Программа развития
методическая разработка по теме

Кравченко Елена Владимировна

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_Kor_nosh.docx103.48 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                                      Директор школы

_________________

Кравченко Е.В.

Принята на заседании управляющего совета:

протокол  № 2    от 28. 01.2011 г.

Программа Развития

Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Содержание

  1. Введение
  2. Паспорт Программы развития школы
  3. Информационный модуль
  4. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы, ориентиры её развития.
  5. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
  6. Концепция развития Муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная  общеобразовательная школа»
  7. Цели и задачи Программы .
  8. Стратегия и тактика Муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная  общеобразовательная школа»
  9. Ожидаемые результаты от реализации программы.
  10. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации Программы и его обоснованием
  11. План действий по реализации программы
  12. Организация отдыха детей в каникулярное время
  13. Духовно-нравственное воспитание и краеведческое образование.
  14. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  15. Основные направления развития начального общего образования
  16. Информатизация школы.
  17. Реализация программы «Президентские тесты»
  18. Обеспечение безопасности образовательного учреждения.
  19. Система показателей эффективности реализации Программы развития.
  20. Механизмы реализации программы 2011-2015 гг.
  21. Возможные факторы риска и меры для их минимизации


ВВЕДЕНИЕ

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

Одной из обязанностей образовательного учреждения является обеспечение необходимой результативности своей деятельности как государственного учреждения на рынке образовательных услуг. Благодаря своей неповторимости, уникальности «начальная школа, в которой присутствует дошкольная разновозрастная группа» может выбрать рациональную стратегию своего развития. Данная программа развития будет способствовать педагогическому коллективу и родительскому сообществу в отработке модели совместной деятельности, которая поможет ребёнку легко адаптироваться жить и развиваться в современном обществе. Программа развития не только определит работу образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, план действий и задач на будущее. Программа развития муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» (далее — Программа) представляет собой систему увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий и действий, направленных на достижение намеченных целей стратегического развития муниципального образовательного учреждения и поэтапное решение важнейших проблем модернизации на муниципальном уровне.

По своей сути Программа является инструментом стратегического управления системными изменениями, отражая, тем самым, основные характеристики процессов управления и планирования деятельности (целевая направленность на конечный результат, связь целей и ресурсов, конкретность и т.д.). Программа является средством построения муниципального образовательного учреждения.

Основное назначение Программы как управленческого документа заключается в разработке целесообразной и адекватной имеющемуся состоянию муниципального образовательного учреждения целостной системы действий по изменению данного состояния с четко определёнными и понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Это документ, включающий в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния муниципального образовательного учреждения в контексте сложившейся социально-экономической ситуации, образ будущего состояния, стратегию и план мероприятий по переходу от настоящего к будущему.

Программа позволяет понять, какой конечный результат должен быть получен к определённому моменту времени, кто, когда и какие действия должен совершить для достижения желаемого результата.

Программа направлена на достижение стратегических целей и эффективное решение приоритетных задач развития муниципального образовательного учреждения.

Стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественных образовательных услуг за счет эффективного использования материально-технических, кадровых финансовых и управленческих ресурсов.

В рамках Программы были осуществлены изменения, позволившие вывести образование Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» на уровень современных требований:

  1. переход на новый образовательный стандарт;
  2. изменение принципов работы по информатизации образования, был осуществлён переход к реализации проекта «Компьютер на уроке», к внедрению информационно-коммуникативных технологий в преподавании учебных предметов, к новому качеству урока;
  3. создание Управляющего совета как органа самоуправления образовательного учреждения, в который входят родители и педагогический коллектив.

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы как организационная основа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения всех компонентов образования, включая разработку и реализацию инновационных проектов  образовательным учреждением.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели развивающей личностно ориентированной школы, которая всесторонне учитывает содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в приоритетах экологической парадигмы образования. Иными словами, нам видится, что школа будущего – это дом, в котором протекает жизнь, достойная человека.

Разработчики Программы развития опирались на следующие документы:

  1. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную Правительством РФ от 29.12.2001 года.
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года.
  3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919,от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)
  5. Конвенцию о правах ребенка.
  6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  7. Закон РФ «Об образовании».
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
  9. Национальную доктрину образования в Российской Федерации, одобренную постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года.
  10. Ежегодное послание Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 20 декабря 2010 г.
  11. Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа" Утверждённую Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271
  12. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
  13. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  14. СанПиН 2.4.4.2599-10"Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в  оздоровительных учреждениях  с дневным пребыванием детей в период каникул"
  15. Устав школы.
  16. Локальные акты к Уставу школы.

Сроки реализации Программы: январь 2011 г. — декабрь 2015 г.

Выполнение Программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: федерального, областного, местного бюджетов, оказание платных образовательных услуг, спонсорской помощи, добровольных пожертвований.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.

Наименование программы

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Разработчики программы

Кравченко Е.В. — директор;

Максюта Е.Г. — заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Исполнители программы

Педагогический коллектив школы, администрация, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры

Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы

1.Обсуждение в рамках работы совещания;

2. Педагогический совет;

3.Управляющий Совет.

Кем принята программа

Педагогический Совет

Управляющий Совет школы

Цели и задачи программы

Цель: Формирование базовой культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.

