«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»
материал (2 класс)

Макарова Зоя Петровна

Gрофилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_z.p._.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Орловка

муниципального района Кошкинский Самарской области___________

Итоговая работа

«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»

                                                        Выполнила: Макарова Зоя Петровна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          ГБОУ СОШ села Орловка

                                                                          м.р. Кошкинский

                                                                         Самарская область.

                                 Форма обучения – дистанционная

Орловка 2024

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«Профилактика школьной дезадаптации одаренных детей»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Обучающаяся: Дятлова Таня Возраст: 8 лет

  1. Аналитическая записка посвященная персональной образовательной ситуации одаренного школьника.
  1. Перечень диагностических методов для оценки успешности социализации одаренного ребенка

Для выявления социальной одарённости у Варвары мною были использованы несколько  методик:

      для изучения социализированности личности обучающегося;

выявления коммуникативных склонностей обучающихся;

                                      определения общественной активности обучающихся.

Сопоставляя результаты трёх методик, совпал высокий уровень социальной активности, высокий уровень коммуникативных склонностей и высокая организаторская активность ученицы.

Характеристика особенностей социализации одаренного ребенка

Раздел характеристики

Описание особенностей обучающегося

1.

Вид и проявления одаренности,  достижения

Тип одарённости: cоциальный. Таня ученица 2 класса.  За время обучения в 1 классе девочка принимала  активное участие :

Олимпиады на учи.ру,

участие в областном конкурсе литературно - творческих работ «Голос региона», участие в окружном конкурсе  научно-исследовательских работ по экологии,

участие в окружном образовательном проекте Фестиваль идей «Юный инженер», участие в акции «Я помню! Я горжусь!»  районном  конкурсе «Дары природы».

2.

Особенности социальной ситуации (семья, социальное окружение, образовательная среда- школа, доп. образование)

.Семья Варвары полная, есть маленький годовалый братишка, родители работают. Родители следят за учебной деятельностью девочки, поддерживают во всём. Семья дружная, творческая. Девочка посещает в клубе кружок танцев. Социальное окружение: семья, родственники, подруги, школа, двор , клуб по интересам, библиотека. Имеются навыки самообслуживания.

3.

Успешность образовательной деятельности

В освоении программного материала девочка успешна. Уровень сформированности метапредметных результатов – повышенный. С заданиями комплексной диагностической  работы справилась на отлично. В течение учебного года в 1 классе Варвара усердно занималась по программе, выполняла  дома дополнительно задания на платформе «Учи.ру», участвовала в онлайн- конкурсах «Лисёнок», «Кенгуру»  В учебной деятельности  старается преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, если даже время вышло на его выполнение.

4.

Развитие эмоционально-волевой сферы

. Варвара бурно реагирует  на отдельные явления, которые затрагивают её или её близких. У девочки наблюдается  большая потребность в общении, она старается рассказать всем, что её волнует, что её удивило. Речь её всем понятная, яркая. Своими эмоциями старается управлять, знает, где можно, а где нельзя проявлять внешне. (урок- перемена). В игровой деятельности иногда проявляется частая смена настроения, хотя всегда у неё бодрое, радостное и оптимистичное настроение.  Везде и во всем стремиться быть первой.  Если не удаётся, то очень огорчается и эмоционально выражает свои чувства.

5.

Особенности личности и самосознания

Девочка  стремится к самовыражению не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни (внешний вид, отношение к окружающим, в творческой деятельности), Она несёт ответственность за свои принимаемые решения и совершаемые действия. Варвара стремится к положительной оценке от взрослых за свою деятельность. Адекватно реагирует на критику, прислушивается к замечаниям.

6.

Коммуникативная сфера развития одаренного ребенка

Девочка обладает коммуникативно-организаторскими способностями. Не теряется в новой для него обстановке Она может в любой критической ситуации организовать детей на плодотворную деятельность (игру, трудовую деятельность) Истоки проявления этих способностей то, что она – дочь воспитателя детского сада.  Для Тани характерны: самостоятельность, ответственность и аккуратность, любознательность, адекватная самооценка своей деятельности. Девочка легко адаптируется в новом коллективе ( посещение нового кружка,  общение с первоклассниками), старается отстаивать свои позиции в  какой – либо деятельности ( уборка территории, выпуск стенгазеты, выбор актива и т.д) Девочка всегда приходит на помощь другим детям. У неё дружеские отношения с родителями, которые её поддерживают во всех её начинаниях. Самооценка высокая. В классе старается быть лидером. Везде и всё замечает, старается привлечь детей к исправлению (порядок в классе, дежурство в столовой, дисциплина)

Я наблюдаю одну проблему в её поведении. Она склонна к бурным аффектам, если её деятельность бывает не замечена, так как  она часто бывает ориентирована  на внешнее признание её деятельности  взрослыми, хотя это не критично в её возрасте. В похвале нуждаются все дети.

Вывод: ТипДятлова Таня –социальный.   Для неё характерна высокая успешность в освоении материала, стойкая мотивация к познанию, собранность, хорошая самодисциплина. Она обладает  способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Есть небольшая проблема , требующая внимания педагога и родителей (признание взрослыми её деятельности)

  1. Цель и задачи реализации профилактики школьной дезадаптации

Цель:

профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.

 Задачи:

- создать условия для физиологической подстройки организма к новым условиям,

- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,

- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.

3. Основное содержание индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ)

3.1 Календарный план реализации ИОМ в соответствии с выделенными направлениями/этапами работы 

Мероприятия

Сроки

Участники

Результаты

Этап 1  Вводный аналитическо -диагностический

1

Знакомство с родителями и детьми.

Беседа с родителями.

Август- начало сентября

Классный руководитель, родители .

2.

3

«Разрешите представиться!»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

Упражнения «Сделай как я»; «Давайте поздороваемся!»; «Ветер дует…»;

«Мы друг другу доверяем»

Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности.

Упражнение «Комплименты», «Паровоз».

.Беседа «Что такое доверие»;

Сентябрь

октябрь

Классный руководитель, ученики

Педагог и ученики

Сплочение коллектива,

                2 этап     Основная воспитательная работа . Этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

1

«Путешествие в мир эмоций и чувств»

Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства .Беседа «Что такое эмоции и чувства»

Упражнения: «Классификация чувств»;

«Угадай эмоцию»;

«Передай с чувством»;

ноябрь

Педагог и ученики

Умение сдерживать эмоции

2

«Чего мы боимся?»

Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.

Беседа «Что такое волнение и страх»;

Упражнения: «Путаница»,»Коллективный хлопок», «Спокойствие, только спокойствие»

 

декабрь

Педагог и ученики

 Умение преодолевать страхи.

3

«Скажи себе STOP»

Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;

Упражнение «Толкалки»; «STOP»;

упражнение-релаксация «Драка»

январь

Педагог, родители и ученики

4

«Как относиться к удачам и неудачам»

Сформировать навыки уверенного поведения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки»

Беседа «Как относится к удачам и неудачам»,

Упражнения: «Рисунок себя», «Коллективный хлопок»

 

3.2. Основные педагогические технологии, методы, приёмы, используемые при реализации ИОМ.

Выявленная проблема

Методы и приемы ее решения. Формы работы с субъектами образовательного процесса

Ориентация  на внешнее признание деятельности  ученицы взрослыми.

Беседа на тему: «Почему люди злятся и обижаются?..»

Цель : подвести ребёнка к пониманию того, что человек многое делает не для того, чтобы его похвалили. Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки.

Наблюдение  за реакцией ребёнка в ходе какой-либо деятельности и последующая беседа.

Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.

 При реализации ИОМ используются словесный ( размышление), наглядный и практический методы. Форма  работы – индивидуальная  Наблюдение учителем в ходе игры или другой деятельности.

 

5. Локальная нормативная база реализации ИОМ.

7. Планируемые результаты реализации ИОМ, формы мониторинга и фиксации результатов.

Повышение самооценки,

 развитие способности видеть положительные качества в других людях.,

 понимание своего эмоционального состояния и адекватно на него реагировать,

формирование способности преодолевать неудачи,

снятие отрицательных эмоциональных переживаний,

 сплочение детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации

В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...