ПРОГРАММА «Обучение с развлечением» / развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности дошкольника при подготовке к школе/
рабочая программа по теме

Данная прграмма предназначена для работы с детьми 6-7- летнего возраста и ориентирована на групповую форму работы.

Целью программы является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их поступлении в 1 класс и профилактика школьной дезадаптации.

Программа реализуется на базе пришкольного оздоровительного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obuchenie_s_razvlecheniem.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ореховская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

«Обучение с развлечением»

/ развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности дошкольника при подготовке к школе/

        АВТОР:

Педагог-психолог

Е.А. Колеватых

2010 год

Пояснительная записка.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

Одной из актуальных проблем в современном начальном образовании, в том числе и в нашей школе является проблема подготовки детей к школе.

Чтобы успешно осваивать программы современных школьных дисциплин, ребенок должен быть соответственным образом подготовлен. Уровень образования родителей в области психологии и педагогики, их занятость не всегда позволяют сделать это в семье, осуществление подготовки в детском саду тоже имеет свои трудности. Кроме этого, не все дети, достигшие дошкольного возраста, посещают детское образовательное учреждение.

Таким образом, необходима комплексная развивающая работа с детьми, направленная на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 летнего возраста и ориентирована на групповую форму работы

Целью программы является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их поступлении в 1-й класс и профилактика школьной дезадаптации.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья детей:
  1. обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
  2. организация двигательной активности и мелкой моторики детей.
  1. Формирование положительной школьной мотивации:
  1. проведение занятий с учётом принципа соответствия формы организации ведущему виду деятельности – игре.
  1. Формирование предпосылок учебной деятельности:
  1. восприятие инструкций;
  2. планирование деятельности;
  3. умение выполнять задание до конца.
  1. Развитие познавательных способностей:
  1. речь;
  2. внимание;
  3. память;
  4. воображение;
  5. мышление.
  1. Разработка содержания занятий с учётом возрастных особенностей детей.

Решение задач осуществляется через различные формы и методы работы:

  1. подвижные и малоподвижные игры,
  2. словесные игры,
  3. дидактические игры,
  4. развивающие задания на индивидуальных листах
  5. ИКТ

Организация занятий:

 Занятия проводятся в течение трех недель по 2 занятия в день, длительность занятия - 30-35 минут. Итого 30 занятий.

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия,
  2. Разминка,
  3. Основное содержание,
  4. Рефлексия,
  5. Ритуал прощания.

Анализ результативности работы:

Результативность работы оценивается по следующим критериям:

  1. постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях;
  2. результаты исследований (первичного и итогового);
  3. анкетирование родителей.

Календарно-тематическое планирование занятий.

№ Занятия

Тема занятия

Краткое содержание занятия

1.

«Давайте познакомимся!»

1.Упражнение «Привет!»

2. Упражнение «Паутина»

3. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

4. Упражнение «Ну, погоди!»

5. Упражнение «Слушай и смотри»

2.

«Моё имя»

1.Упражнение «Привет!»

2. Упражнение «Паровозик»

3. Упражнение «Сказка об имени»

4. Упражнение «Четвертый лишний»

5. Упражнение «Слушай и смотри»

3.

Размышляй-ка

1.Упражнение «Привет!»

2. Упражнение «Четвертый лишний»

3. Упражнение «Работа со спичками»

4. Упражнение «Бывает – не бывает»

5. Упражнение «Зашифруй письмо»

6. Упражнение «Буквы»

4.

Развивай-ка

1.Упражнение «Привет!»

2. Упражнение «Муха»

3. Упражнение «Паровозик»

4. Упражнение «Схема»

5. Упражнение «Графический диктант»

6. Упражнение «Четвертый лишний»

7.Упражнение «Аналогии»

8 Упражнение «Запомни».

9. Упражнение «Найди общий признак»

10.Упражнение «Штриховка»

5.

Путешествие в волшебный лес

1.Игра «Поменяться местами по заданному признаку»

2. Игра «Волшебное слово»

3. Упражнение «На что похоже?»

4. Упражнение «Четвертый лишний»

5. Упражнение «Продолжи ряд»

6. Упражнение «Лезгинка»

7.Упражнение «Запомни»

8. Игра «Я начну, ты продолжай»

6.

В гостях у звездочки

1.Игра «Снежный ком из имен»

2. Игра «Забавы»

3. Упражнение «Угадай, что нарисую»

4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

5. Упражнения «Найди отличия»

6. Упражнение «Корректурная проба»

7. Упражнение «Подбери следующее»

8. Игра «Одень своего соседа»

7.

