Внеурочная деятельность
материал (1 класс) по теме

Ахмедова Марина Алексеевна

Материал для занятий во внеурочной деятельности с 1 классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_pro_zluyu_volshebnicu.docx20.69 КБ
Файл ostav_menya_v_pokoe.docx19.12 КБ
Файл prezentaciya1.pptx659.67 КБ
Файл programma_hozyayushka.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях.

Жил да был мальчик Вася. Он очень не любил убирать вечером игрушки. Так весело и интересно было играть: на полу шеренгами стояли солдатики, за ними фырчали грузовики, трактор, четыре маленьких машинки и экскаватор. Медвежонок, собачка, утенок и сам Вася прятались за диваном. Потом наступал момент решающей битвы, солдатики разлетались в разные стороны, грузовик уезжал под шкаф, трактор с экскаватором спасались в коридоре, а маленькие машинки вообще улепетывали в неизвестном направлении. Победитель Вася колотил по барабану и торжественно маршировал по комнате, отпихивая ногой попадавшиеся на пути игрушки. Наступал вечер, в комнату заглядывала мама и ласково говорила:
- Васенька, пора ужинать. Убирай игрушки.
- Ага, - отвечал Вася и продолжал маршировать.
- Васятка, - приходила к нему бабушка. – Пора убирать, скоро баиньки!
- Ага, - отвечал Вася и бил в барабан.
- Василек, - заходил в комнату дедушка. – Какой у тебя беспорядок! Ну-ка быстро расставляй свою армию по местам!
- Ага, - отвечал Вася и пел победную песню.
- Василий, - сердился папа. – Да когда же ты, наконец, уберешь?
- Сейчас, - отвечал Вася и быстро распихивал игрушки под шкаф кровать, диван, стол и кресло.
А однажды случилось вот что. Вася как обычно раскидал своих бойцов и транспорт по углам и лег спать. Только спалось ему плохо: то фантики от съеденных конфет под подушкой шуршали, то забытая под одеялом книжка упиралась в бок.
Вдруг за окном выросла огромная тень. Она долго колыхалась в воздухе, а потом осторожно прошла сквозь стекло. Вася затаился и постарался не дышать. Но глаза он не закрыл: ему хоть и было страшно, но еще сильнее его мучило любопытство – кто же это к нему пришел.
Посреди комнаты стояла настоящая волшебница. У нее был темно-синий колпак с белым помпоном, темно-синее платье с таинственными непонятными знаками и плащ из ночных мотыльков. Они трепетали крылышками, разлетаясь в разные стороны, когда она взмахивала руками, и снова собирались вместе, едва она хлопала в ладоши.
- Не бойся, Вася, - тихо сказала она. – Я волшебница Неубиринда! Хочешь, я возьму тебя в свою волшебную страну, где никто не заставляет детей убирать игрушки, где можно разбрасывать фантики, не слушаться и сваливать свои вещи в кучу, не складывая!
- Хочу, хочу! – обрадовался Вася.
- Тогда ты должен сказать: я больше никогда ничего не буду убирать! Я – неряха!
- Я больше никогда ничего не буду убирать, я – неряха! – послушно повторил Вася, вылезая из-под одеяла.
Волшебница зловеще рассмеялась и взмахнула руками. В тот же миг мотыльки подхватили мальчика и вынесли его из комнаты.
Они летели долго-долго, мимо красивых серебряных звезд, которые неодобрительно качали головами и отворачивались от Неубиринды, мимо грустной луны, которая печально посмотрела на Васю и тяжело вздохнула, мимо разноцветных планет, космических кораблей, по млечному пути, далеко-далеко, на другую планету!
- Ой, - вдруг вспомнил Вася. – Мы же не взяли мои игрушки!
- Не переживай, - ответила Неубиринда. – Здесь игрушки валяются повсюду.
Мотыльки приземлились вместе с Васей посреди улицы, как две капли воды похожей на его улицу. И дом, перед которым он стоял, тоже был таким же, как его дом.