Задачи:

  1. обеспечение условий выполнения обязательного нормативного уровня содержания и технологий образовательного процесса на ступенях дошкольного и начального школьного образования;
  2. обеспечение условий расширенного вариативного мобильно-изменяющегося под потребности и способности детей дошкольного и начального школьного образования;
  3. обеспечение условий, необходимых и недостаточных для продолжения обучения выпускников начальной школы в основном звене другого образовательного учреждения;
  4. применение информационных  технологий в обучении и воспитании обучающихся;
  5. создание условий для повышения качества образования;
  6. создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся;
  7. повышение познавательной активности обучающихся;
  8. обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья детей

Приоритетные направления программы

  1. Создание образовательного развивающего пространства;
  2. Развитие личности школьников и воспитанников, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  3. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
  6. Обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса;
  7. Реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновленное содержание начального образования.
  8. Общие условия эффективного развития Начальной общеобразовательной школы строятся на основе реализации идей расширения образовательного пространства через учебно-воспитательную деятельность в рамках функционирования школы, работающей в режиме полного дня.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  1. качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся;
  2. повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников;
  3. повышение качества знаний
  4. формирование у школьников ценностных мотивов учения;
  5. формирование умения ориентироваться в современной системе ценностей реального мира;
  6. формирование экологического мировоззрения школьников  

Срок действия программы

2011-2015 гг.

Этапы реализации программы

Период с 2011 года по 2015 год разделен на четыре этапа:

1 этап (январь 2011 – август  2011) — подготовительный

2 этап (сентябрь 2011- январь 2012) — переходный

 3 этап (июль 2012 – июнь 2014) — этап активных действий в области реализации концептуальных идей.

4 этап (июнь 2014 – декабрь 2015) — заключительный этап. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Ресурсное обеспечение реализации программы

на 2011-2015

Основными ресурсами  реализации Программы являются:

  1. Кадровый — профессионализм сотрудников и высокий уровень мотивации педагогов Начальной школы;
  2. Инновационный — опыт работы в инновационном режиме, экспериментальная работа различного уровня от школьного до федерального, использование современных педагогических технологий;
  3. Научно-методический – Работа с базовыми методическими центрами (МОУ  СОШ №11 г. Бологое, Березайский дошкольный методический округ, ресурсный центр Березайского сельского образовательного округа) Рассматривается перспектива заключения договора о сотрудничестве с Тверским государственным университетом, Тверским экологическим клубом, ТРОО «Наследие» (г. Торопец) и лабораторией экологического образования Российской академии образования РФ.

Объем и источники финансирования

  1. Бюджетные ассигнования  и субвенции, выделяемые из Федерального бюджета и средства, выделяемые Учредителем из местного бюджета на расходы по содержанию здания и коммунальные расходы
  2. доходы от предпринимательской деятельности и добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц

Порядок управления реализацией программы

Управляющий совет школы  Педагогический совет  Директор.

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

Информационная справка об образовательном учреждении

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Юридический адрес: 171094 Тверская область, Бологовский район, д. Корыхново ул. Советская, дом 4.

Телефон/факс: (48238) 96-4-41

Адрес сайта в Интернете: http://korychnovo.siteedit.ru

E-mail: kravchenko-ev@yandex.ru

Школа размещена в здании бывшего детского сада «Светлячок» (сдано в эксплуатацию в 1984 году).

С 1939 года — Корыхновская семилетняя школа

С 1948 года — Корыхновская восьмилетняя школа

С 1968 года — Корыхновская основная общеобразовательная школа

С 1999 года — МОУ «Корыхновская основная общеобразовательная школа»

С 2000 года — начало перехода на 4-летний период обучения. Разработка системы непрерывного образования.

2009 год — реорганизация путем слияния Муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская основная общеобразовательная школа» и Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» д. Корыхново, на основании решения Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» № 401 от 29.09.2009 г. и постановления Администрации муниципального образования «Бологовский район» от 09.11.2009 № 123-п.

2010 год — МОУ ««Корыхновская начальная общеобразовательная школа».


  1. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы, ориентиры её развития.

Школа – малокомплектная, находится в сельской местности, где проживают различные социальные слои общества. Проанализировав запросы родителей на образовательные услуги, были отмечены следующие приоритеты:

  1. дать сумму знаний и умений для продолжения образования в основной школе;
  2. обеспечить безопасное и комфортное пребывание ребёнка в общеобразовательном учреждении в режиме полного дня;

        В школе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития. Исходя из этого, было выбрано направление развития образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды.

В 2010-11 учебном году в школе обучается 14 детей в 3 классах.
1 класс – отсутствует ввиду отсутствия детей данного возраста. Средняя наполняемость классов составила 4 человека. В дошкольной группе
14 – воспитанников разного возраста.

Работа ведётся в режиме пятидневной недели в одну смену.

Продолжительность учебной недели (дней)

Дошкольная группа,

1—4 классы — 5 дней

Продолжительность уроков, занятий (мин.)

1— 4 классы — 35 мин

Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни — не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни — не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни — не более 25 минут,
для детей 7-го года жизни — не более 30 минут.

Продолжительность перерывов (мин.)

Минимальная 10 мин.

максимальная — 30 мин.


Проект численности учащихся и воспитанников муниципального общеобразовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

2010-11

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

дошкольники

14

15

13

11

12

14

Нет данных

Нет данных

1 класс

0

5

4

4

5

2

5

7

2 класс

6

0

5

4

4

5

2

5

3 класс

5

6

0

5

4

4

5

2

4 класс

3

5

6

0

5

4

4

5

итого

28

31

28

24

30

29

16

19

  1. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.

Преимущества образовательного учреждения начальная школа + дошкольная разновозрастная группа заключались в создании новых условий для развития дошкольников и обучающихся, в возможности для коллектива переосмыслить свои педагогические позиции и принципиально изменить внутренние самоощущения воспитателя и учителя начальной школы. Работа педагогического, ученического и родительского коллективов в образовательном учреждении данного типа подчинена одним целям и задачам, направленным на развитие личности дошкольника и младшего школьника. Все эти коллективы связаны между собой духовно и психологически в один сплоченный коллектив, вокруг которого создан благоприятный микроклимат, где ведущая роль отведена личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

В соответствии с реализуемой программой развития Школы

Учреждение активизировало работу по повышению эффективности реализации разработанной образовательной программы:

1. Создание методической работы, направленной на обеспечение выполнения стандартов и внедрение новых педагогических технологий

2. Созданы условия для благоприятной деятельности педагогов, активизирована инновационная деятельность.

