Практическая работа "Любимый класс"
классный час (4 класс)

В помощь учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii_gotovo_2.docx59.69 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько обучающихся твоей команды систематически отпрашиваются на уроке в туалет, затем не возвращаются в течении получаса. Разговоры не подействовали и действия повторяются вновь.

### Анализ ситуации и постановка целей

**Явная проблема:** **Уклонение от учебной деятельности и дезорганизация учебного процесса.** Систематические длительные отлучки под предлогом посещения туалета являются не физиологической необходимостью, а сознательной стратегией избегания занятий, что свидетельствует о внутреннем сопротивлении или отсутствии мотивации.

**Актуальность:** Проблема требует решения, так как:

* **Прямой ущерб образовательному процессу:** Регулярные уходы disrupt концентрацию всего класса, подрывают авторитет педагога и создают прецедент для других учащихся.

* **Риск для безопасности ребенка:** Нахождение учащегося без присмотра в течение длительного времени вне учебного помещения — это прямой риск для его безопасности, за которую несет ответственность образовательное учреждение.

* **Сигнал о скрытых проблемах:** Такое поведение — это симптом. Причины могут быть разными: от сложностей с усвоением материала (и ребенок просто не хочет в этом признаваться) и конфликтов в коллективе до более глубоких личных переживаний.

**Цель:** Устранить нежелательное поведение (систематические длительные отлучки) путем выявления и устранения его причин, а также формирования у обучающихся ответственного отношения к учебному процессу.

**Задачи:**

1. **Образовательная:** Сформировать понимание прямой связи между посещаемостью и учебными результатами. Объяснить алгоритм действия в случае, если необходимо отлучиться (как отпроситься, предупредить, вернуться).

2. **Развивающая:** Развить навыки саморегуляции и осознанного управления своим поведением. Развить умение распознавать и корректно сообщать о своих трудностях (скука, непонимание, тревога).

3. **Воспитательная:** Воспитать чувство ответственности перед коллективом за общую учебную атмосферу и уважение к рабочему времени педагога и других учащихся.

### Интерактивное занятие с детским коллективом

**Наиболее эффективная форма:** **Психологический workshop с элементами проективного тестирования и ролевой игры.**

**Тема workshop'а:** «Карта моего внимания: куда и почему оно уплывает?».

**Цель workshop'а:** Ненавязчиво выяснить истинные причины уклонения от уроков, дать детям инструменты для анализа своего состояния и предложить легитимные способы «перезагрузки» во время занятия.

**Ход занятия (поэтапно):**

**Этап 1. Анонимный опрос «Самый скучный урок в мире» (10 мин)**

* **Цель:** Снять напряжение и дать безопасный способ высказаться.

* **Ход:** Раздаются листочки. Задание: «Опиши анонимно, каким должен быть самый скучный урок в мире. Что на нем происходит? Что чувствует ученик?». Листочки складываются в общую коробку. Зачитываются 2-3 самых ярких описания (без именин!). Это создает атмостуру "мы все понимаем, о чем речь".

**Этап 2. Мозговой штурм «Спасательный круг» (15 мин)**

* **Цель:** Совместно найти законные способы справиться со скукой или усталостью.

* **Ход:** Группа делится на 2 команды.

* **Задание для 1 команды:** Придумать 5 способов **незаконного** ухода с урока (что мы и наблюдаем).

* **Задание для 2 команды:** Придумать 5 **законных** способов взять паузу и «перезагрузиться», не мешая другим (например, попросить выйти попить воды, сделать 3 глубоких вдоха у окна, предложить учителю провести физкультминутку, задать вопрос по теме).

* Команды представляют списки. Обсуждается, почему списки такие разные и какие способы из второго списка можно внедрить.

**Этап 3. Ролевая игра «Как сказать?» (15 мин)**

* **Цель:** Отработать навык корректной коммуникации с педагогом.

* **Ход:** Разыгрываются сценки, где ученику нужно отлучиться.

* **Сцена 1:** Ученик говорит: «Можно выйти?» (Учитель мысленно готовится к получасовому отсутствию).

* **Сцена 2:** Ученик говорит: «Мария Ивановна, я устал и плохо концентрируюсь. Можно я на 3 минуты выйду в коридор, чтобы попить воды и пройтись? Я точно вернусь». (Учитель доверяет и отпускает).

* Обсуждается разница в формулировках и уровне доверия.

**Этап 4. Заключение «Контракт на доверие» (5 мин)**

* **Цель:** Закрепить новые договоренности.

* **Ход:** Куратор предлагает новый негласный договор: «Я/учитель иду вам навстречу и разрешаю кратковременный выход по уважительной причине, если вы гарантируете возвращение через оговоренное время. Ваше честное слово против моего доверия». Это ставит детей в позицию ответственных партнеров.

### Вопросы для рефлексии (завершающая беседа)

1. **На содержание:** «Какой из «законных» способов взять паузу показался тебе самым рабочим и почему?»

2. **На эмоции:** «Каково это — говорить учителю правду о том, что ты устал или не понимаешь, вместо того чтобы придумывать предлог?»

3. **На будущее:** «Что мы можем изменить в наших уроках, чтобы потребность сбегать с них возникала реже?» (Этот вопрос переносит часть ответственности и на педагога за создание engaging-среды).

4. **На личную роль:** «Что лично ты выберешь в следующий раз: старую схему или новый «честный» договор? Что тебе может помешать выбрать честность?»

Несколько обучающихся попали не на ту программу, на которую хотели. Все своё свободное время, а иногда и командные события и профиль проводят с тем направлением, на которое хотели. На контакт с командой не идут.

Явная проблема: Острый кризис адаптации и идентичности, вызванный несовпадением ожиданий и реальности. Обучающиеся переживают разочарование и, не сумев конструктивно принять ситуацию, выбирают стратегию избегания и ухода в альтернативное сообщество, что приводит к их социальной изоляции в собственной команде и дезинтеграции группы.

Актуальность: Проблема требует немедленного и деликатного решения, так как:

  • Потеря образовательного потенциала: Участники не вовлечены в программу, ради которой приехали, и не получают от нее пользы.
  • Риск эмоционального выгорания и психологической травмы: Постоянное нахождение в состоянии фрустрации и тоски по «упущенной возможности» негативно сказывается на психологическом состоянии детей.
  • Распад команды: Формирование внутри группы изолированной, неконтактной подгруппы разрушает командный дух, мешает проведению общих мероприятий и создает токсичную атмосферу непонимания и обиды.

Цель: Помочь обучающимся пройти кризисную ситуацию, перевести их из позиции пассивных «жертв обстоятельств» в позицию активных творцов своего образовательного опыта в рамках заданных условий.

Задачи:

  1. Образовательная: Помочь детям обнаружить и сформулировать личный образовательный запрос и найти точки его пересечения с текущей программой.
  2. Развивающая: Развить навыки адаптации к изменяющимся условиям, принятия неидеальных решений и нахождения ресурсов в себе и окружении для достижения целей.
  3. Воспитательная: Сформировать чувство ответственности за свой выбор (оставаться и искать возможности или смириться и бездействовать) и уважение к коллективу, частью которого они являются.

