Преемственность детского сада и школы.
статья по теме

Салова Марина Николаевна

 

Преемственность детского сада и школы.

 

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                                                                                В.А. Сухомлинский.

 

         Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.  

           В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В нашей школе  воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа  помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.

        В ФГОС содержание образования четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др;
  • метапредметные (умение учиться);
  • предметные умения

 

      В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  • Умственные и нравственные способности учащихся;
  • Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

        Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

        Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. 

Направления развития  ребенка   в период предшкольного образования

  • Социально-личностное развитие;
  •  Познавательно-речевое развитие;
  •  Художественно-эстетическое развитие.

Социально-личностное развитие ребенка  в период предшкольного образования

Основная задача социально-личностного развития – содействие становлению у детей ценностных ориентиров:

  •  воспитание уважение к Родине и малой родине, приобщение детей к культуре;
  •  формирование нравственных представлений о добре и зле,  воспитание бережного отношения к природе, честности и справедливости;
  •  формирование произвольного поведения.

Показатели социально-личностной готовность ребенка к школе.

  •  Произвольность поведения - умение ребенка строить свою   деятельность  в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.
  •  Учебно-познавательная мотивация - развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
  •  Формирование самооценки - самоопределения, смыслообразования (ребенок должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня школа? – и уметь на него ответить) и нравственно-этической ориентации.

Познавательно-речевое развитие ребенка   в период предшкольного образования

 Основные задачи познавательно-речевого развития:

  •  комплексное развитие устной речи и подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение);
  •  развитие познавательного интереса детей (расширение кругозора, формирование интереса к изучению мира и позитивного отношения к нему);
  •  содействие интеллектуальному развитию ребенка (логическое мышление, воображение и образное мышление, формирование элементарных математических представлений и др.).

Показатель познавательно-речевой готовность ребенка к школе –

интеллектуальная готовность детей к обучению в школе (развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления).

Художественно-эстетическое развитие ребенка  в период предшкольного образования

Основные задачи художественно-эстетического развития детей:

  •  формирование интереса к эстетической стороне окружающей  действительности (развитие эстетического восприятия);
  •  приобщение детей к музыке, литературе, изобразительному искусству;
  •  удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

Показатели художественно-эстетической готовность ребенка к школе.

  •  Готовность к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование).
  •  Интерес и сопереживание тому,  что передано в высокохудожественных произведениях изобразительного искусства.
  •  Потребность совместной детской деятельности.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  • Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  • Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  • Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  • Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  • Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  • Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  • Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  • Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Для детского сада характерны:

  • бытовой комфорт,
  • совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность,
  • относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах,
  • неформальное общение со взрослым.

В начальной школе:

  • почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний;
  • ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится),
  • успешность деятельности ученика оценивается в баллах,
  • неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени.

      С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил.         Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности  личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д.  Успешность прохождения детьми этого,  столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

 

      Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

        Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.).

Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы

  • способствующей физическому;
  • духовному и нравственному развитию детей;

       то от учителя в первую очередь требуют:

  • чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал;
  • для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

       Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_det.sad_.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада и школы.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                                                                                В.А. Сухомлинский.

         Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.  

           В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В нашей школе  воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа  помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.

        В ФГОС содержание образования четко обозначены требования к его результатам:

  1. личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др;
  2. метапредметные (умение учиться);
  3. предметные умения

      В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  3. Умственные и нравственные способности учащихся;
  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

        Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

        Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада.  

Направления развития  ребенка   в период предшкольного образования

  1. Социально-личностное развитие;
  2.  Познавательно-речевое развитие;
  3.  Художественно-эстетическое развитие.

Социально-личностное развитие ребенка  в период предшкольного образования

Основная задача социально-личностного развития – содействие становлению у детей ценностных ориентиров:

  1.  воспитание уважение к Родине и малой родине, приобщение детей к культуре;
  2.  формирование нравственных представлений о добре и зле,  воспитание бережного отношения к природе, честности и справедливости;
  3.  формирование произвольного поведения.

Показатели социально-личностной готовность ребенка к школе.

  1.  Произвольность поведения - умение ребенка строить свою   деятельность  в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.
  2.  Учебно-познавательная мотивация - развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
  3.  Формирование самооценки - самоопределения, смыслообразования (ребенок должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня школа? – и уметь на него ответить) и нравственно-этической ориентации.

Познавательно-речевое развитие ребенка   в период предшкольного образования

 Основные задачи познавательно-речевого развития:

  1.  комплексное развитие устной речи и подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение);
  2.  развитие познавательного интереса детей (расширение кругозора, формирование интереса к изучению мира и позитивного отношения к нему);
  3.  содействие интеллектуальному развитию ребенка (логическое мышление, воображение и образное мышление, формирование элементарных математических представлений и др.).

Показатель познавательно-речевой готовность ребенка к школе –

интеллектуальная готовность детей к обучению в школе (развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления).

Художественно-эстетическое развитие ребенка  в период предшкольного образования

Основные задачи художественно-эстетического развития детей:

  1.  формирование интереса к эстетической стороне окружающей  действительности (развитие эстетического восприятия);
  2.  приобщение детей к музыке, литературе, изобразительному искусству;
  3.  удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

Показатели художественно-эстетической готовность ребенка к школе.

  1.  Готовность к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование).
  2.  Интерес и сопереживание тому,  что передано в высокохудожественных произведениях изобразительного искусства.
  3.  Потребность совместной детской деятельности.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  7. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  8. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  1. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Для детского сада характерны:

  1. бытовой комфорт,
  2. совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность,
  3. относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах,
  4. неформальное общение со взрослым.

В начальной школе:

  1. почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний;
  2. ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится),
  3. успешность деятельности ученика оценивается в баллах,
  4. неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени.

      С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил.         Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности  личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д.  Успешность прохождения детьми этого,  столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

      Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

        Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.).

Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы

  1. способствующей физическому;
  2. духовному и нравственному развитию детей;

       то от учителя в первую очередь требуют:

  1. чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал;
  2. для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

       Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы.

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»....

Преемственность детского сада и школы

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...

Сообщение "Преемственность детского сада и школы"

Совместная работа педагогов нашей школы и детского сада....

Преемственность детского сада и школы.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Презентация "Преемственность детского сада и школы"

Преемственность детского сада и школы....

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...