Использование нейропсихологических приемов для развития смыслового чтения у обучающихся с нарушениями зрения
статья по чтению
Виды нейропсихологических приемов для развития смыслового чтения, повышения читательской грамотности у детей с нарушениями зрения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических приемов
для развития смыслового чтения у обучающихся с нарушениями зрения»
Читать - это ещё
ничего не значит.
Что читать и как
понимать прочитанное -
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы и рассказать о нейропсихологических приемах, которые я использую для повышение читательской грамотности у обучающихся с нарушениями зрения.
Основой формирования читательской грамотности является смысловое чтение.
Смысловое чтение, как нам известно, это умение точно и полно понять содержание текста и осмыслить информацию, извлеченную из него, это такое качество чтения, при котором достигается понимание всех сторон произведения: информационной, смысловой и идейной.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
При обучении в начальных классах многие даже нормально видящие обучающиеся испытывают значительные трудности в чтении, эти сложности еще более усугубляются у детей с нарушениями зрения. При формально сформированном навыке чтения (с точки зрения техники) они плохо понимают, о чем же прочитали.
Самыми частыми причинами этого являются:
- замедленное восприятие букв, слогов и слов - это усложняет чтение отдельных слогов и слов;
- «Угадывающее чтение», прочитав первые буквы, ребёнок домысливает окончание слова, что приводит к перестановке букв, слогов, изменению окончания слова, вследствие чего меняется смысл прочитанного;
- затруднение синтеза слов в предложении и фраз в контексте - это связано со своеобразием протекания процессов анализа и синтеза у детей с нарушениями зрения.
Также с нейропсихологической точки зрения у таких детей может быть недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие, нарушены нейродинамические процессы.
Для преодоления трудностей с пониманием прочитанного у обучающихся с нарушениями зрения необходимо было продумать приемы работы. Изучив соответствующую литературу, интернет - ресурсы, решила использовать нейропсихологические игровые упражнения. Мы с вами знаем, что игровая деятельность повышает эффективность усвоения учебного материала. Ребенок, обучаясь, получает удовольствие. Снимается тревожность, напряжение. Простые упражнения на уроке в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.
Какие же это упражнения?
Дыхательная гимнастика оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания.
Упражнения для глаз помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга.
Кинезиологические упражнения - непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.
Физкультминутки со словами и движениями способствуют снятию напряжения и усталости; снятию утомления мышц и нервной системы; улучшению кровообращения; активизации мышления.
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным, тренируют кратковременную память и внимание, способствуют улучшению когнитивной гибкости и скорости мышления.
Словесные игры
«Из одного - много»
Обучающийся должен составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в состав данного слова.
«Волшебная цепочка»
Предложить ученику (можно работать и в паре) записать цепочку из нескольких слов, каждое из которых начинается на последние две буквы предыдущего слова.
Поиск в тексте заданных слов
Это задание помогает сформировать способность схватывать целостные образы слов и далее опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.
Упражнение «Слова рассыпались»
Предложите обучающимся посмотреть внимательно, всё ли правильно написано. Некоторые буквы в словах поменялись местами. Обучающиеся должны изменить неправильный порядок букв в слове и записать слово правильно.
Помогает в отработке образа слова, улучшении звукобуквенного анализа.
Сюжетные картинки
Используем серии сюжетных картинок, которые ребенок должен расположить в правильной последовательности, опираясь на причинно-следственные связи.
Для того чтобы ребенок мог понять сюжет текста, сначала он должен научиться связывать сюжет текста на базе наглядно-образного материала, научиться понимать причинно-следственные связи. Это достаточно сложно для детей с импульсивностью, дефицитом внимания и эмоциональной незрелостью.
«Зашумленное чтение», чтение перевёрнутого текста
Это может быть чтение с решеткой (горизонтальной и вертикальной) и т. д.
Процесс чтения в данной ситуации замедляется, что способствует развитию способности одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, последующих слов.
Круговое чтение
Также предлагаю «круговое чтение». Такое упражнение является заодно и гимнастикой для глаз.
Упражнение «Составь рассказ»
Ученику предлагается готовый текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо прочесть и вставить слова по смыслу (если он затрудняется, может воспользоваться словами для справок). Также можно дать ученику письменный вариант такого задания.
Правильно сформированные навыки чтения - это фундамент для лучшего освоения всех дисциплин в школе, основной источник получения информации, а также средство коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Данная статья имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, ва...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения
Для обучающихся с нарушением зрения...
Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах
Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....

