Пути успешной адаптации первоклассников к школе
статья по теме

Соколова Наталья Геннадьевна

Пути успешной адаптации первоклассников к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_pervokl-v.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути успешной адаптации первоклассников к школе

Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг., утвержденной приказом Министерства Образования России от 18.10.99 № 574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития и воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг., федеральной целевой программе №Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Главная задача российской образовательной политики обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Реализация основных направлений развития воспитания в системе образования до 2010г. В Концепции модернизации призвана способствовать решению ряда важнейших задач.

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Федеральный комплект государственного стандарта начального общего образования определяет базовые цели:

- сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

- формирование у младших школьников желания и умения учиться;

- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе
развития Российского общества является целью и критерием успешности
модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из
наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-
психологическом, так и в физическом         плане.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

Одна из приоритетных целей, которую должна решать начальная школа
на современном этапе это сохранение, поддержка и развитие индивидуальности   ребенка.

Таким образом, задача модернизации начальной школы становится более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6 - 6,5 лет, поэтому адаптация первоклассников в школе является проблемой в условиях модернизации российского образования.

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель выпускной работы – найти пути успешной адаптации первоклассников к школе.

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка анализа теоретических источников в связи с работой над проблемой, найдены пути адаптации первоклассников к школьному обучению.

Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе

« Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже».

Л.Н. Толстой

  1. Проблема адаптации  первоклассников к школе.

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью (5).

        Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. Было выявлено, что характер и особенности общения ребенка со взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению.

Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено. В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых (дети из асоциальных семей). В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно.(13).

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.

Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие: во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность; во-вторых, школьное обучение требует обязательного выполнения рядя для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

  1. режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
  2. коммуникативные трудности ( чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  3. проблемы взаимоотношений с учителем;
  4. проблемы, связанные с изменением семейной обстановки..

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

  1. несформированности элементов учебной деятельности;
  2. несформированности мотивации учения;
  3. неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
  4. неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит) стали привычными. Что касается

правил поведения в школе, то их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.(8)

Кроме того, будущим первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.

Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к бучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.

Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации будущих первоклассников к школе. Для этого важно дать им возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками, подготовить к регулярному обучению в школе.

Таким образом, поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.

1.2. Готовность ребенка к школе.

Вопрос о психологической готовности ребенка к школьному обучению, ее сущности, структуре, ведущих показателей, а также ее влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах всегда интересовал психологов и педагогов. В настоящее время в науке существует множество разнообразных подходов к исследованию этой комплексной проблемы, что свидетельствует о ее важности и очевидной сложности. Ей посвящено много исследований (Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Т.И. Бабаева и др.).

Готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование, включающее помимо предметно – специфической готовности психологическую готовность, предполагающую сформированность социальных и познавательных мотивов и определенный уровень  развития общения; развития произвольности как умения ребенка планировать, регулировать  контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом; определенный уровень развития нагядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, подчеркивал Д.Б. Эльконин, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л.С. Выготский).

Не смотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности, ее структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.

Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода нужна учителям начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6 – 7 – леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения даже на ближайшее время.

Психологическая готовность – это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Составители школьных учебных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому наличие этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу.

Готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребенка. Однако главная цель изучения готовности не сводится к оценке успешности развития ребенка в дошкольном возрасте. Изучение готовности - это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребенка в следующем возрастном периоде - младшем школьном

возрасте. Таким образом, готовность к обучению — это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника.

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Рассматривают готовность к школе в таких сферах, как интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, волевая.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Интеллектуальная готовность к школе предполагает так же формирование у ребенка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

        - дифференцированное восприятие;

        - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

        - логическое запоминание;

        - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

        - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и        применению символов;

        - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогали бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть со взрослыми, не способны долго слушать учителя. Часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И, напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться в конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более и менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют следующие параметры:

- умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Волевая готовность к школе.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не достаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у детей в первом классе.

Таким образом, готовность к школе проявляется в том, что дети считают в школе главным, ценным, достойным. Готовые к обучению дети думают и хотят от школы того, к чему их приготовили, им нравится считать, читать и писать. Когда ребенок радуется тому, что он узнал, чему научился, можно сказать, что он действительно стал школьником.

                                          1.3. Психологические особенности

 детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 6-7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в этом возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывают высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях социальной и психологической неполноценности.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать, как эти предметы устроены, для чего они предназначены и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника «как» это надо делать, каким способом.

Таким образом, изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иным словом, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует отметить, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

1.4. Концепция успешной адаптации первоклассников к школе.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, собственного педагогического опыта, пришла к выводу о разработке концепции успешной адаптации первоклассников к школе, целью которой является создание условий для безболезненного вхождения первоклассников в школьную жизнь.

                                                                                                           

                                                                                                                     ( Схема № 1.)

Концепция направлена на:

Цель:    создание    оптимальных    условий    для    социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

опирается на:

(принципы)

осуществляется через:

(средства)

основывается на:

(ресурсы)

        приводит к:

(результат)

- сформированная положительная Я-концепция учен

Уже несколько лет понятие «школьная адаптация» стало использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от нас, от взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки.

Моя концепция опирается на ряд принципов:

Индивидуализации, который подразумевает изучение особенностей личности (каналы восприятия, типы мышления, восприятия, памяти, речи), ученик изначально принимается как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями.

Принцип личностно-ориентированного подхода раскрывается через S S отношения, создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время.

Принцип рефлексии означает диалог с совестью, потребность постоянно анализировать себя без обмана, признаваться в ошибках своевременно их исправлять, а так же радоваться успехам своим и успехам товарищей.

Создание условий для успешной адаптации первоклассников я осуществляю, через современные педагогические технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии - означает учет индивидуальных
    психологических      особенностей      учащихся,       соблюдение       санитарно-
    гигиенических норм, использование в работе методики здоровьесбережения
    Базарнова.
  2. технология   ненасильственного   обучения   -  означает   построение
    образовательного процесса без принуждения, главным образом без применения
    разного  рода угроз  (крика,  наказаний,  оскорблений,  физических расправ).
    Данная технология основывается на аргументации и педагогике сотрудничества
    (интересе, обсуждениях, рассуждениях, совместной творческой деятельности).

Используя эту технологию, я не только заинтересовываю, увлекаю учащихся учебным материалом, но и вывожу их на необходимый и достаточный уровень его осмысления и понимания.

-технология диалогового обучения и воспитания - это такой способ организации воспитательного процесса, когда активизируются важнейшие процессы личностного развития (самореализация и самоутверждение). Используя в своей работе данную технологию, я стараюсь пробудить в учениках естественные человеческие проявления: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать свое мнение, умение считаться с мнением других, открытость, искренность. Все это проявляется в отношениях между учениками и между учителем и учениками.

Одним из средств в моей педагогической деятельности является гармонизация «Я» ученика. Стремлюсь к целостному развитию ребенка, развивая шесть жизненноважных центров: интеллектуальный, эмоционально-чувственный, речь, поведение, умение общаться и физическое тело. Это осуществляется через организацию и проведение занятий «Школы будущего первоклассника» в МДОУ № 3 г, Оханска, организацию лагеря дневного пребывания для будущих первоклассников «Первышок» в летний период, факультативный курс для учащихся первого класса «Я -  первоклассник» и кружок по развитию познавательных способностей первоклассников «Умники и умницы». С помощью этих средств я формирую у детей следующие качества: мышление, внимание, память, творчество, адекватную самооценку, учебную мотивацию.

Как средство в работе с первоклассниками я выделяю и работу с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, совместные с детьми праздники.

Концепция успешной адаптации первоклассников к школе основывается на материально-технической базе, финансах, кадрах и нормативных документах.

Результат - сформированная положительная «Я-концепция» ученика.

Таким образом, школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Обобщение собственного педагогического опыта работы по проблеме адаптации первоклассников к школе.

«Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Помните, что мы их не знаем».

Толстой Л.Н.

2.1. Система форм, методов и средств, применяемых в педагогической

деятельности по адаптации первоклассников

к школьному обучению.

                                               (Схема № 2).

Уже давно известно, что начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка, его деятельности и предъявляет серьезные требования к физическому и психическому развитию. А успешность обучения во многом зависит от того, на сколько дошкольник готов к сложным для него и очень трудным учебным нагрузкам, к новому социальному статусу ученика. Над данной проблемой я работаю пятый год и нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь и организации обучения их в адаптационный период.

2.1.2. Из опыта работы «Школы будущего первоклассника»

О проблеме преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования сказано немало слов, написано много книг. На протяжении не одного десятка лет эта проблема искала своего решения. Однако приходится констатировать, что и в наши дни она не утратила своей остроты. И поэтому возникает необходимость помочь детям, их родителям и самой школе еще в детском саду лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые недели пребывания в школе более комфортными, сократить до минимума всегда сложный адаптационный период.

Говорят, что первая учительница - это важный человек в жизни первоклассника. Четыре года назад у меня возникла идея создания программы «Школа будущего первоклассника» (приложение №1). Это была попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны подготовить дошкольников к обучению в начальной школе.

Цель данной программы: Помочь дошкольникам в социально-психологической готовности к школьному обучению.

Задачи:

- Овладение дошкольниками основными правилами школьной жизни;

- Привитие навыков учебного сотрудничества с учителем;

- Формирование положительного настроя у дошкольников на школьное обучение;

- Снижение внутренней напряженности и формирование эмоционального комфорта дошкольников.