Сначала Вася подумал, что Неубиринда его обманула, и они вернулись обратно, но потом понял, что это не так. По пыльной улице ветер гонял обертки, бумажки, фантики, пластиковые стаканчики и другой пестрый мусор. Нигде не видно было дворничихи тети Кати, которая всегда ходила с огромной лохматой метлой и ворчала про беспорядок.
- А почему тут так грязно? – удивился Вася.
- В нашей стране никто не убирает. Помни, ты давал "Клятву неряхи"!
- А-а, - сказал Вася и пошел искать своих друзей. Но во дворе никого не было.
- А где все? – спросил он Неубиринду.
- Они недостойны стать гражданами нашей страны, - ответила волшебница. – Твои друзья всегда убирают игрушки, кладут книжки на полки и аккуратно складывают одежду перед сном!
- С кем же мне играть?
- В соседнем дворе есть мальчик Коля. Иди к нему, - ответила Неубиринда.
И действительно, на скамеечке, в окружении пакетиков от печенья, фантиков и бутылочек из-под сока сидел чумазый мальчишка.
- Привет, - протянул он Васе липкую ладошку.
- У тебя руки грязные, - возмутился Вася.
- Нет, они просто сладкие, это из-за сока, я его на штаны пролил.
На его шортиках действительно засыхало оранжевое пятно.
- Иди переоденься, - предложил Вася. – Руки заодно помоешь.
- Я вещи все растерял, - грустно сказал Коля. – А руки мыть мне неохота, все равно потом испачкаются.
- А почему ты не относишь мусор в урну, - не успокаивался Вася.
- Чего ты пристал? Ты что, шпион? У нас нет урн! Это страна "Беспоряндия"!
В это время прилетела пчела. Покружившись, она нацелилась на Колины штаны.
А-а! – закричал Коля и побежал прочь.
- Ж-ж-ж, - рассердилась пчела и полетела за ним.
- Да, - удивленно сказал Вася. – Я всего-навсего не любил убирать игрушки1 Я не хочу ходить в испачканной одежде. И мама учила меня выкидывать мусор только в урну, иначе на улице будет грязно и некрасиво.
Потом он подумал чуть-чуть и добавил: - Грязно, как здесь! Но если тут никто не убирает, то получается, что мусор будет прибавляться и прибавляться… Кошмар! Катастрофа! Значит, однажды весь город превратится в кучу мусора!!! Мусором засыплет дома, улицы, квартиры и мы задохнемся!!! Надо срочно спасаться!
Вася начал бегать по улицам, натыкаясь на неопрятных детей в перепачканной одежде, и рассказывать им о своей догадке.
- Это что же, мы должны убирать? – спросил Коля, потирая укушенное пчелой колено.
- Мне бабушка всегда говорила: "Убери за собой!", поэтому я и сбежала сюда, - добавила растрепанная девочка в равном платье. – Я не хочу убирать.
- Но мы же все погибнем, неужели вы не понимаете? – испугался Вася.
- Нет, это ты не понимаешь! – вступил в спор толстый мальчик в рубашке с оторванными пуговицами. – Мы все здесь собрались, чтобы никогда больше не заниматься уборкой. Ты что пристал? Вот смотри, пакет из-под сока. Это не я пил, не я бросил, так почему это я должен убирать, а?
- Ну, хорошо! – сдался Вася под натиском нерях. – А если я наведу порядок, и соберу все, что вы успели разбросать, а вы просто пообещаете мне, что больше не будете мусорить?
- Ты будешь убирать за нами? – удивились дети.
- Да, - ответил Вася. – Иначе мы все погибнем. Город превратится в огромную свалку, мы провалимся на дно этой мусорной кучи и никогда больше не увидим наших родителей!
- Не знаю, - протянула лохматая девочка. – Можно попробовать.
- А я по маме соскучился, - всхлипнул Коля.
- У моей бабушки скоро День рождения, - вспомнил мальчик в рубашке без пуговиц. – Я хотел нарисовать для нее открытку.
- Ой, - испугался Вася. – Как же я не подумал! Действительно! Как же вернуться домой? Зачем, зачем я согласился улететь с Неубириндой? Мне же совсем несложно было убирать игрушки, просто я ленился. Что же я наделал!
- Она выискивает детей, которые не любят порядок и забирает их на свою планету, - грустно сказала лохматая девочка. – Даже если бы ты не согласился, мотыльки утащили бы тебя силой. Сопротивляться ей могут только аккуратные дети!
