Краткий мониторинг готовности к школе
методическая разработка по теме

Который год, работая в начальной школе, при наборе в 1 класс сталкиваюсь с вопросамми родителей:" Нам на 1 сентября 6,8 (6,9 ,...) лет, готов ли мой ребёнок к школе?" Различные методики зачастую содержат очень длительные по времени и утомительные для ребёнка задания. Данный материал поможет без особых усилий со стороны и ребёнка, и педагога определить ответ на этот вопрос, позволяя всесторонне обследовать будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе.

Список литературы:

  1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Тёмнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М., Академический Проект, 2003
  2. Нижегородцева Н.В, Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001
  3. Мухина В.С. Детская психология.- М.: «Просвещение», 1985.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: «Просвещние»,2005.
  5. Бородкина Г.В. Ещё раз о готовности к школе. Начальная школа плюс До и После. № 10 2002.

Школа требует от ребёнка достижение «школьной зрелости» - определённого уровня функциональной готовности, при котором ребёнок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического развития. Кроме того, готовность к школе подразумевает овладение З.У.Н, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы. Универсального теста, который определит готовность ребёнка к школе, не существует.

При диагностике следует учитывать, что исследуемый возраст является переходным, следовательно, должны быть исследованы новообразования предыдущего периода (игровой деятельности) и симптомы, означающие наступление нового периода (учебной деятельности). ( идея Эльконина Д.Б.)

Исследования должны вестись в следующих направлениях:

  1. Личностная готовность.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Двигательная готовность
  4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности.

Рассмотрим диагностику по каждому из этих направлений.

  1. Личностная (социальная) готовность.

Для данного периода при готовности к школе характерны потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.

Самооценка.

методика «Лесенка».

Ребёнку предлагают определить своё место на лестнице, поясняя, что верхние 3 ступеньки для хороших детей – чем выше, тем лучше (хорошие, очень хорошие, самые хорошие), нижние – для плохих (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие.

После выбора ребёнка необходимо спросить: «Ты на самом деле такой или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты, каким хотел бы быть, куда бы тебя поставила мама (папа, воспитательница, бабушка)».

Результаты.

Неадекватно высокая самооценка – не раздумывая, ставит себя на самую верхнюю ступеньку, считает, что остальные оценивают его также.

Завышенная самооценка – после колебаний ставит себя на верхнюю ступеньку, допускает, что оценка взрослых может быть ниже собственной.

Адекватная самооценка – обдумывая, ставит себя на 2 или 3 ступеньку сверху, оценка взрослого такая же или ниже.

Заниженная самооценка – ставит себя на нижние ступеньки.

Готовность к школе: 

Дети с неадекватно завышенной самооценкой не готовы к школе, т.к. это свойственно младшему и среднему дошкольному возрасту – эти дети не могут себя оценить критически. Заниженная самооценка рассматривается как отклонение в развитии личности. Выбор средней ступеньки говорит о том, что ребёнок не понял задание или не хочет его выполнять. О готовности говорит адекватная или завышенная самооценка (в необычных ситуациях детям этого возраста свойственно проявлять завышенную самооценку).

Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность

Методика – беседа Нежновой Т.А. с добавлениями (баллы).

вопросы беседы

варианты ответов

баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

а) очень хочу

б) так себе, не знаю

в) не хочу

а) 2

б) 1

в) 0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

а) интерес к учению, занятиям: хочу стать умным, грамотным и т.п.

б) интерес к внешней школьной атрибутике – форма, портфель и т.п.

в) внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, мама сказала и т.п.

а) 2

б) 1

в) 0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

а) освоение некоторых навыков чтения. письма, счёта: с мамой писали, считали…

б) приобретение формы, портфеля, книг…

в) занятия, не относящиеся к школе

а) 2

б) 1

в) 0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

а) уроки, школьные занятия

б) внеучебные занятия и проч., не связ. с учением моменты: перемена, личность учителя, вид класса, школы

в) уроки художественно-физкультурного цикла

а) 2

б) 1

в) 0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, как бы ты проводил день. чем занимался?

а) занятия учебного цикла: писать буквы, читать…

б) дошкольные занятия: рисование, конструирование

в) занятия, не имеющие отношения к школе: прогулка, игры…

а) 2

б) 1

в) 0

Преобладание ответов «А»: ориентация на содержание учебной деятельности

Преобладание ответов «Б»: ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

Преобладание ответов «В»: ориентация на внешкольные виды деятельности

Готовность к школе:

10 - 9 баллов – школьно-учебная ориентация ребёнка, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника сформирована достаточно.

8 – 5 баллов – интерес к внешним атрибутам школьной жизни, начало формирования позиции школьника.

4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована.

  1. Интеллектуальная готовность

Диагностика должна выявить уровень наглядно–образного мышления, общих представлений, использование символических средств.

Уровень знаний

Беседа с ребёнком на выявление умения читать (знание букв), считать до 10 в прямом и обратном порядке, умение различать геометрические фигуры, понимание пространственных отношений – ниже, выше, между, дальше и т.п. Выявление знаний об окружающем мире – название растений, животных, времён года, имён родителей.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека.

1.  Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4.  Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5.  Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

6.  Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

7.  Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8.  Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9.  Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

10.  Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

11.  Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13.  Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие  2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14.  Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15.  Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16.  Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О

баллов.

18.  Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19.  Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

 

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1  группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3  группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

Умение обобщать

тест «Классификация картинок»

заранее заготавливаются карточки с картинками, ребёнок должен разбить их на группы и назвать одним словом – фрукты, овощи, животные и т.п.

