Курс по дошкольникам Лепка
методическая разработка по теме

 

Пояснительная записка

Курс «Лепки» разработан по авторской программе «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

         Курс «Лепка» относится к художественной деятельности. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Вот почему изобразительная деятельность (лепка) выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей в предшколе.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…

В предшколе учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

-продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (народно и декаративно-прикладное искусство…) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

-поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

-в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приемы декорирования образа;

-учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из пластилина), поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.

-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_doshkolnikam_lepka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс по дошкольникам

«Лепка»

(эстетическое развитие детей 28 ч)

Учитель начальных классов:

 Синичкина Л.В.

Пояснительная записка

Курс «Лепки» разработан по авторской программе «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

         Курс «Лепка» относится к художественной деятельности. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Вот почему изобразительная деятельность (лепка) выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей в предшколе.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…

В предшколе учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

-продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (народно и декаративно-прикладное искусство…) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

-поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

-в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приемы декорирования образа;

-учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из пластилина), поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.

-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей.

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Материалы, инструменты, оборудование

1

Лепка предметная

Бабочки-красавицы

Выявление уровня владения пластическими умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

Для рельефной лепки- цветной картон или плотная цветная бумага (1/2 формата А4), пластилин, бисер.

2

Лепка животных с натуры из пластилина или глины

Наш уголок природы (комнатные или дом. животные)

Лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение).

Пластилин или глина, стеки, мелкие бусинки и пуговички для глаз, картонные коробочки (жилище вылепленных животных), клеенки, дощечки для лепки, салфетки. Обитатели уголка природы для лепки с натуры: черепаха, волнистые попугайчики, канарейка, хомячок, морская свинка…

3

Лепка рельефная коллективная

Азбука в картинках

Закрепление представлений детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить разными способами.

Пластилин, стеки, карточки для прикрепления лепных букв или общая основа для коллективной рельефной композиции «Азбука в картинках». Карточки азбуки или буквы из кассы букв и слогов для выбора детьми.

Книжки «Азбука».

4

Лепка по замыслу

Грибное лукошко

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции.

Пластилин, стеки, зубочистки, салфетки бумажные или матерчатые. Для показа детям комплект карточек с изображениями грибов, разные варианты корзинок, лукошко, кузовок.

5

Лепка рельефная из пластилина или соленого теста

«Фрукты-овощи»(витрина магазина)

Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина».

Цветной картон для выбора детьми фона – основы композиции; пластилин, стеки, салфетки бумажные.

Заранее слепить несколько силуэтов-заставок витрины (ежик, мишка, зайчик, белочка, гномик и пр.)

6

Лепка сюжетная (коллективная композиция на фольге)

Деревья

Совершенствование техники скульптурной лепки. Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки.

Картинки по теме «Деревья».

7

Лепка животных по замыслу (коллективная композиция)

Кто в лесу живет?

Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра (валика), конуса или овоида (яйца), передача несложных движений.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки.

Фигурки животных, созданных на основе разных форм (например, медведь из цилиндра, лиса из конуса, белка или сова из овоида).

Плакаты «Еловый лес».

8

Лепка предметная на форме

Транспорт для путешествий

Моделирование необычных машинок путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой.

Готовые бытовые формы небольшого размера – пластиковые и стеклянные бутылочки, коробочки, упаковки; пластилин, бусины, пуговицы, салфетки, клеенки.

9

Лепка сюжетная (коллективная композиция)

Ребята на улице.

Создание оригинальной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношений между ними.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки. Комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко…)

Композиционная основа.

10

Лепка сюжетная (коллективная композиция)

Зимующие (перелетные) птицы.

Создание пластических композиций: Лепка птиц с раскрытыми крыльями. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений о ней в изодеятельности.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, зубочистки.

Картинки по теме «Зимующие и перелетные птицы»

11

Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования

Пугало огородное

Освоение нового способа лепки – на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием. Развитие образного мышления и творческого воображения.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, трубочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы.

Пугало, подготовленное для показа детям и пояснения способа работы.

12

Лепка предметная

Зимние превращения. (Снеговик)

Создание оригинальной поделки. Экспериментирование с формой поделок (превращение снеговика в Снегурочку, Деда Мороза). Развитие образного мышления и творческого воображения.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, пуговицы, бусины.

Снеговик, подготовленный заранее для показа детям и пояснения способа работы.

13

Лепка из соленого теста (тестопластика)

Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки

Создание новогодних игрушек в технике тестопластики – лепка из соленого теста или вырезывание формочками для выпечки фигурок животных и бытовых предметов (по замыслу).

