Как мальчик научился букву "р" говорить
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Иванова Эльвира Валентиновна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Как мальчик научился букву "р" говорить" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_malchik_nauchilsya_bukvu_r_govorit.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

«Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву « р».

Цель: формирование умений конструирования устных речевых высказываний с передачей содержания в соответствии с задачами через работу с текстом.

Задачи:

Предметные:

продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение;

устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные УУД:

1. регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   

2. познавательные:

учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

3. коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4. личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Азбука» 2 часть (В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская), карточки для работы в паре, выставка книг Е.И. Чарушина, смайлики.

Ход урока

Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся.

Придумано кем-то просто и мудро.

 При встрече здороваться: «Доброе утро!».

 Всем доброе утро. ( 1 слайд)

- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня.

-Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно.

А теперь повернитесь  к нашим гостям и передайте им свое тепло, пусть нашим гостям будет тоже тепло и уютно.

II. Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Чистоговорки (слайд 2)

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Предлагает прочитать и отгадать загадку.

Буквы –значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется строй … (алфавит)

 - Сколько букв в русском алфавите?

- А сколько гласных букв?

- А сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Какие еще стихи мы с вами вчера читали при помощи этих букв?

- Прочитайте  это стихотворения друг другу.

-Оцените своего соседа при помощи смайликов.

Молодцы!

А почему уметь читать это хорошо? (Можно прочитать любой  рассказ, книгу.)

ІII. Постановка темы и учебной задачи урока

- А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.

Стихи читают заранее подготовленные ученики:

1ученик:

Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

2 ученик (показывает на букву «Р»):

Эту тоже?

1 ученик:

Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед вами буква «рэ».

БУКВА Р:

Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ», 
Хоть пишусь я во, «дворе»,

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом

Вот тигриным, например.

Мое имя - буква «эр»!

1 ученик:

Извините, я не знал.

2 ученик:

Но он правильно читал!

-Какую ошибку сделал мальчик?

- Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р».),

- Мы повторим с вами всё о букве эр.

Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие)

- Отгадаем еще одно слово, которое имеет отношение к сегодняшнему уроку.

Вопросы записаны на листочках.

Эта буква в алфавите стоит за буквой «Ц»

Эта буква в алфавите первая.

Эта буква стоит перед буквой «С».

Эта буква стоит между буквами «Т» и «Ф».

Эта буква стоит после буквы «Ч».

Эта буква стоит после буквы «З».

Эта буква стоит между буквами «М» и «О».

Предлагает прочитать всё слово.

- Кто такой Чарушин? (Это фамилия писателя, произведение которого мы будем читать)

Поставим задачи:

1.Будем читать рассказ.

2. Задавать вопросы.

3. Отвечать на вопросы.

4. А еще будем учиться делить текст  на части.

  1. Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих

и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.

В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.

Анималист – это художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.

Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы.

Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

  Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

  Что можно сказать о его возрасте?

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто ещё будет героем рассказа?

Обратите внимание на рот, позу мальчика.

Почему  у него такая напряжённая поза?

Физкультминутка

  1. Первичное знакомство с  текстом.

Прослушивание аудиозаписи.

А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

  1. Первичное восприятие рассказа.

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

 - Кто помог ему научиться произносить звук «р»?

- А как менялось настроение мальчика?

-Какое настроение вызвал этот рассказ  вас? Почему?

5. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (слайд 11)

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.

не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся

при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

6.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

1 часть

-Что не умел делать Женя?

- В каких словах он сделал ошибки?

-Какой заголовок можно придумать к этой части?

(Женя не умел говорить Р)

2 часть

-Как относились ребята к Жене?

-Правильно ли они поступали?

-Как поступил Женя?

-А какой заголовок можно придумать к этой части?

(Женя обиделся)

3 часть

-Кто прилетел на забор?

-Что она сделала?

-А Женя что ответил?

-Как долго кричал Женя по-вороньи?

-Как можно назвать эту часть?

(Ворона учит Женю) (Женя учится каркать)

4 часть

-О чем говорится в этой части?

-Какой заголовок можно придумать?

 (Женя научился выговаривать р)

 

5 часть

- Кому рассказал Женя о своих успехах?

- Как он произнес имя Павлуша?

  -Почему?

-Как озаглавим эту часть?

(Радость Жени). (Женя делится своей радостью)

Получился план, по которому можно пересказывать текст. Но это мы будем делать на следующих уроках.

Физкультминутка

Работа в парах

Карточки:

              № 1

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:

Терпение и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего

(Если человек терпелив и трудолюбив, он справится с любым делом)

            № 2 

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:

 Кто любит трудиться, тому дома не сидится.

Кто не работает, тот не ест.

Корень учения горек, да плод сладок.

(Учиться всегда нелегко и лень, но то, чему научишься всегда пригодится в жизни.)

            № 3

 – Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?

Выберите: упорство, настойчивость, лень, сила воли, трудолюбие, терпение, целеустремлённость.

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.

Рефлексия

Вот под елочкой зеленой (Встали.) 
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
 
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
 
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
 
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
 
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
 
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

         

     № 1

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:

Терпение и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего

           

 № 2 

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу:

 Кто любит трудиться, тому дома не сидится.

Кто не работает, тот не ест.

Корень учения горек, да плод сладок.

         

   № 3

 – Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?

Выберите: упорство, настойчивость, лень, сила воли, трудолюбие, терпение, целеустремлённость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "р". 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе...

Презентация к уроку. Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р"

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р""

Представлен материал, который можно использовать на данном уроке с целью подготовки детей к интегрированной контрольной работе...

Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Урок обучения грамоте в 1 классе (послебукварный период)...