3. Укрепление материально-технической базы учреждения. Техническое оснащение учебных  помещений.

За год работы в учреждении накоплен положительный опыт организации образовательного процесса и сложился новый педагогический коллектив.

Традиционными для учреждения стали: День знаний, Осенний бал, День учителя, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Выпускной, проведение спортивных соревнований,  выставки детского творчества, олимпиады по предметам, праздники, инновационная деятельность педагогов.

Исходя из реальности сегодняшних дней и в целях реализации Концепции модернизации российского образования и Программы модернизации, педагогический коллектив видит решение проблемы в создании современного образовательного учреждения качественного образования. Отсюда и необходимость анализа сегодняшних проблем, которые повлияли на замысел новой Программы развития учреждения.

В условиях многообразия типов образовательных учреждений, педагогического плюрализма в выборе подходов к образованию личности возникают новые потребности у родителей и учащихся, высшей школы, органов управления образованием, у самой школы.

У родителей дошкольной группы потребности выступают в гармоничном развитии личности ребёнка. У родителей начальной школы эти потребности выступают в создании прочной базы знаний учащихся, которые необходимы для перехода в основную школу. У общества и школы – в формировании и воспитании личности на основе творчества с учетом индивидуальности и неповторимости каждого ребенка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка общеобразовательная начальная школа предполагает реализацию прав ребенка:

  1. на получение хорошего образования и свободу выбора дальнейшего образовательного маршрута в основной школе;
  2. достижение учащимися начальной школы уровня образованности, соответствующего образовательному стандарту;
  3. развитие личности каждого ребенка, стимулирование его достижений, создание творческой самореализации в условиях начальной школы;
  4. высокий уровень профессионализма педагогических кадров, основанный на связи с наукой, постоянным совершенствованием мастерства, участием в конкурсах педагогических достижений;
  5. обеспечение грамотности детей и педагогов в области личной безопасности и охраны здоровья;
  6. на изучение традиций и культуры Тверского края.

Практика набора детей в учреждение последние пять лет показала, что все родители желают обучать своих детей в учреждении, где реализуется программа расширенного дошкольного и начального обучения независимо от подготовки детей, учета особенностей и здоровья ребенка. Действительно, мы принимаем детей в учреждение без тестирования и дополнительного изучения личности ребенка, по заявлению о желании учиться в нашем учреждении.

Последние документы Министерства образования, Департамента образования Тверской области требуют от учреждения осознания необходимости создания новой Программы развития как источника совершенствования, прогрессивного развития учреждения дошкольного и начального обучения.

Педагогический коллектив школы – это профессиональные учителя и воспитатели, которые сочетают традиционные методы обучения с инновационными педагогическими технологиями.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  1. стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
  2. дети приходят в первый класс с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличиями в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наше учреждение находится на этапе модернизации и обновления содержания образования.

Педагоги школы 2009-2010 учебного года начали работать по целостной модели обучения, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Учителя выбрали модель: «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова). Эта модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

Воспитательно–образовательный процесс в дошкольной группе осуществляется через реализацию «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Т.Н. Дороновой, «Из детства – в отрочество».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебнометодическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России». Работа по дданному УМК показала возможность не только реализовать новое содержание, с большей эффективностью формировать элементы учебной деятельности, но и выстраивать иную систему взаимоотношений учителя и ученика, отрабатывать здоровьесберегающие технологии, технологии безотметочного обучения.

Для того, чтобы проанализировать происходящие системные изменения в развитии учреждения, оценить педагогическую результативность инновационных введений, необходимо было разработать новые подходы к оценке знаний учащихся, так как результат обучения должен проявляться и оцениваться не только количественными показателями, сколько по характеру усвоения.

Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств, применяемых с целью оценки уровня обученности учащихся школы. Педагоги проводят мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности воспитанников и  обучающихся. Исследования проводятся по направлениям:

  1. диагностика здоровья;
  2. диагностика уровня обученности;

Функционирование муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа» дало свои положительные результаты:

  1. знания, полученные дошкольниками в детском саду, успешно закрепляются в начальной школе;
  2. динамика знаний, умений и навыков по основным предметам программы имеет тенденцию к повышению;
  3. повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров;
  4. создание условий для раскрытия творческого потенциала педагога и ребёнка;
  5. повышение мотивации педагогов работать в творческом режиме;
  6. отработаны основные принципы внутришкольного управления;
  7. положительное решение задач преемственности между детским садом и начальной школой;
  8. начата работа в дошкольном возрасте по формированию социально – нравственных установок;
  9. развивается информатизация образования, активно используются мультимедийные средства обучения.

Однако, в результате анализа функционирования школы были выявлены следующие проблемы:

  1. не в полной мере обеспечивается преемственность в реализации образовательной программы между ступенями образования;
  2. возрастает необходимость создания условий по охране жизни и здоровья детей в современных условиях;
  3. семья не является еще равноправным партнером школы;
  4. повышение профессионального уровня воспитателя требует существенного совершенствования методического обеспечения;
  5. недостаточное стимулирование инновационной деятельности педагогов;
  6. страдает ресурсное обеспечение (информационное, кадровое, материально-техническое) учебно-воспитательного процесса;
  7. несоответствие учебно-методических пособий для дошкольников новым требованиям предшкольной подготовки;
  8. недостаточность учебно-методического обеспечения предшкольной подготовки;
  9. сохраняется низкий уровень потребности младших школьников в чтении художественной и научно-познавательной литературы (при развитии средств массовой информации);
  10. недостаточный уровень сформированности речевых умений у выпускников дошкольной группы; необходимо особое внимание уделить обогащению словаря, развитию связной речи;
  11. отсутствие у младших школьников умений использовать компьютер в учебно-познавательных целях;
  12. низкий уровень и дезинтеграция информационных умений учащихся в рамках учебных предметов;
  13. недостаточный уровень сформированности у педагогических работников профессиональных умений, необходимых для успешного формирования информационной компетентности младших школьников;
  14. недостаточно сформировано отношение детей и родителей к своему здоровью;

Все это и определило необходимость в разработке Программы развития образовательного учреждения.

