Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина „Страшный рассказ“
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Кубаева Ю.И.
Дата: 05.12.2025
Тема: «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина „Страшный рассказ“»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать умение выявлять главную мысль художественного текста и соотносить её с заголовком произведения.
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»;
- развить навыки осознанного, выразительного чтения;
- научить анализировать текст: выделять ключевые эпизоды, характеризовать героев, определять последовательность событий;
- сформировать умение формулировать главную мысль произведения и обосновывать её;
- воспитать бережное отношение к природе и животным.
Планируемые результаты:
- личностные: интерес к чтению, осознание ценности бережного отношения к природе;
- метапредметные: умение анализировать текст, формулировать мысли, работать в паре, осуществлять самоконтроль;
- предметные: понимание содержания рассказа, умение определять главную мысль и соотносить её с заголовком.
Оборудование:
- учебник по литературному чтению (2 класс);
- портрет Е. И. Чарушина;
- иллюстрация к рассказу «Страшный рассказ»;
- карточки с вопросами для работы в парах;
- мультимедийный проектор (по возможности).
Используемые технологии:
- проблемно-диалогическое обучение;
- технология развития критического мышления;
- групповая работа;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы и приёмы:
- выразительное чтение учителя;
- беседа по содержанию;
- анализ текста через систему вопросов;
- работа в парах;
- рефлексия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, создаёт позитивный настрой. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать. |
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Задаёт вопросы: «Какие рассказы Е. И. Чарушина вы уже читали? Как вы думаете, о чём может быть рассказ с названием „Страшный рассказ“?» Показывает портрет писателя, кратко рассказывает о нём. Предлагает отгадать загадку про ёжика. | Вспоминают ранее прочитанные произведения Чарушина. Высказывают предположения о содержании рассказа. Отгадывают загадку. | Познавательные: актуализация знаний, прогнозирование. Коммуникативные: участие в диалоге. Личностные: интерес к творчеству писателя. |
3. Первичное восприятие текста (10 мин) | Читает рассказ выразительно. Делает паузы для обсуждения ключевых моментов. Задаёт уточняющие вопросы: «Что почувствовали мальчики? Почему они испугались?» | Внимательно слушают. Отмечают эмоциональные реакции героев. Отвечают на вопросы. | Познавательные: восприятие художественного текста. Коммуникативные: понимание смысла. Регулятивные: концентрация внимания. |
4. Анализ содержания (12 мин) | Организует беседу по вопросам: - «Где происходят события?» - «Почему мальчики остались одни?» - «Что их напугало?» - «Кто оказался источником шума?» - «Как мальчики вели себя в момент страха?» - «Как отреагировали родители?» - «Почему рассказ назван „Страшный“? На самом ли деле он страшный?» Предлагает найти в тексте фрагменты, подтверждающие ответы. | Отвечают на вопросы, опираясь на текст. Находят и зачитывают ключевые эпизоды. Обсуждают мотивы поступков героев. Формулируют своё мнение о названии. | Познавательные: анализ текста, выделение главной информации. Коммуникативные: аргументированное высказывание. Регулятивные: следование плану обсуждения. |
5. Определение главной мысли (8 мин) | Задаёт вопросы: - «Чему учит этот рассказ?» - «Какое чувство преобладает в конце?» - «Что хотел сказать автор?» Помогает сформулировать главную мысль: «Не всё страшное на самом деле страшно; важно не поддаваться панике, а разобраться в ситуации. Нужно бережно относиться к животным». Предлагает соотнести заголовок с выявленной мыслью. | Обсуждают вопросы. Высказывают свои версии. Совместно с учителем формулируют главную мысль. Соотносят её с заголовком, объясняют связь. | Познавательные: выявление идеи произведения. Коммуникативные: построение речевого высказывания. Личностные: осмысление нравственного содержания. |
6. Закрепление (5 мин) | Предлагает работу в парах: составить 2–3 вопроса к тексту, которые помогут понять главную мысль. Организует обмен вопросами между парами. | Составляют вопросы. Задают их друг другу. Отвечают, опираясь на текст. | Познавательные: формулирование вопросов. Коммуникативные: взаимодействие в паре. Регулятивные: контроль понимания. |
7. Рефлексия (3 мин) | Задаёт вопросы: - «Что нового узнали на уроке?» - «Что было самым интересным?» - «Сможете ли вы теперь определить главную мысль другого рассказа?» Предлагает оценить свою работу: «Поднимите руку, если вам всё было понятно; если были трудности — похлопайте». | Отвечают на вопросы. Оценивают свою активность и понимание материала. | Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: выражение мыслей. Личностные: осознание достижений. |
8. Домашнее задание (1 мин) | Объявляет: «Перечитать рассказ, подготовить пересказ от лица одного из мальчиков (Шуры или Пети). Подумать, как бы вы назвали этот рассказ по-другому». Отвечает на вопросы. | Записывают задание. Уточняют детали. | Регулятивные: планирование самостоятельной работы. Познавательные: творческое переосмысление текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...

