Применение информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по изучению окружающего мира
статья по теме

Являясь учителем начальных классов, считаю, что применение информационных технологий в начальной школе должны быть ориентированы на решение  основных задач  начального общего образования: развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формировать желание и умение учиться; воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.  В статье описывается опыт по применению  информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_dudka_n.n.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя  начальных классов МБОУ гимназии №2 г. Сальска

Дудки Натальи Николаевны

Тема: Применение информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по изучению окружающего мира

Цель: Систематизировать и ознакомить коллег с собственным опытом по применению информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому использование  ИКТ в обучении является одним из актуальнейших  вопросов  при организации учебно-воспитательного процесса.      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя.
 В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Таким образом, использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивает производительность труда преподавателей и учащихся и является  рациональным способом  повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Информационные технологии открывают возможности вариативности учебной деятельности,  позволяют построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:

- активизировать процесс обучения,

- реализовать идеи развивающего обучения,

- повысить темп урока,

-увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Являясь учителем начальных классов, считаю, что применение информационных технологий в начальной школе должны быть ориентированы на решение  основных задач  начального общего образования: развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формировать желание и умение учиться; воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.

Приступая к работе по методической теме «Применение информационных технологий на уроках окружающего мира при изучении природных зон», я изучила теоретический материал и уже имеющийся опыт коллег по данной теме. В этом мне очень помогли материалы сайтов «Сеть творческих учителей», «Российский общеобразовательный портал»,  «Открытый класс» и др. и пришла к выводу, что использование ИКТ на  уроках окружающего мира  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Однако,  чтобы применение ИКТ было эффективным, необходимо проводить работу в определённой системе.  Вот как это  выглядит в моей практике:

1. Планируя урок с применением новых информационных технологий,  я :

-  четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- планирую,  где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовываю  выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

2. Подбираю материал к уроку таким образом, чтобы он как можно больше соответствовал теме и цели урока, способствовал привлечению обучающихся к диалогу, высказыванию своего мнения, созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке;

3. Систематизирую подобранный материал так, чтобы в дальнейшем можно было использовать его для обобщения, повторения, проверки знаний обучающихся по данной  теме.

Остановлюсь более подробно на каждом этапе данной работы.

1 Планирование уроков с применением ИКТ:

. Определение педагогической цели применения информационных технологий в учебном процессе.

Считаю, что наиболее значимыми при обучении младших школьников являются следующие цели:

       - активизация  познавательной деятельности учащихся начальных классов; формирование и развитие у детей стойкого познавательного интереса

     - проведение уроков на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы                       интернета, электронные учебники);

- повышение объема выполняемой работы на уроке;

- рациональная  организация учебного процесса,

- повышение эффективности урока;

- создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

- реализация принципов наглядности ( Я.А.Коменский)

- организация преобразования учебного материала (организация учебной деятельности по Давыдову)

 Планирование,  где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

ИКТ могут применяться на любом этапе урока:

- При актуализации опорных знаний (проверка домашнего задания или выяснения уровня осведомлённости детей по данной теме)

- При формировании понятий и способов действий  ( изложение нового материала, организация исследовательской деятельности, осуществление проектного метода обучения ) ;

- Актуализация необходимых знаний ( закрепление  и повторение изученного материала, контроль уровня усвоения материала, применение полученных знаний в практической работе)

 Согласование  выбранного средства информационной технологии с другими средствами обучения;

Нужно отметить, что при подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

 Поэтому на данном этапе я стараюсь чётко определить,  на каком этапе наиболее целесообразным является использование и сочетание разных средств обучения: текстовых учебных пособий,  программ  Power Point, Microsoft Excel, интерактивной доски.

 Учёт специфики учебного материала, особенностей  класса, характера  ознакомления с  новой информацией.

 Я применяю ИКТ на разных уроках в начальной школе. Но более подробно хочу остановиться на уроках окружающего мира. Применение ИКТ на данных уроках считаю наиболее оправданными и целесообразными. 

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. 