  1. Концепция развития Муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Современная школа — большой и сложный организм. Чтобы неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, его нужно запечатлеть в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Тот, кто хочет понять себя и быть понятым другими, должен для каждого случая искать заново, какими средствами выразить это своё. Ведь выразить себя он хочет так, чтобы остальные узнали его боль, радость, сомнение, восторг.

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребёнка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями.

А что мы понимаем под качеством образования? Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении – это показатели мониторингов, итоги предметных олимпиад того или иного уровня показатели диагностик. Но только ли эти параметры определяют качество образования?

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированных технологий обучения. В центре школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими достижениями.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

Признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий.

Признание способности ребёнка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Педагог вступает в особые взаимоотношения с ребёнком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния. Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогики. Большинство педагогов считают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребёнка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребёнка. Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать. Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только 8-10 % из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу, работающему с детьми.

Современный ребёнок попал под пресс неблагоприятных факторов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. В нашем обществе объявлен сигнал SOS: его захватили пьянство и наркомания, произвол и насилие. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ, боевики. Книги детей интересуют всё меньше. Снижается их познавательная активность. Все, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать меру здоровья каждого. Нужно помнить не только о здоровье, но и о том, что каждый ребёнок индивидуален. Уроки в школах должны быть «занятиями». На них ребёнок должен получить то, что он не сможет усвоить без воспитателя и учителя. Они должны быть обучающими. Должны требовать от ребёнка умственных усилий. Стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности. Каждое занятие должно носить творческий характер.

Концепция непрерывности образования дошкольников и младших школьников преследует цель, направленную на охрану жизни и здоровья каждого ребёнка, получение образования, адаптированной системы образования к уровню и особенностям развития и подготовке детей к жизни.

Методологической основой разработки совокупности педагогических идей, определяющих процесс развития образовательного учреждения, являются основные направления Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 г. № 1204, «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), анализ процесса развития среды образовательного учреждения, его сегодняшнего состояния, запросов родителей и интересов детей.

Система идей и принципов предполагает постепенное, поэтапное изменение в действующей педагогической системе, а также совокупность мер по её обновлению в результате развития инновационных процессов:

  1. принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  2. уважение к личности ребёнка, его интересам;
  3. предоставление самостоятельности и самоопределения;
  4. прогностичность, учитывая сегодняшние и будущие требования к образованию;
  5. актуальность, реалистичность и др. принципы.

На следующем этапе развития учреждения в концепции будет отражена система нетрадиционного подхода через:

  1. модернизацию образовательного учреждения;
  2. формирование учебной мотивации средствами активных методов и форм обучения;
  3. введением целевых программ;
  4. привлечением родителей в дошкольные исследовательские и школьные проектные работы детей;
  5. преемственность семьи и общественных воспитательно-образовательных институтов;
  6. дополнительное образование.

  1. Цели и задачи Программы.

Цель Программы  Формирование базовой культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.

Задачи Программы:

  1. обеспечение условий выполнения обязательного нормативного уровня содержания и технологий образовательного процесса на ступенях дошкольного и начального школьного образования;
  2. обеспечение условий расширенного вариативного мобильно-изменяющегося под потребности и способности детей дошкольного и начального школьного образования;
  3. обеспечение условий, необходимых для продолжения обучения выпускников начальной школы в основном звене другого образовательного учреждения;
  4. применение информационных технологий в обучении и воспитании обучающихся;
  5. создание условий для повышения качества образования;
  6. создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся;
  7. повышение познавательной активности обучающихся;
  8. обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья детей.
  9. Разработка и реализация подпрограмм «Здоровье», «Преемственность», «Одарённые дети», «Лето - это маленькая жизнь».

  1. Стратегия и тактика Муниципального образовательного учреждения «Корыхновская начальная  общеобразовательная школа»

Исходя из выявленных проблем, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы

  1. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса

Дошкольное образование

В условиях школы, где дошкольное образование является одной из важных ступеней единого образовательного процесса, основными задачами становятся:

  1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  2. создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  3. создание развивающей предметно-нравственной среды и условий для разнообразной деятельности детей;
  4. внедрение новых педагогических технологий;
  5. вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

Начальное общее образование

  1. обеспечение участия в экспериментах по совершенствованию структуры, содержания и технологии начального общего образования в рамках развития образования в районе, области;
  2. внедрение инновационных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса в практику деятельности общеобразовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;
  3. обеспечение интеллектуального развития детей путём участия в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
  4. конкретная помощь обучающемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования.

  1. Воспитание школьников и дополнительное образование
  1. совершенствование воспитательной системы образовательного учреждения;
  2. совершенствование системы профилактики социальных рисков детства;
  3. выявление реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности;
  4. внедрение в практику критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности.

  1. Формирование физически здоровой личности
  1. укрепление физического, психического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  2. совершенствование материально-технической базы для организации качественного образовательного процесса;
  3. координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формирование стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
  4. организация мониторинга состояния физического здоровья детей.