 Данная программа рассчитана на 30 занятий (один раз в неделю) с октября месяца по май включительно. Провожу занятия в стенах детского сада для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Так, например, дети учатся правильно сидеть за партой, держать ручку или карандаш, приветствовать учителя и работать в коллективе. На экскурсиях в школу знакомлю будущих первоклассников с помещением класса, его оборудованием и материалами. Дети узнают, как проходит урок, овладевают основными навыками и правилами школьной жизни. На занятиях пытаюсь привить детям навыки учебного сотрудничества с учителем и будущими одноклассниками.

Занятия проходят в занимательной игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (книга М.А.Панфиловой «Лесная школа»). Это тридцать сказок, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Сказки о героях Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить. Каждое занятие завершается подведением итогов занятия. Мы вместе с детьми обсуждаем их успехи и достижения на прошедшем занятии, стараемся разобраться в возникших затруднениях. Побуждаю детей высказать свое личное мнение, например, по таким вопросам, как: что вам сегодня понравилось на занятии и почему? Что было особенно трудно, а что - легко и почему? В данном виде работы стараюсь помочь детям научиться рефлексировать свою деятельность. А иногда идеи и предложения детей для меня могут стать основанием для внесения определенных изменений в дальнейшую программу занятий. Иными словами, дети подготовительной группы личностно готовятся к началу школьного обучения.

В свою очередь, я посредством наблюдений за индивидуальным а развитием детей и общения с их родителями накапливаю богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет мне заблаговременно подготовиться к началу нового учебного года.

Впервые оказываясь на пороге школы, ребенок «приносит» с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения. Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому мною предусмотрена и работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания на темы: собрание - деловая игра с практическими советами «В игре готовимся к школе» (приложение № 2); «Готов ли мой ребенок пойти в школу?»; «Мой ребенок будущий первоклассник» (психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе). Стараюсь проводить собрания в непринужденной обстановке, в виде «семейных советов», консультаций, диалогов, опираясь на уже имеющийся опыт родителей и преподнося им новые сведения и информацию.

В конце каждой встречи провожу рефлексию, где родители высказывают свое мнение о том, что узнали, чему научились. Так, например, после встречи-практикума с родителями на тему «Готов ли мой ребенок пойти школу?», я прочитала такие отзывы: «Спасибо за полученную информацию! Теперь я всерьез задумалась о том, что нельзя пускать на самотек подготовку сына к школе. Буду больше уделять внимания развитию его способностей» Каменских О.А. или, «Не знала, что перед обучением в школе ребенок должен наиграться, иначе в игру может превратиться его учеба. Пусть играет! Я и сама буду принимать участие в играх дочери дома» Бучельникова Г.Н.

Считаю, что раннее знакомство дошкольников и их родителей с будущим учителем, общение с ним в стенах детского сада дают определенные плоды в дальнейшем школьном обучении. Общая атмосфера наших встреч создает особый положительный эмоциональный фон и является одним из первых шагов успешной адаптации первоклассников к школе. И придя в школу 1 сентября, дети не боятся встречи с новым для них человеком - учителем, а напротив, с радостью спешат увидеться с ним.

2.1.3. Работа с детьми, не посещающими

детское дошкольное учреждение.

Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства общего и профессионального образования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации, проходившей 11 декабря 1996 г. В ее решении было отмечено «...Одной из острых оказалась проблема преемственности между дошкольным воспитанием и начальным обучением. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом снижается по ряду причин, что привлекло к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению. Семейное же воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования».

К сожалению, не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению. Как показали мои наблюдения, есть определенный процент детей, которые приходят в школу не подготовленными даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты, в соответствии с возрастом интеллект, речь, память, воображение, моторные функции. Все это осложняет дальнейший процесс обучения таких детей, а иногда делает его непреодолимым. Дети долго адаптируются к школе, становятся замкнутыми, тревожными.

Причин, по которым дети не посещают дошкольные учреждения, может быть много и все они разные. Одна из основных причин — асоциальные и неблагополучные семьи. Значительная часть детей из таких семей вообще не посещает детские сады. Школа оказывается для них первым образовательным институтом, с которым они сталкиваются в своей жизни. Многие из детей, получивших семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения. При наборе первого класса передо мной встала проблема: как можно раньше выявить детей, не охваченных дошкольным образованием и попытаться за короткий промежуток времени максимально подготовить их к обучению в школе. Возникла идея составить план и организовать при школе летний лагерь дневного пребывания «Первышок» для детей с разным уровнем готовности к школе и в первую очередь для детей, не посещавших дошкольные учреждения (приложение № 3). Цель его организации: создать условии для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь и развития у них познавательных способностей.

