Авторская программа "Развивающие игры"
рабочая программа (1 класс) по теме

Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательности рассуждений, умение классифицировать предметы по определённым признакам.Развитие конструкторских и сенсорных способностей и воспитание волевых качеств учащихся, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, выдержки, терпения, желания думать, искать пути решения и находить положительный результат. Воспитывает чуткое отношение к окружающему миру.

Она предусматривает ознакомление с общим обзором: загадками, анаграммами, метограммами, шарадами, головоломками, занимательными вопросами, задачами - шутками, ребусами, криптограммами; различными играит типа62 "Танграмм", "Пифагор", "Волшебный круг", "Могольская игра", "Вьетнамская игра", "Колумбово яйцо", лабиринтами и др.

В развивающих играх, в этом, и заключается их главная особенность, удалось обЪединить один из основных принципов творческой деятельности - самостоятельно и по способностям.

Программа была опробирована на в восьми классах начальной  моей родной школы на трёх уровнях развития детей6 классах компенсирующего обучения, традиционных классах, классах интенсивного развития. По ней вели занятия 3 школы района.

Это были комплексные занятия, напраленные на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, коммуникативных качеств, творческого воображения, сенсорных способностей. Занятия способствуют развитию критического мышления, умению аргументировать свою точку зрения, воспитанию волевых качеств, достижению поставленных целей обучения, позволяют ребёнку снимать стрессы и просто немного развлечься. Результатом проведения занятий явилась положительная динамика развития общеучебных навыков школьников.

Программа успешно используется мной и моими коллегами по настоящще время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvivayushchie_igry.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Министерство общего и среднего образования Российской Федерации

Отдел образования Администрации Коченёвского района

Коченёвская средняя школа № 13 Новосибирской области

Программа факультатива «Развивающие игры»

Содержание:

1.Объяснительная  записка

2. Основные навыки и умения

3. Поурочное планирование

4.Литература

Составил: учитель начальных классов средней школы № 13

Вера Леонидовна Скрылькова

Программа утверждена Коченёвским  РОО 19 марта 1997 года

Программа была показана на межрегиональной выставке

«Учебники Сибири» в 2005 году

По предлагаемой программе работали учителя трёх школ р. п. Коченёва Коченёвского района

Татьяна Ивановна Пинчук (средняя школа № 2)

 Елена Анатольевна Воробьёва (средняя школа № 13)

Лариса Юрьевна Юнг (МОУ Коченёвская СОШ №13)

Галина Ивановна Синёва (восьмилетняя школа № 14)

Объяснительная   записка

       Курс изучения развивающих игр ставит перед собой задачу развития  умственных способностей: развитие внимания, памяти, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательности рассуждений, умение классифицировать предметы по определённым признакам. Развитие конструкторских и сенсорных способностей и воспитание волевых качеств учащихся, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, выдержки, терпения, желание думать, искать пути решения и находить положительный результат. Воспитывает чуткое отношение к окружающему миру.

        Первый год обучения является подготовительным этапом по ТРИЗу (теории решения избирательных задач). Он предусматривает ознакомление с общим обзором: загадками, анаграммами, метограммами, шарадами, головоломками,  занимательными вопросами, задачами – шутками, ребусами, криптограммами, кроссвордами; различными играми типа: «Танграмм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», лабиринтами и другими.

         В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

         Один раз в четверть предусматривается проведение контрольного отслеживания на логическое мышление, память, сообразительность, классификацию предметов.

        Курс обучения соблюдает научность, актуальность бучения, прослеживает контроль результативности.

        Каждый отдельный урок содержит разминку (повторение ранее изученного), проверка домашнего задания (форму проведения определяет сам учитель), знакомство с новой игрой и закрепление.

         По предмету ведутся тетради – спутники в клеточку.

        Вторым этапом изучения развивающих игр будет, согласно ТРИЗу, решение творческих задач

Основные навыки, умения

       По окончанию изучения развивающих игр школьники должны научиться отгадывать классические загадки и их разновидности (анаграммы, метограммы, шарады и др.), чайнворды, головоломки, ребусы, кроссворды, калейдоскопы, криптограммы. Научиться играть в различные настольные игры типа: «Танграмм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и другие.

      Уметь решать логические задачи на поиск недостающих фигур, слов, чисел, рисунков; уметь отличать одну группу предметов от другой, решать задачи – шутки, занимательные вопросы, задания на внимание, разгадывать путаницы, лабиринты; уметь классифицировать слова по определённым признакам (лексическому значению, грамматическому признаку).  Дети должны ясно излагать свои мысли и уметь доказывать правильность ответа.

Тематическое планирование

  1. Введение в курс нового предмета. Рифмованные загадки. Занимательные вопросы.

Цель:  Дать представление о новом предмете, прививать желание его изучать, развивать смекалку и сообразительность, познакомиться с классификацией предметов по определённым признакам.

  1. Загадки

Цель:  Учить самостоятельно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, познакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.  Развитие общей сенсорной культуры, внимания, памяти, наблюдательности, умения классифицировать предметы.

  1.  Проверочная работа

Цель:  Провести первые  контрольные отслеживания умственных способностей учащихся на начальном  этапе изучения развивающих игр.

  1. Танграмм

Цель:  Дать общее представление об этой игре. Развивать воображение детей, их конструкторские способности. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь по образцу. Развивать умения классифицировать предметы. Расширять кругозор учащихся дополнительными сведениями о создаваемых предметах

5. Танграмм

Цель: Развивать воображение детей, их конструкторских способностей. Учить рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий. Формировать умение классифицировать предметы. Расширять кругозор.