Существенным является и учёт психолого-возрастных особенностей обучающихся. Так в 1-2 классах наиболее продуктивным  является формирование образного мышления и ярких представлений об изучаемом объекте окружающего мира. Уроки, проводимые с  использованием ИКТ  в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся  при восприятии учебного материала. Использование анимации, видеороликов, учебных фильмов, изображений изучаемых объектов можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В 3-4 классах  к вышеуказанным средствам все больше добавляются возможности  установления взаимосвязей, составления схем, таблиц, моделей. На данном этапе усиливается роль  интерактивности средств обучения, что способствует включению школьников в собственное «открытие» новых знаний и делает уроки наиболее развивающими.

2. Подбор материала к уроку.

 В настоящее время можно найти по определенной теме огромное количество информации. Поэтому задачей учителя на данном этапе является нахождение и отбор  материала, который позволит построить урок таким образом, чтобы,  не перегружая детей избыточной информацией , достигнуть  цели урока. Данный материал должен  способствовать  привлечению обучающихся к диалогу, высказыванию своего мнения, созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

 В своей работе я использую  электронные энциклопедии, справочники и учебные пособия издательства «Кирилла и Мефодия» , образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами, иллюстрациями, мультфильмами,  видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, научно-исследовательские работы и проекты.

3. Систематизация  подобранного материала.

Для более эффективного использования подобранного материала я осуществляю работу по его систематизации:

1)  Распределяю и сохраняю  информацию  по видам  и темам. 

Так  мною накоплены:

- изображения ландшафтов, растений, животных и других объектов окружающего мира;

- видеозарисовки, иллюстрирующие объекты и явления окружающего мира;

- флешанимация;

- презентации Power Point разных авторов .

2) Преобразовываю презентации Power Point других авторов исходя из целей и задач своего урока. А именно:

- удаляю ненужную на уроке информацию ;

- меняю порядок  слайдов;

- добавляю или преобразовываю необходимую информацию;

3) Создаю собственные авторские презентации Power Point ( для отдельных уроков) и  УМП и ЦОР  по изучению отдельных тем и разделов. 

 При создании УМП и ЦОР использую  информацию, которую можно в разных вариантах использовать как на уроках по изучению, повторению, обобщению учебного материала, так и при организации внеклассной работы по предмету.

Так я являюсь автором  УМП «Лесная зона», УМП «Вода»,  ЦОР «Природное сообщество луг», ЦОР « Степная зона».

УМП «Лесная зона» предназначен  для использования на уроках окружающего мира при изучении лесной зоны в начальной школе. С его помощью учитель может разнообразить формы работы учащихся на уроке, создать на уроке диалоговую среду. Содержание  данного УМП представляет собой несколько взаимосвязанных презентаций, которые могут быть использованы как  в рамках одного урока, так  и  серии уроков. Возможны варианты отбора материла  без дополнительных усилий со стороны учителя, а также его применения для подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий экологической направленности.

Первая презентация имеет 4слайда, содержащих краткую аннотацию, дидактические цели и задачи УМП, а так же его состав.

Переход на следующую презентацию, данные методические рекомендации, публикацию и дидактический материал осуществляется по щелчку мыши направленной на знак             перед соответствующей надписью.

Состав УМП:

  1. Методические рекомендации  по применению и использованию данного пакета.
  2. Презентация урока содержит слайды, позволяющие совершить «Прогулку по лесу», «познакомиться» с животным миром лесной зоны, обсудить правила поведения в лесу, наглядно представить цепи питания в данном природном сообществе и ярусность леса. Переход к данному материалу так же осуществляется по щелчку мыши со слайда  «А вы знаете…»

На слайде «Давайте познакомимся» помещены фотоизображения  животных лесной зоны. Щелчок на каждом таком изображении открывает видеозаписи с этими животными, щелчок на анимации даёт переход к следующему слайду.

В презентации помещены, кроме указанных видеозаписей, учебные фильмы о цепях питания в лесу, ярусности леса, видео - зарисовка «Смена времен года». Возврат к началу просмотра слайдов осуществляется по щелчку в правом нижнем углу слайда.

