Программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Гусева Елена Геннадьевна

Рабочая программа  школы раннего развития по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                        Одобрено педагогическим советом

Директор МОУ СОШ №30                                                  МОУ СОШ №30 г. Пензы

________________А.А.Долов                                              протокол №1 от 20.08.2010 г. 

16.06.2010 г.

Рабочая программа

развития и воспитания дошкольников

 

 

 

Рассмотрено на МО учителей начальных классов

                                                                                     Протокол №1 от 15.06.2010 г.

                                                                                 Руководитель МО____________Гусева Е.Г.

Рабочая программа

развития и воспитания дошкольников

Пояснительная  записка

Статус документа: рабочая программа развития и воспитания дошкольников составлена на основе комплексной программы  развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»  («Детский сад 2100»)

Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.

Рабочая  программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет в МОУ СОШ №30 г. Пензы. Основная цель рабочей  программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в МОУ СОШ №30 г. Пензы в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Особенность данной рабочей программы состоит в том, что она   решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования в МОУ СОШ №30 г. Пензы.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда
задач.
1. Разработка содержания, обеспечивающего
– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
– развитие эмоциональной сферы;
– цельность детского мировоззрения.
2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Рабочая программа строится в соответствии с
целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Рабочая программа базируется на следующих
основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой рабочей программы был учтен накопленный позитивный опыт дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.
Игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока рабочей программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка.  Рабочая  программа развития и воспитания дошкольников реализована в пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов.  

Структура и содержание рабочей программы

Внутри каждого возрастного периода (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) программа представлена следующими разделами:
• Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
• Ознакомление с окружающим миром.
• Математика и развивающие игры.

Каждый из разделов рабочей программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

Общая схема организации занятия

1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (с детьми 4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; дети 5–6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен: понимать, что от него требуется в игре; определить, может он играть в эту игру или не может; определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Педагог  выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3.Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4.Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.  

6. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи: что нового узнали; где новое пригодится.

Примечание.  Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.


Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Младший дошкольный возраст (4 года)

Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 4 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Эти особенности определяют
задачи работы по развитию речи с детьми 4 лет.
1)Развитие познавательной речевой активности.
2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.
Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов рабочей программы.

3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.

Основные направления работы: 

  • привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружащих;
  • развитие речевого аппарата;
  • расширение словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • знакомство со звуками.

Содержание работы

  1. Расширение словаря:
  1. введение в активный словарь новых слов и понятий;
  2. реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
  3. развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
  1. Развитие грамматического строя речи:
  1. формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом много»);
  2. формирование навыка согласования слов в словосочетании;
  3. развитие умения употреблять предлоги в речи;
  4. развитие умения конструировать предложения.
  1. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
  1. развитие артикуляционного аппарата;
  2. знакомство со звуками русского языка;
  3. развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.
  1. Развитие связной речи:
  1. ответы на вопросы взрослого;
  2. пересказ текстов из 2–3 предложений;
  3. рассказывание по вопросам педагога.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего в пособии «Лесные истории» предусмотрены специальные упражнения (обучение массажу языка и артикуляционной гимнастике, пальчиковые игры и жесты).

Средний дошкольный возраст (5 лет)

Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. Ребенок 5 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника. Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми 5 лет:

  1. Обогащение активного и пассивного словаря.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

Особенностью пособия «По дороге к Азбуке» является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Предметное содержание 

1. Лексическая работа:

  • наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с противоположным значением в речи;
  • обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.);
  • деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;
  • употребление новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя устной речи:

  • наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);
  • наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
  • образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д.);
  • составление словосочетаний и предложений, распространение предложений;
  • выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3. Развитие связной речи:

  • ответы на вопросы, организация диалога;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.

4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова.

В результате работы дети могут:

  • группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;
  • образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
  • составлять словосочетания, предложения по картинке;
  • строить конструкции с различными предлогами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • пересказывать текст по зрительной опоре.

Старший дошкольный возраст (6 лет)

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 6 лет:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы

  1. Лексическая и грамматическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  1. Развитие связной речи:
  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  1. Обучение звуко-слоговому анализу:
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.
  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

В результате работы дети могут:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги.

Математика и развивающие игры   (4 года)            

Рабочая  программа обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика». При этом  учитывается тот факт, что готовность к школьному обучению определяется не столько суммой знаний, умений, навыков, сколько тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.