6. Танграмм

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно – мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя практически. Формировать умение классифицировать предметы. Расширять кругозор.

7. Шарады

Цель: Учить самостоятельно  отгадывать шарады: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, познакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности. Развитие умения классифицировать предметы.

8. Метограммы

Цель: Учить  самостоятельно отгадывать метограммы: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, познакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Развитие сенсорной культуры, внимания, памяти. Наблюдательности, развитие умения классифицировать предметы.

9. Анаграммы

Цель: Учить  самостоятельно отгадывать анаграммы: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, познакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Развитие общей сенсорной культуры. Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Развитие умения классифицировать предметы.

10. Кроссворды

Цель: Дать представление о  кроссвордах. Развивать смекалку, сообразительность, находчивость. Формировать волевые качества: внимание и усидчивость, выдержку и терпение. Настойчивость в достижении поставленных целей. Формирование умения классифицировать предметы.

11. Отгадывание загадок в кроссвордах

Цель: Дать представление о загадках в кроссвордах. Развивать смекалку, сообразительность, находчивость. Формировать волевые качества: внимание и усидчивость, выдержку и терпение, настойчивость в достижении поставленных целей. Формировать умения классифицировать предметы.

12. Ребусы

Цель: Познакомить с правилами отгадывания ребусов. Расширение кругозора. Формирование умения классифицировать предметы. Развитие речи. Формирование внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, повышения работоспособности.

13. Ребусы

Цель: Учить отгадывать ребусы, сложные по своему строению (где могут встречаться несколько правил). Расширение кругозора. Формирование умения классифицировать предметы. Развитие речи. Формирование внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, повышения работоспособности.

14. Проверочная работа № 2

Цель: Провести повторное отслеживание развития умственных способностей учащихся.

15. Лабиринты

Цель: Дать представление о лабиринтах. Развивать настойчивость и умение сосредотачиваться, ловкости, желание достичь цели. Развитие логического мышления.

16. Чайнворды

Цель: Дать представление о чайнвордах. Развивать познавательные интересы. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, повышения работоспособности.

17. Криптограммы

Цель: Дать представление о криптограмме. Прививать желание узнавать новое, преодолевать трудности, умение самостоятельно искать нужную информацию. Развивать смекалку, сообразительность, находчивость. Формирование внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовность к волевым усилиям, настойчивость, повышение работоспособности. Развитие интеллекта учащихся. Формирование умения классифицировать предметы.

18. Монгольская игра

Цель: Дать представление об этой игре. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Овладение детьми практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание её из частей на основе восприятия и сформированного представления. Закреплять умение классифицировать предметы. Развитие интеллекта учащихся.

19. Головоломки

Цель: Упражнять детей в построении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно – осязательным способом.

20.Проверочная работа № 3

Цель: Провести третье отслеживание детей.

21. Пифагор

Цель: Дать представление об этой игре. Развитие у детей образного мышления, комбинаторских способностей. Практических и умственных действий. Воспитание нравственно волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости, желание думать, искать пути решения и приходить к положительному результату. Развитие интеллекта. Умение классифицировать.

22. Вьетнамская игра

Цель: Дать представление об этой игре. Формирование умение воссоздавать силуэты. Развитие образного мышления, комбинаторских способностей, практических и умственных действий. Воспитание нравственно  -  волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости, желание думать, искать пути решения и приходить к положительному результату. Развитие интеллекта.

23. Волшебный круг

Цель: Дать представление об этой игре. Воссоздать силуэты ракеты, человека, ножниц, утки. Дельфина. Развивать пространственные представления, образное и логическое мышление. Развивать умение классифицировать предметы. Расширять кругозор.

24. Логические задачи на поиск недостающих фигур, слов, рисунков

Цель: Вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мысленного анализа ряда фигур по  горизонтали выбирать недостающую из шести предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения.

25. Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы предметов от другой

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

26. Проверочная работа № 4

Цель :  Отследить достигнутые успехи детей. Выявить  пробелы для повторения.

27. Многозначность слов.  Омонимы.

Цель: Познакомить детей с многозначностью слов. Развивать речь учащихся.

28. Математические загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы

Цель: Учить анализировать предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечать простейшие математические отношения, вырабатывать умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные несущественными данными. Развивать логическое мышление, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, интерес к математическим знаниям. Формирование поисковых подходов к решению любой задачи.

29. Калейдоскоп

Цель: Дать представление о калейдоскопе.  Развивать смекалку, сообразительность, находчивость. Формировать внимание и усидчивость, выдержку и терпение, готовность к волевым усилиям, настойчивость, повышение работоспособности. Расширять кругозор, словарный запас.

30. Грамматическая арифметика

Цель: Закрепление ,полученных знаний и умений.

31. Вечер развлечений «Путешествие в страну чудес» (включая математические фокусы)

Цель: Отдыхаем мудро.

32. Проверочная работа № 5

Цель: Подведение итогов.

33. Колумбово яйцо

Цель: Познакомить с правилами игры. Учить создавать силуэты, используя все части игры, присоединяя одну к другой. Развивать воображение, умение анализировать предметы сложной формы, выделяя составляющие части.

34, 35.Резервные уроки

Цели: Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и  логического мышления, смекалки и сообразительности. Формирование привычки к умственному труду.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "9 клеточек" по коррекции звуковой стороны речи

Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка. С целью повышения эффективности коррекционного процесса необходимо...

Авторская дидактическая игра о Гималайском медведе

Прекрасным дополнением может стать к лэпбуку....

Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.

Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...