Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кубаева Юлия Ивановна

Тема: «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина „Страшный рассказ“

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_lit_cht.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Кубаева Ю.И.

Дата: 05.12.2025

Тема: «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина „Страшный рассказ“»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать умение выявлять главную мысль художественного текста и соотносить её с заголовком произведения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с рассказом Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»;
  • развить навыки осознанного, выразительного чтения;
  • научить анализировать текст: выделять ключевые эпизоды, характеризовать героев, определять последовательность событий;
  • сформировать умение формулировать главную мысль произведения и обосновывать её;
  • воспитать бережное отношение к природе и животным.

Планируемые результаты:

  • личностные: интерес к чтению, осознание ценности бережного отношения к природе;
  • метапредметные: умение анализировать текст, формулировать мысли, работать в паре, осуществлять самоконтроль;
  • предметные: понимание содержания рассказа, умение определять главную мысль и соотносить её с заголовком.

Оборудование:

  • учебник по литературному чтению (2 класс);
  • портрет Е. И. Чарушина;
  • иллюстрация к рассказу «Страшный рассказ»;
  • карточки с вопросами для работы в парах;
  • мультимедийный проектор (по возможности).

Используемые технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • технология развития критического мышления;
  • групповая работа;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы и приёмы:

  • выразительное чтение учителя;
  • беседа по содержанию;
  • анализ текста через систему вопросов;
  • работа в парах;
  • рефлексия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствует учащихся, создаёт позитивный настрой. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные: мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать.

2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Задаёт вопросы: «Какие рассказы Е. И. Чарушина вы уже читали? Как вы думаете, о чём может быть рассказ с названием „Страшный рассказ“?» Показывает портрет писателя, кратко рассказывает о нём. Предлагает отгадать загадку про ёжика.

Вспоминают ранее прочитанные произведения Чарушина. Высказывают предположения о содержании рассказа. Отгадывают загадку.

Познавательные: актуализация знаний, прогнозирование. Коммуникативные: участие в диалоге. Личностные: интерес к творчеству писателя.

3. Первичное восприятие текста (10 мин)

Читает рассказ выразительно. Делает паузы для обсуждения ключевых моментов. Задаёт уточняющие вопросы: «Что почувствовали мальчики? Почему они испугались?»

Внимательно слушают. Отмечают эмоциональные реакции героев. Отвечают на вопросы.

Познавательные: восприятие художественного текста. Коммуникативные: понимание смысла. Регулятивные: концентрация внимания.

4. Анализ содержания (12 мин)

Организует беседу по вопросам: - «Где происходят события?» - «Почему мальчики остались одни?» - «Что их напугало?» - «Кто оказался источником шума?» - «Как мальчики вели себя в момент страха?» - «Как отреагировали родители?» - «Почему рассказ назван „Страшный“? На самом ли деле он страшный?» Предлагает найти в тексте фрагменты, подтверждающие ответы.

Отвечают на вопросы, опираясь на текст. Находят и зачитывают ключевые эпизоды. Обсуждают мотивы поступков героев. Формулируют своё мнение о названии.

Познавательные: анализ текста, выделение главной информации. Коммуникативные: аргументированное высказывание. Регулятивные: следование плану обсуждения.

5. Определение главной мысли (8 мин)

Задаёт вопросы: - «Чему учит этот рассказ?» - «Какое чувство преобладает в конце?» - «Что хотел сказать автор?» Помогает сформулировать главную мысль: «Не всё страшное на самом деле страшно; важно не поддаваться панике, а разобраться в ситуации. Нужно бережно относиться к животным». Предлагает соотнести заголовок с выявленной мыслью.

Обсуждают вопросы. Высказывают свои версии. Совместно с учителем формулируют главную мысль. Соотносят её с заголовком, объясняют связь.

Познавательные: выявление идеи произведения. Коммуникативные: построение речевого высказывания. Личностные: осмысление нравственного содержания.

6. Закрепление (5 мин)

Предлагает работу в парах: составить 2–3 вопроса к тексту, которые помогут понять главную мысль. Организует обмен вопросами между парами.

Составляют вопросы. Задают их друг другу. Отвечают, опираясь на текст.

Познавательные: формулирование вопросов. Коммуникативные: взаимодействие в паре. Регулятивные: контроль понимания.

7. Рефлексия (3 мин)

Задаёт вопросы: - «Что нового узнали на уроке?» - «Что было самым интересным?» - «Сможете ли вы теперь определить главную мысль другого рассказа?» Предлагает оценить свою работу: «Поднимите руку, если вам всё было понятно; если были трудности — похлопайте».

Отвечают на вопросы. Оценивают свою активность и понимание материала.

Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: выражение мыслей. Личностные: осознание достижений.

8. Домашнее задание (1 мин)

Объявляет: «Перечитать рассказ, подготовить пересказ от лица одного из мальчиков (Шуры или Пети). Подумать, как бы вы назвали этот рассказ по-другому». Отвечает на вопросы.

Записывают задание. Уточняют детали.

Регулятивные: планирование самостоятельной работы. Познавательные: творческое переосмысление текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...