Как мальчик научился букву "р" говорить
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Как мальчик научился букву "р" говорить"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
«Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву « р».
Цель: формирование умений конструирования устных речевых высказываний с передачей содержания в соответствии с задачами через работу с текстом.
Задачи:
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение;
устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;
содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;
способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные УУД:
1. регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
2. познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
3. коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
4. личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Азбука» 2 часть (В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская), карточки для работы в паре, выставка книг Е.И. Чарушина, смайлики.
Ход урока
Организация начала урока. Эмоциональный настрой.
Приветствие учащихся.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
Всем доброе утро. ( 1 слайд)
- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня.
-Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно.
А теперь повернитесь к нашим гостям и передайте им свое тепло, пусть нашим гостям будет тоже тепло и уютно.
II. Речевая разминка
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции
Чистоговорки (слайд 2)
Читаем медленно, теперь быстрее (хором)
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Предлагает прочитать и отгадать загадку.
Буквы –значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй … (алфавит)
- Сколько букв в русском алфавите?
- А сколько гласных букв?
- А сколько согласных букв?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Какие еще стихи мы с вами вчера читали при помощи этих букв?
- Прочитайте это стихотворения друг другу.
-Оцените своего соседа при помощи смайликов.
Молодцы!
А почему уметь читать это хорошо? (Можно прочитать любой рассказ, книгу.)
ІII. Постановка темы и учебной задачи урока
- А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.
Стихи читают заранее подготовленные ученики:
1ученик:
Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
2 ученик (показывает на букву «Р»):
Эту тоже?
1 ученик:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед вами буква «рэ».
БУКВА Р:
Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во, «дворе»,
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом
Вот тигриным, например.
Мое имя - буква «эр»!
1 ученик:
Извините, я не знал.
2 ученик:
Но он правильно читал!
-Какую ошибку сделал мальчик?
- Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р».),
- Мы повторим с вами всё о букве эр.
Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие)
- Отгадаем еще одно слово, которое имеет отношение к сегодняшнему уроку.
Вопросы записаны на листочках.
Эта буква в алфавите стоит за буквой «Ц»
Эта буква в алфавите первая.
Эта буква стоит перед буквой «С».
Эта буква стоит между буквами «Т» и «Ф».
Эта буква стоит после буквы «Ч».
Эта буква стоит после буквы «З».
Эта буква стоит между буквами «М» и «О».
Предлагает прочитать всё слово.
- Кто такой Чарушин? (Это фамилия писателя, произведение которого мы будем читать)
Поставим задачи:
1.Будем читать рассказ.
2. Задавать вопросы.
3. Отвечать на вопросы.
4. А еще будем учиться делить текст на части.
- Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих
и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
Анималист – это художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы.
Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.
Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
Что можно сказать о его возрасте?
Рассмотрите иллюстрацию.
Кто ещё будет героем рассказа?
Обратите внимание на рот, позу мальчика.
Почему у него такая напряжённая поза?
Физкультминутка
- Первичное знакомство с текстом.
Прослушивание аудиозаписи.
А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.
- Первичное восприятие рассказа.
– О ком этот рассказ?
– Что он не умел делать?
- Кто помог ему научиться произносить звук «р»?
- А как менялось настроение мальчика?
-Какое настроение вызвал этот рассказ вас? Почему?
5. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (слайд 11)
- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.
не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать
не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся
при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся
по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся
по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся
на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся
при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
6.Повторное чтение учащимися и анализ текста.
1 часть
-Что не умел делать Женя?
- В каких словах он сделал ошибки?
-Какой заголовок можно придумать к этой части?
(Женя не умел говорить Р)
2 часть
-Как относились ребята к Жене?
-Правильно ли они поступали?
-Как поступил Женя?
-А какой заголовок можно придумать к этой части?
(Женя обиделся)
3 часть
-Кто прилетел на забор?
-Что она сделала?
-А Женя что ответил?
-Как долго кричал Женя по-вороньи?
-Как можно назвать эту часть?
(Ворона учит Женю) (Женя учится каркать)
4 часть
-О чем говорится в этой части?
-Какой заголовок можно придумать?
(Женя научился выговаривать р)
5 часть
- Кому рассказал Женя о своих успехах?
- Как он произнес имя Павлуша?
-Почему?
-Как озаглавим эту часть?
(Радость Жени). (Женя делится своей радостью)
Получился план, по которому можно пересказывать текст. Но это мы будем делать на следующих уроках.
Физкультминутка
Работа в парах
Карточки:
№ 1
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:
Терпение и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
(Если человек терпелив и трудолюбив, он справится с любым делом)
№ 2
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:
Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
Кто не работает, тот не ест.
Корень учения горек, да плод сладок.
(Учиться всегда нелегко и лень, но то, чему научишься всегда пригодится в жизни.)
№ 3
– Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?
Выберите: упорство, настойчивость, лень, сила воли, трудолюбие, терпение, целеустремлённость.
-Чему учит нас рассказ?
- Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!
- В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!
Теряйте на дороге мешки и утюги.
Когда устанут ноги, теряйте башмаки.
Теряйте и роняйте, не велика беда.
Но только не теряйте надежды никогда.
Рефлексия
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
№ 1
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:
Терпение и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
№ 2
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:
Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
Кто не работает, тот не ест.
Корень учения горек, да плод сладок.
№ 3
– Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?
Выберите: упорство, настойчивость, лень, сила воли, трудолюбие, терпение, целеустремлённость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "р". 1 класс
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе...

Презентация к уроку. Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р"
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р""
Представлен материал, который можно использовать на данном уроке с целью подготовки детей к интегрированной контрольной работе...

Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Урок обучения грамоте в 1 классе (послебукварный период)...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву Р"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте....

Конспект урока литературного чтения в 1 кл. Тема: Е.И.Чарушин. "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
урок разработан по ФГОС....