Цель рабочей программы – обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи:

  1. Развитие предметных умений:
    - производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
    - читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);
    - узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;
    - строить элементарные цепочки рассуждений.
  2. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
  3. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Рабочая программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

В курсе выделяются несколько содержательных линий:
1) числа, 2) величины, 3) простые арифметические задачи на сложение и вычитание, 4) элементы геометрии, 5) элементы логического мышления, 6) ознакомление с пространственными и временными отношениями, 7) конструирование.

В основу рабочей программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.

Результаты уровня развития детей к концу каждого года даны на минимальном уровне (в соответствии с возрастными возможностями детей).

Предметное содержание

Признаки предметов. Составление совокупности предметов по общему названию (фрукты, овощи, игрушки и т.д.).
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Равно, не равно, столько же.
Числа от 1 до 5. Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами. Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Сравнение количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (один – два, два – три, три – четыре, четыре – пять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно.
Величины. Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.
Составление математических рассказов по рисунку: перечисление изображенных предметов с называнием итогового числа.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Ознакомление с пространственными и временными отношения" ми. Пространственные направления «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация в ограниченном пространстве.
Формирование временных представлений о частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей.

В результате дети могут:

  • составлять и сравнивать множества из 1–5 элементов;
  • различать понятия один и много;
  • соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
  • находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями «много – мало – один»;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей по образцу.

Математика и развивающие игры   (5 лет)            

Предметное содержание

Признаки предметов. Выделение такого свойства (признака) предметов как общее название. Выделение предметов из группы по общему названию, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенным свойством.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения. Равно, не равно, столько же. Превращение равенства в неравенство и наоборот.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.

Сравнение количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять).

Запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми. Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один).

Величины. Длина. Практическое измерение величин наложением и приложением. Сравнение 3–5 объектов по длине, ширине, толщине.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Закрашивание геометрических фигур. Классификация геометрических фигур по общим признакам. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Ориентация на плоскости относительно выбранного предмета: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различение положения предметов на рисунке). Ориентация в пространстве с использованием себя в качестве точки отсчета.

Формирование временных представлений о последовательности частей суток: утро – день, вечер – ночь. Ориентация во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей.

В результате работы дети могут:

  • называть части суток: утро – вечер – день – ночь;
  • соотносить предметы_заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
  • сравнивать количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно;
  • ориентироваться на плоскости с помощью слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различать положение предметов на рисунке относительно заданного предмета);
  • выделять предметы из группы по общему признаку, сравнивать предметы, разбивать предметы на группы (классы) в соответствии с общим признаком (в том числе и геометрические фигуры);
  • сравнивать объекты (до 5) по длине, ширине, толщине в серии предметов;
  • составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
  • ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу.

Математика и развивающие игры   (6 лет)

Предметное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур. Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.

Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Чтение и составление плана пространства> на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.

Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

В результате работы дети могут:

  • называть числа от 1 до 10;
  • продолжить заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра.
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Ознакомление с окружающим миром (4года)

Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.

Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это обеспечивает эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Предметное содержание

  1. Цветной мир. Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов.
  2. Какие мы? Все мы – люди. Мальчики и девочки. Наше имя. Схематическое изображение тела и лица человека. Эмоции. Мимика людей.
  3. Времена года. Лето: погода летом, летние работы в саду и огороде, признаки лета. Осень: осенняя погода, листопад, дары осени, признаки осени. Зима: погода зимой, снег и его свойства, растения и животные зимой, признаки зимы. Весна: весенняя погода, ручьи, сосульки, капель, признаки весны.
  4. Наши друзья – животные. Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши. Забота человека о домашних животных. Обитатели леса – звери: заяц, волк, медведь, лиса. Звери зимой и летом. Герои сказок – лесные жители. Птицы – обитатели воздуха. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.
  5. Растения и плоды. Деревья, кустарники и травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты (цвет, вкус, запах, размер, форма, место произрастания).
  6. Как товары в магазин пришли. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, продуктов, овощей и фруктов. Символы. Одежда: сезонная, мужская, женская, детская. Детали одежды. Головные уборы. Обувь. Уход за одеждой и обувью. Мебель для работы и отдыха. Детали мебели, уход за мебелью. Посуда чайная, столовая и кухонная. Ее назначение и уход за ней.
  7. Всему свое время. Утро, день, вечер, ночь. Действия людей в разное время суток. Круговая диаграмма времени суток.

К концу года дети знают:

  • цвета спектра;
  • свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;
  • части тела и лица, их количество и назначение;
  • названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
  • названия двух деревьев, двух травянистых растений;
  • основные детали одежды, мебели, посуды.