Наиболее эффективная форма: Индивидуально-групповой коучинг-сессия с элементами профориентации и командообразования.

Тема сессии: «Карта моих возможностей: где я сейчас и куда могу двигаться?».

Цель сессии: Не заставлять детей полюбить свою программу, а помочь им провести аудит своих ожиданий, ресурсов и возможностей, чтобы совершить осознанный выбор: либо найти интерес в текущей деятельности, либо легализовать их интерес к другому направлению с пользой для всех.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. «Разрешение на разочарование» (10-15 мин)

  • Цель: Легитимизировать чувства детей, дать понять, что их переживания видят и понимают.
  • Ход: Ведущий начинает с фразы: «Давайте признаем очевидное: иногда мы оказываемся не там, где мечтали. Это может вызывать грусть, злость, разочарование. Это — нормальная реакция. Давайте не будем делать вид, что все ок. Давайте просто зафиксируем: да, такое бывает». Это снимает защитную реакцию и создает атмосферу доверия.

Этап 2. Индивидуальная работа «Разбор желаний» (15 мин)

  • Цель: Перевести эмоции в конструктивное русло.
  • Ход: Каждый участник (включая «проблемных») получает два листа:
  • Лист 1: «Что я хотел(а) найти ТАМ?» (Написать 3-5 конкретных вещей: например, «научиться писать код на Python», «познакомиться с известным ученым», «работать в современной лаборатории»).
  • Лист 2: «Что я МОГУ найти ЗДЕСЬ?» (Предложить подумать и написать, что из желаемого может дать текущая программа, пусть и в другом виде).

Этап 3. Групповой мозговой штурм «Мост между мирами» (20 мин)

  • Цель: Вовлечь всю команду в помощь и поиск решений, превратив проблему в общий кейс.
  • Ход: Участники делятся на микрогруппы (желательно смешанные). Их задача:
  1. Познакомиться с содержимым «Листа 1» своих ребят (с их разрешения).
  2. Помочь им максимально заполнить «Лист 2», предлагая свои идеи.
  3. Придумать «Общий проект», который мог бы объединить интересы двух направлений. Например, если кто-то хотел в IT, а попал в биологию, — предложить ему сделать сайт-визитку для вашего биологического проекта или смоделировать какую-то биологическуюprocess.
  • Этот этап показывает «проблемным» детям, что их интересы ценят, и вовлекает основную группу в эмпатию и помощь.

Этап 4. Презентация и «План действий» (10 мин)

  • Цель: Закрепить намерения конкретными шагами.
  • Ход: Каждая группа представляет свои находки и идеи общего проекта. Куратор фиксирует все предложения и договаривается с детьми о конкретных шагах:
  • «Давайте в среду после ужина сходим с вами в гости к группе по робототехнике и вы пообщаетесь с их педагогом».
  • «Давайте договоримся, что за этот проект ты берешься, а в остальное время включаешься в наши общие дела».

Вопросы для рефлексии (завершающая беседа)

  1. На содержание: «Какой самый неожиданный плюс или возможность в твоей нынешней программе ты для себя обнаружил в ходе сегодняшней работы?»
  2. На эмоции: «Что изменилось в твоем восприятии ситуации, когда ты увидел, что вся команда пытается тебе помочь, а не осуждает?»
  3. На будущее: «Что мы, как команда, можем сделать, чтобы интересы каждого (пусть даже и не совпадающие с основным профилем) находили здесь поддержку и применение?»
  4. На личную роль: «Какой один маленький, но конкретный шаг к сближению с командой ты готов сделать уже завтра? (Например, пообедать вместе или помочь с подготовкой к мероприятию)».

Ежедневно, возвращаясь с профиля, обучающиеся вашей команды задерживаются в школу. Специально долго едят на обеде, у половины команды, перед школой начинает все болеть, и они просят отвести их к врачу, другая половина идет мыться и нерасторопно собирается. Вся команда доходит до школы за 40 минут до окончания уроков. Дети на полном серьезе объясняют вам, что все школьные предметы им не нужны, так как в их учебном заведении, оценки, поставленные в Сириусе не будут учитываться. Вы неоднократно проговаривали с ними этот момент, но каждый день повторяется одно и тоже.

Явная проблема: Полное отсутствие учебной мотивации и сознательное уклонение от занятий в школе, вызванное убеждённостью детей в бесполезности академических предметов в контексте их пребывания в «Сириусе».

Проблема глубже простого непослушания:

1. Когнитивный диссонанс: Дети не видят связи между школьной программой и своим профильным обучением в «Сириусе», считая её irrelevant (не имеющей значения).
2. Отсутствие внутренней мотивации: Учёба воспринимается исключительно как внешняя, навязанная обязанность, ценность которой (оценки) аннулирована. Нет интереса к знаниям как таковым.
3. Стратегия избегания: Группа выработала слаженную систему поведения (симуляция болезней, промедление), чтобы избежать нежелательной деятельности. Это демонстрирует высокий уровень групповой сплочённости, но направленной в деструктивное русло.

Актуальность: Продолжение этой практики приводит к:

· Академическим рискам: Пробелы в знаниях усугубятся, что создаст проблемы upon возвращении в свою школу.
· Социально-психологическим рискам: Формируется модель избегающего поведения, неуважение к процессу обучения и педагогам.
· Организационным рискам: Срыв распорядка дня, увеличение нагрузки на медпункт, конфликты с администрацией школы.
· Упущенной возможности: Дети не используют уникальный шанс получить знания в новой среде, которая может раскрыть предметы с неожиданной стороны.

Цель: Сформировать осознанное и ответственное отношение к академическим занятиям, показав их ценность и взаимосвязь с профильной деятельностью, а также развить внутреннюю мотивацию к познанию.

Задачи:

· Образовательная: Показать практическую связь и междисциплинарность школьных предметов с профильными направлениями детей в «Сириусе». Сместить фокус с оценки на компетенцию и знание.
· Развивающая: Развить навыки тайм-менеджмента, самоорганизации и осознанного преодоления сопротивления («не хочу, но надо»).
· Воспитательная: Воспитать уважение к учебному процессу, труду педагогов и сформировать понимание, что ответственность за собственное образование лежит на самом ученике, а не на внешней системе оценивания.

Наиболее эффективной формой будет Междисциплинарный практикум-исследование «Связи без границ».

Занятие должно быть максимально практическим и личностно-ориентированным, чтобы дети на собственном опыте увидели ценность академических знаний.

Название занятия: «Зачем мне это знать? Наука в моём проекте»

---

4. Поэтапный план занятия

Подготовка: Куратору необходимо заранее узнать у преподавателей профиля и школы, какие темы сейчас изучаются, и найти точки их пересечения.

Этап 1: Провокация. «Суд над школьными предметами» (10 мин)

· Цель: Легитимно вывести негатив на обсуждение.
· Ход: Куратор предлагает игру: «Давайте выступим в роли обвинителей. Сейчас каждый может высказать все свои претензии к школьным предметам здесь: зачем они нужны, почему они скучные и т.д.». Все аргументы записываются на доске в колонку «Обвинение». Принимаются ЛЮБЫЕ аргументы без критики.