  1. Кадры
  1. создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей через курсовую переподготовку;
  2. совершенствование системы стимулирования творчески, активно работающих учителей;
  3. совершенствование методической работы, формирование нового профессионального мышления;
  4. обеспечение современными программными и научно-методическими пособиями, необходимыми для модернизации образования.

  1. Создание условий  для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников
  1. подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности;
  2. совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами при проведении массовых мероприятий;
  3. предупреждение преступлений и проведение профилактических мер среди обучающихся;
  4. целенаправленная работа с родительской общественностью  о возросшей необходимости повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности.

  1. Внеурочная деятельность
  1. способствовать созданию и укреплению национальных и местных традиций, обеспечить связь воспитательной деятельности школы с делами и заботами своей деревни;
  2. проводить диагностическое обследование с целью изучения интересов и потребностей детей в создании кружков, секций;

  1. Расширение связей с окружающим миром, преодоление дефицита общения сельских школьников в рамках образовательного процесса.
  1. привлекать специалистов для проведения внеклассной работы (работников СДК, библиотеки, преподаватели ТвГУ);
  2. организовать совместную внеурочную деятельность детей разного возраста: проведение общешкольных дел, создание разновозрастных временных и постоянных объединений для повседневной работы и проведения общешкольных дел.

  1. Материально-техническая база

Материально-техническая база — необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации программы развития. Дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно- техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед образовательным учреждением.

  1. Ожидаемые результаты от реализации программы.

Модернизация учебного плана и образовательной программы в свете новых подходов к дошкольному и начальному общему образованию.

  1. Обновление содержания дошкольного и начального общего образования путём внедрения новых государственных образовательных стандартов.
  2. Информатизация образовательной среды: оснащение учреждения компьютерной техникой для внедрения в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов и освоение педагогами компьютерных методов обучения.
  3. Расширение взаимодействия с образовательными, культурными учреждениями района.
  4. Позитивное влияние инновационной деятельности педагогов на качество образовательного процесса в учреждении.
  5. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников.
  6. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды.
  8. Повышение уровня воспитанности дошкольников и младших школьников.
  9. Личностное развитие каждого ребёнка в соответствии с его потенциальными возможностями.
  10. Чёткое отлаженное взаимодействие педагогического, родительского и детского коллективов.
  11. Повышение приоритета семьи среди жизненных ценностей различных возрастных групп населения.
  12. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  1. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации Программы и его обоснованием

Ресурсное обеспечение Программы включает финансовые, кадровые и материально-технические ресурсы.

Финансовое обеспечение

Финансирование школы осуществляется из регионального (фонд оплаты труда и учебные расходы) и муниципального бюджетов.

 Внебюджетных средства составляют в основном родительская плата за дошкольную группу, спонсорская помощь и добровольные пожертвования родителей.


  1. План действий по реализации программы

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Сохранение и развитие действующей системы образования в школе

1.

Обеспечение сохранения единой системы с целью получения среднего общего образования с учётом запросов обучающихся и социального заказа

До 2015 г.

администрация

2.

Изучение социального заказа родителей:

  1. тестирование;
  2. собеседование

ежегодно

Администрация, кл. руководители, воспитатель

3.

Учёт детей дошкольного и школьного возраста

ежегодно

Администрация, учителя, воспитатель

4.

Проведение педсовета «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса»

2013 г.

администрация

5.

Проведение педсовета «применение информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности»

2012 г.

администрация

6.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ (создание презентаций, работа с сайтом школы, программ для компьютерной поддержки уроков)

2011-2015 гг.

Учителя

7.

Применение новых информационных технологий для управления качеством образования

ежегодно

администрация

19.

Реализация программы по информатизации школы

2011-2015

администрация

2. Совершенствование воспитательной системы

1.

Создание условий для самореализации детей через сеть дополнительных образовательных услуг

2011-2015 гг.

Администрация, учителя

4.

Реализация воспитательной работы по следующим направлениям:

  1. духовно- нравственное;
  2. кологическое;
  3. здоровьесберегающее
  4. гражданско-патриотическое
  5. трудовое
  6. познавательно-информационное

2011-2015

Администрация школы

3. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе

1.

Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и воспитанников на основании медицинского обследования

ежегодно

Администрация школы, фельдшер

2.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий

2011-2015 гг.

Учителя, воспитатель

3.

Проведение Дней здоровья в школе

ежегодно

Администрация школы

4.

Организация летнего пришкольного лагеря на принципах социального подхода и с учётом состояния здоровья детей. Организация летней оздоровительной работы в дошкольной группе

Ежегодно, июнь

Начальник лагеря,  педагоги школы, фельдшер, воспитатель

5.

Обеспечение участия школьников и дошкольников в оздоровительных мероприятиях

ежегодно

классные руководители, воспитатель

6.

Обеспечение санитарно- гигиенических условий для обучения и воспитания обучающихся

Постоянно

Директор школы

4. Кадровая политика

1.

Обеспечение социально-правовых гарантий для педагогов, соблюдение охраны труда и техники безопасности

2011-2015 гг.

администрация

2.

Разработка плана повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечение его выполнения

ежегодно

администрация

3.

Участие педагогов в районных, областных конкурсах

ежегодно

администрация

4.

Обеспечение педагогов программными, учебно-наглядными пособиями

ежегодно

администрация

5.

Применение положения о стимулировании педагогов, активно внедряющих  инновационные технологии в образовательном процессе

ежегодно

администрация

6.

Формирование портфолио учителей

2011-2015 гг.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  1.  Организация отдыха детей в каникулярное время

Руководствуясь Законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Тверской области  «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Тверской области» Муниципальное образовательное учреждение «Корыхновская начальная  общеобразовательная школа» проводит целенаправленную работу по организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в каникулярное время.