- Ура! Придумал! – закричал Вася. – Я знаю как ее победить: надо убрать весь город и тогда она лопнет от злости.
Как решили, так и сделали. Они собрали всех нерях, похищенных Неубириндой, и начали генеральную уборку. Мусор вывозили на игрушечных машинах, выносили в пластмассовых ведерках, собирали в кучи самодельными метелками из старых веточек. О великом восстании прослышали звери и птицы, ненавидевшие Неубиринду. Они пришли на помощь, и дело пошло быстрее.
Даже муравьи из огромного муравейника пришли в город, чтобы помочь детям. К вечеру улицы сверкали чистотой. Солнце тоже помогло малышам, позвало тучку, а она умыла и проспекты, и дома, и чумазых ребятишек теплым летним дождем.
На город начал опускаться вечер. Дети собрались на главной площади и стали ждать злую волшебницу. В свете фонарей появились белые мотыльки.
- Ой, - закричала одна девочка. – Я боюсь, она приближается! Вон, и мотыльки уже здесь!
- Не бойся, - мужественно сказал Вася и замахал руками на мотыльков.
- Эй, - засмеялись мотыльки. – Разве вы не видите: мы белые! Нас прислала добрая фея Роса, которая моет траву и цветы. Вы забыли самое главное: вам надо не только победить Неубиринду, но и вернуться домой. Чтобы развеять злые чары надо обязательно сказать "клятву Нерях" наоборот. Звучит она так… Ой, караул! Неубиринда приближается, - захлопали крылышками мотыльки и пропали в темноте.
- А что сказать?! – закричали вслед им дети. Но перепуганные мотыльки были уже далеко.
- Давайте вспоминать, - быстро сказала Вася.- Какие слова она заставляла нас говорить.
- Я больше никогда ничего не буду убирать, - вспомнил Коля. – Это же были наши любимые слова!
- Значит, надо сказать: я всегда буду все убирать! – догадался Вася.
- А еще, надо было сказать: я – неряха! – крикнул кто-то из детей.
- Тогда, тогда…
- А-а! – раздался страшный громовой голос Неубиринды. – Что вы тут натворили, отвратительные создания! Кто позволил убрать мой мусор, кто посмел нарушить закон?! В наказание я превращу вас всех в конфетные фантики!
- Давайте, давайте, ребята! – закричал Вася. – Я всегда буду все убирать!
- Ой, - вздрогнула Неубиринда, и ее синий колпак превратился в сову, которая, взмахнув крыльями, ухнула и улетела в лес.
- Ой, не могу! – захихикал Коля. – Она же лысая!
- Я всегда буду все убирать! – хором прокричали дети, покатываясь со смеху.
- Ай-ай-ай, - завопила Неубиринда и начала раздуваться как огромный воздушный шар. Синие мотыльки испугались и бросились врассыпную. Загадочные знаки на ее платье начали исчезать. Она висела над городом и надувалась, надувалась, закрывая собой небо.
- Я не неряха! – крикнул Вася. Но ничего не изменилось. Детям стало страшно.
- Я не неряха! – повторил он испуганно. Неубиринда по прежнему угрожающе шипела.
- Я аккуратный, я послушный, я люблю порядок! – начали выкрикивать дети.
- Бам! – стукнулась она головой о луну.
- Бах! – синими снежинками осыпалось волшебное платье.
- Бух! – в небе расцвел фейерверк из голубых звездочек. Злая Неубиринда исчезла, превратившись в прощальный салют.
- Уррра! – закричал Вася и проснулся.
Над ним обеспокоено наклонилась мама:
- Ты чего кричишь, сынок?
Вася удивленно оглянулся: вокруг царил прежний беспорядок.
- Да, - печально кивнула головой мама. – Ты вчера опять не убрал.
- Это что, был просто сон? – удивился Вася. – Ну и что, все равно, я теперь всегда все буду убирать!
Он вскочил с кровати, умылся, почистил зубы и побежал раскладывать по местам игрушки, пока мама варила вкусную кашу.
Со шкафа за Васей наблюдал синий мотылек.
- Нет, - сердито проворчал он. – Надо сказать Неуберинде: этот мальчик нам не подходит!