Этап 2: Защита. «Неожиданный поворот» (15 мин)

· Цель: Перевернуть восприятие с помощью примеров из их профильной деятельности.
· Ход: Куратор делит группу на несколько пар/троек по профильным интересам (программисты, инженеры, биологи и т.д.). Задача каждой группы:
· Шаг 1: Выбрать 1-2 школьных предмета из списка «обвиняемых».
· Шаг 2: Придумать и подготовить мини-презентацию (2-3 минуты) на тему: «Как [школьный предмет] помогает мне в моём проекте по [профилю]?».
· Примеры: Программистам — как математика и логика нужны для написания алгоритмов. Художникам — как физика света нужна для работы с цветом, а история — для понимания контекста в искусстве. Спортсменам — как биология и химия объясняют процессы в организме во время тренировок.

Этап 3: Презентация и открытие. (10 мин)

· Цель: Чтобы дети сами друг другу открыли ценность предметов.
· Ход: Каждая группа представляет свои находки.

Куратор дополняет и задаёт наводящие вопросы, помогая увидеть более глубокие связи.

Этап 4: Выработение новой стратегии. «Перезагрузка» (10 мин)

· Цель: Перевести insights в практическое русло.
· Ход: Куратор обращается к группе: «Итак, мы увидели, что предметы не так бесполезны. Но как сделать так, чтобы ходить на них было если не интересно, то хотя бы не мучительно? Давайте выработаем новую стратегию».
· На ватмане рисуется два столбца: «Старая стратегия» (болеть, медлить) и «Новая стратегия».
· Группа предлагает идеи для «Новой стратегии»:
· Ставить личную цель на урок: «Сегодня на математике я попробую найти одну формулу, которая используется в моей области».
· Договориться с учителем: Спросить, как тема связана с современными технологиями/искусством.
· Использовать время правильно: Быстро собраться, чтобы успеть на урок, а не опоздать.
· Принимается командное решение пробовать новую стратегию в течение нескольких дней.

---

5. Вопросы для рефлексии (в конце занятия)

1. Какая связь между школьным предметом и вашим профилем стала для вас самым неожиданным открытием?
2. Изменилось ли ваше отношение к необходимости школьных занятий? Если да, то как?
3. Что лично вы можете сделать, чтобы извлечь максимум пользы из уроков, даже если они кажутся скучными?
4. Как мы, как команда, можем поддерживать друг друга в выполнении нашей новой стратегии, а не саботировать учёбу?

Обучающиеся пропускают клубные занятия, при этом, никогда не сообщают вам о своем намерении. Когда дежурный по клубу спрашивает вас о причинах отсутствия детей, а вы, в свою очередь пытаетесь узнать у детей причину их отсутствия, они целенаправленно не берут трубки и не отвечают на сообщения.

Явная проблема: Систематическое игнорирование обучающимися коммуникации с куратором и уклонение от ответственности за свои решения, выражающееся в несанкционированных пропусках клубных занятий и полном отсутствии обратной связи.

Проблема заключается не в самом факте пропуска (возможно, занятия не оправдали ожиданий), а в деструктивной модели поведения:

1. Нарушение договорённостей: Посещение клубов — это добровольный, но заявленный выбор ребёнка. Неявиться, не предупредив, — это нарушение базовых правил вежливости и ответственности.
2. Саботаж коммуникации: Намеренное игнорирование звонков и сообщений — это активное действие, демонстрирующее неуважение к куратору и его роли.
3. Перекладывание ответственности: Своим бездействием дети заставляют куратора нести ответственность за их поступки перед дежурным по клубу, попадая в неловкую ситуацию.

Актуальность: Подобное поведение приводит к:

· Дезорганизации работы: Организаторы клубов не могут точно планировать количество участников, готовить материалы.
· Подрыву авторитета куратора: Он выглядит неосведомлённым и не контролирующим ситуацию в глазах коллег.
· Формированию безответственности: У детей закрепляется модель, что можно избегать последствий своих решений, просто игнорируя проблему.
· Напряжению в отношениях: Возникает конфликт между необходимостью контроля и желанием дать детям свободу.

Цель: Сформировать у обучающихся ответственное и уважительное отношение к коммуникации, договорённостям и последствиям своих решений.

Задачи:

· Образовательная: Сформировать чёткое понимание алгоритма действий в случае изменения планов (как, кому и когда сообщать) и важности этого действия для работы других людей.
· Развивающая: Развить навыки самоорганизации, планирования личного времени и ведения трудных, но необходимых диалогов (в т.ч. отказа).
· Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за свой выбор и уважение к чужому времени и труду (куратора, организаторов клубов).

Наиболее эффективной формой будет Коммуникативный тренинг на основе ролевых игр и решения кейсов.

Занятие должно смоделировать ситуацию с разных сторон и дать детям практические инструменты для выхода из неё, не прибегая к игнору.

Название занятия: «Диалог без тишины: Как сказать о своих решениях»

---

4. Поэтапный план занятия

Подготовка: Разработать карточки с описанием типичных ситуаций, связанных с изменением планов.

Этап 1: Разминка «Громко-тихо» (5-7 мин)

· Цель: Наглядно продемонстрировать ценность коммуникации.
· Ход: Группа делится на пары. Одному участнику завязывают глаза. Второй должен провести его через импровизированную полосу препятствий (например, обойти стулья) сначала молча (только тактильно), а потом с помощью слов. После упражнения обсуждается, в каком случае было проще и комфортнее идти. Вывод: информация и коммуникация делают путь предсказуемым и безопасным.

Этап 2: Анализ «Почему мы молчим?» (10 мин)

· Цель: Без обвинения исследовать причины такого поведения.
· Ход: Куратор предлагает обсудить в кругу, почему человек может избегать разговора о неприятном или о том, что он нарушил договорённость. Все версии (стыдно, не знаю, что сказать, боюсь реакции, надеюсь, что само рассосётся) записываются на доске. Это снимает напряжение и показывает, что такие чувства испытывают многие.

Этап 3: Практикум «А что сказать?» (15 мин)

· Цель: Отработать на практике фразы для коммуникации.
· Ход: Группа делится на мини-группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией:
· «Ты передумал идти на клуб, потому что он оказался неинтересным»
· «Ты хочешь пойти с друзьями из другой команды на их активность вместо своего клуба»
· «Ты забыл предупредить и уже пропустил занятие»
Задача групп — придумать и записать 2-3 варианта корректного и уважительного сообщения куратору о своей ситуации (устного или письменного). Затем каждая группа зачитывает свои варианты, выбирается самый удачный.

Этап 4: Принятие «Правила одной кнопки» (10 мин)

· Цель: Упростить процедуру до максимума.
· Ход: Куратор вместе с детьми вырабатывает универсальный и простой алгоритм действий:
· «Правило одной кнопки»: Если ты передумал/не можешь/не хочешь идти на клуб, твоя задача — отправить куратору одно сообщение по шаблону: «[Имя], я не приду на [название клуба], потому что [причина: устал/передумал/другое]».
· Подчёркивается: Важен факт сообщения, а не причина. Даже если причина — «просто не хочу», это лучше, чем тишина. Куратор обязуется адекватно реагировать на честность.
· Это правило фиксируется на плакате.

