Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Зайцева Наталия Александровна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

"Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казённое оздоровительное образовательное учреждение Ростовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

 

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Различие безударных окончаний имён прилагательных

женского и среднего рода

учителя начальных классов

                             Зайцевой Наталии Александровны

2012-2013 учебный год

Тема урока: «Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода».

Цели урока: учить различать окончания прилагательных женского рода    -АЯ, -ЯЯ и среднего рода -ОЕ, -ЕЕ ; развивать умение различать их на письме.

Задачи:

1.Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в именительном падеже женского и среднего рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания.

2. Развивать образное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание.

3. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

4. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Жил в нашем лесу заяц Коська. Целыми днями бегает, глазами во все стороны косит. Все разузнать хочет – кто, да что, да зачем. А вот и он сам, смотрите:

- Привет ребята! Сегодня нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой. Повторяйте за мной:

Я сегодня молодец
На уроке удалец.
Все я знаю, все скажу,
Все красиво напишу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Словарная работа (слайд 1-3).
  • А я по лесу бегу,

Как слова писать спрошу!

  • Привет, Белка-Ленка!
  • Привет, заяц Коська!
  • Ой! Чего кидаешься?
  • А ты вставь пропущенные буквы в слова!

  1. Актуализация знаний (слайд 4-5).

- А я по лесу иду

Тему урока подскажу!


- Ребята, давайте определим тему и задачи нашего урока. Посмотрите на экран. Подумайте и скажите, какими бывают:

       Улыбка (какая?)….(добрая, ласковая, нежная, искренняя)

       Небо (какое?)… (синее, пасмурное, ясное, безоблачное)

 - На какие группы разделили словосочетания?           

- Какие окончания у прилагательных женского рода?

- Какие окончания у прилагательных среднего рода? 

- Сегодня на уроке мы будем учиться различать и правильно писать безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода.

- Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова?

- Род число и падеж им. прил. зависит от им. сущ.

План, по которому будем действовать (слайд 6):

  1. Определим у существительного род (Чтобы определить род у имени существительного, поставим слова – она моя, оно моё).
  2. Зададим от него вопрос к имени прилагательному (Вопросы какая или какое?).
  3. По вопросу и по роду пишем безударное окончание. В женском роде у имён прилагательных окончание –АЯ, -ЯЯ. В среднем роде –ОЕ, ЕЕ.

Значит у имён прилагательных в женском роде пишется окончание –АЯ, -ЯЯ, в среднем роде – ОЕ, -ЕЕ.

Правило (слайд 7):  

И.п.
ж. р.      ср. р.
-ая          -ое
-яя          -ее

  1. Пробное учебное действие (слайд 8) .

- А я по лесу брожу,

  Всех про всё порасспрошу.

  • Привет, хорёк Тимоха! Что это у тебя тут?

                   мама                                          

ласков…

                  утро

                   упражнение

домашн…    

                  задача

- Составьте словосочетания женского рода.

- Какое окончание у прилагательных?

- Составьте словосочетания среднего рода.

- Какое окончание у прилагательных?  

-Запишите вначале словосочетания женского рода,  а потом -  среднего.

- Объясните, почему вставили окончание – АЯ, - ЯЯ?   -ОЕ, - ЕЕ ?

5. Физминутка (слайды 9-17).

Встретил Коська своего друга – Родничка.

  • Здравствуй Коська, давай опять, наперегонки!
  • Нет, Родничок, давай сегодня с ребятами поиграем!

- Встаньте, пожалуйста. Определите на слух словосочетания  в женском роде, среднем роде. Если в женском роде - подпрыгивайте, а в среднем роде приседайте:

.

Зимняя ночь,

высокое дерево,

    яркая звезда,

    чистая бумага,

    морское дно,

   словарная работа,

   зелёная травка,

   серое небо,

   сиреневое небо,

   орфографическая ошибка.  

  1. Самостоятельная работа. Работа по учебнику. (Слайды 18-19).

Тут филин Сёмка на старом дубу проснулся:

- Вы чего тут расшумелись, а ну-ка поработайте тихонько – самостоятельно по учебнику: с. 23, упр.322.

Задание:

  • Списать, вставить окончания прилагательных.
  • Последнее предложение разобрать по членам предложения.
  • Пролетела – разобрать  по составу,
  • Весёлая -  разобрать слово как часть речи.

- С тех пор филин Сёмка кричит на весь лес: «У-у-у-у!». Это он сказать хочет: «Ух, какие умные ребятки в нашей школе учатся», но только выговорить не может, вот и тянет одну букву: «У-у-у-у!»

7. Словарно-орфографическая работа (слайды 21-22).

А вот и Лиса Лариска:

- Перед началом урока, я вам карточки в Skype сбросила. Откройте их. (Приложение 1).

- Цель этого задания – развитие вашей речи, потому что чем больше вы знаете и употребляете прилагательных, тем богаче и красивее ваша речь. Прочитайте. Дополните рассказ, вставляя по смыслу в каждое предложение по 1-2 прилагательных.

  Пришла  _________ зима. Стоят __________ морозы. Земля покрылась______ снегом. Спит ________ лес. Деревья украшены ____________ узорами инея. В ______  снег спрятались елочки.   ___________ жители давно приготовились у зиме.  

  • Прочитайте ваши рассказы.

8. Тестирование (слайды 23-26).

Самый мудрый житель волшебного леса Медведь Потап.

– А сейчас последнее задание, которое мы должны с вами выполнить и узнать всё ли вы запомнили и всему ли вы научились на уроке. Сейчас мы выполним небольшой тест, который покажет уровень ваших знаний полученных за урок. Ответы присылайте в сообщениях в Skype.

Тест:

1.Какие окончания у имён прилагательных женского рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая,-яя

в) –ое, -ее

2. Если имя прилагательное имеет окончание –ое, -ее, то какого оно рода?

а) мужского рода

б) женского рода

в) среднего рода

3.В каких именах прилагательных нужно писать окончание -яя?

а) домашн… животное

б) домашн… работа

в) утренн… небо

г) синя… блузка

4. Допиши окончания.

1) горяч… молоко

2) горяч… лепёшка

3) син… блузка

4) зимн… утро

  • А теперь проверьте. Те кто выполнил всё правильно, поставят себе 5, если есть одна ошибка – 4, две ошибки – 3.

9. Домашнее задание (слайд 27).

- Вот и кончилась сегодня сказка. Задал заяц Коська домашнее задание:

с. 24, упр. 325

 

10. Рефлексия.

  1. - Какую цель вы поставили в начале урока?  
  2. –Выполнили вы цель? Научились различать окончания у имён прилагательных в женском и среднем роде?

(У имён прилагательных в женском роде пишется окончание –АЯ, -ЯЯ, вопрос какая? В среднем роде – ОЕ, -ЕЕ, вопрос какое?)

- И много было у наших друзей всяких приключений. Может быть старый лось и расскажет нам о них как-нибудь. Только его хорошо попросить придется – он любит ребят вежливых, уважительных, которые ни зверей, ни птиц не обижают, а русский язык прилежно изучают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.

Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...

Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»...

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Технологическая карта «Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»

laquo;Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»...