Промежуточная аттестация по русскому языку, 4 класс
методическая разработка (4 класс)

Задания к промежуточной аттестации по русскому языку (диктант и грамматические задания) для 4 класса. Прилагаются КЭС и ключи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnaya_attestatsiya_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по русскому языку, 4 класс

Цель: оценка способности выпускника начальной школы применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста; оценка уровня присвоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку на момент окончания начальной школы.

Планируемые результаты: писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; применять правила правописания; определять грамматические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу слова; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Кодификатор планируемых результатов обучения

Код

Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения

3

РАЗДЕЛ «СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)»

3.3

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

4

РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА»

4.3.

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

5

РАЗДЕЛ «МОРФОЛОГИЯ»

5.1

распознавать грамматические признаки слов;

5.4

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

6

РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС»

6.1

различать предложение, словосочетание, слово

6.2

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

6.3

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения

6.4

определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения

6.5

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

7

РАЗДЕЛ «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

7.1

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

7.4

писать под диктовку тексты объемом 80-85 слов в соответствии с изученными правилами правописания

7.5

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Кодификатор планируемых умений

Код

Элементы содержания

1

 Фонетика, графика и орфоэпия

1.8

 Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме     разделительных ъ и ь

1.10

 Использование небуквенных графических средств

 1.10.1

Использование пробела между словами

 1.10.2

Использование знака переноса

 1.10.3

Оформление абзаца

2

 Состав слова (морфемика)

 2.1.2

Различение однокоренных слов и синонимов

2.2

 Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,  суффикса

3

 Лексика

3.1

 Понимание слова как единства звучания и значения.

3.2

 Выявление слов, значение которых требует уточнения

4

 Морфология

4.1

 Части речи

4.2

 Имя существительное

 4.2.1

Значение и употребление в речи

 4.2.2

Умение опознавать имена собственные

 4.2.3

Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

 4.2.4

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода

 4.2.5

Изменение существительных по числам

 4.2.6

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

 4.2.7

Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению

4.4

 Местоимение. Общее представление о местоимении

4.6

 Наречие

4.7

 Предлог.  Отличие предлогов от приставок

4.8

 Союзы и, а, но, их роль в речи

5

 Синтаксис

5.1

 Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий)

5.2

 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные

5.3

 Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные

5.4

 Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого

5.5

 Различение главных и второстепенных членов предложения.

5.6

 Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении

6

 Орфография и пунктуация

6.1

 Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического  словаря

6.2

 Написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

6.3

 Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением

6.4

 Правописание сочетании чк-чн, чт, щн

6.5

 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

6.6

 Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

6.7

 Правописание непроизносимых согласных

6.8

 Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов)

6.9

 Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

6.10

 Правописание разделительных ъ и ь

6.14

 Правописание безударных окончаний имён прилагательных

6.18

 Раздельное написание предлогов с другими словами

6.19

 Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

7.5

 Написание диктанта

Общая характеристика итогового диктанта

        Диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту обучающихся. Лексическое наполнение текста не превышает уровень актуального словарного запаса выпускника начальной школы. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте, определяются программой по русскому языку в начальной школе.

В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в начальной школе, эти орфограммы выделены в тексте диктанта подчеркиванием. Слова с этими орфограммами будут записаны на доске (ландыши, красиво и т. д.).

Уровень сложности диктанта средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.

На выполнение диктанта отводится 45 минут.

Информационная характеристика диктанта

Орфограмма/правило постановки знаков препинания

Кол-во орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн

3

чудесный, бежишь, рощу

2. Прописная буква в начале каждого предложения

     14

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова

24

стоит, хорошо, весеннюю, своим (свои), теплом, дождя, появилась, зелёная (зелени), головки, цветы (цветов), травы, белеют, запах, вечера, голос, соловья, поёт (поют), ветерок, играет, листве, деревьев, певец, удивительный, пóдняли

4. Проверяемые парные звонкие и глухие

согласные в корне слова

4

травка, головки, лёгкий, легко, голос

5. Непроизносимые согласные

3

солнце, позднего, радостная

6. Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова на ограниченном перечне слов

3

хорошо, соловья, ветерок

7. Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

1

появилась

8. Разделительные ъ и ь

3

соловья, деревьев, льётся

9. Мягкий знак после шипящих на конце

имён существительных в именительном падеже

1

ночь

10. Безударные падежные окончания имен

существительных

5

утром, головки, (в) зелени, деревьев, (в) мире

11. Безударные окончания имен прилагательных

11

ранним, тёплого, зелёная, синие, красные, тонкий, позднего, лёгкий, нежных, самый, удивительный

12. Правописание Не с глаголами

1

не смолкнет

13. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа

3

бежишь, вдыхаешь, узнаешь

14. Написание в глаголах сочетаний -ться,

-тся

1

льётся

15. Безударные личные окончания глаголов

5

греет, вдыхаешь, узнаешь, не смолкнет, играет

16. Раздельное написание предлогов с другими словами

4

в зелени, в листве, с утра, в мире

17. Перенос слов

количество определяется

индивидуально в соответствии с записью текста

диктанта

18. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

     14

19. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

2

синие, жёлтые, красные цветы подняли головки

Диктант

Весна

        Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. После дождя появилась зелёная травка. Синие, жёлтые, красные цветы пóдняли головки. В зелени травы белеют ландыши. Ты вдыхаешь тонкий запах нежных цветов.

        Лёгкий ветерок играет в листве деревьев. С утра до позднего вечера поют свои песни птицы. Ты сразу узнáешь голос соловья. Как красиво он поёт! Легко льётся радостная песня. Всю ночь не смолкает самый удивительный в мире певец.                                                                                                     (82 слова)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Указанное предложение разбери по частям речи и членам предложения. Выпиши словосочетания.

После дождя появилась зелёная травка.

  1. Разбери  слово как часть речи.

 (До) вечера

  1. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный

Вариант 2

  1. Указанное предложение разбери по частям речи и членам предложения. Выпиши словосочетания.

Легко льётся радостная песня.

2. Разбери слово как часть речи.

 (После) дождя

3. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Бессмертный, кустик, волк, ранняя, курица, пробежка, корова, переносный, золото

Ключи к грамматическому заданию

Вариант 1

1.              пр.     сущ.          гл.                прил.     сущ.

После дождя появилась зелёная травка. (Повест., невоскл., простое, распр., неослож.)

Травка (какая?) зелёная

появилась (когда?) после дождя

2. (До) вечера – (до чего?) сущ., н.ф. – вечер

     П.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

     Н.: в форме ед.ч., Р.п.

     (До) вечера – (когда?) обстоятельство

3. Лисица, зимний, мостик.

    Нора, дятел, дерево.

    Погрузка, пришкольный, бездомный.

Вариант 2

1.              нар.      гл.              прил.      сущ.

Легко льётся радостная песня. (Повест., невоскл., простое, распр., неослож.)

Песня (какая?) радостная

льётся (как?) легко

2. (После) дождя – (после чего?) сущ., н.ф. – дождь

     П.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

     Н.: в форме ед.ч., Р.п.

     (После) дождя – (когда?) обстоятельство

3. Кустик, ранняя, курица.

    Волк, корова, золото.

    Бессмертный, пробежка, переносный.

Оценка выполнения

Оценка выполнения обучающимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне».

Результат написания диктанта обучающимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»), «справился на повышенном уровне», если обучающийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 ошибок; работа написана неряшливо.

За одну ошибку в диктанте  считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове;

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками в диктанте считаются:

а) повторение одной и той же буквы в слове;

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если обучающийся допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», если обучающийся допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась, зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности обучающегося, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.

2. Исправления, допущенные обучающимся, не учитываются и не влияют на оценку работы.

Нормы оценки выполнения грамматического задания:

-оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, обучающийся обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

-оценка «4» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

-оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе выполнил не менее половины заданий.

-оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для промежуточной аттестация по русскому языку за 3 класс

Данная работа содержит материал, который поможет учителю проверить знания  детей по русскому языку в  конце 3 класса.                    ...

Аттестационный материал по итоговой промежуточной аттестации по русскому языку для 2 - 4 классов

Представленный материал содержит пояснительную записку, аттестационный материал, критерии оценивания...

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Контрольный диктант Весна       На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серё...

СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)

Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...

Промежуточная аттестация по русскому языку 3 класс

Данная промежуточная аттестация по русскому языку предназначена для учащихся 3 класса...

Матариалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку представлены контрольным списыванием с грамматическими заданиями....

Матариалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку представлены контрольным списыванием с грамматическими заданиями....