В настоящее время разработана 3-х годичная программа «Лето — это маленькая жизнь»

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  1. спросом родителей и детей на организованный отдых школьников;
  2. необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  3. обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  4. модернизацией старых форм работы и введением новых;
  5. необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цель: Создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:

  1. организация системы оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;
  2. способствование укреплению навыков к ведению здорового образа жизни;
  3. приобщение слушателей лагеря к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
  4. развитие различных форм общения в разновозрастной группе.
  5. приобщение слушателей лагеря к исследовательской деятельности;
  6. формирование ценностных мотивов учения;
  7. формирование умения ориентироваться в системе современных ценностей;
  8. формирование умений работать в команде,

Организация отдыха и оздоровления детей в  каникулярное время
в 2011-2015 г.г.

ГОД

2011

2012

2013

2014

2015

Количество учащихся в школе

14

16

15

13

18

Летний отдых

Июнь количество детей

14

16

15

13

18

Итого за лето количество лагерей

1

1

1

1

1

Итого за лето количество детей

14

16

15

13

18

В т.ч. детей, стоящих на учете в КДН

-

-

-

На осенних каникулах

14

16

15

13

18

На весенних каникулах

14

16

15

13

18

% охвата

100%

100%

100%

100%

100%

  1. Духовно-нравственное воспитание и краеведческое образование.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  2. гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  3. социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  4. человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  5. наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  6. труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  7.  традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  8. искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  9. природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  10. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся  в школе ведется урок «Основы православной культуры» со 2 по 4 классы. В 4 классе введен курс «Основы религиозных культур и  светской этики».

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение, в рамках проектной деятельности, школьных мероприятий, конкурсах. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.

5.14. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

5.15. Основные направления развития начального общего образования

  1. Переход на новые образовательные стандарты.

ПЛАН-ГРАФИК

мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

п/п

Мероприятия

сроки

Создание рабочей  группы  по введению ФГОС

До 01  марта 2011

Изучение требований  к созданию базисного образовательного плана

До 01  марта 2011

Изучение нормативных документов по внедрению ФГОСТ

До 01  марта 2011

Разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения (на основе примерной ООП).

До июня 2011

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Июнь - август

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования нормативной базы ОУ (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

Апрель- май

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ.

август

Разработка локального акта, регламентирующего установление заработной платы работников ОУ.

август

Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с учителем начальных классов.

Сентябрь

Создание и реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей ( СДК и  сельская библиотека), обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.

Май - сентябрь

Обеспечение кадровых, финансовых и материально-технических условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Июль - сентябрь

Рассмотрение вопросов по подготовке к введению ФГОС начального общего образования и созданию условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ на педагогическом Совете школы.

Июль - сентябрь

Кадровое обеспечение.

Курсовая подготовка руководителя

Повышение квалификации учителя начальных классов.

апрель 2010г

Информационное обеспечение

Организация разъяснительной работы среди педагогов, родителей о целях и задачах ФГОС начального общего образования, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей (законных представителей).    

До 01 июня 2011 г.

Обеспечение ОУ учебной, учебно-методической, справочной литературой, периодической печатью под ФГОС

начального общего образования

Июнь-август 2011 г.

Нормативное обеспечение

Создание банка нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС начального общего образования.

До 1 сентября 2011 г.

Организация работы с родителями обучающихся

Изучение мнения родителей обучающихся (социологический опрос).

Июнь  2011 г.

Планирование мероприятий по формированию готовности родителей (законных представителей) к обучению детей (консультации, родительские собрания, участие родителей (законных представителей) в педагогических советах, подготовка информационных материалов Совета родителей.

Июнь

Организация родительских собраний.

Август

Материально-техническое обеспечение

Разработка плана-графика поэтапного укрепления материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса

Июнь-август 2011

Проведение работы по укреплению материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса

Июнь-август 2011

Финансово-экономическое обеспечение

Расчет потребности в учебных расходах ОУ в условиях реализации ФГОС начального общего образования

2011

  1. Информатизация школы.

Основные цели:

  1. создание единого информационного пространства;
  2. формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способностей эффективно использовать все информационные ресурсы и технологии в профессиональной деятельности;
  3. повышение доступности качества образования через использование ИКТ.

Задачи:

  1. Преподавание информатики и ИКТ как модуль на уроках технологии в 3-4 классах;
  2. Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной  подготовки в области современных информационных технологий.
  3. Обеспечение развитие традиционной методологии образования школы за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
  4. Развитие школьной медиатеки;
  5. Создание условий для персонального доступа к компьютеру и образовательным ресурсам в Интернете учащимся, учителям и сотрудникам школы;
  6. Организация управленческих процессов. Внедрение компьютерных информационных технологий для школы. Обеспечение кадровой поддержки процесса внедрения и эксплуатации информационных технологий.
  7. Материально-техническое обеспечение школы, включающее обновление вычислительной техники, программных средств и средств доступа к глобальным телекоммуникациям.
  8. Обучение педагогических и руководящих кадров информационным и коммуникационным технологиям;
  9. Оказание методической, консультативной и практической помощи в использовании ИКТ;
  10. Осуществление через проектную деятельность с использованием ИКТ адаптации детей к реальной жизни;
  11. Формирование у участников образовательного процесса навыков использования инфрмационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
  12. Организация работы с общественностью;
  13. Возможности использования дистанционного обучения.
  14. Ведение электронных дневников и журналов.

Реализация поставленной цели возможна через внедрение проектов:

  1. Расширение информационного пространства школы.
  2. Повышение ИКТ-компетентности педагогов.
  3. Повышение ИКТ-компетентности учащихся.

