УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ 3-4 ВИДА.
статья (1 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

В последнее десятилетие с каждым годом возрастает количество детей, не готовых к обучению  в школе. 

Они значительно хуже подготовлены к обучению грамоте, чем дети с нормальной речью. Такие дети оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям, и допускают специфические ошибки в письменной речи (дисграфия, дислексия). Ошибки  весьма разнообразны по своему происхождению и проявлению и вызваны различными причинами. В последнее время стали уделять особое внимание так называемым «дизорфографическим ошибкам», обусловленным нарушениями формирования орфографического навыка. Пропорции дисграфических и дизорфографических ошибок меняется в зависимости от года обучения в начальной школе.  В статье представлены результаты  исследования нарушений письменной речи у учащихся-логопатов школы 3-4 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ  СПОСОБНОСТИ  УЧАЩИХСЯ, ПОСТУПАЮЩИХ  В ШКОЛУ 3-4 ВИДА.

В последнее десятилетие с каждым годом возрастает количество детей, не готовых к обучению  в школе.

Ко времени поступления в школу ребёнок должен быть зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Ребёнок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами. Большое значение имеет развитие высших психических функций, таких, как тонкая моторика рук и зрительно – двигательная координация, зрительное восприятие, гнозис и др. Это важно для формирования письменной речи.

Около двух третей поступающих в школу детей имеют нарушения устной речи в том или ином виде и сложности проявления дефекта. Они значительно хуже подготовлены к обучению грамоте, чем дети с нормальной речью. Такие дети оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям, и допускают специфические ошибки в письменной речи (дисграфия, дислексия). Ошибки  весьма разнообразны по своему происхождению и проявлению и вызваны различными причинами. В последнее время стали уделять особое внимание так называемым «дизорфографическим ошибкам», обусловленным нарушениями формирования орфографического навыка. Пропорции дисграфических и дизорфографических ошибок меняется в зависимости от года обучения в начальной школе.  

2.  Исследования младших школьников с нарушением письменной речи.

2.1. Сравнительная характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок учащихся младших классов.

2.1.а.               Характеристика дисграфических ошибок учащихся 1-го класса, в %

В ошибки языкового анализа (34%) входят пропуски букв, слогов, добавление и перестановки букв и слогов, а также отграничение языковых единиц (слитное и раздельное написание слов, контаминации и отсутствие обозначения границ предложений). Вторая группа ошибок (58%) – это смешение звуков и букв по акустико-артикуляторному, оптическому и кинетическому сходству. Третья группа (8%) – аграмматические ошибки (ошибки на неправильное согласование, управление, употребление предлогов. В первом классе эти ошибки ещё не проявились в полной мере.

Ошибки языкового анализа распределены следующим образом:

 пропуски букв - 50%, перестановки букв - 6%, добавление букв -2%, добавление слогов – 2%, ошибки на отграничение языковых единиц – 40%

Самое большое количество ошибок – пропуски букв. Это свидетельствует о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Пропуск нескольких букв в слове свидетельствует о более глубоком нарушении звукового анализа, которое приводит к упрощению и искажению структуры слова. Добавление букв и слогов являются следствием трудностей анализа последовательности звуков в слове.

Среди ошибок на отграничение языковых единиц самое большое количество ошибок (68%) связано с отсутствием границ предложений. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Нарушение в устной речи анализа и синтеза, неумение улавливать и вычленять в речевом потоке устойчивые языковые  единицы и их элементы приводит к слитному и раздельному написанию слов (слитное написание - 26% , раздельное написание – 6%).

Смешение букв по кинетическому сходству составляет 32%, по оптическому сходству – 48%, ошибки на смешение артикуляторно и акустически близких звуков составляют 20%.

Аграмматические ошибки связаны с нарушением связи слов (62%),  что говорит о недостаточном уровне языковых обобщений (ребёнок не может уловить категориальные различия частей речи), и с употреблением предлогов (38%)

2.2. Общая характеристика письма учащихся 2-го класса, в %

Во втором классе уже можно говорить о собственно дизорфографических ошибках. Они становятся стойкими, и их количество больше, чем количество дисграфических ошибок (72% и 28% соответственно).    

 2.2.а.        Характеристика дисграфических ошибок учеников 2-го класса, в %

Самую большую группу ошибок составляют ошибки языкового анализа (46%). Сюда входят пропуски букв и слогов (52%), отграничение языковых единиц (40%), добавление букв и слогов (8%). Среди ошибок, связанных с отграничением языковых единиц, самую большую группу ошибок составляет отсутствие границ предложений (67%), слитное написание слов (30%), раздельное написание слов и контаминации (3%).

Среди ошибок на смешение букв (39%) смешение по кинетическому сходству (29%), по оптическому сходству (62%), по акустико- артикуляторному сходству (9%). В категории ошибок по акустико- артикуляторному сходству больше всего ошибок на звонкие – глухие парные согласные (60%), аффрикаты (30%), свистящие – шипящие (10%).

Аграмматические ошибки во 2-м классе составляют 15% среди дисграфических ошибок. Ошибок на управление во втором классе больше всего, они составляют 58%, ошибки на согласование составляют 30%, ошибки на употребление предлогов  - 12%. Появление ошибок, связанных с неправильным управлением, объясняется увеличением объёма письменных работ.