Списки детей, не посещающих детские сады, нам были предоставлены детской консультацией центральной районной больницы. Следующим этапом моей деятельности в данном направлении была работа с родителями. Нужно было выяснить причину непосещения детьми детского сада, провести разъяснительную и агитационную работу с родителями, чтобы дети посещали лагерь «Первышок».

Сроки организации лагеря дневного пребывания «Первышок» конец июля месяца, начало августа. Это самое, на мой взгляд, оптимальное время для подготовительной работы с дошкольниками в летний период. Его продолжительность 18 рабочих дней. В лагере ребята находились с 9 часов утра до 15 часов. Каждый день проходил по определенному распорядку, одним из пунктов которого являлись групповые развивающие занятия.

Основу занятий составили игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Большое внимание на занятиях уделяла упражнениям, направленным на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. Так, например, каждое занятие начиналось с создания хорошего настроения: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу! Составим «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А». Дети приводят свои примеры: «аккуратный, активный, аппетитный, ароматный, ангельский и др.». Эти слова вносили положительную энергию в занятия, помогали создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения. Важно на этом этапе занятия пробудить в детях желание сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основная часть занятий включала в себя задания на развитие познавательных способностей (ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения), психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может.

Главный результат, который я предполагала получить на данном этапе работы с будущими первоклассниками - умение слушать и слышать учителя, т.е. уметь подчиняться его словесным указаниям. Решая эту проблему, я использовала задания «Образец и правило», в котором нужно соединить значки, расположенные справа так, чтобы получился точно такой же рисунок слева. При этом запомнить правило: нельзя проводить линию между двумя значками. Игры «Раскрась правильно», «Где этот домик?», «Чей узор лучше?» (графический диктант) и т.д. Детям очень нравятся такие задания и в последствии они сами пытаются составлять подобные упражнения, особенно графические диктанты.

При проведении занятий для меня важным было то, чтобы весе дети правильно понимали инструкцию предлагаемых заданий, т.к. в группе были дошкольники с разным уровнем готовности к школе. Детям с высоким уровнем готовности старалась предоставлять как можно больше самостоятельности при выполнении заданий, только помогая, объясняя и направляя их деятельность. Больше внимания уделяла детям с низкой готовностью к школе и детям, не посещающим дошкольные учреждения. Ответы дошкольников обязательно обсуждались, и я пыталась вовлечь в это обсуждение всех детей.

Показателями эффективности организации лагеря дневного пребывания «Первышок» стало развитие познавательных способностей детей, формирование положительного отношения будущих первоклассников к школе и учителю, повышение уровня развития эмоциональной сферы, уверенности в себе. Все эти показатели дают положительный результат в адаптационный период первоклассников, о чем свидетельствуют данные диагностики.

2.1.4. Психолого-педагогическое сопровождение     первоклассников на первичном этапе адаптации к школе.

Незаметно пролетело лето, и бывшие дошкольники встали на порог нового этапа развития - они стали учениками. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь первоклассников. Очень сложным для них является период адаптации. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит, (это может протекать и на фон хорошей успеваемости).

Помочь первокласснику преодолеть возникающие затруднения в период адаптации к школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого и успешного прохождения адаптационного периода учащихся для последующего их обучения и развития убедило меня в том, что необходимо содействие детям, испытывающим адаптационные затруднения. Я считаю, что деятельность учителя должна быть ориентирована на индивидуальные особенности ученика.

Работа по адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание в мае месяце, заполнение анкеты)                        (Приложение №4)
  2. «Поздравительное письмо первокласснику» (за неделю до начала учебного года).                                        (Приложение №5)
  3. Этап психологической адаптации (блок классных часов «Здравствуй, школа!»).
  4. Адаптационные занятия «Я – первоклассник».
  5. Развитие познавательных способностей первоклассников (кружок «Умники и умницы»).                        (Приложение № 7).

   

 Огромную помощь в этом мне оказали и оказывают родители детей. В конце мая, перед началом нового учебного года, я традиционно провела организационное собрание для родителей будущих первоклассников. На собрании я рассказала о себе, об учебной программе и своих требованиях. Узнала, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от меня. На этом собрании мамы и папы заполнили анкету (приложение № 4), которая помогла мне узнать, как рос ребенок до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит, на что мне обратить внимание.

А мои завтрашние ученики, так же как и я, с радостью и волнением будут ожидать 1 сентября: какая она, школа?

За неделю до начала нового учебного года каждому из своих первоклассников я отправила написанное от руки поздравительное письмо, как учил нас великий педагог Ш.А. Амонашвили (приложение № 5). Наверняка дети не раз попросили прочитать взрослых его. Как было услышано позже от родителей, дети с нетерпением ждали встречи с учителем, ведь для некоторых она была самой первой и самой запоминающейся. 1 сентября совместно с родителями для детей был проведен яркий праздник «Здравствуй, школа!», который дал положительный настрой на сотрудничество детей, как с учителем, так и с одноклассниками.