Результат:

1 уровень отсутствия обобщений – не выделяет существенные признаки одного класса

2 уровень простого синтеза – правильно объединяет, но назвать не может

3 уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, слово подобрать не может, но комментирует – это растёт, это бегает…

4 уровень предварительного словесного обобщения - правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но даёт неточные названия – вместо «птицы» - «животные»

5 уровень полного словесного обобщения - правильно объединяет предметы и называет их.

Готовность к школе.

Достаточным считается достижение 3 – 5 уровня, 1 - 2 говорит о неготовности к обучению в школе.

Тест на развитие зрительного анализа

Ребёнку последовательно предъявляют 4 фигуры, начерченные на листке в клеточку, предлагают на своём листке сделать также:

Результат: каждая фигура оценивается отдельно, максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0

Фигура полностью соответствует – 2 балла, по форме соответствует, размеры или пропорции нарушены – 1 балл, не соответствует эталону – 0 баллов.

Готовность к школе:

8-7 баллов – хорошо развито образно-схематическое мышление

6-3 балла - ребёнок не умеет выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Воспринимают фигуру целостно, схватывают и запоминают её целиком, не анализируют её свойства.

2 - 0 балов – зрительный анализатор развит слабо, к школе не готов.

  1. Физическая готовность

Для установления уровня физической готовности должны быть опрошены, в первую очередь, родители учащихся. Как показывает практика, 40% детей с трудом усваивают программу образовательного учреждения лишь только потому, что у них менее выносливая нервная система, они более подвержены утомлению  и переутомлению, чаще пропускают занятия по причине заболевания. Речь идет не о детях с проблемами психоневрологического характера, а о тех, которые страдают соматическими расстройствами – такими, как бронхиальная астма, пиелонефрит, заболевания сердечнососудистой системы и т.д. У этих детей сохранный интеллект, гармоничное развитие, но в силу заболевания затруднены процесс обучения, общение со сверстниками, взрослыми, в частности с педагогами, а порой и с родителями. Дети, имеющие те или иные заболевания и особенно хронические, представляют особую группу, так как постоянно находятся под опекой родителей, взрослых. Очень часто в центре внимания оказывается не сам ребенок, а его заболевание. При беседе с родителями следует установить те заболевания, которым подвержен ребёнок, выбрать подходящую для него форму обучения (многие родители предвзято относятся к индивидуальной форме обучения, чем могут усложнить жизнь собственного ребёнка).

Уровень развития мелкой моторики.

тест 1.

Обе ладони ребёнка обводятся по контуру на бумажном листе. Затем, начиная с правой руки, экспериментатор указывает на один палец, который должен поднять ребёнок. У ребёнка вместе с нужным пальцем может среагировать и какой–либо другой. Это называется синкинезия. При её проявлении нужно поставить стрелочку от ненужного пальца к нужному. После поднятия каждого пальца на правой руке, переходят к левой. Затем каждую руку проверяют ещё раз.

Результат: подсчитывается количество синкинезий на каждой руке. Так как опрос проводился дважды, Количество раз делится на 2. Результаты на левой и правой руке складываются.

Готовность к школе.

Для детей 6 лет норма синкинезий  - 9, для 7 лет – 6, для 8 лет – 5.

Тест 2

По образцу предлагается нарисовать одним движением окружность диаметром 3 - 3,5 см

Готовность к школе: о слабом развитии руки говорит неспособность справится с заданием – вместо круга – овал, окружность меньшего размера, рисование с отрывом руки.

  1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности

Принятие учебной задачи

тест «Раскрась картинку» (показывает сформированность навыков, приобретённых в игровой деятельности – умение подчиняться правилам игры)

Заготавливаются 2 контурных рисунка, один из которых раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – чёрное, солнце – зелёное и т.п. Детям предлагается раскрасить свою картинку также. После выполнения задания детям предлагается себя проконтролировать – сказать, всё ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец.

Результат:

3 балла – с заданием справился полностью, доказывают правильность выполнения (здесь небо чёрное, и у меня тоже)

2 балла – есть ошибки, но дети их признают (ой, здесь надо зелёным, а у меня – красное)

1 балл – частично или полностью раскрашивают рисунок, но при неправильном раскрашивании говорят – так не бывает, это неправильно

0 баллов – дети раскрашивают рисунок так, как им нравится, не видят ошибок

Готовность к школе

1 группа – принимают и понимают задачу

2 группа – принимают, но не понимают задачу (хочет выполнить, но не понимает как)

3 группа – не принимают задачу, но выполняют

4 группа – не понимают и не принимают задачу – неготовность к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг готовности первоклассников к обучению

Презентация из опыта работы по теме....

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Мониторинг готовности учащихся 4-х классов к обучению по новым ФГОС ООО второго поколения.

С 2013-2014 учебного года наши пятиклассники начали обучение по новым ФГОС ООО второго поколения. Мы заранее провели диагностику готовности их к обучению по новым стандартам , чтобы выявить проблемы и...

Мониторинг готовности учащихся первых классов к обучению в школе в соответствии с ФГОС в МБОУ «НОШ» с. Хову –Аксы 2013-2014 учебный год.

Мониторинг готовности учащихся первых классов к обучению в школе в соответствии с ФГОС...

"Стартовый мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе"

       Сегодня   актуален вопрос о том, как организовать  процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта , что нужно изменить в работе учителя,...

Выступление на педсовете Тема: «Адаптационный период первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе"

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,...

«Адаптация первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе»

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая готовность ребёнка. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особ...