2.2.б.        Характеристика дизорфографических ошибок учеников 2-го класса, в %

        Ошибки в словах с непроверяемым написанием составляют 38%. На втором месте ошибки на безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением (20%). Ошибки на обозначение мягкости согласных на письме составляют 18%. Ошибок в словах с непроизносимыми согласными 2%. Ошибки в написании заглавной буквы в именах и названиях составляют 12%. Ошибки на написание сочетаний чк, чн, жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци составляют 10%.

Вывод: во 2-ом классе дисграфические ошибки уменьшились, но появились дизорфографические ошибки.

2.3.        Общая характеристика письма учащихся 3-го класса.

Дисграфические ошибки в 3-ем классе составляют 10%, дизорфографические ошибки – 90%. Количество дизорфографических ошибок увеличилось по сравнению со 2-ым классом, дисграфических ошибок стало меньше.

 2.3.а.        Характеристика дисграфических ошибок учеников 3-го класса, в%

Самую большую группу ошибок в 3-м классе составляют ошибки языкового анализа (60%), сюда входят пропуски букв и слогов, добавление и перестановки букв и слогов, а также отграничение языковых единиц. Вторая группа по количеству ошибок – это смешение букв по акустико – артикуляторному, кинетическому и оптическому сходству (25%), самая маленькая группа по количеству ошибок – аграмматические (15%), туда входят ошибки, связанные со словообразованием, с согласованием, с управлением и с употреблением предлогов.

При анализе ошибок языкового анализа выявлено самое большое количество ошибок в 3-м классе на отграничение речевых единиц (52%), пропуск букв, слогов, добавление слогов составляет 44%, появились ошибки, связанные с перестановкой слогов, и ошибки, связанные с перестановкой букв (4%).  Ошибки на отграничение языковых единиц представлены в виде отсутствия обозначений границ предложений (58%), слитное написание слов и раздельное написание слов составляют по 34%, смещение границ слов составляет 8%.

При анализе ошибок на смешение букв самую большую группу составляют ошибки по оптическому сходству (50%), по кинетическому сходству (35%), ошибки на смешение артикуляторно и акустически близких звуков составляют 15%.

Аграмматические ошибки связаны с нарушением словообразования, согласованием, употреблением предлогов и управлением.

 2.3.б.         Характеристика дизорфографических ошибок учеников 3-го класcа

Ошибки в словах с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, составляют 40%, в словах с непроверяемым написанием – 15%, в словах с парными согласными ошибки составляют 17%,  ошибок в словах с непроизносимыми согласными 8%, ошибки на разделительные твёрдый и мягкий знаки 6%, с удвоенной согласной 4%, в написании заглавной буквы в именах собственных 3%, ошибки в приставках составляют 7%.

Вывод: в 3-м классе дисграфических ошибок уменьшилось, а число дизорфографических ошибок увеличилось. Самое большое количество дисгграфических ошибок составляют ошибки языкового анализа, самое большое количество дисграфических ошибок связано с написанием безударных гласных.

2.4.        Общая характеристика письма учащихся 4-го класса.

          Дисграфические ошибки в 4-ом классе составляют 1%, дизорфографические ошибки – 99%. Количество дисграфических ошибок стало меньше, количество дизорфографических ошибок увеличилось по сравнению с третьим классом.  

2.4.а.         Характеристика дисграфических ошибок учеников 4-го класс, в %

Практически единственную группу ошибок в 4-ом классе составляют ошибки языкового анализа. Сюда входят пропуск букв и слогов , добавление и перестановки букв и слогов, а также отграничение языковых единиц. Пропуски, недописывание и добавление букв  составляют  85% , отграничение речевых единиц составляют 15%, остальные ошибки встречаются уже крайне редко и не стабильно.

2.4.б.          Дизорфографические ошибки в 4-ом классе, в %

Ошибки на безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, составляют 45% , ошибки в приставках – 14%, ошибки на разделительный мягкий знак – 7%, традиционное написание шипящих с гласными – 5%, написание твёрдого знака – 4%, ошибки в написании непроизносимых согласных – 6%, ошибки в написании окончаний –15%, слова с непроверяемым написанием – 4%. Очень редко встречаются ошибки на обозначение мягкости согласных на письме, ошибки в написании заглавной буквы в именах  собственных.

Вывод: в четвёртом классе количество дисграфических ошибок уменьшилось, а количество дизорфографических ошибок увеличилось. Основную массу дисграфических ошибок составляют ошибки, связанные с нарушением языкового анализа. Среди дизорфографических ошибок основные ошибки – это ошибки в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением.

2.5.        Речевые стилистические ошибки, встречающиеся в письменных работах по развитию речи у учащихся 2-ых – 4-ых  классов.

Лексико-стилистические речевые ошибки:

- повторение слов;

- употребление слов без учёта их оценочной окраски;

- употребление просторечных слов.

Морфолого-стилистические речевые ошибки:

- «словотворчество».

Синтаксико-стилистические ошибки:

- нарушение управления, согласования слов;

- неудачный порядок слов;

- нарушение смысловой связи с другими словами;

- несоответствие временных и видовых форм глаголов;

- нарушение границ предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

Первичная диагностика, поступающих в 1 класс школы VII-VIII вида

В комплект входит: 1. Анкета для родителей; 2. Блок методик для обследования детей 7-9 лет; 3. Карта психолого-педагогического обследования на определение уровня готовности к обучению в школе; 4. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  при...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) 3 класс Школа России В. П. Канакина

         Рабочая программа составлена на основании авторской программы Канакиной В.П., Горецкого М.В. и др. для общеобразовательных школ «Русский язык. 3 класс»  в...