Открытый урок. Тема урока: Картины родной природы. Весна. Март Г. А. Скребицкий.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Тема урока: Картины родной природы. Весна. Март
Г. А. Скребицкий.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Закрепление навыков осознанного восприятия материала через выполнение заданий учителя.
Коррекционно-развивающая:
1). Развитие речи учащихся через обогащение словарного запаса и формирование её коммуникативных свойств.
2). Развитие познавательных функций учащихся через использование специальных методов и приемов.
Коррекционно- воспитательная:
Развитие учебной мотивации через создание благоприятного эмоционального климата на уроке.
Задачи:
1). Упражнять в умении осознанно воспринимать читаемое через работу с таблицей слов, текстом учебника, заданием «Исключи лишнее слово».
2). Упражнять в умении ориентироваться в содержании текста через ответы на вопросы учителя словами текста.
3). Обогащать словарный запас учащихся через словарную работу, умение подбирать обобщающие слова для группы слов, определение слов одинаковых по значению.
4). Активизировать речь через употребление в самостоятельной речи учащихся слов из тематического словаря, построение ответов на вопросы.
5). Развивать коммуникативные свойства речи через умение вести диалог в форме вопрос-ответ, использование приемов оценки и самооценки деятельности на уроке.
6). Развивать интерес к предмету через создание на уроке ситуации успеха для каждого воспитанника с учетом их индивидуальных способностей.
Планируемый результат
- Формирующийся навык осознанного чтения.
- Умение ориентироваться в содержании текста.
- Увеличение количественного и качественного показателей словарного запаса учащихся.
- Формирующиеся умения ведения диалога, умения давать оценку и самооценку.
- Повышение уровня познавательных способностей.
- Формирующийся интерес к чтению как источнику приобретения знаний.
Тип урока – сообщение новых знаний.
Оборудование:
1).Учебники
2) . Карточки
3). Таблицы слов.
4). Карточки словарных слов
5). Мультимедиа
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
- Я очень надеюсь на то, что вы будете активны, старательны, дисциплинированны и сумеете показать все, что знаете и умеете.
Установка контакта, мотивации, психологического комфорта.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять навыки чтения и упражняться в умении ориентироваться в тексте.
На каждом уроке мы учимся, чему-нибудь новому.
- Ребята, а как вы думаете, важно ли для человека умение читать?
- Обобщая все, что сейчас было сказано, можно сделать вывод, что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать грамотным, образованным, чтобы стать успешным в жизни.
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Назовите раздел, который мы изучаем на уроках чтения? (Картины родной природы)
2.Послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
-Что это? (Весна)
-Докажите, что в этой загадке говорится о весне. По каким признакам вы догадались?
(Ласково пригревает солнышко, на проталинах появляются первые цветы – подснежники)
(Включит звуки весны)
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне. Весна – это пробуждение природы от зимнего сна. Всё вокруг радуется тёплым солнечным лучикам: и растения, и животные, и мы – люди.
III. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы обобщили наши знания по теме «Зима», а сегодня начинаем знакомство с произведениями, которые относятся к теме «Весна».
- Назовите весенние месяцы.
- Расскажите о приметах весны. (Называют приметы)
VI. Сообщение темы урока.
- Послушайте ещё одну загадку
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (март)
- Как вы догадались?
- Март – это начало весны. Ярче светит солнце, в воздухе пахнет талым снегом. Небо голубое.
-Сегодня мы познакомимся с новым рассказом хорошо известного вам автора Георгия Алексеевича Скребицкого «Март». На уроке будем его читать и анализировать.
Но прежде, чем приступить к изучению произведения Александр напомнит нам биографию Георгия Алексеевича Скребицкого.
(20.07.1903 - 18.08.1964)
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 2 августа 1903 года. Его детство прошло в Тульской губернии, в небольшом городке Чернь в семье земского врача Алексея Михайловича Полилова и Надежды Николаевны Скребицкой, взявших его из московского приюта.
Атмосфера в доме была доброжелательной, снисходительной, уважающей. Любовь к людям, друг к другу, к природе, ко всему живому прошла через всю жизнь Скребицкого. Может, поэтому Георгий Алексеевич и решил получить сразу два образования- в Литературном и Зоологическом институтах. Он работал научным сотрудником в Исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства,где много узнал о природе и животных.
