Конспект урока по формированию читательской грамотности в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чугунова Ирина Сергеевна

Данный конспект представляет собой разработку урока, направленного на глубокий анализ художественного текста через систему вопросов и организацию дискуссии. Урок помогает учащимся выявить главную мысль сказки, проследить развитие характеров старика и старухи, осмыслить такие морально-этические категории, как жадность, смирение и справедливость. Материал включает в себя работу с иллюстрациями, элементы проектной деятельности и дифференцированные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 «А» класс

Учитель

Чугунова Ирина Сергеевна

Программа

УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.; Горецкий В.Г.; Голованова М.В. Учебник. Литературное чтение. 2 класс.

Тема урока

Учимся читать и понимать сказку. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Целевые установки урока

Формирование читательской грамотности через анализ художественного текста.

Основные задачи урока

Формирование читательской грамотности через обучение стратегиям работы с текстом до, во время и после чтения.

Планируемые образовательные результата

Познакомить со «Сказкой о рыбаке и рыбкой»; учить анализировать поступки героев, определять главную мысль; развивать навык осознанного, выразительного чтения, определять основные эпизоды в тексте и озаглавливать их.

Формирование УУД

Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД: Формировать нравственные ориентиры (осуждать жадность и гордыню, ценить скромность), воспитывать интерес к чтению.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения.

Образовательные технологии

Технология продуктивного чтения




Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1-2 мин)

Речь учителя: Здравствуйте, юные читатели! Сегодня нас ждет путешествие в удивительный мир, где живут чудеса, а на берегу синего моря разворачивается история, которая научит нас очень важным вещам. Проверим нашу готовность? У всех на партах есть текст, карандаш и самое главное – внимание и хорошее настроение.

II. Актуализация знаний. Стадия вызова. (5 мин)

· Прием «Вспомни и предположи»:
· Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки А.С. Пушкина вы уже знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне»).
· Посмотрите на иллюстрацию (учитель показывает картинку со старухой у разбитого корыта). Кто из вас узнал эту сказку? Как она называется?
· Сегодня мы будем читать и разбирать «Сказку о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, о чем она? (Высказывания детей).
· Целеполагание: Давайте не просто прочитаем, а будем самыми внимательными читателями-сыщиками. Наша задача – понять: Почему же старуха осталась у разбитого корыта? Запишем этот главный вопрос на доске.

III. Работа с текстом. (25-30 мин)


1. Первичное чтение.

Вариант 1: Выразительное чтение сказки учителем.
Вариант 2: Просмотр отрывков мультфильма с параллельным чтением ключевых моментов.

Задача для учащихся: Слушайте очень внимательно, чтобы потом ответить на вопрос: Какие желания старухи исполняла золотая рыбка? (Последовательность важна).

2. Беседа по первичному восприятию.

· Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вы испытали? (Удивление, возмущение, жалость к старику).
· Какой вам показалась старуха? А старик? А золотая рыбка?

3. Перечитывание текста по частям и аналитическая беседа.
Работа ведется по эпизодам-желаниям старухи. Текст является главным аргументом.

· Эпизод 1: Новое корыто.
· Вопросы:
· Почему старуха сразу послала старика к рыбке?
· Как она его встретила? («Избу освещает, дурачина ты, простофиля!»).
· Справедливо ли она поступила? Сделайте вывод о ее характере. (Недовольная, сварливая).
· Вывод: Первая просьба была скромной, но старуха вела себя грубо.
· Эпизод 2: Новая изба.
· Вопросы:
· Обрадовалась ли старуха корыту? («Воротился старик ко старухе. У старухи новое корыто. Пуще старуха бранится...»).
· Почему она захотела новую избу? («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»).
· Что изменилось в ее поведении? (Она становится все более требовательной и высокомерной).
· Работа с лексикой: Кто такая «столбовая дворянка»? (Объяснение, что это знатный род).
· Эпизод 3: Старуха – вольная царица.
· Вопросы:
· Чем не угодила ей роль дворянки? («Не хочу быть дворянкой, хочу быть вольною царицей»).
· Как теперь она обращается со стариком? («На крыльце встречают его слуги... а она-то с важностью такой... Гонят его с глаз долой»). > Ирина: · Что это говорит о ней? (Жадность растет, она теряет совесть, унижает того, кто ей помогает).
· Эпизод 4: Старуха – владычица морская.
· Вопросы:
· Почему это желание стало последней каплей? («Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою... чтобы служила она мне рыбка золотая и была у меня на посылках»).
· Могла ли рыбка исполнить это желание? Почему нет? (Она олицетворяет саму природу, милосердие, а старуха захотела над ней власти).
· Главный вопрос: Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? (Она была слишком жадной, высокомерной, неблагодарной. Ее желания превзошли все разумные границы).

