Современное образование через дистанционное обучение.
статья

Кокарева Елена Анатольевна

Школа неограниченных возможностей: работаем с детьми.

Научиться учиться - вот ключ ко всему. И если ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса было упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни было слишком много традиционного обучения.

Хэл Зина Беннет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_obrazovanie_cherez_distantsionnoe_obuchenie.docx925.84 КБ

Предварительный просмотр:

Кокарева Е.А. ГБОУ СОШ №379

Школа неограниченных возможностей: работаем с детьми.

Современное образование через дистанционное обучение.

Научиться учиться - вот ключ ко всему. И если ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса было упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни было слишком много традиционного обучения.

Хэл Зина Беннет

Традиционное обучение представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся с целью получения последними универсальных учебных действий, а также овладения общечеловеческими ценностями. А что же такое дистанционное обучение? Разные авторы дают разные ответы на этот вопрос.

Е.С. Полат дает следующие определения:

1. «Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».

2. «Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Э.М. Хабибулина дает такое определение: «Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно».

Популярность дистанционного обучения в последние годы всё больше возрастает. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я.Коменский. Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. И прежде всего это связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет. Появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира». В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.

А значит, тема актуальна на протяжении многих лет и, видимо, будет вызывать интерес ещё долгое время.

Так что же такое ДО? В чём его понятие и сущность? Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Эта имитация очного обучения, но специфичными формами. В настоящий момент на этот подход сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения  заключается  в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информационных технологий. Этапы её развития в настоящий момент можно охарактеризовать как коммуникативный – это область общений, информации, знаний. А в профессиональных областях – это развитие умений работать с программируемым оборудованием. Исходя из того, что профессиональные знания устаревают очень быстро, необходимо их постоянное усовершенствование. Дистанционная форма обучения даёт сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Но при этом возникает ряд проблем, связанных с технологиями дистанционного обучения, включающих в себя следующие аспекты:

  • в странах бывшего союза осторожно относятся к удаленному обучению и, в первую очередь, это связано с недостаточной информацией о нем, поэтому появляются стереотипы и выдумки;
  • недостаточно усовершенствованны технические программы виртуального пространства (в частности, отсутствие видеосвязи на учебных платформах как с учащимися, так и с учителем, отвечающие всем требованиям по ТБ нахождения несовершеннолетнего в сети);
  • отсутствие единого регламента по курсу дистанционного образования, учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса – как педагогу, так и обучаемому;
  • малое количество подготовленных и квалифицированных специалистов, владеющих основами работы в виртуальном пространстве;
  • нет чёткого и грамотного сочетания дистанционных и контактных форм обучения;
  • нецелевая направленность в использовании современных гаджетов в определенных слоях населения.

Дистанционная форма образования даёт равные возможности всем школьникам, независимо от социального положения семьи (возможности платных услуг, в частности, репетиторства), состояния здоровья, нахождения в любых районах страны и за рубежом (санаторно-курортное лечение и реабилитация, спортивные соревнования и сборы, некоторые семейные обстоятельства) реализовать конституционное право на получение непрерывного бесплатного образования и своевременном получении информации. Ключевыми возможностями современной модели дистанционного обучения являются:

  • создание условий для развития интеллектуальных способностей ученика и творческого труда учителя, для базового, углубленного и дополнительного образования;
  • обеспечение вариативного обучения, посредством смодулированного учебно-методического комплекса на базе разных УМК ( «Школа России», «Школа XXI века», «Перспектива» и др., вошедших в перечень одобренных и рекомендованных образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
  • использование индивидуальных образовательных программ с расширенным содержанием (для одаренных детей);
  • развитие у учащихся навыка самостоятельного обучения, возможность осуществления контроля за степенью усвоения учебного материала на отдельно взятом этапе каждого урока;
  • ДО даёт возможность интерактивного общения при взаимодействии учителя и отдельного ученика и  всего класса (с возможностью подключения через интернет и вспомогательные программы Skype, Viber, Google Hangouts и др , работа в гиперклассах;
  • при ДО отсутствуют временные рамки, нет психологического и эмоционального напряжения. 