Волшебные вещи

1.Игра «Ласковое Имя»

2. Игра «Африка»

3. Упражнение «Исключение лишнего»

4. Упражнение «Муха»

5. Упражнение «Наоборот»

6. Упражнение «Лезгинка»

7. Упражнение «Подбери общее понятие»

8. Игра «Веселые ладошки»

8.

Цветик - семицветик

1. Упражнение «Привет»

2. Упражнение «Буквы»

3. Упражнение «Паровозик»

4. Упражнение « Графический диктант»

5. Упражнение «Найди общий признак»

6. Упражнение  «Четвертый лишний»

7. Упражнение «Штриховка»

8. Упражнение « Запомни»

9.

Приключения в  волшебном саду

1.Игра «Фонтан слов»

2.Игра «Цветы и бабочки»

3.Упражнение «Выбери главное»

4. Упражнение «Подбери общее понятие»

5.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

6.Графический диктант «Цветок»

7. Упражнение «Найди общий признак»

8.Упражнение «Фотография»

10.

День рождения Мышонка

1.Упражнение «Я люблю тебя за…»

2. Игра «Хоровод цвета»

3. Упражнение «Подбери общее понятие»

4. Упражнение «Собери картинку»

5. Упражнение «Ухо-нос»

6. Графический диктант «Петушок»

7. Упражнение «Четвертый лишний»

8. Игра «Самолеты и ракеты»

11.

Волшебное зеркальце

1.Упражнение «Зеркало»

2. Игра «Словесный Волейбол»

3.Упражнение «Буквы»

4. Упражнение «Корректурная проба»

5. Упражнение «Найди общий признак»

6. Упражнение «Путаница»

7. Упражнение «Логика»

8.Игра «Букет»

12.

В гостях у Солнечного зайчика

1.Игра «Назови соседа справа, назови соседа слева»

2. Игра «я люблю себя за…»

3. Упражнение  «Хлопок»

4. Упражнение «Нарисуй свой страх»

5. Упражнение «Лимоны»

6. Графический диктант «Зайчик»

7.Упражнение «Запомни»

8. Упражнение «Эмоции Дня»

13.

Путешествие по временам года

1.Упражнение «Волшебные ладошки»

2. Упражнение «Когда это бывает»

3. Упражнение «Что бывает такого цвета»

4. Упражнение «Цепочка»

5. Графический диктант «Листочек»

6. Упражнение «Закрась фигуры»

7. Упражнение «Я все могу!»

8. Упражнение «Оберег»

14.

Сказочная полянка

1.Упражнение «Здравствуй, друг»

2. «Сказка с помощью геометрических фигур»

3.Упражнение «Что не так?»

4.Игра «Спасибо за прекрасный день»

15.

Барсучонок  и его друзья

1.Упражнение «Позови мячом»

2.Игра «Найди себе пару»

3. Упражнение «Четвертый лишний»

4. Упражнение «Наш малыш»

5. Графический диктант «Волк»

6. Игра «Рыбы, птицы, звери»

7. Упражнение «Какие животные спрятаны в картинке»

8. Упражнение «Фотография»

16.

В гостях у Феи

1.Упражнение «Лимончики»

2. Упражнение «Запутанные руки»

3. Упражнение «Дорисуй и назови сказочного героя»

4.Упражнение «Шалун»

5.Графический диктант «Паровозик»

6.Упражнения «Найди отличия»

7. Упражнение «Ошибающийся учитель»

8. Упражнение «Петьки, Васьки»

17.

Волшебный остров

1.Упражнение «Львы»

2. Упражнение «Я беру с собой в поход»

3. Упражнение «Пройди через лабиринт»

4. Игра «Кто все знает - молодец»

5. Игра «Магазин ковров»

6.Упражнение «Разминка»

7. Графический диктант «Бегемот»

8.Игра «Дракон кусает свой хвост»

18.

Волшебный клубочек

1.Игра «Бабочки»

2. Игра «Дружба начинается с улыбки»

3. Игра «Какой фигуры не стало?»

4. Упражнение «Лишнее слово»

5. Упражнение «Лезгинка»

6.Графический диктант «Кошка»

7. Упражнение «Обобщение»

8. Игра «Комплимент»

19.

В тридесятом царстве

1.Игра «Уходи злость, уходи»

2. Игра «Сказочные герои»

3. Упражнение «Чего не стало?»

4. Упражнение «Найди отличия»

5. Упражнение «Солнышко»

6.Упражнение «Корректурная проба»

7. Упражнение «Четвертый лишний»

8. Упражнение «Подсолнух»

20.