---

5. Вопросы для рефлексии (в конце занятия)

1. Что проще: избегать разговора или quickly решить вопрос одним сообщением?
2. Как вы думаете, что чувствует человек, когда его звонки и сообщения игнорируют?
3. Как «Правило одной кнопки» может уменьшить стресс для всех участников ситуации?
4. Что мы можем сделать, если заметим, что кто-то из ребят снова забыл про это правило? (Напомнить, а не осуждать).

Последнее время, происходит так, что дети вашей команды причиняют ущерб центру (ломают двери, телевизор, стол). При этом они не видят в этом ничего такого, аргументируя это словами: «Это же Сириус, тут итак куча денег, новое купят».


Явная проблема: Умышленная порча имущества Образовательного центра на фоне сформировавшейся у детей установки на вседозволенность и потребительское отношение к ресурсам («здесь всё богато, поэтому можно») вследствие отсутствия личной ответственности и понимания ценности чужого труда.

Проблема носит не столько дисциплинарный, сколько ценностно-мировоззренческий характер. Дети демонстрируют:

1. Отсутствие эмпатии: Непонимание, что за каждым предметом стоит труд других людей (уборщиков, ремонтников, бухгалтеров, которые оформляют закупки).
2. Искажённое восприятие реальности: Оторванность от стоимости вещей и бюджета, восприятие Центра как бездонного источника ресурсов.
3. Позицию «потребителя»: Убеждённость в том, что они находятся в ситуации «обслуживания», где всё можно компенсировать деньгами, а их личная ответственность при этом снимается.

Актуальность: Подобное поведение неприемлемо и ведёт к:

· Прямому материальному ущербу и нерациональному расходованию бюджетных средств.
· Формированию антисоциальной модели поведения, которая может тиражироваться и закрепляться.
· Риску безопасности: Поломки мебели и техники могут привести к травмам.
· Моральному разложению коллектива: Потере уважения к месту, в котором они живут, и к труду окружающих людей.

Цель: Сформировать у воспитанников бережное и уважительное отношение к имуществу Центра, основанное на понимании ценности чужого труда и личной ответственности за общее пространство.

Задачи:

· Образовательная: Сформировать у детей реалистичное представление о том, как устроена работа Центра «изнутри»: от закупки стола до его ремонта, донести понятие бюджета и трудозатрат.
· Развивающая: Развить навыки эмпатии (способности поставить себя на место другого человека) и критического мышления для анализа последствий своих действий.
· Воспитательная: Воспитать позицию «хозяина», а не «гостя» или «потребителя», чувство сопричастности и ответственности за то место, где они находятся.

Наиболее эффективной формой будет Проблемно-ролевой симулятор «Сколько стоит тишина?», который визуализирует цепочку последствий от поступка до результата.

Это занятие должно быть максимально наглядным и позволить детям «примерить» на себя роль тех, чей труд они не видят.

Название занятия: «Невидимые люди: путешествие сломанного стола»

---

4. Поэтапный план занятия

Подготовка: Карточки с ролями (бухгалтер, снабженец, грузчик, плотник, уборщица, педагог), ватман для рисования схемы.

Этап 1: Погружение. «История одного предмета» (10 мин)

· Цель: Сместить фокус с абстрактных «денег Сириуса» на конкретный предмет и труд людей.
· Ход: Куратор указывает на реальный сломанный предмет (или его фото) и задаёт провокационный вопрос: «Вот этот сломанный стол. Как вы думаете, что происходит после того, как его сломали? Кто об этом узнаёт? Что делает? Давайте проследим весь его путь».

Этап 2: Ролевая игра-цепочка. «Путь воскрешения стола» (20 мин)

· Цель: Прожить всю цепочку, понять её сложность.
· Ход: Дети получают карточки с ролями. Куратор начинает цепочку, обращаясь к первому «звеньям»:
1. «Уборщица (технический работник)»: Обнаруживает поломку. Что она чувствует? (Дополнительная работа, нужно куда-то деть мусор). Сообщает...
2. «Педагог/Куратор»: Составляет докладную записку, тратит на это время. Передаёт...
3. «Снабженец»: Ищет поставщика, сверяет характеристики, составляет заявку. Передаёт...
4. «Бухгалтер»: Проверяет, есть ли статья расхода в бюджете, оформляет платёж. Передаёт...
5. «Грузчик»: Разгружает новый стол, привозит его в корпус.
6. «Плотник»: Собирает стол, устанавливает его.
· После каждого «звена» куратор спрашивает: «Сколько времени у вас на это ушло? Что вы должны были отложить ради этой работы?».
· Вывод: Один сломанный стол — это часы работы как минимум 5-6 человек.

Этап 3: Стоимостной анализ. «Цена минуты бездумия» (10 мин)

· Цель: Перевести труд в материальные и временные категории.

· Ход: Куратор на доске рисует простую таблицу.
· Стол: 10 000 рублей.
· Работа снабженца (2 часа): Условные 1500 руб.
· Работа грузчика (1 час): Условные 750 руб.
· Работа плотника (1 час): Условные 750 руб.
· Итого: 13 000 рублей и 4 часа рабочего времени разных людей.
· Вопрос группе: «На что ещё в нашем Центре можно было бы потратить эти деньги и это время? (На новые кружки, экскурсию, оборудование для мастер-классов)». Дети сами предлагают варианты.

Этап 4: Принятие «Пакта о бережном отношении» (5 мин)

· Цель: Закрепить результат на уровне правил команды.
· Ход: Группа collectively формулирует новое правило, например: «Мы бережём имущество Центра, потому что ценим труд людей и ресурсы, которые можно потратить на интересные дела для нас». Все ставят подписи.

---

5. Вопросы для рефлексии (в конце занятия)

1. Чья роль в цепочке «оживления стола» произвела на вас самое большое впечатление и почему?
2. Изменилось ли ваше восприятие фразы «Здесь всё равно купят новое»?
3. Что лично вы можете сделать, чтобы сохранить вещи в Центре и облегчить труд технического персонала?
4. Как мы, как команда, можем реагировать, если видим, что кто-то портит имущество? (Не ябедничать, а напомнить о последствиях для всех).

Ежедневно, при проверке чистоты в комнатах обучающихся, вы замечаете в мусорках или же в тумбочках упаковки от соков, огрызки яблок, фантики от «Аленок» и прочий мусор, свидетельствующий о том, что дети выносят еду из ресторана «Созвездие». После проведенной беседы, вы понимаете, что у вас получилось повлиять на детей и такого больше не повторяется. Но через несколько дней, ситуация повторяется, только теперь, обучающиеся начинают хамить вам в ответ и искренне не понимают в чем проблема.

Явная проблема: Непонимание и непринятие обучающимися внутренних правил и норм учреждения, вызванное конфликтом между личным желанием («можно взять») и формальным запретом («нельзя выносить»). Дети не видят за запретом смысла и логики, воспринимая его как произвол взрослых, что приводит к протестному поведению и хамству.

Актуальность: Проблема требует решения, так как:

  • Соблюдение санитарных норм: Остатки еды в жилых помещениях — это нарушение санитарно-гигиенических требований, привлекающее насекомых и грызунов, создающее антисанитарию и риск для здоровья детей.
  • Безопасность и дисциплина: Намеренное нарушение известного правила и агрессивная реакция на замечание свидетельствуют о подрыве авторитета взрослых и размывании границ дозволенного.
  • Формирование правовой и бытовой культуры: Важно сформировать у детей понимание, что правила проживания в любом общественном месте (лагере, отеле, образовательном центре) основаны не на whim администрации, а на логике безопасности, гигиены и уважения к труду других.