Исходя из вышеуказанных факторов, можно заключить, что дистанционные образовательные услуги войдут в 21 век как самая эффективная система подготовки выпускника на каждом этапе и ступени образования и формировании конкурентоспособной личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире, не исключающим потребности в живом общении – классно-урочная система обучения, предложенная Яном Амосом Коменским. 

Таким образом, технология ДО является составной частью системы общего образования. Эта работа, прежде всего, направлена на детей, часто пропускающих учебные занятия по тем или иным причинам, не до конца освоивших образовательный минимум урока, а также на одарённых детей. Освоение информационной среды – обязательный компонент введения ФГОС.

В 2009 году принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В пункте 26 ФГОС НОО говорится о том, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет. Неотъемлемая часть работы по новым образовательным стандартам второго поколения - использование в образовательном процессе ИКТ-технологий и формирование у учащихся ИКТ-компетентности.

На сегодняшний день с целью повышения качества обучения педагогами используются различные средства информационных и коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов дистанционного обучения. Одним из таких средств является среда дистанционного обучения (СДО) Moodle.

Moodle — это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать ресурсы для онлайн-обучения.

В СДО Moodle можно создавать электронные учебные ресурсы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, учащиеся не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в индивидуальном темпе из любой точки земного шара. Эффективность освоения учащимся дистанционного курса обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:

  • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
  • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
  • терминологический словарь;
  • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
  • интерактивные тесты;
  • тренажеры по предметам;
  • лабораторный практикум удаленного доступа;
  • комплексные домашние задания и творческие работы;
  • справочники;
  • богатый иллюстративный материал;
  • архивную и энциклопедическую информацию;
  • библиографические ссылки;

Для совместной работы в системе предусмотрена масса интерактивных инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, чаты, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый обучаемый изучает материал в индивидуальном темпе, так и в режиме реального времени с помощью организации онлайн-лекций, семинаров, видеоконференций. Система поддерживает обмен файлами любых форматов.

 

Широкие возможности для коммуникации – одна из главных достоинств Moodle. В форумах, чатах можно проводить обсуждение в группах, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретный вопрос с учителем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Рассылки позволяют информировать всех участников курса или отдельных участников о предстоящих событиях. Работать с тестами в режиме реального времени с мгновенной проверкой и оцениванием, что является важным для каждого ученика.

Moodle позволяет контролировать «посещаемость» – активность учащихся, время их учебной работы в сети, хранит отчет о деятельности каждого учащегося: выполненные работы, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме.

В своей работе по введению ФГОС в школе мы старались максимально пользоваться возможностями информационной среды: именные курсы учителей, работа на образовательных порталах и сайтах. Создавая свои именные курсы, мы учитывали потребности учащихся и их родителей, поскольку коммуникация через Интернет возможна и необходима как для маленьких, так и для взрослых. На начальном этапе работы (2010 -2011 гг.) в виртуальном пространстве каждому работающему учителю начального звена было предложено использовать образовательную платформу Moodle для ведения  внеурочной деятельности, а также информирования и отчётности о внеклассных, общешкольных и внешкольных мероприятиях с постепенным наращиванием теоретического и практического учебного материала, а также использование тестовых заданий для проверки усвоения программного материала.

Задания по предметам либо мы создавали сами, либо подбирали из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ссылка: http://school- collection.edu.ru/catalog/ teacher/), на различных образовательных сайтах.

Курсы представляют собой модульную систему, где каждый модуль посвящен одной учебной неделе. Возможна и другая организация курса: модуль - это некий раздел или конкретная тема; модуль - это отдельный предмет. По нашему мнению, модуль - это учебная неделя, она наиболее удобна как для учащихся, так и для учителя.

У каждого зарегистрированного ученика класса был свой пароль и логин, привязанный к этой платформе. Разработанный электронный курс был рассчитан на 34 учебные недели. Курс включал в себя теоретический и практический материал для изучения и содержал  тематические разделы, в каждый из которых делился на подтемы. Раздел содержал форумы и чаты как для учащихся, так и для их родителей. Для продвижения по курсу были даны пояснения.