Соленое тесто( пластилин), формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, фольга, фантики, ножницы, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15см. Клеенки, досточки.

14

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок.

Бабушкины сказки.

Лепка по мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий с персонажей.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, бусины, бисер, лоскутки, зубочистки, фантики, картон или небольшие коробки (из-под кондитерских изделий) для подставок.

Иллюстрации сказочных героев.

15

Лепка декоративная по мотивам народной пластики.

Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Создание условий для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщенных способов создания образа – лепка индюка на основе конуса или овоида (яйца).

Пластилин или глина, стеки, подставки, клеенки, салфетки.

Дымковская игрушка (индюк), незавершенная модель для частичного показа изобразительной техники.

16

Лепка рельефная (миниатюра в спичечном коробке)

«Царевна лягушка»

Создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф). Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, спичечные коробки (по количеству детей), зубочистки, фольга, бисер, бусины, пуговицы.

Сказка «Царевна лягушка», иллюстрации к сказке.

17

Лепка сюжетная (коллективная композиция).

«У лукоморья дуб зеленый…»

Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; планирование и распределение работы между участниками творческого проекта.

Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, бисер, зубочистки, фантики, картон, небольшая пластиковая бутылка (емкостью 0,7-1л.) для оформления дуба.

Иллюстрация «Лукоморье». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

18

Лепка сюжетная по представлению.

На дне морском.

Создание пластических образов подводного мира по представлению. Обогащение и уточнение зрительных впечатлений.

Соленое тесто( пластилин) по выбору, формочки для вырезания морских звезд, скалка для раскатывания теста, стеки, бисер, манка, салфетки.

Комплект карточек с изображениями морских обитателей.

19

Лепка предметная из пластин или на готовой форме

Карандашница в подарок папе.

Лепка из пластин или на готовой форме декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок.

Познакомить с новым способом лепки – из пластин. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы.

Пластилин или соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, скалка деревянная, красивые бусины, пуговицы, бисер.

 Карандашница подготовленная заранее для показа детям и пояснения способа работы.

20

Лепка декоративная модульная (из колец)

Конфетница для мамы.

Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра).

Пластилин или соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, скалка деревянная, красивые бусины, пуговицы, бисер, узкая тесьма для оформления конфетниц.

 Ваза (конфетница) подготовленная заранее для показа детям и пояснения способа работы.

21

Лепка рельефная декоративная (изразцы)

Чудо – цветок.

Создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжение освоения техники рельефной лепки.

Картонные квадратики размером 10*10, 15*15, 20*20; пластилин, стеки,; 2-3 произведения декоративно – прикладного искусства с цветочными элементами декора, например семеновская матрешка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево и пр. (можно картинки).

Заранее подготовленный образец для показа детям.

22

Лепка рельефная декоративная (изразцы)

Чудо – букет.

Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.

Картонные квадратики размером 10*10, 15*15, 20*20; пластилин, стеки, пуговицы;

Картинки по темам: «Гжель, семеновская матрешка, городецкая роспись, хохлома»

Заранее подготовленный образец для показа детям.

23

Лепка рельефная (панорама)

Космос

Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Иллюстрации звездного неба, планет ; пластилин, стеки, картон ½ А4, салфетки, клеенки, бисер.

24

Лепка коллективная

Наш космодром.

Создание образов разных летательных (космических) аппаратов конструктивным и комбинированным способом: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника; показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, рисунки.

Пластилин разных цветов, стеки, крышки, коробочки, трубочки, зубочистки, мягкая проволока, картон, фольга, пуговицы.

Фотографии, рисунки космических кораблей. Видео фильм «Запуск ракеты».

25

Лепка сюжетная.

Наши космонавты.

Лепка космонавтов в характерной экипировке с передачей движения в разных «космических» ситуациях.

Портреты космонавтов, иллюстрации животных побывавших в космосе.

Цветной пластилин, стеки, пуговицы, клеенки, дощечки, зубочистки, салфетки.

26

Лепка сюжетная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили.»

Лепка по выбору луговых растений (ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, земляника, злаки, травы) и насекомых (бабочка, жуки, пчелы, стрекозы); передача характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости (укрепление на подставке или каркасе, проволоке).

Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки, бисер и мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых – глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков).

Иллюстрации по темам: «Наш луг», «Цветные пейзажи».

27

Лепка рельефная из соленого теста (в парах)

Дерево счастья.

Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево счастья»). Совершенствование техники рельефной лепки из соленого теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре.

Мягкое соленое тесто, подходящее для сушки на воздухе (пластилин), стеки, зубочистки, клеенки, салфетки, картон для композиционной основы.

 Иллюстрации по теме «Деревья».

