«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»
материал (2 класс)
Gрофилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Орловка
муниципального района Кошкинский Самарской области___________
Итоговая работа
«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»
Выполнила: Макарова Зоя Петровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ села Орловка
м.р. Кошкинский
Самарская область.
Форма обучения – дистанционная
Орловка 2024
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Обучающаяся: Дятлова Таня Возраст: 8 лет
- Аналитическая записка посвященная персональной образовательной ситуации одаренного школьника.
- Перечень диагностических методов для оценки успешности социализации одаренного ребенка
Для выявления социальной одарённости у Варвары мною были использованы несколько методик:
для изучения социализированности личности обучающегося;
выявления коммуникативных склонностей обучающихся;
определения общественной активности обучающихся.
Сопоставляя результаты трёх методик, совпал высокий уровень социальной активности, высокий уровень коммуникативных склонностей и высокая организаторская активность ученицы.
Характеристика особенностей социализации одаренного ребенка
№ | Раздел характеристики | Описание особенностей обучающегося |
1. | Вид и проявления одаренности, достижения | Тип одарённости: cоциальный. Таня ученица 2 класса. За время обучения в 1 классе девочка принимала активное участие : Олимпиады на учи.ру, участие в областном конкурсе литературно - творческих работ «Голос региона», участие в окружном конкурсе научно-исследовательских работ по экологии, участие в окружном образовательном проекте Фестиваль идей «Юный инженер», участие в акции «Я помню! Я горжусь!» районном конкурсе «Дары природы». |
2. | Особенности социальной ситуации (семья, социальное окружение, образовательная среда- школа, доп. образование) | .Семья Варвары полная, есть маленький годовалый братишка, родители работают. Родители следят за учебной деятельностью девочки, поддерживают во всём. Семья дружная, творческая. Девочка посещает в клубе кружок танцев. Социальное окружение: семья, родственники, подруги, школа, двор , клуб по интересам, библиотека. Имеются навыки самообслуживания. |
3. | Успешность образовательной деятельности | В освоении программного материала девочка успешна. Уровень сформированности метапредметных результатов – повышенный. С заданиями комплексной диагностической работы справилась на отлично. В течение учебного года в 1 классе Варвара усердно занималась по программе, выполняла дома дополнительно задания на платформе «Учи.ру», участвовала в онлайн- конкурсах «Лисёнок», «Кенгуру» В учебной деятельности старается преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, если даже время вышло на его выполнение. |
4. | Развитие эмоционально-волевой сферы | . Варвара бурно реагирует на отдельные явления, которые затрагивают её или её близких. У девочки наблюдается большая потребность в общении, она старается рассказать всем, что её волнует, что её удивило. Речь её всем понятная, яркая. Своими эмоциями старается управлять, знает, где можно, а где нельзя проявлять внешне. (урок- перемена). В игровой деятельности иногда проявляется частая смена настроения, хотя всегда у неё бодрое, радостное и оптимистичное настроение. Везде и во всем стремиться быть первой. Если не удаётся, то очень огорчается и эмоционально выражает свои чувства. |
5. | Особенности личности и самосознания | Девочка стремится к самовыражению не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни (внешний вид, отношение к окружающим, в творческой деятельности), Она несёт ответственность за свои принимаемые решения и совершаемые действия. Варвара стремится к положительной оценке от взрослых за свою деятельность. Адекватно реагирует на критику, прислушивается к замечаниям. |
6. | Коммуникативная сфера развития одаренного ребенка | Девочка обладает коммуникативно-организаторскими способностями. Не теряется в новой для него обстановке Она может в любой критической ситуации организовать детей на плодотворную деятельность (игру, трудовую деятельность) Истоки проявления этих способностей то, что она – дочь воспитателя детского сада. Для Тани характерны: самостоятельность, ответственность и аккуратность, любознательность, адекватная самооценка своей деятельности. Девочка легко адаптируется в новом коллективе ( посещение нового кружка, общение с первоклассниками), старается отстаивать свои позиции в какой – либо деятельности ( уборка территории, выпуск стенгазеты, выбор актива и т.д) Девочка всегда приходит на помощь другим детям. У неё дружеские отношения с родителями, которые её поддерживают во всех её начинаниях. Самооценка высокая. В классе старается быть лидером. Везде и всё замечает, старается привлечь детей к исправлению (порядок в классе, дежурство в столовой, дисциплина) Я наблюдаю одну проблему в её поведении. Она склонна к бурным аффектам, если её деятельность бывает не замечена, так как она часто бывает ориентирована на внешнее признание её деятельности взрослыми, хотя это не критично в её возрасте. В похвале нуждаются все дети. |
Вывод: ТипДятлова Таня –социальный. Для неё характерна высокая успешность в освоении материала, стойкая мотивация к познанию, собранность, хорошая самодисциплина. Она обладает способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Есть небольшая проблема , требующая внимания педагога и родителей (признание взрослыми её деятельности)
- Цель и задачи реализации профилактики школьной дезадаптации
Цель:
профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Задачи:
- создать условия для физиологической подстройки организма к новым условиям,
- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,
- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.