Писать Скребицикий начал незадолго до войны, положив в основу своих произведений богатый опыт натуралиста. Охотник, следопыт и детский писатель- продолжатель традиции М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Он написал много книг, из которых можно было узнать много интересного из мира нашей природы. Это такие прозведения: "Барсучонок", "Белка","Ёж","Лисица","Грач, галка, сорока". Он знакомил читателей с характером, повадками, жизнью зверей и птиц, сочинял рассказы и сказки, выпустил "Детский календарь природы". Дети полюбили его книги: "Лесное эхо","На заповедных островах","На новом море","За лесной завесой" и другие. Он написал автобиографические повести: "От первых проталин до первой весны" и "У птенцов подрастают крылья".
Его книги учат любить всё живое, учат быть внимательными, щедрыми и добрыми.
Летом 18 августа 1964 г. Г.А.Скребицкий скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
V. Работа над новым материалом.
1.Словарная работа.
-В рассказе встретятся слова, значение которых мы сейчас с вами уточним.
У вас на партах лежат карточки, положите их перед собой, прочитайте слова и их толкование.
Карточки:
Палисадник – небольшой огороженный садик перед домом.
Карниз – выступ в верхней части здания над окном.
Косогор – склон горы.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
Проталина – место, где стаял снег, и открылась земля.
Солнцепёк – место, где сильно печёт солнце.
Горизонт – видимая граница неба и земной или водной поверхности.
Погожий (денёк) – хороший, благоприятный (денёк).
Кучевые облака – облака в виде густых белых клубов.
Задорно – задиристо.
Речевая зарядка
Давайте сначала подготовимся для четкого и выразительного чтения.
мы –мы – мы – долго ждали мы весны (вполголоса)
на - на - на - наступила уж весна.
но - но - но - мы распахнем окно.
не - не - не - рады все весне.
2. Чтение статьи вслух подготовленными учащимися.
- Обычно я вас знакомлю с образцом чтения или мы слушаем аудиофайлы эталонного прочтение, к которому следует стремиться, но сегодня эта обязанность предоставляю отличнице по чтению Софии.
- Каким днём является 21 марта? (день весеннего равноденствия)
-Что это значит? (долгота дня и ночи сравняются, день и ночь будут длиться по 12 часов)
Физкультминутка.
- Я буду называть различные имена существительные и словосочетания. Если они относятся к весне вы встаете, если не относятся – сидя поднимаем две руки вверх.
Ручей, проталина, вьюга, набухшие почки, иней, подснежник, подорожник, капель, февраль
VI. Закрепление изученного.
Самостоятельное чтение статьи.
- А сейчас почитаем по цепочки. Будьте внимательными, следите за чтением товарищей.
Беседа по прочитанному.
- О каком месяце рассказывает автор?
- Назовите первые приметы весны.
- Как радуются весне птицы? Расскажите.
- Расскажите, как меняется погода весной?
Выборочное чтение.
- Прочитать о первых приметах весны.
- Прочитайте о том, как они радуются весне.
- Какой особенный день есть во второй половине марта? Найдите отрывок об этом и прочитайте.
- Прочитаем последнее предложение все вместе. (Радостная пора наступает в природе, пора торжества тепла и света)
-Почему автор называет весну порой торжества тепла и света? (Весна вступает в свои права. Зима уже не вернётся. Весна победила зиму.)
Работа с пословицами и поговорками
-Составить пословицы и поговорки из двух частей. К части пословицы в левом столбике подберите другую часть из правого столбика.
Февраль силён метелью, … знай: весна у крыльца.
Увидел скворца – так и … семь порток.
Марток, надевай … а март капелью.
- Какие картинки вы нарисовали бы к этому рассказу? ( Ребята рассказывают, что бы они нарисовали)
VII. Подведение итогов.
1.Догадайтесь, про что можно сказать?
-Ранняя, тёплая, солнечная – (весна).
-Голубое, высокое, ясное – (небо).
-Тёплое, яркое, лучистое – (солнце).
-Весёлый, быстрый, звонкий – (ручей).
2. Как называется произведение, которое сегодня читали? («Март»)
3. Назовите автора этого произведения.
4. Вспомните и назовите приметы весны в марте, о которых мы сегодня читали.
Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке (кто считает, что работал на 5, на 4, на 3).
Домашнее задание выразительно читать рассказ «Март» стр. 141 – 142 (21), отвечать на вопросы, подготовить пересказ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 0 байтов | |
| 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

Открытый урок. Тема урока: Картины родной природы. Весна. Март Г. А. Скребицкий.
Тема урока: Картины родной природы. Весна. МартГ. А. Скребицкий.Цели: Коррекционно-образовательная:Закрепление навыков осознанного восприятия материала через выполнение заданий учителя. Корр...
