Главные вкладки

    Статья по теме:
    Преемственность детского сада и школы.

    Гренкова Алла Владимировна

    По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  ДЕТСКОГО САДА  И ШКОЛЫ.

    По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений.В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

    Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

    При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

    Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

    В проекте  государственных образовательных стандартов по дошкольному образованию написано:

    содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

    ● коммуникативно-личностное развитие;

    ● познавательно-речевое развитие;

    ● художественно-эстетическое развитие;

    ● физическое развитие.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

    ● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

    ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    ● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

    ● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

    ● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

    ● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

             Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

              Это в идеале.  Мы знаем, что все дети разные и растут они в разных семьях. Поэтому нам, учителям, хотелось бы видеть в будущих первоклассниках следующее:

    1. Социально-психологическая готовность к школе:

    *     учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

    *      умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    *     умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

    2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

    *   развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

    *  пространственная организация,  координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

    *  координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

    *    развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

    *     развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

    *    развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

     3. Очень важна речь:

    Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

    Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;

    Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

    Умение отвечать на вопросы и задавать их;

    Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

    Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

    К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.

     Составить для себя общую картину, готов ли малыш к обучению, вы сможете, ответив на следующие вопросы:

        1. Способен ли ребенок к простейшей классификации?

        2. Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру:  машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, мандарины - фрукты и т.п.

        3. Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?

        4. Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?

        5. Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

        6. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

        7. Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?

        8. Включается ли он в игру других детей?

        9. Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?

        10. Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?

        11. Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

        12. Сможет ли ребенок ответить, чем похожи и чем отличаются вещи или животные? К примеру,  кошка и белка.

    «Школьное обучение никогда не начинается

    с пустого места, а всегда опирается

    на определенную стадию развития,

    проделанную ребенком».

    Л. С. Выготский

    А помогаем детям мы, взрослые.

    Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по преемственности Детский сад и школа 251 на 2011-2012 учебный год

    Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, создание педагогического процесса целостного, последовательного, перспективного характера, об...

    Преемственность детского сада и школы.

    « От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»....

    Преемственность детского сада и школы

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...

    Преемственность детского сада и школы.

    Преемственность детского сада и школы. «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь ...

    Сообщение "Преемственность детского сада и школы"

    Совместная работа педагогов нашей школы и детского сада....

    Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

    Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...


     

    Комментарии

    Шмыгова Ольга Викторовна

    Согласна с каждым словом публикации по дошкольно-школьной преемственности. Принципиально сложный, важный, необходимый этап образовательного пространства.