Далее мне предстоял этап организации такого взаимодействия с детьми, в ходе которого дети могли успешно адаптироваться в условиях школы. По моим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

Первое - психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно отличаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.

Второе направление - освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, обратная связь с учителем.

Моя роль адаптационный период в значительной степени смягчить и ускорить этот процесс. На самых первых классных часах даю первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. Дети вместе со мной пускаются в обсуждение различных школьных ситуаций: «Как вести себя на перемене?», «Для чего люди учатся?», «Что будет, если на Земле не будет школ?». Первоклассники придумывают различные решения проблем, выходы из затруднительных ситуаций. Во время таких обсуждений всегда создаю доброжелательную обстановку, чтобы замечания не приносили отвечающему огорчений. И если ребенок чувствует поддержку, он любим, значим, это «...выводит его за пределы самого себя, навстречу другому «я», чтобы образовались «мы».

Учителем составлен план адаптационных  занятий   «Я   - первоклассник», помогающих первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. Занятия рассчитаны на  10 часов с периодичностью один раз в неделю и проводятся в течение первой четверти. Темы  занятий:

     1.   Знакомство первоклассников со школой (экскурсия по школе).

2-3 .Правила    школьной    жизни,    Знакомство    первоклассников    с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом.

4.        Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса
школьника.

5.        Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса
школьника.

6.        Я среди других.

7-8.  Учимся  работать  дружно.   Знакомство  учащихся  с  навыками

учебного сотрудничества.

9-10.      Первоклассное      путешествие.      Закрепление      позитивного

эмоционального отношения к школе и обучению.

На основе диагностики можно сделать вывод, что курс занятий «Я первоклассник» дают положительный результат: первоклассники становятся более раскрепощенными в общении, у них формируется положительная мотивация учения и навыки сотрудничества, которые в последующей работе нужно закреплять и развивать.

Действительно, очень труден и тернист для первоклассников адаптационный период в школе. И главной своей задачей считаю - создание благоприятных условий, чтобы начало обучения ребенка в школе позволило занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности.

2.2.1.  Сущность и задачи  диагностики.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.  

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики должно максимально учитывать особенности и возможности 6-7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

С проблемой адаптации первоклассников я столкнулась в очередной раз, когда принимала детей в школу. Низкий уровень развития произвольности у детей мешал им воспринимать учебную задачу. Некоторые дети не видели за моими вопросами учебных проблем, а воспринимали их как повод для непосредственного общения. Учащимся с несформированным навыком общения со сверстниками и взрослым мешали выслушивать им ответы одноклассников, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно реагировать на успехи или неудачи другого ребенка (высмеивание, громкое обсуждение, слезы зависти). Низкая интеллектуальная готовность детей к школе доставляла трудности в составлении схем слов и предложений, в записи математических задач с помощью условных обозначений. Низкая самооценка учеников мешала почувствовать им ситуацию успеха. Другими словами, все эти факторы затягивали период адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. И вновь набирая первоклассников, я поставила перед собой цель – создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения первоклассников в школьную жизнь.

Исходя из выше сказанного, мы выдвигаем гипотезу. Предполагается, что создание определенных социально-психологических условий ведут к успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Объектом исследования являются учащиеся 1«А» класса (испытуемый класс), 1 «В» класса (контрольный класс), их родители.

Предметом исследования являются взаимосвязи адаптации первоклассников к школе и путями ее успешного преодоления:

- интеллектуальная готовность первоклассников к школьному обучению;

- личностная (социально-психологическая) готовность;

- волевая готовность.

Цель исследования – анализ результатов педагогической деятельности по  проблеме адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения феномена адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
  2. Подобрать методы исследования по заявленной проблеме (анкеты, диагностические методики, наблюдения).
  3. Применить диагностические материалы на практике.
  4. На основе выводов исследований определить пути работы над проблемой.

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе мы использовали методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе которой, выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе мы использовали методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников».В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе»     М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

2.2.2. Результаты диагностики и их обсуждение.

Определение педагогической готовности детей

к школьному обучению.

Данная диагностика позволяет определить стартовую педагогическую готовность будущих первоклассников, запас знаний, умений и навыков к началу школьного обучения.