Цель: Добиться осознанного соблюдения правила о запрете выноса еды из ресторана через совместный поиск и понимание его причин, а не через страх наказания.

Задачи:

  1. Образовательная: Объяснить причины существования правила, связав его с понятными и значимыми для детей последствиями (безопасность, здоровье, уважение к труду персонала).
  2. Развивающая: Развить навыки критического мышления: умение анализировать причинно-следственные связи своих действий и принимать взвешенные решения.
  3. Воспитательная: Воспитать ответственность за личное пространство и пространство общего пользования, а также уважительное отношение к труду поваров и уборщиц.

Наиболее эффективная форма: Дискуссионный клуб с элементами дебатов и решением кейсов.

Тема дискуссии: «Запретный плод: кто прав в споре о еде в комнате?».

Цель дискуссии: Организовать открытый, равный диалог, в ходе которого дети сами, с помощью наводящих вопросов, придут к пониманию объективных причин правила и предложат свои варианты соблюдения баланса между своими желаниями и общими нормами.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. «Мозговой штурм: Аргументы "за" и "против"» (15 минут)

  • Цель: Легитимизировать обе точки зрения и перевести конфликт в конструктивное русло.
  • Ход: Группа делится на две команды. Одна команда выступает «Адвокатами детей» и ищет ВСЕ возможные аргументы ЗА то, чтобы брать еду с собой (вкусно, хочется перекусить ночью, не успел поесть, жалко выкидывать понравившееся и т.д.). Вторая команда — «Адвокаты центра» — ищет аргументы ПРОТИВ. Ведущий записывает все аргументы на доске, не оценивая их.

Этап 2. «Эффект домино» (15 минут)

  • Цель: Показать системные последствия, к которым ведет нарушение правила.
  • Ход: Ведущий берет самый частый аргумент детей (например, «Хочу перекусить ночью»). Задает вопросы всей группе:
  • «Что происходит с огрызком яблока, если он пролежит в мусорке 12 часов?» (Начинает разлагаться, привлекает мух).
  • «А если такие огрызки будут в 10 из 100 комнат? Что почувствует уборщица, заходя в такую комнату?»
  • «А если в центре заведутся муравьи или мыши, кто от этого пострадает?»
  • «Какой труд поваров мы не уважаем, забирая еду?» (Их труд — готовить и сервировать в чистом зале, а не убирать последствия в спальнях).
  • Вывод: Одно маленькое действие имеет большое последствие для общего пространства.

Этап 3. «Поиск решений: Как соблюсти баланс?» (10 минут)

  • Цель: Перейти от проблемы к поиску альтернатив.
  • Ход: Ведущий спрашивает: «Итак, ваше желание перекусить — законно. Нарушение санитарных норм — недопустимо. Как мы можем решить этот конфликт?». Совместно с детьми вырабатываются компромиссы:
  • Узнать о возможности организовать легкий вечерний перекус (чай, печенье) в столовой или холле.
  • Съесть порцию полностью в ресторане, а если не наелся — взять добавку.
  • (Как крайняя мера) Если очень хочется взять что-то с собой (например, пирожное для друга), сделать это цивилизованно: взять салфетку, убрать за собой, вынести мусор не в комнату, а в уличную урну.

Этап 4. «Заключение контракта» (5 минут)

  • Цель: Закрепить договоренности.
  • Ход: На большом листе бумаги формулируется итоговое правило, понятное и принятое всеми: «В комнатах не едим. Свои потребности в перекусе решаем цивилизованно: [список выработанных решений]. Мы уважаем свой дом и труд тех, кто его содержит». Все ставят подписи.

Вопросы для рефлексии (завершающая беседа)

  1. На содержание: «Какой аргумент против еды в комнатах оказался для тебя самым неожиданным и убедительным?»
  2. На эмоции: «Почему сначала правило вызывало протест и злость? Что изменилось в твоем восприятии после того, как мы разобрали все последствия?»
  3. На будущее: «Что мы будем делать, если заметим, что кто-то снова нарушает это правило? Как нам, как команде, реагировать на это?» (Это перекладывает часть ответственности на самих детей).
  4. На личную роль: «Что лично ты готов сделать, чтобы наш общий дом стал чище и комфортнее для всех?»

Вы замечаете, что ребенок плохо себя чувствует. Перестал быть активным, проявляет агрессию, не ходит в школу, много спит. Когда вы спрашиваете у него про его самочувствие, он отвечает, что все отлично, и вам кажется. По итогу у вас все-таки получается уговорить его сходить в медпункт, где оказывается, что у него очень высокая температура. Там же всплывает факт, что вот уже несколько дней обучающийся скрывал факт болезни. На следующий день выявляется, что еще несколько детей заболело и они не хотели сообщать о своей болезни, чтобы не пропускать профиль.

Явная проблема: Сознательное сокрытие детьми симптомов болезни из-за страха пропустить образовательную программу, что приводит к ухудшению их здоровья и создает риск для всего коллектива.

Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как:

  • Угроза здоровью детей: Попытки перенести болезнь "на ногах" могут привести к серьезным осложнениям (например, пневмонии после недолеченного ОРВИ).
  • Риск массового заражения: Сокрытие болезни создает прямую угрозу для других участников смены, педагогов и сотрудников центра.
  • Снижение эффективности обучения: Больной ребенок не способен качественно усваивать материал, а его присутствие на занятиях мешает другим.
  • Формирование опасной поведенческой модели: Дети учатся игнорировать сигналы собственного тела и prioritize достижения над здоровьем.

Цель: Сформировать у обучающихся ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, понимание важности своевременного обращения за медицинской помощью.

Задачи:

  1. Образовательная: Сформировать представление о признаках заболевания, правилах профилактики и важности своевременного обращения к врачу.
  2. Развивающая: Развить навыки распознавания сигналов организма и обращения за помощью в случае недомогания.
  3. Воспитательная: Воспитать чувство личной ответственности за свое здоровье и коллективной ответственности за здоровье окружающих.

Наиболее эффективная форма: Игровой практикум с элементами дискуссии и проектной деятельности.

Тема занятия: «Здоровый я — здоровая команда: почему важно вовремя сказать о болезни».

Цель занятия: Снять стигму вокруг обращения за медицинской помощью и показать, что забота о здоровье — это признак зрелости и ответственности, а не слабости.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. Ассоциативный ряд «Когда я болею» (10 минут)

  • Цель: Снять напряжение и начать разговор о болезни.
  • Ход: Ведущий предлагает назвать ассоциации к слову «болезнь». Ответы записываются на доске (обычно это негативные: «температура», «слабость», «скука»). Затем группа ищет позитивные ассоциации («забота», «отдых», «время для хобби», «забота близких»). Это помогает перевести восприятие болезни из чисто негативного в более комплексное.