Предварительный просмотр:

ОСТАВЬ МЕНЯ В ПОКОЕ!

Новогодний сценарий для школьного театра
по мотивам сказки Е. Л. Шварца

«Два брата»

Действующие лица:
Прадедушка Мороз
Отец
Мать
Старший брат
Младший брат
Зайчик
Белочка

Действие 1
Сцена 1

    Комната в домике лесника. Старший брат сидит и читает книгу. Младший брат подходит к нему.

МЛАДШИЙ БРАТ: Пожалуйста, поиграй со мной.

СТАРШИЙ БРАТ: Не видишь, я занят. Читаю.

МЛАДШИЙ БРАТ: А что ты читаешь?

СТАРШИЙ БРАТ
: Книгу.

МЛАДШИЙ БРАТ
: Какую книгу? Интересную? О чем она?

СТАРШИЙ БРАТ (с раздражением): Ты еще мал, ничего в ней не поймешь. И вообще, оставь меня в покое!

Младший брат хнычет. Выглядывает мама:

МАМА: Дети, дети! Опять вы ссоритесь. Перестаньте! Вы же братья!

МЛАДШИЙ БРАТ
: А почему он со мной не играет?!

СТАРШИЙ БРАТ:
А что он ко мне пристает?

Сцена 2

На сцене появляется Отец.

ОТЕЦ: Пожалуй, в этом году елки к Новому году не будет.

МЛАДШИЙ И СТАРШИЙ БРАТ
(в один голос): Почему?!

ОТЕЦ: За ёлочными украшениями надо ехать в город. Маму послать — её по дороге волки съедят. Самому ехать — он не умеет по магазинам ходить.А вдвоём ехать тоже нельзя. Без нас, родителей, старший брат младшего совсем погубит.

СТАРШИЙ БРАТ
 (очень убедительно): Папа, мама, не волнуйтесь, поезжайте, пожалуйста! Я присмотрю за малышом! Все будет в порядке, вот увидите! Ведь мне уже двенадцать лет исполнилось, а младшему – семь.

ОТЕЦ:
 Ты даешь мне слово?

СТАРШИЙ БРАТ (положа руку на сердце): Даю честное слово!

ОТЕЦ: Хорошо.  Три дня нас не будет дома. Мы вернёмся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное — за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

Отец и мать уходят. Старший и младший братья обнимаются.

Сцена 3

Комната в домике лесника. Старший брат сидит и читает книгу. Младший брат подходит к нему.

МЛАДШИЙ БРАТ: Пожалуйста, поиграй со мной.

СТАРШИЙ БРАТ
: Не видишь, я занят. Читаю.

МЛАДШИЙ БРАТ: Почитай мне вслух, пожалуйста!

СТАРШИЙ БРАТ: Оставь меня в покое!

МЛАДШИЙ БРАТ: Мне так скучно! Ну, пожалуйста!

Старший брат хватает младшего за шиворот и выталкивает за дверь.

МЛАДШИЙ БРАТ (кричит из-за двери): Что ты делаешь? Ведь ты мне вместо отца!

СТАРШИЙ БРАТ: Ничего с тобой не случится! Дочитаю – открою.

Действие 2
Сцена 1

Занавес опущен. За кулисами завывает вьюга. На сцене – испуганный, растерянный Старший брат.

СТАРШИЙ БРАТ (с раскаянием): Что же я наделал! Выгнал младшего брата, неодетого, на мороз, а сам зачитался! Ах, если бы можно было вернуть время на два часа назад! Сейчас бы мы оба, радостные, встречали маму и папу!

Зажигает фонарь, везде ищет младшего брата. Кричит, просит прощения. Никакого ответа.
Вдалеке раздается звон бубенцов. Возвращаются Отец и Мать.


МАТЬ: Зачем ты выбежал во двор без пальто?

ОТЕЦ: А где младший?

Старший брат ничего не отвечает, стоит, опустив голову.

ОТЕЦ (строго): Где твой младший брат?

Старший брат плачет.

ОТЕЦ (тихо): Одевайся. Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.

Сцена 2

Занавес поднят. Старший брат – один на сцене посреди зимнего леса. Вокруг – ледяные березы, ледяные кусты, ледяная земля. Вдали раздается звон бубенцов.

СТАРШИЙ БРАТ: Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно?

На сцене появляется Прадедушка Мороз.

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ (раздельно и медленно): Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты. Знаешь. Кто я такой?

СТАРШИЙ БРАТ: Вы как будто дедушка Мороз?

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Отнюдь нет. Дедушка Мороз – мой сын. Я проклял его – этот здоровяк. Слишком добродушен. Я – прадедушка Мороз. Это совсем иное дело. Мой юный друг. Иди ко мне!

Старший брат подходит к Прадедушке Морозу. Прадедушка Мороз вытаскивает на сцену печку и мешок.

СТАРШИЙ БРАТ: Мне нужно искать брата!

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Твой. Брат. Здесь. Следуй за мной.

Прадедушка Мороз растапливает печку – в коробке загорается голубой фонарик.

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: В моем дворце. Ровно сорок девять. Таких залов. Твой брат. Заперт. В сорок девятом зале. Садись. Вместе померзнем. После. Ты. Останешься. Здесь. Навеки.

СТАРШИЙ БРАТ (в отчаянии): Но нас обоих дома ждут мама и папа!

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: ТЫ. ОСТАНЕШЬСЯ. ЗДЕСЬ. НАВЕКИ. Ты. Выгнал. На мороз. Младшего брата. Сказав. Чтобы. Он. Оставил. Тебя. В покое. Мне. Нравится. Этот поступок. Ты. Любишь. Покой. Так же. Как я.

Прадедушка Мороз достает из мешка игрушечных птиц, белок, зайцев.


СТАРШИЙ БРАТ (с ужасом): Они мертвые?

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Эти. Суетливые. Существа. Даже зимой. Не оставляют. Лес. В покое. (Держит белку перед печкой, потом бросает). Их. Следует. Вертеть. Перед печкой. Пока они. Не станут. Прозрачными и голубыми. Займись. Немедленно. Этим. Полезным. Делом.

СТАРШИЙ БРАТ (кричит): Я убегу!

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Ты. Никуда.  Не убежишь. Твой брат. Заперт. В сорок девятом зале. Сначала он. Удержит. Тебя. Здесь. Позже ты. Привыкнешь. Ко мне. Принимайся. За работу.

Прадедушка Мороз уходит.

Сцена 3

    Старший брат сидит у печки и морозит лесных зверей. Входит Прадедушка Мороз, наблюдает за ним.

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Нет. Я. Не ошибся. В тебе. Мой юный друг. ОСТАВЬ. МЕНЯ. В ПОКОЕ. Это великие слова. С их помощью. Люди постоянно. Губят. Своих братьев. Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле.

Прадедушка Мороз садится рядом с мальчиком.

ПРАДЕДУШКА МОРОЗ: Когда я. Был молод. И полон сил. Белый свет. Был. Холоден. И спокоен. Как славно. Жилось. В те старые времена. Куда исчезли. Мои дорогие друзья. Спокойные.  Солидные.  Гигантские мамонты. Как я. Любил. Беседовать с ними. Правда. Язык мамонтов. Труден. У этих огромных животных.  Слова были огромные, необычайно длинные. Чтобы произнести. Одно только слово. На языке мамонтов. Нужно было потратить двое. Иногда и трое суток. Но. Нам. Некуда. Было. Спешить.