Результаты:

Контрольный класс

Испытуемый класс

Уровень 

Число первоклассников

Уровень

Число первоклассников

Высокий

5 

Высокий

8 

Средний 

14 

Средний 

15

Низкий

8 

Низкий 

4 

Анализируя результаты диагностики, мы видим, что целенаправленная работа по подготовке детей к школе в испытуемом классе дает более высокий результат по сравнению с результативностью учеников контрольного класса в параллели. И хотя данные уровни педагогической готовности детей к обучению в школе являются общепринятыми и условными они позволяют нам определить исходные возможности ребенка и спрогнозировать направление индивидуального продвижения его в дальнейшем обучении.

Результаты опроса «Готов ли я стать школьником»

Уровни эмоциональной

готовности к школьному обучению

Дошкольники контрольной группы 

Дошкольники испытуемой группы

Высокий 

7 человек 

1 5 человек 

Настрой на игру и общение 

17 человек 

1 1 человек 

Избежание школьного обучения 

3 человека 

1 человек 

Данные результаты показывают большинство положительных ответов, соответствующих высокому уровню эмоциональной готовности будущих первоклассников после целенаправленной подготовки через занятия в «Школе будущего первоклассника» в дошкольном учреждении и посещения летнего лагеря дневного пребывания «Первышок». По ответам детей видно, что у них проснулся интерес к школе, получению знаний, они хотели бы многому научиться. Это говорит о том, что данные формы работы с будущими первоклассниками дают положительную динамику в их эмоциональном настрое на ситуацию школьного обучения.

Результаты оценки уровня школьной мотивации первоклассников.

Анализ данного исследования позволяет сравнить уровни школьной мотивации учащихся испытуемого и контрольного классов.

Уровни школьной мотивации

Контрольный класс

Испытуемый класс

1 . Высокая школьная мотивация 

4 человека 

8 человек 

2. Нормальная мотивация 

1 1 человек 

15 человек 

3. Внешняя школьная мотивация 

7 человек 

3 человека 

4. Низкая школьная мотивация 

4 человека 

1 человек 

5. Дезадаптация 

1 человек 

0 человек 

Всего 

27 человек 

27 человек 

Результаты данной диагностики позволяют судить о положительной динамике школьной мотивации, обучении и развитии детей, прослушавших курс  классных часов «Здравствуй, школа!» и прошедших адаптационные занятия «Я – первоклассник». Эти мероприятия дали положительную динамику в принятии ситуации школьного обучения первоклассников. Дети достаточно хорошо адаптировались к школе, успешно осваивают новую социальную роль ученика, принимают новые требования, овладевают новой для них деятельностью, активно вступают в новые отношения со сверстниками и учителем.

Результаты анкеты для родителей «Адаптация ребенка к школе».

Данные анкеты позволяют сравнить уровни адаптации детей к школе контрольного и испытуемого классов.

В результате сравнения показателей видны значимые различия.

  Показатели уровня

            адаптации

Контрольный

 класс

Испытуемый

класс

Адаптация к школе 

6 человек 

19 человек 

Возможная дезадаптация 

1 6 человек 

7 человек 

Дезадаптация 

5 человек 

1 человек 

Всего 

27 человек 

27 человек 

Таким образом, из наших данных видно, что рост числа учащихся, успешно адаптировавшихся к школе, в испытуемом классе составило    70,4 %, это на 48,2 % больше, чем в контрольном классе на конец ноября месяца  2005-2006  учебного года.

 Это говорит о том, что  целенаправленная деятельность и системность работы дает положительную динамику в успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, овладению ими новой социальной роли ученика и положительной мотивации к получению знаний. Все эти показатели напрямую связаны с характером эмоционального состояния детей, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому в своей работе стараюсь создавать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха на уроках, взаимопонимания и доверия ребенка, что приобретает еще большее значение при обучении первоклассников.

1. Диагностическая методика, определяющая педагогическую готовность детей к школьному обучению (Журова Л.Е.).

Педагогическая диагностика включает в себя групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах.

Задание 1.

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Тест задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите их на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру».

Оценка выполнения задания:

3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий.

1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

Задание 2.

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клеточка закрашена черным цветом.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

  1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4
    клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
  2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две
    клетки и третью клетку закрасьте синим карандашом.
  3. Возьмите зеленый карандаш и клетку, расположенную слева от синей и
    через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
  4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять
    клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

При оценивании данного задания за каждых два неверных шага снимается 1 балл из расчета общих 3 баллов. К неверным шагам относятся ошибки в направлении, счете, начале отсчета.

Задание 3.

Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне», выявление способности правильно понимать высказывание.

Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:

Текст задания:

1)        Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне
квадрата.

2)        Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне
круга.

3)        Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку,  которая  была бы
расположена внутри круга, и внутри квадрата.

4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и

вне круга и вне квадрата.

Оценка выполнения задания:

3 балла - все выполнено верно.

2        балла - выполнено верно 2-3 пункта задания.
          1 балл -  выполнен.

0 баллов - задание не выполнено.

Задание 4.

Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в 3-4
строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники:        . Примерно

в середине один круг пустой.

Текст задания: «Найдите у себя на листе рисунок, на котором изображены круги и треугольники. Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

3        балла - сравнение проведено верно.

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Задание 5.

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: «Ann can play».

Текст задания: «Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же».

Оценка выполнения задания:

3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

1 балл - с образцом совпадают 2-3 буквы, верно только 1 пункт задания

0 баллов - каракули.

На этом педагогическая диагностика заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужна педагогическая помощь в развитии познавательных процессов и подготовке к обучению школе.

2. Методика для дошкольника «Готов ли я стать школьником?» (Хасанов А.Е.).

Данная методика направлена на выявление психологической и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольнику зачитываются вопросы, если он согласен с высказыванием, то в таблицу ответов под номером соответствующего вопроса поставить «+», в противном случае оставить клетку пустой.

  1. Мне в школе будет интереснее, чем в детском саду или дома.
  2. Я хочу учиться в школе, чтобы больше знать и уметь.
    3. В школе я буду получать только четверки и пятерки.
  1. Я хочу, чтобы уроков было больше, чем перемен.
  2. Мне хочется идти в школу, потому, что там, у детей есть учебники, тетради,
    каникулы, перемены.
  3. Я иду в школу, чтобы стать таким, как мои старшие друзья.
  4. Все дети в классе будут моими друзьями.
  5. В школе я больше хочу играть с друзьями, чем учиться.
  6. Мне надо идти в школу, потому, что этого хотят мои родители.

10.        Я остался бы в саду еще годик.
11. Мне страшно идти в школу.

12. Я хочу остаться маленьким, чтобы не идти в школу.

Ключ:

Наличие большого количества положительных ответов («+») в вопросах 1 - 4 свидетельствует о высоком уровне эмоциональной готовности ребенка к школе..

Если положительных ответов больше в вопросах 5 - 8, то ребенок больше настроен на игру и общение, чем на обучение. 

Большинство положительных ответов в вопросах 9 — 12 говорит о том, что у ребенка страх ли отвращение перед школой, и он всеми силами желал бы избежать школьного обучения.

3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации первоклассников (Лусканова Н.Г.).

Данная анкета позволяет изучить уровень учебной мотивации учащихся.В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

  1. Высокая школьная мотивация, учебная активность - 25-30 баллов;
  2. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла;

3.        Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 15-19 баллов;

4.        Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов;

Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов.

Ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

4. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

  1. неохотно (ДА)
  2. без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

2.        Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное
новый распорядок?

  1. пока нет (ДА)
  2. не совсем (ВДА)
  3. в основном, да (А)

3.        Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

  1. скорее нет, чем да (ДА)
  2. не вполне (ВДА)
  3. в основном да (А)

4.        Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

  1. иногда (В ДА)
  2. довольно часто (А)
  3. затрудняюсь ответить

5.        Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

  1. в основном отрицательные впечатления (ДА)
  2. положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
  3. в основном положительные впечатления (А)

6.        Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего
задания? (укажите конкретную цифру).

7.        Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

  1. довольно часто (ДА)
  2. иногда (В ДА)
  3. не нуждается в помощи (А)

8.        Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  1. перед трудностями сразу пасует (ДА)
  2. обращается за помощью (ВДА)
  3. старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
  4. настойчив в преодолении трудностей (А)

9.        Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

  1. сам этого сделать не может (ДА)
  2. иногда может (ДА)
  3. может, если его побудить к этому (А)
  4. как правило, может (А)

10.        Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

  1. довольно часто (ДА)
  2. бывает, но редко (ВДА)
  3. такого практически не бывает (А)

11.        Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

  1. нет (ДА)
  2. скорее нет, чем да (ВДА)
  3. скорее да, чем нет (А)

А - адаптация; ВДА - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

Заключение

В настоящее время в связи гуманизацией и гуманитаризацией образования педагогические коллективы школ получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов.

Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяю тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.

Результаты моей педагогической деятельности по проблеме успешной адаптации первоклассников к школе позволили сделать следующие  выводы:

  1.  Составленная учителем концепция успешной адаптации первоклассников к
    школе помогла  выработать систему занятий и внеклассных мероприятий, помогающих детям  адаптироваться к школе.
  2. Раннее знакомство дошкольников с будущим учителем, общение с ним в течение года через подготовительные занятия «Школа будущего первоклассника» дает положительный результат в эмоциональном настрое на обучение в школе.
  3. Система классных часов «Здравствуй, школа!» и занятий «Я – первоклассник» помогают учащимся овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации.
  4. Создание учителем и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им  почувствовать ситуацию успеха.
  5. Через занятия в кружке «Умники и умницы»  решаются и другие
    задачи:

- развиваются познавательные способности детей, необходимые для
успешного   обучения   в   начальной   школе;  

- формируется устойчивая учебная мотивация   на   фоне   позитивной   «Я-концепции» детей; - развиваются социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями.