Моя семья

1.Игра «Нарисуй чувство»

2. Игра «Комплимент»

3. Упражнение «Найди общее слово»

4.Упражнение» Шифровка»

5. Упражнение «Моя семья»

6. Графический диктант «Человечек»

7. Упражнение «Чего не стало»

8. Игра «Волшебные ладошки»

21.

Заколдованное письмо

1.Упражнение «Компьютер»

2. Игра «Буква заблудилась»

3. Упражнение «Нарисуй по точкам»

4. Упражнение «Собери картинку»

5. Упражнение «Пальчики»

6. Графический диктант «Домик»

7. Упражнение «Где больше»

8. Игра «Комплименты»

22.

Волшебный мешочек

1. Игра «Бабочки»

2. Игра «Дружба начинается с улыбки»

3. Игра «Какой фигуры не стало?»

4. Упражнение «Лишнее слово»

5. Упражнение «Лезгинка»

6. Графический диктант «Мешочек»

7.Игра «Да и Нет не говорите»

8. Игра «Лимончики»

23.

Паровозик из Ромашкова

1.Игра «Львы»

2. Упражнение «Соедини линии»

3. Упражнение «Лишнее слово»

4. Упражнение «Запомни»

5. Упражнение «Пальчики»

6. Упражнение «Закрась фигуры»

7. Упражнение «Графический диктант»

8. Упражнение «Я все могу!»»

24.

Прогулка по лесным тропинкам

 1.Игра «Уходи злость, уходи»

2. Игра «Сказочные герои»

3. Упражнение «Что спрятано на картинке»

4. Упражнение «Найди отличия»

5. Упражнение «Солнышко»

6.Упражнение «Корректурная проба»

7. Упражнение «Четвертый лишний»

8. Упражнение «Подсолнух»

25.

День рождения Слоненка

1.Игра «Путаница»

2. Игра «Забавы»

3. Упражнение «Угадай, что нарисую»

4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

5. Графический диктант «Слоник»»

6. Упражнение «Найди отличия»

7. Упражнение «Подбери следующее»

8. Игра «Одень своего соседа»

26.

В гостях у лесных эльфов

1.Игра «Паутинка»

2.Упражнение «Назови одним словом»

3. Игра «Нахождение слов»

4. Игра «Определения»

5. Упражнение «Пальчики»

6.Упражнение «Корректурная проба»

7. Упражнение «Четвертый лишний»

8. Упражнение «Подсолнух»

27.

Морские приключения

1.Упражнение «Снежный ком из имен»

2.Упражнение «Разминка»

3. Игра «Нахождение слов»

4. Упражнение «Шифровка»

5. Упражнение «Дорисуй вторую половинку»

6.Игра «На что это похоже»

7. Упражнение «Рыбак»

8. Упражнение «Фотография»

28.

На рыбалке

1.Упражнение «Путаница»

2.Упражнение «Рыбак»

3. Упражнение «Составь целое из частей»

4. Упражнение «Где чей улов?»»

5. Упражнение «Чудо-рыба»»

6.Упражнение «Графический диктант»

7. Упражнение «Найди рыб»

8. Упражнение «Оберег»

29.

КВН «Времена года»

1.«Разминка»

2. «Назови художника»

3.Игра «Времена года»

4. «Что перепутал художник?»

5. «Бывает- не бывает»

6. «Расскажи стишок»

7. «Рисовалки»

30

У школьного порога

1.Игра «Здравствуй, друг»

2. Игра «Что бывает такого цвета?»

3. Упражнение «Разукрась по цифрам»

4. Упражнение «Внимательно»

5. Упражнение «Продолжи цепочку»

6. Упражнение «Моя семья»

7.Упражнение «Боб –Доб»

8. Игра «Спасибо за прекрасный день»

Используемая литература:

  1. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе Ю.В. Останкова;
  2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000
  3. Психология. Развивающие занятия. 1 класс/ Д.А. Глазунов. – М.: Глобус, 2008 год

  1. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под редакцией И.В. Дубровиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Мальцевой Аллой Николаевной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное насл...

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...

Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. ...

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей 6-7 лет (подготовка к школе).

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность.Оборудован...

Занятие для школьников младших классов, направленное на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

Занятие посвященное Году Российского Кино, целями являются развитие умения выражать своё эмоциоциональное состояние и понимать чувства других, развитие коммуникативных навыков, умения работать в колле...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей младших дошкольников через занятия клуба «Почемучка»»

Презентация содержит теоритический и практический материал по развитияю познавательного интереса у детей младших классов через занятия клуба "Почемучка"....