Этап 2. Дилемма «Сказать или промолчать?» (15 минут)

  • Цель: Проработать мотивы сокрытия болезни.
  • Ход: Группа делится на команды. Каждая получает карточку с ситуацией:
  • «У тебя завтра важная контрольная, а ты чувствуешь, что заболеваешь»
  • «Ты ждал эту смену весь год, а на второй день у тебя поднялась температура»
  • «Тебе обещали интересную экскурсию, а утром ты проснулся с больным горлом»

Задача команд: привести аргументы ЗА сокрытие болезни и ПРОТИВ. После презентаций проводится общее обсуждение.

Этап 3. Ролевая игра «Как правильно попросить о помощи» (15 минут)

  • Цель: Отработать навык обращения за медицинской помощью.
  • Ход: Разыгрываются сценки, где участники по очереди играют роль ребенка, который:
  • Четко описывает симптомы: «У меня болит голова и горло, температура ;
  • Объясняет свое состояние: «Я плохо себя чувствую с утра, не могу сосредоточиться»
  • Просит о помощи: «Помогите мне, пожалуйста, связаться с врачом»

Остальные участники дают обратную связь: насколько убедительно и правильно была подана просьба.

Этап 4. Создание памятки «Правила здоровой команды» (10 минут)

  • Цель: Закрепить полученные знания в наглядной форме.
  • Ход: Группа совместно разрабатывает памятку, которая будет висеть в каждом корпусе. В ней простым языком формулируются правила:
  • Если чувствуешь недомогание — сразу скажи взрослым
  • Не бойся пропустить занятия — здоровье важнее
  • Помни: вовремя вылеченная болезнь — это защита для всей команды
  • Лучше три дня отлежаться, чем болеть две недели

Этап 5. Заключительный круг «Мое здоровье — моя ответственность» (5 минут)

  • Цель: Персональное принятие ответственности.
  • Ход: Каждый участник завершает фразу: «Я буду заботиться о своем здоровье, потому что...» и «Я буду беречь здоровье других, для этого я...».

Вопросы для рефлексии

  1. На содержание: «Какие новые мысли о болезни и лечении появились у тебя после сегодняшнего занятия?»
  2. На эмоции: «Что ты чувствовал, когда участвовал в обсуждении дилеммы «сказать или промолчать»?»
  3. На будущее: «Как мы можем создать в нашей команде атмосферу, где каждый будет чувствовать себя comfortable сообщать о недомогании?»
  4. На личную роль: «Что лично ты готов сделать для того, чтобы сохранить здоровье свое и своих товарищей?»

Каждый раз, когда вы с утра принимаете детей, дежурный администратор сообщает вам, что мальчики каждую ночь ходят в гости к девочкам и наоборот, и даже пытаются остаться друг у друга ночевать. Обучающиеся ничего плохого в этом не видят, аргументируя это словами «молодость она такая, живем один раз».

Явная проблема: Нарушение обучающимися правил совместного проживания и личных границ, непонимание норм безопасного и уважительного поведения в условиях образовательного центра.

Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как:

  • Нарушение режима и безопасности: Ночные визиты нарушают sleep режим, необходимый для эффективного обучения, и создают риски невозможности оперативно проконтролировать безопасность детей.
  • Риск нарушения личных границ: Подобное поведение может привести к ситуациям нарушения комфорта, давления и даже harassment.
  • Репутационные риски: Подобные инциденты подрывают репутацию учреждения и вызывают серьезные concerns у родителей.
  • Искаженное понимание отношений: Трактовка «молодость она такая» отражает незрелое понимание отношений, границ и ответственности.

Цель: Сформировать у обучающихся понимание важности соблюдения правил совместного проживания, уважения личных границ и развития здоровых, безопасных взаимоотношений.

Задачи:

  1. Образовательная: Сформировать четкое понимание правил центра и правовых последствий их нарушения.
  2. Развивающая: Развить навыки осознанного поведения, умения говорить «нет» и уважать личные границы — свои и чужие.
  3. Воспитательная: Воспитать культуру уважительных взаимоотношений между полами и ответственность за свои поступки.

Наиболее эффективная форма: Дискуссионный клуб с элементами ситуационного анализа и ролевых игр.

Тема занятия: «Границы: где заканчивается я и начинается ты?».

Цель занятия: Помочь подросткам осознать понятие личных границ, важность их соблюдения в условиях проживания в коллективе и сформировать ответственное отношение к правилам центра.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. Анонимный опрос «Неудобные вопросы» (10 минут)

  • Цель: Снять напряжение и выяснить истинное отношение к ситуации.
  • Ход: Дети анонимно на листочках отвечают на вопросы:
  • «Как ты сам относишься к ночным визитам?»
  • «Тебе было бы comfortable, если бы твой брат/сестра вели себя так в лагере?»
  • «Что может пойти не так в такой ситуации?»
  • «Почему эти правила вообще существуют?»
  • Ответы зачитываются и группируются, что позволяет начать дискуссию на основе их же мыслей.

Этап 2. Мозговой штурм «Пирамида последствий» (15 минут)

  • Цель: Наглядно показать цепочку последствий от нарушения правила.
  • Ход: Участники строят «пирамиду» от конкретного действия к системным последствиям:
  • Уровень 1: Действие (ночной визит)
  • Уровень 2: Последствия для себя (недосып, срыв занятий, выговор)
  • Уровень 3: Последствия для другого (нарушение его границ, discomfort, давление)
  • Уровень 4: Последствия для коллектива (шум, нарушение режима, расслоение группы)
  • Уровень 5: Последствия для центра (репутационные риски, ужесточение правил для всех)
  • Этот этап помогает выйти за рамки эгоцентричного «я хочу» и увидеть картину целиком.

Этап 3. Ролевая игра «Как сказать нет?» (15 минут)

  • Цель: Отработать навык уверенного поведения и отказа.
  • Ход: Разыгрываются сценки, где один участник пытается уговорить другого нарушить правило (пройти в комнату, остаться на ночь), а второй должен отказаться, используя разные техники:
  • Четкое «нет» без объяснения причин
  • Отказ с аргументацией: «Мне не комфортно это делать, потому что...»
  • Предложение альтернативы: «Давай лучше встретимся днем в холле»
  • Обсуждается, какой способ был наиболее эффективным.

Этап 4. Создание «Кодекса уважения» (10 минут)

  • Цель: Совместно выработать нормы поведения.
  • Ход: Группа совместно формулирует правила комфортного coexistence, которые дополняют официальные правила центра:
  • «Уважаем личное пространство друг друга»
  • «Соблюдаем время тишины после 23:00»
  • «Гости в комнатах — только в дневное время и по согласию всех проживающих»
  • «Относимся к отказу с пониманием»
  • Кодекс подписывается всеми участниками.

Вопросы для рефлексии

  1. На содержание: «Что из сегодняшнего обсуждения стало для тебя самым неожиданным открытием?»
  2. На эмоции: «Какие чувства ты испытывал, когда в ролевой тебе приходилось отказывать или выслушивать отказ?»
  3. На будущее: «Как мы можем помочь друг другу соблюдать выработанные нами правила уважения?»
  4. На личную роль: «Что лично ты готов сделать для создания атмосферы взаимного уважения в нашем коллективе?»

