Гражданско-патриотическое воспитание средствами исследовательской деятельности.
статья на тему

Якупова Музаяна Асгатовна

Формирование гражданственности и патриотизма  при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazh.-patriot.vosp_.sredstv._issl.deyat_.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание средствами исследовательской деятельности

    Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.  Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –  Республика Татарстан. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину.  

       Передо мной, как педагогом, встает задача воспитать  у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной теме.  Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.

  В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

   Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

     Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).

Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.

  Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9).     

    Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы  поискового отряда.

  При изучении истории Отечества краеведение может оказать существенную помощь в данном вопросе. Ведь краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам ученик, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.  Учитель по-своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму. 

Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.

     Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

 Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение о нашем поселке – Муса Джалиль (почему наш поселок получил такое название)

       Второй этап – организация практической деятельности с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:

 - шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем поселке;

 - организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

 -  шефство над  памятником поэта-героя Мусы Джалиля;

 -  работа по сбору интересного материала  об истории деревень и сел нашего района, известных жителях поселка и района, участниках ВОВ;

     Третий этап – заключительный этап

Это один из самых важнейших этапов проектно - исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, а потом и подготовка и проведение праздников в классах, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.

Этап рефлексии в конце учебного года.

Это самоанализ и самооценка проделанной работы. Этот этап можно проводить сразу после проведения праздника, но лучше всего провести на общешкольной конференции «Я живу в Татарстане»

  В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:

  1. Библиографический поиск, т.е. вместе с родителями учащиеся подбирают и изучают литературу, связанную с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками.
  2.  Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности.

 3) Составление родословной (вместе с родителями).

     Для подготовки детей к исследовательской деятельности я использую поисковый метод.

   К примеру,  краеведческий урок « Моя деревня в годы войны» готовят сами ученики по желанию. Ими предварительно идет сбор информации. А затем они выступают с  сообщениями   на темы:  «Мой прадедушка (прабабушка)  был на войне», «Герои живут рядом (об участниках войны – жителях нашего поселка)».    Обязательно используется материал о нашем поселке Муса Джалиль, о поэте-герое Муса Джалиль и его товарищах.

        Такие мероприятия и  уроки долго сохраняются в памяти. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.

       Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека- гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Патриотизм и гражданственность  нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления людей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников...

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.  Д...

Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Праздники – это отличный источник знаний. Мы углубляемся в историю, литературу, искусство родного края.Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации  интересных...