Использование нейропсихологических приемов для развития смыслового чтения у обучающихся с нарушениями зрения
статья по чтению

Сидулина Светлана Фаршатовна

Виды нейропсихологических приемов для развития смыслового чтения, повышения читательской грамотности у детей с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нейропсихологических приемов

для развития смыслового чтения у обучающихся с нарушениями зрения»

Читать - это ещё

ничего не значит.

Что читать и как

понимать прочитанное -

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы и рассказать о нейропсихологических приемах, которые я использую для повышение читательской грамотности у обучающихся с нарушениями зрения.

Основой формирования читательской грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение, как нам известно, это умение точно и полно понять содержание текста и осмыслить информацию, извлеченную из него, это такое качество чтения, при котором достигается понимание всех сторон произведения: информационной, смысловой и идейной.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

При обучении в начальных классах многие даже нормально видящие обучающиеся испытывают значительные трудности в чтении, эти сложности еще более усугубляются у детей с нарушениями зрения. При формально сформированном навыке чтения (с точки зрения техники) они плохо понимают, о чем же прочитали.

Самыми частыми причинами этого являются:

  1. замедленное восприятие букв, слогов и слов - это усложняет чтение отдельных слогов и слов;
  2. «Угадывающее чтение», прочитав первые буквы, ребёнок домысливает окончание слова, что приводит к перестановке букв, слогов, изменению окончания слова, вследствие чего меняется смысл прочитанного;
  3. затруднение синтеза слов в предложении и фраз в контексте - это связано со своеобразием протекания процессов анализа и синтеза у детей с нарушениями зрения.

Также с нейропсихологической точки зрения у таких детей может быть недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие, нарушены нейродинамические процессы.

Для преодоления трудностей с пониманием прочитанного у обучающихся с нарушениями зрения необходимо было продумать приемы работы. Изучив соответствующую литературу, интернет - ресурсы, решила использовать нейропсихологические игровые упражнения. Мы с вами знаем, что игровая деятельность повышает эффективность усвоения учебного материала. Ребенок, обучаясь, получает удовольствие. Снимается тревожность, напряжение. Простые упражнения на уроке в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.

Какие же это упражнения?

Дыхательная гимнастика оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания.

Упражнения для глаз помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга.

Кинезиологические упражнения - непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Физкультминутки со словами и движениями способствуют снятию напряжения и усталости; снятию утомления мышц и нервной системы; улучшению кровообращения; активизации мышления.

Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным, тренируют кратковременную память и внимание, способствуют улучшению когнитивной гибкости и скорости мышления.

Словесные игры

«Из одного - много»

Обучающийся должен составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в состав данного слова.

«Волшебная цепочка»

Предложить ученику (можно работать и в паре) записать цепочку из нескольких слов, каждое из которых начинается на последние две буквы предыдущего слова.

Поиск в тексте заданных слов

Это задание помогает сформировать способность схватывать целостные образы слов и далее опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

Упражнение «Слова рассыпались»

Предложите обучающимся посмотреть внимательно, всё ли правильно написано. Некоторые буквы в словах поменялись местами. Обучающиеся должны изменить неправильный порядок букв в слове и записать слово правильно.

Помогает в отработке образа слова, улучшении звукобуквенного анализа.

Сюжетные картинки

Используем серии сюжетных картинок, которые ребенок должен расположить в правильной последовательности, опираясь на причинно-следственные связи.

Для того чтобы ребенок мог понять сюжет текста, сначала он должен научиться связывать сюжет текста на базе наглядно-образного материала, научиться понимать причинно-следственные связи. Это достаточно сложно для детей с импульсивностью, дефицитом внимания и эмоциональной незрелостью.

«Зашумленное чтение», чтение перевёрнутого текста

Это может быть чтение с решеткой (горизонтальной и вертикальной) и т. д.

Процесс чтения в данной ситуации замедляется, что способствует развитию способности одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, последующих слов.

Круговое чтение

Также предлагаю «круговое чтение». Такое упражнение является заодно и гимнастикой для глаз.

Упражнение «Составь рассказ»

Ученику предлагается готовый текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо прочесть и вставить слова по смыслу (если он затрудняется, может воспользоваться словами для справок). Также можно дать ученику письменный вариант такого задания.

Правильно сформированные навыки чтения - это фундамент для лучшего освоения всех дисциплин в школе, основной источник получения информации, а также средство коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Данная  статья  имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, ва...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....