После изучения теоретического материала каждой темы предлагались вопросы и задания для самоконтроля. Выполняя эти задания, ученик должен был дать развернутый ответ в системе, нажав на кнопку «Добавить ответ на задание», а учитель имел возможность оценить ответ ученика посредством добавления комментария.

Кроме того, у учителя есть возможность назначить определенные задания для выполнения конкретному ученику. Тексты лекций содержат гиперссылки на встречающиеся термины из глоссария, что очень удобно. В конце электронной книги имеется список источников, рекомендуемых для дополнительного изучения.

Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями как среди учащихся, так и среди педагогов. Для этого достаточно быть участником информационной среды другого педагога (методическая копилка, обмен опытом и т.д.). Высока роль МИОО в эффективной методической информационной поддержке, размещённой на главной странице сайта. Здесь каждый учитель может найти необходимую для себя информацию по работе в пространстве и контактные данные.

Исходя из моего опыта работы в системе дистанционного обучения, могу сказать, что для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация ученика на «самостоятельное добывание знаний»,- это первое, что должно быть сформировано у ребенка. «Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат». Уинстон Черчилль.

Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо — заставил. Роль сетевого преподавателя не менее важна для получения хорошего результата. Меня, как учителя радуют новые возможности обучения ученика в системе ДО:

  • не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний учеников параллельного класса (олимпиады, конференции и т.д.);
  • диалог с другими учащимися (форум);
  • создание собственной образовательной траектории обучения;
  • выбор индивидуальной траектории обучения;
  • непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.)
  • быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
  • осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
  • осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;
  • визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;
  • комфортность условий для творческого самовыражения;
  • высокий показатель результативности в ВПР учащихся за курс начальной школы.

Все эти положительные стороны ДО позволяют формировать моим ученикам ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную.

Специфика дистанционного обучения позволяет применять методики, отличные от пассивных, - методики активные и интерактивные, определяемые в частности потенциалом дисциплины и важностью задач социализации учащихся, которые способствуют развитию умений находить, получать и анализировать информацию, делать выводы и принимать на их основе решения.

Если у ребенка сформирована высокая степень ответственности, если ребенок мотивирован, то результат будет высоким.

Некоторые учёные считают дистанционное обучение одной из форм заочного обучения, а на мой взгляд – одна из форм организации учебного процесса классно-урочной системы с применением телекоммуникационных технологий и интернет ресурсов, и рассчитано, в большей мере, на самоорганизацию и самостоятельное изучение или повторение, а также углублённого изучения учебного материала.

Итак, мы рассмотрели некоторые знания о видах и методических особенностях дистанционного обучения, выяснили, что дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса на расстоянии. Наличие учителя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей обычных и одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху».Джим Рон.

Литература:

  1. https://1-4.mioo.ru/index.php
  2. https://opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
  3. http://do3.rcokoit.ru/course/view.php?id=794
  4. http://do3.rcokoit.ru/course/view.php?id=1378
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki
  7. https://1-4.mioo.ru/course/view.php?id=13117
  8. http://school-collection.edu.ru/
  9. https://citaty.info/man/yan-amos-komenskii
  10. http://strong2gether.ru/library-up/great-teachers-up2/komensky-menu/read/article/178760


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»

Теоретическое обоснование  эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через дистанционную форму обучения

В статье отражены  проблемы несформированности речевой коммуникации у детей с ОВЗ, отражены формы, методы преодоления этой проблемы через дистанционную форму обучения на сайте регионального ресур...

«Дистанционное обучение как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

Краткая характеристика 5 сервисов для повышения качества процесса образования и воспитания детей с ОВЗ....

Современное образование через дистанционное обучение.

Школа неограниченных возможностей: работаем с детьми.Научиться учиться - вот ключ ко всему. И если ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса ...

Доклад "Качество образования при дистанционном обучении"

Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении, что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный....

Статья Дистанционные технологии в современном образовании

В статье рассмтрены особенности, преимущества, принципы, методы и формы дистанционного обучения....