Золотое правило нравственности
план-конспект урока (4 класс) на тему

Шпинёва Светлана Николаевна

Открытый урок по ОРКС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr.uroka_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

Выявление восприятия, мотивация.

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

1.Актуализация знаний.

-Давайте  вспомним тему нашего предыдущего  урока.                        

(Нравственный поступок)

- Какой поступок можно назвать нравственным поступком?

(Нравственный поступок - это только то  действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и  ценностями.

-Попробуйте проранжировать  особые признаки (этапы) нравственного поступка.                                            (фронтально)                                                                            Слайд №1.

-Проверим себя.          

Слайд №2.

- Сейчас вы прослушаете  басню и определите её главных героев.

2.Чтение басни учителем.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

3.Работа с пословицами. Слайд 3.

- Прочитайте пословицы.

-Какие из них подходят  по смыслу к этой басне?

-Объясните свой выбор.

II. Постановка темы и задач урока.                                                                                                   Слайд4.

                                                                                                 

                     

У.: -Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило.

-Почему?

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

-О чём мы будем говорить на уроке? (о правилах)

- О каких правилах?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

-Что бы вы хотели узнать по данной теме? (фиксирую на доске) Задачи: ……

У.: - Верно,  темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

-Где мы можем найти  ответы на наши  вопросы?

5.Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.

- Откройте учебник на стр. 42.

Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течении урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности.

- Как формулируется золотое правило нравственности.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни.

У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц   аккуратно, сделать карандашом следующие пометы:    Слайд № 5

v «знаю»

+ «совершенно новая информация»

? «не понял»

3. Проверка восприятия.

-Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.

-Что вы уже знали?

-Что нового узнали?

-Возникли ли у вас вопросы?

6.Обсуждаем.

-Что значит золотое правило? (его можно применять в любой ситуации выбора поступка)

-Как оно формулируется?

У.: Почему появилось золотое правило?        

Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

У.: Как и когда появилось это правило?

У : - Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

У.: Чему учат эти правила?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учат правильно жить.

У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).

7.Составление алгоритма.

У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила?

Перечитайте последний абзац статьи.

Групповая работа (стр. 43).

8.Проверка работы групп.

Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

Каково будет мне, если со мной так поступят?

Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Нет.

 Лучше так не поступать.

-Где может применяться золотое правило нравственности?

(в  наших  поступках)

-Чьих? (людей, героев  произведений)

Слайд№

У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в сказках?  

-Оцените слова и поступки героев   сказок с точки зрения «золотого правила нравственности»

- А теперь вспомните примеры  из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

9.. Рефлексия.

- Вернёмся к  вопросам  урока.

- На какие  из них мы  уже ответили с вами?

-Продолжите фразы……..

Я-знал……

Я понял…..

Я советую своим товарищам  

__________________________________________________________________

 __________________________________________________________________

Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести? Хочу избавиться        Хочу приобрести

         

         V. Домашнее задание.

Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Мама ...

Папа ...

Брат/сестра ...

Бабушка/дедушка ...

10. Сформулируйте свои правила нравственности, которые вам помогают в жизни.

(Работа в парах)

11. Рефлексия

                                 Я


                         



                     ВСПОМНИЛ               УЗНАЛ               НАУЧИЛСЯ 

Слова учителя.

                              Твори добро, чтобы любя,

                              Добро тебя нашло.

                              Зла не верши, чтоб и тебя

                              Не погубило зло.

                                                                       Джами

Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течении урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности.

- Как формулируется золотое правило нравственности.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило нравственности

Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль  ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР   И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

"Золотое правило нравственности"

Разработка урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности" (презентация)...

Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...

Презентация по теме "Золотое правило нравственности"

Презентация по  курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока    "Золотое правило нравственнсти"                     ...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...