Список литературы

  1. Агафонова  И.Н.   Психологическая   готовность   к   школе   в   контексте
    проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.
  2. Александровская    Э.М.Проблемы    адаптации    в    гигиене    детей    и
    подростков. - М., 1983.
  3. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
  5. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000.
  6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей
    к школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2.
  7. Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001.
  8. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.
    // Начальная школа. - 1997. - № 12.

9.        Ковалева Л.В. Готовим детей к школе. // Начальная школа. - 2000. - №1.
10. Ю.Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки!.. - Ярославль, 1999.
11. Н.Локалова   Н.П.    120   уроков    психологического    развития    младших школьников. - М., 2000.

12.Нижегородцева Н.В.  Психолого-педагогическая  готовность  ребенка к

школе.-М., 2001.

13. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. 14. Н.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -- М.,

2000. 15.Понфилова     М.А.     Лесная     школа.     Коррекционные     сказки     для дошкольников и младших школьников. - М., 2002.

16.Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! - М., 2002.

17.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. — М., 1996.

18.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. - М., 1998.

19.Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольных

учреждений. // Начальная школа.  1999. - № 9.

20.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

21.Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам.   Задания   по   развитию

творческих способностей. - М., 2005.

22.Хрипунова   Л.Т.   Социальная   адаптация   ребенка   при   переходе   из

дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная

школа.-2001. -№ 1.

23.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучебнии. -

М., 1990.

24.Эксакусто   Т.В.,   Истратова   О.Н.   Справочник   психолога   начальной      школы.- «Феникс», 2003.

Пояснительная записка к программе

 «Школа будущего первоклассника»

        Цель: Формирование положительного эмоционального настроя на учебно-познавательную деятельность в школе.

        Задачи программы:

  1. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества со сверстниками.
  2. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  3. Оказание психологической поддержки детям, имеющим трудности в общении со взрослыми.
  4. Способствовать развитию творческого потенциала дошкольников.

Содержание: Основу групповых занятий составляют игры и психотерапевтические упражнения и сказки, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата.

Прогнозируемый результат:

- Снижение уровня тревожности и психической защиты;

- Эмоциональное благополучие ребенка в группе;

- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

- Учитель знакомится с личностными особенностями будущих первоклассников, что способствует выработке стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода.

Тематическое планирование занятий

«Школа будущего первоклассника».

Месяц

Тематика занятий

Сентябрь

-

Октябрь

Диагностика эмоциональной сферы дошкольника

Ноябрь

Развития эмоционально положительной мотивации учения

Декабрь

Развитие позитивной социальной мотивации учения

Январь

Развитие позитивной познавательной мотивации учения

Февраль

Формирование адекватного отношения к оценочному компоненту учебной деятельности

Март

Формирование устойчивого позитивного отношения к школе

Апрель

Развитие учебной мотивации

Май

Экскурсии в школу, посещение уроков первоклассников

Приложение

«Любимая школа»

Рекомендации родителям первоклассников.

Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3-х недель до полугода. Длительность его зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Каковы же признаки успешной адаптации?

 Увлеченность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка – внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу». Однако в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, учится сотрудничать с другими детьми. Помогите ему в этом. От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Первая учительница – это важный человек в жизни первоклассника. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения.

Сосед по парте – немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. Может быть, ваш отпрыск мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает, – очень ценно. Обязательно хвалите, если он выдержал подобное испытание с честью.

индивидуализации

личностно-ориентированный подход

рефлексии

взаимодействие с заинтересованными организациями

Гормонизация –

Я школьника (ученика)

современные педтехнологии

Взаимодействие с родителями

Материально-техническая база

- детский сад

- класс

- библиотека

- ММЦ

- ТСО

- DVD-тека

- фонотека

- литература

Финансы

- бюджетные средства

- спонсорская помощь

- добровольные родительские взносы

Кадры

- учитель нач.классов

- психолог

- логопед

- мед. работник

- соц. педагог

- библиотекарь

Нормативные документы

- Закон «Об образовании Пермской области»

- Концепция модернизации образования 2010 г.

- Стандарты образования

- Программа

 - сформированная положительная Я-концепция ученика

Летний лагерь дневного пребывания для школьников «Первышок

«Школа будущего первоклассника» в детском саду

Работа с неорганизованными и дошкольниками

Факультативный курс «Я – первоклассник»

Кружок «Умники и умницы»

Работа с родителями

Адаптация первоклассников к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной адаптации первоклассника к школе

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Успешная адаптация первоклассников в школе.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детсадовского периода к возрасту, требующему ответственности, д...

Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""

В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...