Прадедушка Мороз встает.


ПРАДЕДУШКА МОРОЗ:
 Я. Удаляюсь. На промысел. Твой брат. Заперт. В сорок девятом зале. Можешь бродить. По всем комнатам. И даже выходить из дворца. До свидания. Мой юный ученик.

Прадедушка Мороз уходит.

Сцена 4


Старший брат остается один. Оглядывается, ищет дверь с надписью 49 и находит. Разводит под ней костер (зажигает красный фонарик), подтаскивает к огню игрушечных зверей.

Тут на сцене появляются Зайчик и Белочка.


ЗАЙЧИК И БЕЛОЧКА (в один голос): Спасибо, что ты спас нас! Можем ли мы помочь тебе?

СТАРШИЙ БРАТ: Помогите растопить дверь.

БЕЛОЧКА: Я помогу ему выбраться через окно!

Убегает и приводит Младшего брата. Тот заморожен, молчит, двигается, как кукла на шарнирах.

СТАРШИЙ БРАТ (обнимая брата): Ничего страшного, мама и папа все умеют! Наверняка оживят!

Возвращается Прадедушка Мороз. С порога кричит: «Стой! Стой!»

ЗАЙЧИК (храбро): Бегите за мной! Я запутаю следы!

Братья, Зайчик и Белочка убегают. Прадедушка Мороз бросается за ними.

Действие 3
Сцена 1.


Комната в доме лесника. На сцене – наряженная елка, но Мать и Отец грустные.

МАТЬ (прислушивается): Снег скрипит под чьими-то шагами…

ОТЕЦ: Не обманывай себя. Никто к нам не придет.

МАТЬ: Я слышу шаги.

Выбегает на улицу. Зовет «Дети, дети!» Прибегают Младший и Старший, взявшись за руки.

СТАРШИЙ БРАТ: Мама, мама, помоги! Младший брат заледенел! Его заколдовал Прадедушка Мороз!

Мать обнимает младшего брата, целует его, и он оттаивает. Появляются Зайчик и Белочка. Все герои танцуют вокруг елки и встречают Новый год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ                                       «Х О З Я Ю Ш К А»                                                                             Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы.

Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности.

Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи), с учетом интеграции всех видов деятельности.

Особое внимание в представленной программе отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности на события жизни "семьи".

Автор программы акцентирует внимание на то, что детей формируется в приобретении осознать и почувствовать себя умелыми, способными, значимыми, созидателями «семейной жизни.»

Программа кружка соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ содержит:

  1. Пояснительную записку
  2. Структуру организации занятий
  3. Перспективный план
  4. Календарно-тематический план.

Достоинством представленной программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В целом программа может быть интересна для воспитателей ДОУ и непосредственно использоваться в их работе.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Календарно-тематический план работы кружка

Пояснительная записка

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой Деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок «Хозяюшка и мастер».

Задачи «Хозяюшки»

  1. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
  2. Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
  3. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
  4. Формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.

Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Хозяюшка»

  1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-орентированный характер.
  2. Организация занятий «Хозяюшка» строится с учетом разновозрастного комплектования групп - «семей».
  3. Содержание занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий «семьи», обеспечиваются их практическая направленность.
  4. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
  5. Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.
  6. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
  7. Занятия «Хозяюшки» направленно на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
  8. Каждое занятии «Хозяюшки» реализуют основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
  9. Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
  10. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.

Вся деятельность «Хозяюшки» направлена на работу в «семье».

Работа «Хозяюшки» строится по четырем основным блокам.

  1. Формирование элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания - «Царство маленьких поварят».
  2. Формирование навыков ручной умелости и бытового самообслуживания - «Чудесные ручки».
  3. Формирование навыков создания комфортно-бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна - «Уютный дом».
  4. Формирование некоторых элементарных навыков работы с инструментами - «Уроки Самоделкина» (для мальчиков).