3. Основное содержание индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ)
3.1 Календарный план реализации ИОМ в соответствии с выделенными направлениями/этапами работы
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Результаты |
Этап 1 Вводный аналитическо -диагностический | ||||
1 | Знакомство с родителями и детьми. Беседа с родителями. | Август- начало сентября | Классный руководитель, родители . | |
2. 3 | «Разрешите представиться!» Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. Упражнения «Сделай как я»; «Давайте поздороваемся!»; «Ветер дует…»; «Мы друг другу доверяем» Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности. Упражнение «Комплименты», «Паровоз». .Беседа «Что такое доверие»; | Сентябрь октябрь | Классный руководитель, ученики Педагог и ученики | Сплочение коллектива, |
2 этап Основная воспитательная работа . Этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся. | ||||
1 | «Путешествие в мир эмоций и чувств» Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства .Беседа «Что такое эмоции и чувства» Упражнения: «Классификация чувств»; «Угадай эмоцию»; «Передай с чувством»; | ноябрь | Педагог и ученики | Умение сдерживать эмоции |
2 | «Чего мы боимся?» Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение. Беседа «Что такое волнение и страх»; Упражнения: «Путаница»,»Коллективный хлопок», «Спокойствие, только спокойствие»
| декабрь | Педагог и ученики | Умение преодолевать страхи. |
3 | «Скажи себе STOP» Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Беседа «Как я чувствую, что злюсь»; Упражнение «Толкалки»; «STOP»; упражнение-релаксация «Драка» | январь | Педагог, родители и ученики | |
4 | «Как относиться к удачам и неудачам» Сформировать навыки уверенного поведения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки» Беседа «Как относится к удачам и неудачам», Упражнения: «Рисунок себя», «Коллективный хлопок»
| |||
3.2. Основные педагогические технологии, методы, приёмы, используемые при реализации ИОМ.
№ | Выявленная проблема | Методы и приемы ее решения. Формы работы с субъектами образовательного процесса |
Ориентация на внешнее признание деятельности ученицы взрослыми. | Беседа на тему: «Почему люди злятся и обижаются?..» Цель : подвести ребёнка к пониманию того, что человек многое делает не для того, чтобы его похвалили. Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки. Наблюдение за реакцией ребёнка в ходе какой-либо деятельности и последующая беседа. Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения. При реализации ИОМ используются словесный ( размышление), наглядный и практический методы. Форма работы – индивидуальная Наблюдение учителем в ходе игры или другой деятельности. |
5. Локальная нормативная база реализации ИОМ.
7. Планируемые результаты реализации ИОМ, формы мониторинга и фиксации результатов.
Повышение самооценки,
развитие способности видеть положительные качества в других людях.,
понимание своего эмоционального состояния и адекватно на него реагировать,
формирование способности преодолевать неудачи,
снятие отрицательных эмоциональных переживаний,
сплочение детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.
Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"
Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации
В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...