К концу года дети  
имеют представление: 

  • о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов;
  • обо всех временах года и их характерных особенностях;
  • об основных домашних животных, диких зверях и птицах;
  • о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;
  • о частях суток;
  • о действиях детей и взрослых в разное время суток.


Дети
могут: 

  • различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;
  • различать основные цвета;
  • различать эмоции человека;
  • различать зверей и птиц;
  • различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
  • пользоваться обобщающими словами;
  • пользоваться простейшими символами.

Ознакомление с окружающим миром (5 лет)

В работе с детьми среднего дошкольного возраста решается задача расширения знаний детей о ближайшем окружении, постепенного перехода от выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма, величина и т.д.) к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, инструменты и пр.). Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их применения в разных видах деятельности (игре, труде, изобразительной деятельности и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения.

Ознакомление с трудом няни, повара, шофера, продавца, врача и др. дает возможность приобщить ребенка к современному миру, расширить его контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Задача педагога – познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей, научить вычленять компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты оборудования, трудовые действия, результат), сформировать первое представление о некоторых видах труда и профессиях, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Важно научить ребенка переносу приобретаемых знаний о труде взрослых и трудовых умений на собственную трудовую деятельность. На этой основе происходит первичная социализация ребенка, освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающим людям и предметному миру.

Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Педагог прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.

Предметное содержание

Мы живем в городе. Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности; село: низкие одноэтажные деревянные дома, узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Город – наш дом. Зачем нужны растения в городе.

Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель. Пешеход. Пассажир.

Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.

Какие мы? Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Все мы – люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова, туловище, руки, ноги. Лицо, части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.

Кошки и собаки – члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое любимое животное (проект). Кошки и собаки – помощники.

Осень – время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь.

Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу.

Осень – подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы, кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки скрываются на дне водоемов. Меняют «шубу»: заяц и белка. Отлет птиц на юг.


Как в магазин пришли товары. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная. Фрукты и овощи. Символы.
Как овощи оказались в магазине? Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части.

Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов.

Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара.

Путешествие хлеба. Жизнь хлебного колоска. Солнце и вода – друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Пекарь печет хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект).

Профессии людей. Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.

Зима – время года. Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка.

Зима – время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Наши друзья – животные. Обитатели леса – звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям.

Домашние животные – наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных.

Птицы – обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам. Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.

Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем.

Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных.

Весна – время года. Праздник пап – День защитника Отечества. Праздник мам – Восьмое марта. Весна – время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, распускание листьев). Приметы весны в парке (таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц). Признаки весны (ледоход, цветы-первоцветы).

Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).

Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки.

Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Времена года. Характерные признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.

В результате работы дети знают:

  • название родного города, села;
  • основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

Дети имеют представление:

  • о характерных признаках города и села;
  • об элементарных правилах поведения в городе и природе;
  • о разных видах общественного транспорта;
  • о семье и взаимопомощи членов семьи;
  • об основных частях тела человека и их назначении;
  • об элементарных правилах поведения и личной гигиены;
  • об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;
  • о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
  • об основных особенностях сезонной жизни природы;
  • об основных особенностях сезонной жизни людей;
  • о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и о жизни диких животных в природе.

Дети могут:

  • отличать времена года и их признаки;
  • отличать город от села;
  • отличать и называть деревья (3–4 вида) и кустарники (1 вид);
  • называть грибы и ягоды;
  • отличать съедобные части растений от несъедобных;
  • узнавать мухомор как несъедобный гриб;
  • решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
  • правильно себя вести на занятии (давать полный ответ, задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п.).

Ознакомление с окружающим миром (6 лет)

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Педагог расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы. У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Предметное содержание 

Подготовка к путешествию.

Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.

Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.

Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.

Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Путешествие на север.

Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.

Путешествие в леса.

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

На каникулы – в Москву.

Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

В гости – к мастерам.

Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.

Путешествие на юг.

Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.

Возвращаемся домой.

Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).

Путешествие в дальние страны.

Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.

Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).

Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

В результате работы дети
знают:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • о службах помощи;
  • свой адрес, название страны, города;
  • родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  • зимующих птиц.

Дети имеют представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о строении своего тела;
  • о погоде в разных частях света в разное время года;
  • о растительном и животном мире разных частей света;
  • об образе жизни людей в других странах;
  • о народных промыслах;
  • о трех состояниях вещества на примере воды;
  • о животных, растениях (обобщенное представление);
  • о сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе с взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Литература: 

1. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – 336 с.

2. Методические рекомендации. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др.

3. www.school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...