Стало стыдно!!!!! Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.
– Что ответил мальчик? ( Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.) Зачитайте.
- Прочитаем этот эпизод по ролям. (стр.131)
(Нина, малыш, автор)
Часть 3.
- Опишите малыша. Какой он? (фиксируем в кластере)
(– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.)
– Какие чувства он у вас вызывает? (жалость)
- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?
Часть 4.
- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?
– Почему в конце рассказа Нина заплакала? ( Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.
- Прочитайте строчку, в которой заключена основная мысль рассказа.
- Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть». Жестокая безжалостная совесть душила грызла из нутрии, потому что она поняла, что на самом деле она прогульщица, и зря она накричала на малыша
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? (малыш)
– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?
– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.
– Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?
8. Работа над пословицами
- Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этому рассказу. СЛАЙД
Поспешишь – людей насмешишь.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Семеро одного не ждут.
Совесть без зубов грызёт.
9. Рефлексия.
- С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?
- О ком рассказ?
- О чем рассказ?
- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)
(Нельзя совершать плохие поступки за которые потом будет стыдно.)
Слайд
- Какой вывод мы сделаем? (что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей)
Чтение плаката: «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
-Какое бы она могла совершить правильное действие и при этом получить хорошее настроение и покой на душе ?(Пришла бы в школу и попросила извинения у учителя.
10. Оценивание.
Фиксируется в кластере.
Задания группам:
Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:
А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.
– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
Заполнение кластера.
– Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»
Творческие задания.
– Представьте, что вы писатели…
– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?
– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?
– Придумайте окончание рассказа.
Индивидуальные задания.
Чтение предложений.
– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
V. Итог урока.
Чтение плаката:
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Автор произведения:
А)К.Г.Паустовский
Б)А.С.Пушкин
В)А.П.Гайдар
2.Это произведение…
А) сказка
Б)рассказ
В)стихотворение
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь -людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»
А) да
Б) нет.
Заключительная беседа.
Как вы понимаете выражение из рассказа?
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.
- Свободные высказывания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....