Как известно, обучающиеся должны возвращаться на этаж проживания, не позднее 22:00. В последнее время, вы начали замечать, что с каждым днем обучающиеся все позже и позже возвращаются на этаж. Связано это с приближающимся дедлайном по профилю (защита проекта, концерт, итоговая олимпиада или сочинение).

Явная проблема: Нарушение режима дня обучающимися в период высокой учебной нагрузки, вызванное неэффективным тайм-менеджментом и непониманием важности баланса между работой и отдыхом для продуктивной деятельности.

Актуальность: Проблема требует решения, так как:

  • Снижение эффективности обучения: Недосып и нарушение режима приводят к усталости, снижению концентрации и ухудшению когнитивных функций, что прямо противоречит цели качественной подготовки к важным событиям.
  • Риск для здоровья: Систематическое недосыпание подрывает физическое и психическое здоровье подростков, повышает уровень стресса и тревожности.
  • Дезорганизация работы центра: Нарушение общего распорядка создает сложности в организации безопасности и дежурств в ночное время.
  • Формирование вредных привычек: Закрепляется модель поведения «работать ночью», которая негативно скажется в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Цель: Научить обучающихся эффективному планированию времени и помочь им осознать важность режима дня для достижения максимальных образовательных результатов.

Задачи:

  1. Образовательная: Сформировать знания о принципах тайм-менеджмента, биологических ритмах и влиянии сна на продуктивность и здоровье.
  2. Развивающая: Развить практические навыки планирования времени, расстановки приоритетов и самоорганизации в условиях сжатых сроков и высокой нагрузки.
  3. Воспитательная: Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и понимание, что соблюдение режима — это признак зрелости и самоконтроля, а не ограничение свободы.

Наиболее эффективная форма: Практический workshop по тайм-менеджменту с элементами коучинга.

Тема занятия: «Время есть: как все успеть и выспаться перед дедлайном».

Цель занятия: Перевести фокус детей с борьбы с правилами («нарушить комендантский час») на борьбу с дедлайном, вооружив их конкретными инструментами планирования, чтобы необходимость работать ночью отпала сама собой.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. «Миф о ночной продуктивности» (10 минут)

  • Цель: Разрушить иллюзию о эффективности работы по ночам.
  • Ход: Ведущий проводит опрос: «Кто считает себя "совой" и ночью работает продуктивнее?». Затем приводит научные данные:
  • Когнитивные функции (память, внимание) после 22:00 значительно снижаются.
  • 1 час сна до 24:00 по ценности равен 2 часам сна после.
  • Недосып накапливается и приводит к выгоранию.
  • Вывод: Ночная работа — это не героизм, а неэффективная трата сил и здоровья.

Этап 2. Упражнение «Слон и лягушки» (20 минут)

  • Цель: Науться декомпозировать большую задачу на маленькие шаги.
  • Ход: Каждый участник определяет своего «Слона» — главный предстоящий дедлайн (защита проекта, подготовка к олимпиаде).
  • Задача: разобрать «Слона» на съедобных «Лягушек» — конкретные маленькие задачи, которые можно выполнить за 1-2 часа.
  • Пример: Не «подготовиться к олимпиаде», а «прорешать 5 задач по теме X», «выучить 10 терминов», «повторить конспект по теме Y».
  • Задачи записываются на стикерах разных цветов по срочности и важности.

Этап 3. Планирование «Идеальная неделя» (15 минут)

  • Цель: Визуализировать свое время и найти в нем «окна» для работы.
  • Ход: Каждый получает шаблон расписания на неделю с уже заполненными обязательными пунктами (завтрак, профильные занятия, обед, ужин, время до 22:00).
  • Задача: рационально наклеить стикеры с «лягушками» на свободные места, равномерно распределив нагрузку.
  • Акцент делается на том, что время есть, его просто нужно грамотно структурировать. Обязательно закладывается время на отдых и сон.

Этап 4. Создание «Пакета анти-прокрастинации» (10 минут)

  • Цель: Выработать конкретные инструменты борьбы с откладыванием дел.
  • Ход: Мозговой штурм на тему: «Что нам мешает сесть за работу прямо сейчас?» (соцсети, страх неудачи, перфекционизм) и «Что может нам помочь?».
  • Выбираются 2-3 самых рабочих метода (например, «метод помидора»: 25 минут работы / 5 минут отдыха; работа в парах для взаимоконтроля; выключение уведомлений на телефоне).
  • Принимается коллективное решение опробовать эти методы в течение следующей недели.

Вопросы для рефлексии

  1. На содержание: «Какой один прием из сегодняшнего workshop'а ты возьмешь на вооружение для подготовки к своему дедлайну?»
  2. На эмоции: «Что ты чувствуешь, глядя на свое расписание: тревогу от объема работы или уверенность, что теперь все под контролем?»
  3. На будущее: «Как мы, как команда, можем поддерживать друг друга в соблюдении режима и эффективной подготовке, чтобы никому не приходилось работать ночью?»
  4. На личную роль: «Какой самый сложный «слон» на твоей неделе и какую первую «лягушку» с него ты съешь завтра?»

При проверке чистоты, вы начали замечать, что в комнатах детей находятся дорогостоящие вещи из лаборатории (мастерской, музыкальных классов, балетных классов, студии живописи и т.д.), которые там находиться не должны. По факту дети заимствуют эти вещи без чьего-либо разрешения.

Явная проблема: Присвоение обучающимися специализированного оборудования и материалов без разрешения, что является нарушением правил центра и демонстрирует недостаточное понимание ценности чужой собственности и границ допустимого поведения.

Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как:

  • Нарушение учебного процесса: Отсутствие необходимого оборудования в лабораториях и мастерских срывает занятия для других обучающихся.
  • Порча и утрата имущества: Дорогостоящее оборудование может быть повреждено или утеряно при неправильном использовании вне специализированных помещений.
  • Правовой аспект: Присвоение чужого имущества без спроса имеет признаки хищения, что формирует опасную правовую неграмотность.
  • Подрыв доверия: Подобные действия разрушают доверительные отношения между обучающимися и администрацией центра.

Цель: Сформировать у обучающихся ответственное отношение к материальным ценностям центра, понимание важности соблюдения правил пользования оборудованием и осознание последствий своих действий.

Задачи:

  1. Образовательная: Сформировать четкое понимание правил пользования оборудованием и материальными ценностями центра.
  2. Развивающая: Развить навыки ответственного обращения с материальными ценностями и критического мышления для оценки последствий своих действий.
  3. Воспитательная: Воспитать уважение к чужой собственности и труду тех, кто обеспечивает работу образовательных программ.

Наиболее эффективная форма: Проблемно-ролевой workshop с элементами дискуссии и проектной деятельности.

Тема занятия: «Ценность вещей: почему некоторые предметы должны оставаться на своем месте».

Цель занятия: Помочь обучающимся осознать ценность специализированного оборудования и важность соблюдения правил его использования через анализ последствий и совместную выработку решений.

Ход занятия (поэтапно):

Этап 1. «Аукцион ценностей» (10 минут)

  • Цель: Выявить текущее отношение детей к материальным ценностям.
  • Ход: Ведущий предлагает участникам «купить» различные предметы, используя условные баллы: личный телефон, библиотечная книга, микроскоп из лаборатории, стул из столовой. Дети аргументируют свой выбор. Это помогает понять, как они оценивают разные типы собственности.