Расширение информационного пространства школы

Цель: совершенствовать материально-техническую базу и наполнять информационное пространство школы учебным и методическим материалами, предоставляемыми средствами проекта ИСО.

Мероприятия

  1. Привлечение дополнительных средств для приобретения компьютерного оборудования.
  2. Максимальное использование часов работы в Интернете, накопление Интернет-ресурсов.
  3. Оборудование рабочих мест педагогов.
  4. Создание базы педагогических и ученических проектов.
  5. Создание базы данных и статистических отчетов.
  6. Развитие  школьного сайта

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации данной программы предполагается, что возрастет количество компьютеров на рабочих местах сотрудников. Вследствие чего будет увеличиваться количество учебно-методических материалов: собственных мультимедийных разработок уроков, Интернет-ресурсов, что позволит заинтересовать большее количество учащихся к выполнению творческих мультимедийных проектов. Изменится качественная подготовка педагога к учебным занятиям, в связи с этим увеличится количество выдачей ресурсов медиатеки. 

Повышение ИКТ-компетентности педагогов.

Цель: расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Мероприятия:

  1. Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ.
  1. Обмен опытом работы учителей, использующих ИКТ.

Ожидаемые результаты.

Повышение компьютерной грамотности педагогов даст возможность более активно участвовать в городских, областных, региональных конкурсах. Увеличение количества уроков и мероприятий с использованием ИКТ  по различным предметам. 

Повышение ИКТ - компетентности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.

Мероприятия:

  1. Формирование инициативной группы среди учащихся и педагогов по реконструкции школьного сайта.
  2. Организация работы по дальнейшему обновлению содержания школьного сайта.
  3. Составление презентаций учащимися.
  4. Участие школьников в конкурсах проектов.
  5. Организация и проведение воспитательных мероприятий с использованием ИКТ.

Ожидаемые результаты.

В связи с активным применением ИКТ педагогами в учебно-воспитательном процессе, считаем, что возрастет число учащихся, участвующих в различных конкурсах и проектах.

  1. внедрение информационных технологий  в учебный процесс;
  2. изменение форм традиционных уроков;
  3. развитие индивидуальных способностей современного ребенка «информационного общества».

  1. Реализация программы «Президентские тесты»

Целью создания комплекса «Президентские тесты» является активизация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди различных групп населения, повышение роли физической культуры и спорта в оздоровлении нации, отвлечение подростков и молодежи от вредных привычек, совершенствование форм и методов физического воспитания.

Основными задачами комплекса «Президентские тесты» являются:

  1. повышение уровня физической подготовленности различных групп населения;
  2. совершенствование нормативного и программно-методического обеспечения процесса физического воспитания;
  3. повышение значимости физкультурно-спортивных занятий;
  4. обеспечение преемственности процесса физического воспитания населения;
  5. содействие формированию навыков здорового образа жизни среди различных социально-демографических групп населения;
  6. вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия спортом;
  1. реализация наиболее эффективных организационных форм занятий физической культуры и спортом, в том числе и по месту жительства населения.

  1. Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Мероприятия по реализации программы безопасности ОУ

мероприятия

сроки проведения работ

исполнитель

1

Разработка школьной долгосрочной программы по обеспечению безопасности ОУ

2015г

Управляющий совет

2

Организация работ по составлению банка данных по техническому состоянию зданий, сооружений, инженерных сетей, паспортизация школы,  оценка пожарной,  электрической и конструктивной безопасности и принятие мер к её нормализации

2011-2012гг

ОУ

3

Ревизия наличия и технического состояния противопожарного оборудования школы

4 квартал

2011г

ОУ

4

Проведение в начале учебного года совещания при директоре по вопросу обеспечения безопасности ОУ

Сентябрь

ежегодно

Директор школы

5

Проведение общешкольного собрания по вопросам выполнения законодательства в сфере образования в части касающейся охраны  жизни и здоровья обучающихся

1 сентября

ежегодно

Администрация школы

Инспектор по охране прав детства

Заведующий кабинетом здоровья

6

Оформление и своевременное предоставление заявок в отдел образования на финансирование и поставку оборудования

Ежегодно

Администрация школы

7

Организация противопожарной пропаганды и распространения передовых идей и достижений по защите от пожаров ОУ

Ежегодно

Администрация школы

Управляющий совет

Пожарная часть

8

Разработка нормативных материалов, нормативных документов по противопожарной безопасности

Ежегодно

Администрация школы

9

Проведение инструктажей и тренировочных занятий на случай возникновения пожара, стихийного бедствия по ОУ

4 раза в год

Заместитель директора по АХЧ

10

Внесение дополнений и изменений в план работы школы в виде мероприятий, связанных с обеспечением безопасности  ОУ

В течение

года

Администрация школы

11

Обновление планов эвакуации в здании школы в связи с требованиями норм техники безопасности

Постоянно

Администрация школы

12

Своевременно предоставлять отчётность о состоянии пожарной безопасности ОУ в отдел образования

Постоянно

Директор школы

  1. Система показателей эффективности реализации Программы развития.

Показателями эффективности реализации Программы развития являются:

  1. Сохранение контингента детей, преодоление тенденции сокращения контингента.
  2. Авторитет школы у детей, родителей, населения, конкурентоспособность.
  3. Обеспечение психологической комфортности в школе.
  4. Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
  5. Стабильный и сплоченный коллектив.
  6. Соответствие материально-технической базы современным требованиям.
  7. Привлечение внебюджетных средств для улучшения материально-технической базы школы.
  8. Соответствие нормативно-правовой  базы условиям, обеспечивающим развитие школы.
  9. Увеличение количества образовательных программ, учитывающих образовательные потребности  и индивидуальные особенности учащихся.
  10. Повышение уровня воспитанности детей.
  11. Удовлетворенность учащихся и родителей  качеством воспитания в школе.
  12. Эффективность инновационной деятельности педагогов школы  в повышении качества образовательного процесса.
  13. Эффективность применения новых информационных технологий в процессе управления качеством образования.

