Урок внеклассного чтения "Паутинка" М.Пришвина
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яна Сергеевна Питьёва

Разработанный урок внеклассного чтения по рассказу М.Пришвина "Паутинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pautinka_konspekt_uroka.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Класс: 4а

Учитель: Питьёва Яна Сергеевна

Тема урока: Тема природы в произведениях  М.Пришвина на примере рассказа «Паутинка»

Тип урока:  Внеклассное чтение

Цели:

  1. Формирование у детей основ читательской самостоятельности
  2.  Развитие читательских интересов
  3. Формирование умения работать с текстом: умение видеть структуру текста, умение выявлять языковые особенности авторского текста, умение находить средства художественной выразительности
  4. Формирование у детей умения замечать и ценить красоту природы
  5. Воспитание бережного отношения к живым существам, к природе в целом
  6. Формирование умения понимать и чувствовать настроение автора, его отношение к тому, о чём он пишет

 

Ход урока

1. Вводная беседа. Объявление темы урока.  

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Михаила Пришвина.

Вспомните, о чём произведения этого автора?

- Сейчас мы прослушаем авторский текст, который называется «Паутинка». Слушая рассказ, подумайте, какие вопросы Вы бы хотели задать  автору  о том, отметьте для себя что-то интересное или непонятное я вас.

2. Слушание рассказа «Паутинка» М.Пришвина.

Дети прослушивают аудиорассказ, который читает чтец.

-Ребята, у вас появились вопросы, которые вы бы хотели задать?

(Варианты вопросов детей)

3. Работа с текстом.

- Ребята, прежде чем мы будем обсуждать данный рассказ, давайте разберём слова, которые  могут быть непонятны вам. Например, слово ПРОСЕКА.

Слайд 1. Просека – узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

- Ребята, кто из вас гулял по просеке? Как легко можно определить просеку в лесу? (В этом месте идёт линия электропередач).

Слайд 2. СОСРЕДОТОЧИЛ.

- Как вы понимаете данное слово? Давайте подберём синонимы к данному глаголу. (Устремить своё внимание, обратить внимание, смотреть очень внимательно и с интересом).

 Слайд 3. ПОБЕГИ-ЛАПКИ.

Слайд 4. СОРОЧКИ.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Перед вами сорочка. Это ночная рубашка, которую надевают на тело. Сегодня мы с вами узнаем, что и почему автор сравнивает с сорочками.

        Работа с первым абзацем. Дети читают текст первого абзаца еще раз про себя. При работе с текстом необходимо уделить внимание синонимам «шептало», «лепетали».

       Работа со вторым абзацем.

 - Какое открытие сделал автор? («со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие – то мелкие огненные стрелки»).

- Как вы понимаете словосочетание  «сосредоточил своё внимание»?

     Работа с третьим абзацем. Третий абзац – это продолжение открытия («побеги – лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом..»).

     Работа с четвертым и пятым абзацами. В пятом абзаце раскрывается смысл «стрелок» - «ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит».

     Пятый абзац – диалог автора самого с собой. Открытие для себя важной мысли!

   Седьмой абзац. Важное открытие  и важная цель, которую поставил перед собой автор: «учиться в лесу быть его настоящим хозяином»!

   Работа с абзацами до конца текста.

- Как вы понимаете значение слова «милостивый»?

- Что значит быть в лесу учеником?

- Специально ли автор разрывал паутинки?

- Как вы поняли, кто такой настоящий хозяин леса? (Тот, кто бережно, обдуманно относится к природе. Тот, кто задумывается над тем, что он делает в лесу, анализирует свои поступки. Тот, кто ищет ответы на свои вопросы.)

- Согласны ли вы с тем, что паутинки – это украшение леса?

4. Заключительная часть работы над  текстом, выводы по тексту.

- Дети, прочитанный нами текст, имеет авторский  стиль. Я уверена, что вы заметили особенности авторского слова, его красоту. Все произведения М. Пришвина отличаются красотой слова, автор показывает, что красота русского языка бесконечна. Данный рассказ способствует восприятию прекрасного в природе.

- Ребята, каким вы себе представляете человека, способного описать увиденную картину?

Работа над своей душой и внутренним миром, умение созерцать, чувствовать природу, замечать красивое вокруг себя – это умение интеллектуально – развитого, внимательного человека! Именно таким человеком является М.Пришвин. Своими произведениями этому он учит и нас, своих читателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Урок внеклассного чтения «Животные в нашем доме».

Урок внеклассного чтения для 4-ого класса. Цель урока воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить сопереживать, сочувствовать через произвед...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...