Этап 2. Анализ кейса «История одного микроскопа» (15 минут)

  • Цель: Показать цепочку последствий неправильного обращения с оборудованием.
  • Ход: Группам раздается карточка с описанием ситуации: «Ученик взял микроскоп из лаборатории в комнату, чтобы показать друзьям. При переносе упала и разбилась линза». Задача групп — прописать последствия:
  • Для ученика (ответственность, репутация)
  • Для друзей (сорвалось занятие)
  • Для педагога (не может провести эксперимент)
  • Для центра (финансовые затраты на ремонт)
  • Для следующих смен (ухудшение материальной базы)

Этап 3. Ролевая игра «Как правильно попросить» (15 минут)

  • Цель: Отработать навыки легитимного получения доступа к оборудованию.
  • Ход: Участники разыгрывают сценки:
  • Как попросить педагога поработать с оборудованием после занятий
  • Как получить разрешение на использование оборудования для проекта
  • Как вести себя при повреждении оборудования (честно сообщить)
    Обсуждаются успешные стратегии коммуникации.

Этап 4. Создание «Кодекса ответственного пользователя» (15 минут)

  • Цель: Совместно выработать правила использования оборудования.
  • Ход: Группы разрабатывают разделы кодекса:
  • Правила обращения с оборудованием
  • Процедура получения разрешения
  • Действия в случае поломки
  • Ответственность за нарушения
    Лучшие идеи включаются в общий кодекс, который подписывает каждый участник.

Этап 5. Экскурсия в лабораторию (10 минут)

  • Цель: Закрепить уважение к оборудованию через прямое знакомство.
  • Ход: Педагог показывает самое ценное оборудование, объясняет его стоимость и особенности использования. Это создает эмоциональную связь и понимание ценности.

Вопросы для рефлексии

  1. На содержание: «Какое открытие о ценности оборудования центра стало для тебя самым неожиданным?»
  2. На эмоции: «Что ты чувствовал, когда осознал последствия неправильного обращения с оборудованием для других людей?»
  3. На будущее: «Как мы можем помочь друг другу соблюдать правила пользования оборудованием?»
  4. На личную роль: «Что лично ты готов сделать для сохранения материальных ценностей центра?»

Формы рефлексии

Категория 1: Аналитические и интеллектуальные формы (Фокус на мышление)

Эти формы обращаются к сильной стороне одаренных детей — развитому абстрактному мышлению и способности к анализу.

Форма

Описание

Примеры применения

«Лестница успеха»

Визуализация продвижения к цели. Рисуется лестница с ступенями. Каждая ступень — этап работы.

«На какой ступени ты был в начале занятия? На какую поднялся сейчас? Какая ступень следующая? Что мешало подняться выше?»

«Таксономия Блума»

Рефлексия через вопросы разных уровней мышления (от простого к сложному).

Помнишь? Что было ключевой концепцией?
Понимаешь? Как бы ты объяснил это другому?
Применяешь? Где ты можешь это использовать?
Анализируешь? Что было самым эффективным и почему?
Оцениваешь? Какой метод решения был лучшим?
Создаешь? Что ты мог бы создать на основе этого знания?

«Шестимыслительные шляпы» Эдварда де Боно

Анализ деятельности под разными "углами". Дети "надевают" шляпы разного цвета.

Белая (факты): Что мы узнали сегодня?
Красная (эмоции): Что я чувствовал в процессе?
Черная (критика): Что могло пойти не так? Какие риски?
Желтая (оптимизм): Каковы преимущества и выгоды?
Зеленая (креативность): Какие есть новые идеи на основе этого?
Синяя (процесс): Как мы организовали свою работу?

«Плюс-минус-интересно» (ПМИ)

Структурированный анализ, выходящий за рамки простых "плюсов" и "минусов".

Плюс (+): Что было полезным, хорошим?
Минус (–): Что было непонятным, бесполезным?
Интересно (I): Что вызвало любопытство, о чем хочешь узнать больше?

Категория 2: Творческие и метафорические формы (Фокус на образное мышление)

Позволяют выразить сложные идеи и эмоции через образы, что развивает дивергентное мышление.

Форма

Описание

Примеры применения

«Метафорическая карта»

Выбор или создание метафоры своего состояния, пути или полученного знания.

«Представь, что наше сегодняшнее занятие — это... (книга, музыкальный жанр, природное явление, научный закон). Объясни свой выбор».
«На какой персонаж из фильма/книги ты был похож сегодня в работе?»

«Синквейн»

Создание 5-строчного нерифмованного стихотворения по жестким правилам. Идеально для концентрации мысли.

1 строка: Существительное (тема).
2 строка: Два прилагательных (описание).
3 строка: Три глагола (действие).
4 строка: Фраза из четырех слов (отношение).
5 строка: Синоним или резюме (существительное).
Тема: Алгоритм
Алгоритм
Логичный, последовательный
Считает, оптимизирует, решает
Превращает хаос в порядок
Инструкция

«Нарисуй свой путь»

Визуализация процесса обучения не в виде результата, а в виде пути, дороги с поворотами.

«Изобрази свой путь к решению задачи. Где были тупики? Где открывались просторы? Кто или что были указателями?»

Категория 3: Проективные и ассоциативные формы (Фокус на глубинное восприятие)

Помогают выявить скрытые эмоции и установки, которые сложно сформулировать прямо.

Форма

Описание

Примеры применения

«Выбор предмета»

Участники выбирают из предложенных предметов тот, что ассоциируется у них с прошедшим днем/занятием.

На столе: Шестеренка (я был частью механизма), лампочка (озарение), перо (легкость), камень (тяжелая работа), зеркало (узнал о себе новое), пульт (управлял процессом). «Почему ты выбрал именно этот предмет?»

«Если бы занятие было...»

Проективная техника, завершающая незаконченные предложения.

«Если бы наше занятие было цветом, то каким и почему?»
«Если бы наше занятие было музыкой, то какой именно?»
«Если бы наше занятие было математической формулой, то какой?»

Категория 4: Коллаборативные и интерактивные формы (Фокус на групповое взаимодействие)

Развивают навыки коммуникации, обратной связи и совместного осмысления.

Форма

Описание

Примеры применения

«Рефлексивный круг с передачей права голоса»

Классический круг, но с правилом: следующий говорящий либо развивает мысль предыдущего, либо начинает новую ветку.

«Я передаю слово тому, кто может дополнить мою мысль о...» или «Я передаю слово тому, кто думает иначе».

«Комплимент-совет-вопрос»

Структурированная обратная связь в мини-группах или парах.

Участники делятся друг о друге по схеме:
Комплимент: Что у тебя здорово получилось?
Совет: Что можно попробовать сделать иначе в следующий раз?
Вопрос: Что тебе самому больше всего понравилось в твоей работе?

«Облако тегов» (в реальном времени)

Совместное создание облака слов на онлайн-доске (Miro, Mentimeter).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по информатики 4 класс

Постарайтесь провести в кабинете информатики по возможности....

Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»

Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"

Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" 4 класс,"Практическая математика" 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Математические представления" для обучающихся 4-5 классов с нарушением интеллекта (2 вариант)....