Урок литературного чтения А.П.Гайдар "Совесть".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydar_sovest.docx119.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.Гайдар «Совесть».

Цель:

  • создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи:

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • учить выбирать главное в тексте;
  • развивать творчество;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
  • воспитывать стремление поступать по совести.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова.
  • портрет писателя;
  • иллюстрации к рассказу;
  • выставка книг А.П. Гайдара;
  • презентация к уроку ‏;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с заданиями (для работы в группах)
  • кроссворд «Совесть»;

Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.

Приёмы:

  • чтение по цепочке, чтение по ролям;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

http://festival.1september.ru/articles/607740/f_clip_image004.jpg

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы читали рассказ Э.Шима «Не смей». Давайте вспомним.

- Где происходило действие рассказа? (перед домом, на песке)

- Кто главные герои рассказа? (Фёдор, Татьяна)

- Опишите Фёдора. (со стр.128)

- Опишите Татьяну.

- Что случилось на песочнице? (стр.129)

- О ком мы можем сказать сильный человек? О Татьяне. Почему?

- Правильно она поступила? Почему?

- Молодцы.

3. Тема и цель урока.

- Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/607740/f_clip_image016.jpg

  1. За знаниями уже не в первый раз
    Мы в свой просторный входим…. (класс).
  2. Недаром молвится народная … (пословица).
  3. Чтобы было понимание
    Напрягай своё … (внимание).
  4. На вопрос найти ответ
    Поможет мудрый нам … (совет).
  5. Как яркая раскраска,
    Волшебством пестреет … (сказка).
  6. Будто сказочная дверь
    В знанья, это наш – … (портфель).
  7. Мама, папа, брат и я
    Все мы – дружная … (семья).

- Что получилось? Совесть.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Гайдара «Совесть».

– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

4.  Изучение нового материала.

Биография А.Гайдара.

(Слайд портрет, книги Гайдара, биография на листочках у детей)

- Прочитайте биографию Гайдара и ответьте на вопросы.

  1. Как зовут известного советского писателя?
  2. Какова его настоящая фамилия?
  3. Сколько войн прошёл писатель?
  4. Любимый жанр писателя.
  5. Что означает его псевдоним Гайдар?

(Ответы детей)

-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.

Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Гайдар увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.

 – Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)

- А как правильно вести себя в библиотеке?

Вступительная беседа.

– Как вы думаете, что такое совесть? (ответы детей)

http://festival.1september.ru/articles/607740/f_clip_image012.jpg

- Про кого говорят так: «Совсем совесть потерял»?

5. Первичное знакомство с рассказом.

- Начнём читать рассказ. Читают те ученики, которые хорошо читают.

- Понравился ли рассказ? Что именно?

- Поделитесь своим настроением. (Грустно и обидно за малыша. Стыдно за Нину.).

– Какое впечатление произвела на вас Нина?

  1. Словарная работа.

- В этом рассказе нам встретились трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА (появилась быстро незаметно)                        

ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е (он ей доверяет)

ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ(добрый по характеру)

БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ(ходит без дела)

УК-РАД-КОЙ (тайком)                        

НАТ-КНУ-ЛАСЬ(встретила на пути)

СМЕК-НУ-ЛА(быстро догадалась)          

БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ(жестокая, безжалостная)                

(слайд)

  1. Чтение по частям. Дети читают «цепочкой»

- Поделим текст на 4 части.

1. Нина не пошла в школу.

2. Нина встретила малыша.

3.Нина проводила малыша.

4. Грызла беспощадная совесть.

Часть 1.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? Прочитайте строчки, в которых говорится о том, что она понимает что поступает плохо(шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему же Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,  она боялась получить двойку)

 Физминутка.

Если  я назову хороший поступок вы хлопните  над головой,

Плохой – топните, присядьте,

Если это можно иногда делать замри на месте.

  • Помочь дедушке
  • Ударить ребенка
  • Подставить подножку
  • Сломать ветку дерева
  • Обозвать товарища
  • Взять чужую вещь
  • Помочь другу
  • Посетить друга в больнице
  • Сказать неправду
  • Нафантазировать
  • Помыть посуду
  • Озорничать
  • Покормить бездомного животного
  • Не говорить вежливые слова

                                                        Часть 2.

– Прочитайте, как ведет себя Нина в начале рассказа. Какое у неё настроение? (весёлое)

– Кого увидела Нина в роще?

Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

-Как Нина разговаривает с малышом в начале? (Строго)

– С каким настроением она закончила разговор? (нахмурилась)

– Почему Нина нахмурилась? – А может  ей стало жалко малыша??  Стало стыдно!!!!! Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.

–  Что ответил мальчик? ( Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.) Зачитайте.

- Прочитаем этот эпизод по ролям. (стр.131)

(Нина, малыш, автор)

Часть 3.

- Опишите малыша. Какой он? (фиксируем в кластере)

(– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.)

– Какие чувства он у вас вызывает? (жалость)

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Часть 4.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

– Почему в конце рассказа Нина заплакала? ( Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.

- Прочитайте строчку, в которой заключена основная мысль рассказа.

- Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть». Жестокая безжалостная совесть душила грызла из нутрии, потому что она поняла, что на самом деле она прогульщица, и зря она накричала на малыша

     

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? (малыш)

– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?

– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.

– Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?

8.  Работа над пословицами

- Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этому рассказу. СЛАЙД

Поспешишь – людей насмешишь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Семеро одного не ждут.

Совесть без зубов грызёт.

9. Рефлексия.

- С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?

- О ком рассказ?

 - О чем рассказ?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

(Нельзя совершать плохие поступки за которые потом будет стыдно.)

Слайд

- Какой вывод мы сделаем?  (что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей)

Чтение плаката: «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

-Какое бы она могла  совершить правильное действие и при этом получить хорошее настроение и покой на душе ?(Пришла бы в школу и попросила извинения у учителя.

10. Оценивание.

Фиксируется в кластере.

        

C:\Users\Маша\Desktop\картинки к презентации\461540860.gif

http://festival.1september.ru/articles/607740/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/607740/2.gif

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.

– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

Заполнение кластера.

– Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»

Творческие задания.

– Представьте, что вы писатели…

– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?

– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?

– Придумайте окончание рассказа.

Индивидуальные задания.

Чтение предложений.

– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

V. Итог урока.

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

http://festival.1september.ru/articles/607740/3.gif

1.Выбери правильный ответ  и отметь его знаком «+».

Автор произведения:

А)К.Г.Паустовский

Б)А.С.Пушкин

В)А.П.Гайдар

2.Это произведение…

А) сказка

Б)рассказ

В)стихотворение

3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

А) Поспешишь -людей насмешишь.

Б) Семеро одного не ждут.

В) На обмане далеко не уедешь.

4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»

 А) да

Б) нет.

Заключительная беседа.

Как вы понимаете выражение из рассказа?

И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.

  • Свободные высказывания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...