  1. Механизмы реализации программы 2011-2015 гг.

Общая целевая установка: формирование необходимых условий и механизмов для модернизации образовательной среды общеобразовательного учреждения в направлении совершенствования качества обучения.

Организационные задачи: разработка программы социализации учащихся.

Инновационная составляющая для школы: создание системы обучения и реабилитации каждого учащегося по индивидуальному плану развития.

Нормативные задачи: разработка дополнительных модулей к образовательной программе в направлении упрощения базисного материала для учащихся открытой школы с учетом психолого-педагогических характеристик; разработка локальных актов, регулирующих деятельность новых компонентов образовательной среды школы; разработка функциональных обязанностей всех участников образовательного процесса.

Мотивационные задачи: усиление работы по мотивации учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования; обеспечение стимулирующей составляющей результативной и экспериментальной деятельности учителей

Этапы реализации Программы:

Первый этап (январь 2011–август 2011)

  1. создание баз данных по направлениям развития учреждения;
  2. разработка целевых программ и начало их реализации;
  3. начало преобразований обозначенных в Программе проблем;

Второй этап (сентябрь 2011-январь 2012):

  1. обеспечение условий для реализации основных направлений; а именно:
  1. целевая подготовка педагогических и управленческих кадров для реализации задач Программы развития;
  2. информационное и материально-техническое обеспечение Программы развития;

Третий этап (июль 2012–июнь 2014):

  1. внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах;
  2. мониторинг состояния ОУ и определение путей его дальнейшего развития.

Четвертый этап (июнь 2014–декабрь 2015)

заключительный этап. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

План

основных мероприятий по реализации Программы развития
на 2011-2015 г.г.

№ п/п

Направления управленческих действий

Мероприятия

Сроки реализации

1

Обновление содержания образования

Творческая реализация базисного учебного плана, отражающего нормативы государственного образовательного стандарта. Гибкое использование часов учебных планов для ликвидации пробелов в знаниях.

2011-2015

Развитие вариативности образовательного процесса, разработка пакета образовательных программ с учетом коррекции дидактической запущенности и развития познавательных способностей.

2011-2015

Диагностика учебных умений и навыков, позволяющая вовремя выявить пробелы, дает учителю четкие ориентиры в организации учебной работы по их устранению в рамках урочного времени и на индивидуальных и групповых консультациях

2011-2015

2

Совершенствование системы методической работы

Создание условий для повышения ИКТ компетенции педагогов через прохождение курсов

2011-2015

Участие в работе методического объединения по изучению новых методов и форм обучения, новейших технологий обучения

2011-2015

3

Управление образовательным процессом

Создание условий для общественного участия в управлении образованием

2011-2015

Создание эффективной системы мониторинга в образовательном учреждении

2011-2015

Оснащение образовательной системы и служб сопровождения инструментарием образовательного мониторинга

2011-2015

4

Создание модели единого информационного пространства школы

Освоение новых областей знаний и приобретение навыков, в том числе через Интернет

2011 -2015

Овладение навыками работы на компьютере всех учителей

2011-2012

Внедрение новых ИКТ в учебный процесс, управленческую деятельность, социально-воспитательную работу

2011-2015

Создание системы обеспечения образовательного учреждения учебно-методической и художественной литературой, наглядными пособиями, цифровыми образовательными ресурсами

2011-2015

5

Развитие системы воспитания

Проведение традиционных мероприятий по нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию

2011-2015

Организация досуга и занятости детей во внеурочное и каникулярное время , используя всю систему межведомственных взаимодействий

2011-2015

6

Программа «Здоровье»

Состояние и содержание здания школы в соответствии с гигиеническими нормативами

2011-2015

Оснащенность кабинетов в соответствии современным требованиям

2011-2015

Соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения

2011-2015

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни

2011-2015

Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья, профилактика травматизма в рамках единого образовательного пространства

2011-2015

Программа

 «Одарённые дети»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

2011-2015

Участие в конкурсах,  предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и т.п.

2011-2015

Мониторинг реализации программы

Предмет мониторинга - количественные и качественные показатели, отслеживаемые в процессе реализации Программы развития  

Результаты мониторинга и его инструментарий будет применяться:

  1. для определения степени и темпов продвижения муниципальной системы образования в реализации стратегических приоритетов развития (доступности образовательных программ и их соответствия перспективам экономики региона);
  2. для определения уровня достижения плановых значений и корректировки плана действий каждого направления программы развития;
  3. для сравнения состояния и темпов развития муниципальной  системы с аналогичными показателями в других муниципальных образованиях и в среднем по Тверской области;
  4. для организации информационного обеспечения населения района о темпах и направлениях развития муниципальной  системы образования.

  1. Возможные факторы риска и меры для их минимизации

факторы риска

запланированные меры

Недостаточный уровень готовности педагогического коллектива к инновационной и экспериментальной деятельности

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и т.д

Несоответствие представлений педагогов о возможностях учащихся и их реальным психофизическим состоянием

Проведение психолого-педагогических мероприятий по выявлению ресурсов личностного развития учащихся.

Совершенствование системы психологической работы, включающей диагностику, позволяющую выявлять психологические особенности ребёнка

Несоответствие между материально-технической базой и задачами по созданию информационного образовательного пространства

Проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в технических средствах обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...

«Одарённые дети: создание условий для развития» подпрограмма к ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ «Путь к успеху»

технологическая проработка вопросов организации работы с одаренными детьми через оптимальную структуру школьного образования, обеспечивающую создание эффективной системы работы для выявления, максимал...

программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...