Структура организаций занятий «Хозяюшки»

  1. В каждой группе - «семье» проводится два тематических занятия в неделю по 30 минут: одно в первую половину, другое во вторую.
  2. В каждое занятие включает в себя несколько компонентов:
    а) содержание блока в соответствии с тематикой;
    б) сопутствующее содержание из двух других блоков в соответствии с темой;
    в) Выход с результатами практической деятельности на события жизни «семье».

Перспективный план «Маленькие хозяюшки».

I Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми предметами.

Задачи: Безопасность при работе с режущими предметами.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: приготовление осенних салатов и их украшение.

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд самостоятельно, соединение овощных компонентов салатах - фантазия.

Форма: Занятие - сказка «Подарки осени».

III Тема: «Чай - здоровье» (целебные свойства).

Задачи: Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Разговор о целебных свойствах чая.

Форма: «Диалог за чайным столом ».

IV Тема: Осень - припасиха (бабушкины рецепты).

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных солений на зиму. Засолка капусты самостоятельно.

Форма: Театр миниатюр. «Волшебство на грядке».

V Тема: Что такое винегрет?

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из вареных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета - фантазия.

Форма: Занятие - сказка «Диалог овощей».

VI Тема: «Осень».

Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умелость приготовить салат и украсить его.

Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».

«Путешествие чудесных ручек».

I Тема: «История колющихся предметов».

Задачи: Раскрыть вместе с детьми очень важные секреты принцессы - иголочки, королевы - спицы, графа - ножниц, и т.д.

Форма: Занятие - сказка «Путешествие в королевство принцессы - иголочки».

II Тема: «История колющихся предметов».

Задачи: Научить детей работать с нитью, делать красивые узоры, сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Форма: Ролевая игра. «Украсим комнату для наших кукол».

III Тема: «Учимся шить» (ручные швы: «вперед иголку», «через край», «за иголку», «строчка», делаем узелки и т.д.)

Задачи: Формировать навыки работы с иголкой. Воспитывать бережное отношение к иголки (взял - убери на место). Закрепить безопасное обращение с иголкой.

Форма: «Экскурсия на фабрику».

IV Тема: «Уроки вышивания» (виды вышивки, подбор рисунка, вышиваем носовой платочек).

Задачи: Научить элементарным навыком вышивания. Воспитывать усидчивость, самостоятельность при постановки цели.

Форма: «Посиделки».

V Тема: «История оторванной пуговицы» (секреты пуговиц, учимся пришивать, делаем узор из пуговиц или мозаику).

Задачи: Воспитывать аккуратность умения замечать неполадки в одежде и вовремя и самостоятельно их устранять.

Форма: «Занятие - сказка о неряхе».

VI Тема: «Что такое лоскутки» (составление узора, лоскутная мозаика, для наряда кукол).

Задачи: Познакомить с лоскутной техникой (со свойствами тканей и ниток). Научить составлять картинку из цветных лоскутков.

Форма: «В гостях у рукодельницы».

VII Тема: «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т.д.)

Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.

Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».

VIII Тема: «Игрушка своими руками».

Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др. предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.

Форма: Игра «Магазин игрушек».

IX Тема: «Чудеса своими руками».

Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.

Форма: Выставка.

«Путешествие в царстве маленьких поварят»

I Тема: «Безопасность при работе с электроприборами» (знакомство с электроплитой, вафельницей, холодильником и т.д.)

Задачи: Научить безопасности работе с электроприборами.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: «Встреча масленицы »(Печем блины)

Задачи: Показать детям возможность приготовления блинов. Расширить знания о празднике «Масленица».

Форма: Встреча праздника « Масленицы».

III Тема: «Зиму провожаем - весну встречаем» (печем печенье).

IV Тема: «Волшебный порошок» (дрожжи) (готовим дрожжевое тесто, печем пироги, делаем начинку).

Задачи: Расширить знания детей о том, что тесто бывает дрожжевое.

Форма: Игра «В гостях у бабушки».

V Тема: «Угощаем друга чаем».

Задачи: Расширить знания детей об этике гостеприимства.

Форма: «Диалог за чашкой чая».

VI Тема: «Чудеса из теста» (придумываем печенье, составляем рецепты и т.д.).

