Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы
статья (1, 2 класс)

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неизбежны в вопросах обучения и воспитания, рождают массу взаимных претензий. Школа адресует свои вопросы детскому саду, родители недовольны и садом, и школой. Как разрешить это противоречие?

Решением данного вопроса и стала организация преемственности между ДОУ и школой, причем направленная на развитие детской инициативы, т.к. дети-главные участники образовательного процесса. Именно ребенок своей открытостью ко всему новому ведет за собой взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность

детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

1.Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неизбежны в вопросах обучения и воспитания, рождают массу взаимных претензий. Школа адресует свои вопросы детскому саду, родители недовольны и садом, и школой. Как разрешить это противоречие?

Решением данного вопроса и стала организация преемственности между ДОУ и школой, причем направленная на развитие детской инициативы, т.к. дети-главные участники образовательного процесса. Именно ребенок своей открытостью ко всему новому ведет за собой взрослых.

2.Итак, преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного уровня развития ребёнка.

 

                                                        НО

3.ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам.

На современном этапе акцент смещается с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходит сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться

Потому мы и хотим обратить внимание на преемственность

детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

4.Из модели личностно-ориентированного взаимодействия выделяем три основные направления.

Личностно-ориентированное взаимодействие – это

-принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребёнка, -развитие творческих способностей, самостоятельности,

-забота об эмоциональном благополучии.

На первый план образования выходит познавательно- исследовательская деятельность детей. Реализуется она путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

 При этом изменился и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка имеет свои плюсы. Для развития дошкольника и младшего школьника такой способ является наиболее естественным и эффективным.

5.Как осуществляется преемственность в школе.

 (диаграмма)

В школу приходят выпускники из детских садов, территориально приближенных к школе. На диаграмме видно, что это более 50% будущие первоклассники.

6.РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

В начале учебного года составляется план работы с ДОУ. Одним из самых наглядных способов является проведение открытых занятий в детском саду, куда приглашаются педагоги школы. И открытые уроки в 1 классах, где воспитатели могут увидеть своих выпускников. Дети особенно рады, когда видят среди гостей школы своих воспитателей.

Совещания, круглые столы позволяют спланировать методическую работу и ответить на волнующие вопросы, которые чаще всего касаются того, каким должен быть выпускник доу, как избежать трудностей адаптации к школе.

7.РАБОТА С ДЕТЬМИ

Экскурсии в школу с показом кабинетов начальных классов, кабинетов химии, физики, спортивного и тренажерного залов вызывают особый интерес у воспитанников ДОУ. Экскурсии проводят дети старшей школы, бывшие воспитанники д\с.

Мастер-классы в рамках экскурсии проводят педагоги, которые будут работать в 1 классе., а это первое знакомство с первым учителем.

Курсы подготовки к школе работают по программе «Первые шаги ребенка в школе». В рамках курсов проводятся следующие занятия:

      -речевое развитие (обогащение литературного опыта, инсценировки)

     -развитие математических способностей

     - логопедические игры

     -информатика

     -развитие творческих способностей (ИЗО, технология)

Педагог в условиях занятий в форме игры может увидеть и трудности ребенка, но главное обратить внимание на его успехи, способности, открытия.

Хорошей традицией стало поздравление педагогов ДОУ и школы с профессиональными праздниками. Воспитанники сада с удовольствием приходят в школу с праздничным представлением, первоклассники с радостью идут в детский сад, с поздравлениями ко Дню дошкольного работника. Дети делают сувениры своими руками каждому педагогу.

Самой сложной и скрупулёзной является

 8.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Первые собрания происходят в условиях детского сада, когда родители определяются со школой, с программой.

В рамках курсов подготовки к школе родители имеют возможность видеть, как развивается ребенок в условиях школы, какие испытывает трудности, может получить консультацию.

Дни открытых дверей позволяют увидеть работу школы не только в образовательном маршруте, но и возможность творческого развития ребенка в рамках внеурочной деятельности.

Только вовлеченность родителей в работу школы, класса, в интеллектуальное и творческое развитие детей позволяет найти точки соприкосновения и способствует тесному взаимодействию. И как следствие- меньше споров и конфликтов.

Как результат взаимодействия школы и сада-формирование класса будущих первоклассников уже в период подготовки к школе. Уже на этом этапе мы видим творческий потенциал детей и готовность родителей к сотрудничеству.

 9.Одной из форм развития детской инициативы является проект, как познавательно- исследовательская деятельность детей.

Посещая открытые занятия в ДОУ, мы обратили внимание, что уже в детском саду ведется работа в этом направлении. Конечно, пока это коллективные проекты, но в работу над ними вовлечены и дети, и родители. Для учителя это хорошая платформа для поддержания инициативы ребенка и семьи. Уже с первого класса дети участвуют в школьной научно-практической конференции. При выборе темы проекта главное-интересы ребенка. Сначала это коллективная работа:

«Веселые буквы», «В мире цифр», «Город на подоконнике».

Но уже во втором классе появляются индивидуальные проекты. И темы их очень интересны, более того, совместно с родителями ребенок ведет небольшую исследовательскую работу.

«Влияние позитивных эмоций на рост комнатных растений»,

«Первые шаги большого будущего» (в рамках развития финансовой грамотности)

И конечно, творческие проекты, когда смелый, открытый, непосредственный современный ребенок имеет возможность раскрыться для одноклассников, для педагогов, для учеников школы.

Завершая свое выступление, хочу еще раз обратиться к словам В.А Сухомлинского «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.»

А значит, вопрос преемственности может быть успешно решен при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Методическое сопровождение педагогов, ответственных за преемственность детского сада и школы в вопросах безопасности детей на дорогах

Изучение ПДД  ориентируется на основные принципы развития школы                с учетом современной государственной поли...

«Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

laquo;Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»...

Реализация задач познавательного развития младших школьников в условиях преемственности детского сада и школы

Важнейшая задача образования и его основной результат - это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ...