Выступление " Роль родителей по развитию речи дошкольников"
статья по теме

Выступление на родительском собрании в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов Криштаповой Н.И.

на семинаре для родителей в ДОУ «Зоренька» по теме: «Работа с родителями по развитию речи будущих первоклассников»

Скоро в школу! - так говорят воспитатели и родители старшему дошкольнику, вкладывая в это и радость - «ему уже 6 лет!», и тревогу - «готов ли он к школьному обучению, ведь он совсем еще ребенок?!», и сомнения - «справится ли он с нагрузкой в школе или подождать еще год?».

Поступление в школу - это действительно резкий переход от одного этапа воспитания и обучения к другому: новые обязанности, требования дисциплины, продолжи тел ь ная нагрузка и снижение двигательной        

активности, систематические занятия предоставляют для многих 1-классников  большие трудности. Поэтому при приближении времени поступления в школу важно знать насколько ребенок готов к новой ступени развития.

Существует много критериев, по которым определяется готовность ребенка. Мы сегодня будем говорим об одной из них - развитии речи.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Итак, дошкольник стал учеником. Работу по развитию речи мы начинаем не с нуля, а опираемся на те знания, умения, которые ребенок приобретает в детском саду.

Дети, которых мы принимаем их детских садов:

  1. способны правильно произносить все звуки родного языка;
  2. способны к простейшему звуковому анализу слов;
  3. обладают хорошим словарным запасом;
  4. грамматически правильно строят предложения;
  5. умеют самостоятельно рассказывать знакомые сказки или составить рассказ по картинкам;
  6. свободно общаются со взрослыми и сверстниками;
  7. используют в речи союзы, приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Учитель в школе помогает «расти», расширяет, углубляет полученные знания.

Главными помощниками при подготовке детей к школе являются самые близкие - это родители учащегося. Ведь не секрет, кто лучше знает своего ребенка, понимает каждый его взгляд, движение, кто всегда рядом в трудную минуту. Все желают своему ребенку только удачи. Поэтому, уважаемые родители, мне хочется еще раз подчеркнуть, что речевое равитие влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживают трудности в общении, обучении и грамоте. Дети со средним уровнем развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Итак, развивать речь ребенка необходимо, но как, что необходимо делать, чтобы это принесло ощутимые результаты?

Во-первых, мне еще раз хочется привлечь ваше внимание, что речь ребенка напрямую зависит от развития тонкой моторики, недоразвитие которой отрицательно сказывается на умственном развитии и речи. Физиологи указывают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган.- такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть еще одна речевая зона мозга. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть достаточно развита зрительно-моторная координация. Существует много игр. упражнений для развития мелкой моторики. Воспитатели вас с данным видом работы знакомили. Главное - вы должны хорошо помнить, что истоки способностей и дарования ребенка лежат на кончиках пальцев.

Родители часто сетуют о том, что не хватает времени для систематических целенаправленных занятий с детьми. Но ведь многие упражнения можно выполнять и по дороге из сада, в магазин, транспорте, при ежедневной работе по дому. Прогулки по городу, на даче тоже можно использовать для бесед с ребенком. Главное - приохотить ученика говорить много и правильно, отвечая на поставленные вопросы. А для этого необходимы речевые упражнения, игры по развитию речи.

Замечено, что в речи детей мало присутствует прилагательных. Восполнить этот пробел помогут следующие упражнения:

  1. опиши, снег какой? (белый, пушистый);

собака(какая)

  1. Узнавание предмета по эпитетам.

Что это? (кудрявая, белоствольная, стройная...)

  1. работа с антонимами:

пух легкий, а камень - широкий.

  • Подбор слов к прилагательным.

Что бывает широким? Узким? Зеленым? Хмурым? Деревянным?

  1. Подбор к предмету слов, обозначающих действия.

Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает,

освежает...)

 

  1. Игра в увеличенные очки.

Я надела увеличенные очки. И теперь я вижу не дом, а домище.

  1. Я - ласка (кошка - кошечка...)

Без потерь передать ребенку важнейшие знания удается только разложив все по полочкам. Приучите ребенка и себя! К тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.

Сегодня многие дошкольники без труда управляют кнопками мобильного телефона, клавиатурой компьютера, но далеко не все школьники умеют работать с книгой, для многих современных детей трудно грамотно выражать свои мысли, речь отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Для того, чтобы этого не произошло с вашим ребенком необходимо прививать интерес к чтению, научить его любить книгу до школы. Взять за правило: каждый день ребенку читать вслух, а не ставить ему диск со сказкой. Когда мы читаем, он ищет возможность домыслить, представить, вообразить. Он творит вместе с автором и вступает в дружеские отношения с книгой.

Телеэкран же с обманчивой, легкостью представляет все уже в готовом виде - ярком, привлекательном.

Передозировка экранного времени приводит к облегченному восприятию нового. От потока информации до знаний, а от знаний до умения активно и творчески применять - расстояние большое. Ребенок должен прийти в школу не пассивным потребителем, а именно творцом своих знаний.

Необходимо выписать и читать детский журнал.

Беседуйте с ребенком о прочитанном. Не бойтесь хвалить! Помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Роль родителей в развитии связной речи у детей с ОНР.

Консультирование семьи – одна из широко распространенных форм помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье автор раскрывает направление коррекционной р...

Консультация родителям по развитию речи дошкольников

Буклет содержит рекомендации по развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста....

"Советы родителям по развитию речи дошкольников"

Речь выполеяет многообразные фуенкции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....

Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи у дошкольников»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, граммат...

Роль родителей в развитии речи детей

Расскрывается роль родителей ь в становлении речи ребенка....

Роль родитель в развитии речи дете. Зачем логопед задаёт домашние задания?

Часто родители считают, что если ребенок попал  в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??...