Задачи: Показать детям возможность приготовления различной выпечки из теста.

Форма: Театр миниатюр «Живое тесто».

VII Тема: «Чудесный праздник - женский день» (мальчики – засучите рукава, готовим сладкий сюрприз для девочек)

VIII Тема: «Вечер сладкоежек».

Задачи: Воспитывать аккуратность в работе. Продолжать работу по придумыванию необычного сладкого блюда. Развивать фантазию.

Форма: «Конкурс необычного сладкого блюда».

Объяснительная записка

У наших малышей-мальчиков причиной многих отклонений в поведении (хотят походить на девочек, в разговоре вместо личного местоимения «Я сам» употребляют «Я сама», любимое женское и т.д.) является недостаток общения с лицами мужского пола, отсутствие образца и совместно практической деятельности. И в условиях детского дома воспитываются преимущественно в женском коллективе также лишены возможности образца мужского поведения и деятельности.

С целью некоторой компенсации этих пробелов в воспитании мальчиков появилась потребность в создании «школы трудового мастерства» для мальчиков 6-7 лет, «Уроки Самоделкина», которые предусматривают элементарные приемы работы с деревом, с разборно-металлическими конструкциями, с использованием инструментов (молоток, отвертка, ножовка, гаечный ключ, плоскогубцы).

Подавляющее большинство мальчиков любят мастерить своими руками: пилят, строгают, клеят и т.д. С нашей стороны разумно поддерживать эти интересы, стремление трудиться, делать полезные вещи.

Задачи

  1. Помочь детям почувствовать осознанность себя умелыми, способными, значимыми «мужчинами».
  2. Формировать потребности в приобретении навыков работы с инструментами.
  3. Обеспечить практическую направленность - социальную значимость результатов труда.

IV блок (для мальчиков)

«Не столяры мы и не плотники».

I Тема: «Безопасность при работе с инструментом».

Задачи: Познакомить детей с молотком, гвоздями, ножовкой и т.д. Безопасность при работе с ними.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: «Встреча пернатых гостей» (мастерим скворечник).

Задачи: Продолжать работу с инструментами. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Форма: Занятие-игра «Мастерская Самоделкина».

III Тема: Помощь куклам (ремонтируем кукольную мебель и т.д.)

Задачи: Развивать умение замечать недоделки и желание самих их устранить.

IV Тема: «Очумелые ручки» (мастерим из бросового мастерства).

V Тема: «Очумелые ручки».

Задачи: Развивать творчество, желание сделать своими руками.

Форма: Игра - конкурс.

«Уроки Самоделкина»

1 Тема: «Что сделала природа, что сделал человек?».

Задача: Формирование элементарных навыков для мальчиков работы с деревом.

Форма: Проведение опытов (сравнение материалов).

2 Тема: «Работа с инструментами» (молотком, ножовкой, плоскогубцами).

Задача: Формирование навыков ручной умелости.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

3 Тема: «Знакомство с профессией столяра».

Задачи: Расширение знания мальчиков о работе столяра. Знакомство с оборудованием.

Форма: Экскурсия в столярную мастерскую шк/интернат №35, шк. №8.

4 Тема: «Соединение деталей на гвоздях, Соединение деталей клеем».

Задачи: Расширить знания детей, что детали соединяются разными способами.

Форма занятия: сказка.

5 Тема: «Изготовление изделий из проволоки».

Задачи: Развитие творчества. Расширить знания, что предметы можно, изготавливать из различного материала.

Форма занятия: сказка (придумывание сказки).

6 Тема: «Работа с металлическим конструктором и деталями с блоками (болтик + гайка)».

Задачи: Расширить знания детей о металле. Закрепить умения пользоваться инструментами. Развивать моторику рук.

Форма: «Театр миниатюр».

7 Тема: Мастерим из бросового материала.

Задачи: Воспитание самостоятельности. Развитие фантазии, творчества.

Форма: Телевизионная передача «Очумелые ручки».

Приложение. Календарно-тематический план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....