4. Работа в парах/группах (дифференцированная).

· Карточка 1 (для менее подготовленных учеников): Разложи картинки в правильной последовательности (корыто, изба, дворянка, царица, разбитое корыто).
· Карточка 2 (для основной группы): Заполни таблицу:

Желание старухи Как она относилась к старику? Какой был ее характер?
Новое корыто Ругала, называла дураком Недовольная, сварливая
Новая изба Найдите в тексте Сделайте вывод
Быть дворянкой Найдите в тексте Сделайте вывод
Быть царицей Найдите в тексте Сделайте вывод
Владычицей морской Найдите в тексте Сделайте вывод

· Карточка 3 (для сильных учеников): Подберите пословицы, которые подходят к этой сказке.
· Варианты: «Много захочешь – последнее потеряешь», «От жадности людской сама природа стонет», «Наглость – второе счастье» (обсудить, почему эта пословица не подходит).

IV. Физкультминутка (2 мин)

«Море волнуется раз...»
(Дети изображают волнующееся море,плавные движения рыбки, суету слуг старухи-царицы).

V. Закрепление. Творческая рефлексия. (5-7 мин)

· Прием «Волшебная рыбка»:
· На доске прикреплено изображение золотой рыбки.
· У детей на партах «чешуйки» (из желтой или золотой бумаги).
· Задание: Золотая рыбка исполняет ваши желания, но только мудрые. Напишите на чешуйке, какой вывод или урок вы для себя извлекли из этой сказки.
· Дети по очереди выходят и прикрепляют свои чешуйки к рыбке, зачитывая написанное.
· Примерные ответы детей: «Я понял, что нельзя быть жадным», «Нужно ценить то, что имеешь», «Важно быть добрым и благодарным».

VI. Итог урока. Домашнее задание. (2-3 мин)

· Учитель обобщает: Ребята, мы сегодня были внимательными читателями. Мы нашли ответ на наш главный вопрос: жадность и неблагодарность всегда наказываются. Сказка учит нас быть скромными, добрыми и ценить то, что у нас есть.
Дифференцированное домашнее задание (на выбор):
1. Обязательное: Подготовить выразительное чтение любого понравившегося отрывка.
2. Творческое: Составьте рассказ и ответь на вопрос «Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, чтобы попросил(а)? Нарисуйте, какой вы представили золотую рыбку.

3. Исследовательское (по желанию): Спойте песню или расскажите стихотворение о море.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....

Конспект урока по литературному чтению по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами арт-терапии

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с е...

Формирование читательской грамотности 2 класс Тест по произведению Э. Шима "Храбрый Опёнок"

Формирование читательской грамотности 2 класс Тест по произведению Э. Шима "Храбрый Опёнок"...

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе (План и конспект урока)

ТЕМА: «Введение лексики по теме «Дом»Класс: 4. Урок по КТП №18.УМК: «Rainbow English» О. В. Афанасьева, И. В. МихееваТип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: фо...

Конспект урока по формированию читательской грамотности по произведению М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов. В его основе лежит работа по формированию всех компонентов читательской грамотности: от извлечения информации до её оценки и рефлекси...