28

Лепка сюжетная (коллективная)

Пластилиновый спектакль.(По басне Крылова)

Создание условий для лепки фигурок и декораций для пластилинового спектакля на основе интереса к подготовке разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол-самоделок из пластилина или соленого теста.

Пластилин, стеки, зубочистки, бусины, картон.

Басня Крылова «Квартет», иллюстрации к басне.

Наш уголок природы.

Задачи: Учить лепить животных уголка природы с натуры. Вызвать интерес к передаче характерных признаков (форма, окраска, поза, движение). Активизировать разные способы (скульптурный, комбинированный) и приемы лепки (вытягивание, прищипывание, загибание, проработка деталей стекой).

Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин, стеки, мелкие бусинки и пуговички для глаз, картонные коробочки (жилище вылепленных животных), клеенки, дощечки для лепки, салфетки;

Обитатели уголка природы для лепки с натуры: черепаха, волнистые попугайчики, канарейка, хомячок, морская свинка, улитка.

Содержание занятия:

Проводится краткая эмоциональная беседа «Кто рядом с нами живет?», обобщая представления детей об обитателях живых уголков природы: какие животные обитают в уголке природы, в каких «домиках» они живут, кто и как за ними ухаживает, каковы особенности поведения животных уголка природы.

-Предлагается детям создать еще один – рукотворный – уголок природы.

Пояснить детям, что в уголке могут «жить» черепаха, хомячок, морская свинка, попугай, канарейка, лягушка, тритон, рыбы.

Уточнить творческую задачу – лепить животных с натуры, чтобы они были маленькие и пластилиновые, но как настоящие.

-Показать детям изображения или фотографии животных, запечатленных в наиболее интересных позах, и дает комментарии: попугай сфотографирован сбоку с открытым клювом, приподнятыми крыльями и задорным хохолком; черепаха высунула голову и повернула в сторону, будто прислушивается к шороху песка – не приближаются ли враги; хомячок поднялся на задние лапки, передними держит колосок, а за щеками у него «кладовочки», - вон как разгулялись, больше головы.

-Обратить внимание детей на то, что лепить животных можно разными способами – из целого куска (морская свинка, хомячок) или из нескольких частей (черепаха, попугай, канарейка); отдельные детали можно прорабатывать стекой (прорезать ротик, процарапать шерстку), для глаз удобно использовать пуговички, бусинки или бисер.

-Предлагаю детям договориться о том, кто какое животное будет лепить (чтобы в нашем уголке природы не оказалось 10 черепах), и разместиться небольшими группками возле животных, чтобы лепить с натуры.

Дети выбирают натуру – разных обитателей уголка живой природы – хомячок, морская свинка, черепаха, волнистые попугайчики – и начинают лепить, время от времени обращаясь к натуре и иллюстрациям в альбоме.

-В конце занятия дети рассказывают о своем животном, сравнивают его с реальным объектом живой природы.

Чтение шуточных стихов Г.Р.Лагздынь о живом уголке и его обитателях:

В живом уголке.                                                                                                 Фомка-хомяк.

Влезла в лужу черепаха,                                                                                     Фомка-хомяк в клетке сидит.

Стала грязная рубаха.                                                                                          Фомка-хомяк на Федю сердит:

Взял Алеша черепаху,                                                                                         Фокус один он хотел показать –

Вытер тряпочкой рубаху.                                                                                    К своей хомячихе из клетки удрать!

Нет ни маек, ни рубах

Про запас у черепах.

Как много здесь птичьих

Звенит голосов!

От тоненьких альтов

До низких басов.

Один попугай лишь

На ветке молчал,

Наверно, по Африке

Мило скучал.

Морская свинка.

У мамы, морской свинки

Мягкие щетинки!

У мамы, морской свинки

Красивый, гладкий хвост!

У мамы, морской свинки

Глазки, как рябинки,

Только хвост у мамы

Пере-перерос!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по дошкольникам Дидактические и ролевые игры

Пояснительная записка    Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оце...

Курс по дошкольникам Основы безопасности

Пояснительная запискаНе для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных гр...

Кратчайший курс по лепке из соленого теста.

Данное методическое пособие включает в себя систематизированный материал по обучению детей дошкольного возраста лепке из соленого теста. Пособие может быть интересно широкому кругу читателей: пед...

Курс для дошкольников по математике "Формирование математических понятий"

Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе....

Методические рекомендации по реализации программы курса внеурочной деятельности «Лепка»

Методические рекомендации адресованы учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, реализующим программу внеурочной деятельности «Лепка», работающим в гончарн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развивающий курс для дошкольников «Будущий первоклассник»

Современное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образованияподрастающего  поколения  и  в  том  числе  и  дошко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ЛЕПКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать....