технологическая карта урока по лит чт Н.Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бадыкина Оксана Алексеевна

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по теме : Н.Носов "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosov_zhivaya_shlyapa_2_klass.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                       «Чибилинская средняя общеобразовательная школа»

                                     Технологическая карта урока по литературному чтению

                                   

   

                                                                                                              http://terralib.org.ua/uploads/posts/2013-05/1368464404_nosov-n.-zhivaya-shlyapa.jpg                               Бадыкина Оксана Алексеевна,

                                                                                                                                              учитель начальных классов  

                                                                                           Чибиля, 2025

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2

Тема: «Н.Н. Носов «Живая шляпа»».

Образовательная программа: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: стимулирование формирования навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова  «Живая шляпа»;  

Планируемые результаты: научатся воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; продолжать  учиться делить текст на части, вычленять основную мысль каждой части.

Личностные УУД: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в группе.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвосхищать результат.

Коммуникативные УУД: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии.

Познавательные УУД: научатся овладевать навыками смыслового чтения,  ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова.

Методы: словесный, наглядный, практический               Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

 

                                                                                               Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

-Посмотрите на улицу через окно.

-Ваши версии по -увиденному.

-Дети, чего не хватает- природе, и всем живым существам?

-В нашем классе появилось солнце  

 (рисунок  Солнца без лучей)

-Солнце очень интересное, а что бы вы дополнили?

-Нарисуем лучи.

А для чего солнцу лучи?

-Ну, тогда протягиваем руки к солнцу -          « берём» энергию - для СЕБЯ.

 Чтобы стало тепло на душе, комфортно, чтобы   работа на уроке была отличной.

-Протягиваем руки- «берём» энергию для ДРУГА, чтобы ваш сосед не зевал, а работал лучше.

-Ещё раз «берём» энергию и  мысленно отправляем для самых нам дорогих людей, для наших РОДИТЕЛЕЙ.

Знак любви, понимания и уважения.

Последнюю энергию дарим нашим ГОСТЯМ.

Заряд получили.  Нам стало тепло и мы готовы работать?

Ответы детей:

 Наступила снежная зима.  

Выпал белый снег.  

Деревья надели белые шубы.

 На улице холодно.

-Не хватает солнца и тепла.

-У солнца нет  лучей.

-Чтобы светило ярче.

-С помощью лучей солнце  отправляет нам тепло.

Протягивают руки к солнцу, обратно руки  кладут к себе в грудь.

Протягивают руки к солнцу, прижимают к руке соседа.

 Воздушная «отправка» родителям .

 

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осуществляют смыслообразование

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуализация изученного материала.

Проверим домашнее задание. Помощником будет….

Прием «Вопросы из шляпы»

1.Автор и название рассказа?

2. Главные герои рассказа ?

3. Какую игру затеяли  дети?

4. Почему игра прервалась?

5. Как они проверили, что под одеялом никого нет?

6. Кто эти дети трусы или фантазеры?

7. Чему нас учит автор?

 Ученик читает вопрос,

остальные дети отвечают

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

 

3.Мотивация и целеполагание.

Прежде чем приступить к работе, проведем разминку!

- Почему ты чёрен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пёс в пыли меня валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это!

 

Ребята, я предлагаю вам прочитать диалог по ролям. Мальчики будут читать роль кота, а девочки роль человека.

Ребята, что мы сейчас прочитали?

Что такое диалог?

В данном случае между кем диалог?

Правильно, мы с вами прочитали диалог.

Соедините эти две вещи (кот и шляпа).

Сформулируйте тему урока.

Сегодня ещё одно своё произведение нам дарит Николай Николаевич Носов.

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Что вы должны узнать на уроке?

 Что такое шляпа?    

Кто такой кот?

 Читают диалог по ролям.

Диалог - это общение двух людей.

Диалог между человеком и котом.

Шляпа - это головной убор.

Шляпа – лучший друг человека. Она защищает его от дождя, снега, солнца.

Кот-это домашнее животное.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

4. Изучение нового материала.

Знакомство с биографией Н.Н.Носова.

Дети читают биографию.                     Составляют  таблицу по-прочитанному.

Расскажите, кто такой Н.Н.Носов?

 (Составление модели биографии автора)

  1. Словарная работа

Прежде чем работать с новым произведением знакомимся со словарными словами.

Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей

Кочерга- железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. 

Треснуть- ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть

Чтение произведения самостоятельно.

  1. Физминутка

Изобразить движения кошки по рисунку.

3.Анализ произведения.

Прием «Ромашка»                                                1 группа:                                                              1.Как звали котёнка?                                  2.Правда ли, что мальчики играли в машинки?                                                       3.Почему Володя оказался в доме Вадика?     4.Что бы изменилось, если  бы мальчики ушли к Володе домой?                                      5.Что лучше: уйти к Володе или побороть свой страх?                                                        6.Как вы относитесь к кошке?

2 группа:

1.Как звали ребят?

2.Правда ли, что котенок ловил бабочек?

3.Почему дети были одни дома?

4.Как вы думаете, сложилась бы смешная история без кота?

5.Что лучше: кочергой бить или картошкой?

6.Где может пригодиться  такая история?

3 группа:

1.Где сидел котенок?

2.Правда ли, что мальчики «тряслись от страха»?

3.Почему мальчики не играли на улице?

4.Что бы произошло, если бы Володя ушел домой?

5.Правильно ли поступили мальчики     швыряя картофелем в шляпу?

6.Как бы я поступил, если был бы такой случай со мной?

- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Володя: трусами, чудаками или фантазёрами?»

 

- А как автор относится к героям своего произведения?

 

- А какой это смех: добрый или злой?

- Как называется такой смех?

Жанр этого произведения? Докажите

- Какая главная мысль этого рассказа?

 Повесить на доску

Рассказывают биографию по таблице, остальные дети дополняют.

Каждая группа объясняет значение слова.

По рисунку изображают движения:

Моет лицо, прыгает, бегает по кругу.

Каждая группа самостоятельно готовится , помогают друг другу.

Выходят к доске и отвечают на вопросы.

Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Он над ними посмеивается.

Добрый.

Юмор

Рассказ

Небольшой объем, описание одной истории, реальные события.                       Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Личностные: соотносить поступки героев

с этическими принципами, оформлять свои

 мысли на уровне предложения, слушать и

 понимать речь других, выразительно читать

текст, работать в паре.

Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

Познавательные: научатся овладевать навыками

смыслового чтения, выбирать вид чтения в

 зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

5.Продолжение работы над новым материалом

Просмотр мультфильма по частям, составление плана (групповая форма)

Повесить на доску план

Смотрят мультфильм по частям

6. Закрепление изученного материала.

Расположить иллюстрации по порядку. Пересказ рассказа по иллюстрации

Думаю мальчики:

 «Смелые»

 

«Шутливые»

 

«Любопытные»

  «Находчивые»

«Догадливые»

«Добрые»

Таким образом, как можно охарактеризовать мальчиков?

Повесить иллюстрации на доску

Мальчики не были смелыми, а наоборот испугались «живой» шляпы.

Мальчики не шутливые, потому что они серьезно решили напугать «живую» шляпу.                                                          Мальчики любопытные, потому что им было интересно узнать, почему же шляпа двигается.

Мальчики находчивые, потому что быстро придумали как же себя вести в данной ситуации.

Мальчики не догадливые, потому что они до последнего не знали, что под шляпой был их кот.                                                       Мальчики не добрые, потому что, увидев «живую» шляпу начали бить ее кочергой и кидать в нее картошку.

Мальчики трусливые, любопытные, находчивые, не догадливые, фантазеры.

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой;

7.Итог урока. Рефлексия.

Как называется рассказ, который мы читали?                                                                          - Кто автор?                                                              Почему шляпа оказалась живой?                    Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?                          - Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Кто хочет похвалить себя? Кто хочет похвалить за хорошую работу друга?

У каждого у вас шляпа: если урок понравился, вы все поняли, раскрасьте ленточку шляпы зелёным цветом, если чего-то не поняли вам еще надо работать –желтым, не понравился, ничего не поняли-красным.

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Мнение учеников

Раскрашивают ленты шляп

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию  и рассказать

2. Найти интересное сообщение о кошках

3. Составить кроссворд по рассказу.

Выслушать инструктаж домашней работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Н.Носов "Живая  шляпа."...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс

Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕТЕМА «Н. Н. Носов «Живая шляпа»...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....