В большинстве случаев переход к следующему действию или слайду осуществляется по щелчку, что даёт возможность регулировать время начала и окончания просмотра следующего материала, предварительно обсудив проблемные вопросы, поднимаемые в презентации, с детьми, а так же самостоятельно определять время, последовательность и состав  демонстрации материала.

  1. Дидактический  материал  представлен рабочей тетрадью ученика и выполнен с помощью программы SMART board,  что позволяет работать как с печатным вариантом тетради, так и проверить выполнение работы при помощи интерактивной доски.

 УМП «Вода в природе и жизни человека» предназначен для использования как на  интегрированных занятиях так и на обычных уроках для создания у детей целостного восприятия  окружающего мира и роли воды в природе и жизни человека. С его помощью учитель может разнообразить формы работы учащихся на уроке, создать на уроке диалоговую среду. Содержание  данного УМП представляет собой несколько взаимосвязанных презентаций, которые могут быть использованы как  в рамках одного урока, так  и  серии уроков. Возможны варианты отбора материала  без дополнительных усилий со стороны учителя, а также его применения для подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий экологической направленности.

Первая презентация имеет 4слайда, содержащих краткую аннотацию, дидактические цели   и задачи УМП, а так же его состав.

Переход на следующую презентацию, данные методические рекомендации и дидактический материал осуществляется по щелчку мыши, направленной на знак   перед соответствующей надписью.

Состав УМП:

  1. Методические рекомендации  по применению и использованию данного пакета.
  2. Презентация урока посвящена следующим четырём направлениям в изучении воды:

- свойства воды;

-вода в природе;

-вода в жизни человека;

- экология воды.

     Переход к каждому направлению осуществляется посредством наведения указателя мыши на данную запись.

    При работе с презентацией «Свойства воды» можно не только организовать практическую работу учащихся, но и посмотреть видео-зарисовки «реки», «моря», «лёд». Для этого надо «кликнуть» мышью на данных изображениях.

   Презентация  «Вода в природе» позволяет совершить «Экскурсию»: полюбоваться  различными ландшафтами; узнать « Откуда берутся снег и лёд» - познакомиться с таким интересным явлением, как образование узоров на стекле (переход осуществляется щелчком мыши на анимации узора), познакомиться с теми, «для кого  вода – дом родной»  На слайдах помещены фотоизображения  животных. Щелчок на каждом таком изображении открывает видеозаписи с этими животными.

     При изучении воды в жизни человека раскрывается как её положительная, так и отрицательная роль. Кроме фотоизображений, в данной презентации есть видеосюжеты «водные виды спорта», «Цунами», «лавина», «сель». Активируются они также щелчком мыши на изображении. Кроме этого, со слайда «Вода – источник вдохновения» осуществляется переход на презентации «Вода в устном народном творчестве», «Вода в литературе», «Вода в изобразительном искусстве», «Вода в музыке», «Вода в прикладном искусстве». Для этого надо кликнуть мышью, направленной на знак   перед соответствующей надписью.

         В большинстве случаев переход к следующему действию или слайду осуществляется по щелчку, что даёт возможность регулировать время начала и окончания просмотра следующего материала, предварительно обсудив проблемные вопросы, поднимаемые в презентации, с детьми, а так же самостоятельно определять время, последовательность и состав  демонстрации материала.

  1. Дидактический  материал  представлен рабочей тетрадью ученика, в которой  темой «вода» объединены задания по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку и математике.

ЦОР «Что такое выборы?»

Форма проведения: классный час

Тема: «Что такое выборы?»

Класс: 3

Цель: Повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей.

Задачи:

- познакомить учащихся на доступном им уровне с  принципами и задачами проведения выборов;

- формировать мотивацию и познавательный интерес у учащихся к нормам избирательного права, принципам демократии и выборов, правовым и конституционным основам Российской Федерации;

- воспитание чувства патриотизма, ответственной гражданской позиции.

Продолжительность: 45 мин

Авторский медиапродукт:  Дидактический материал разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook  для интерактивной доски SMART Board.

Состав ЦОР: конспект занятия, авторский медиапродукт,  разработанный  с помощью программного обеспечения Smart Notebook  для интерактивной доски SMART Board, методические рекомендации, карточки для детей.

ЦОР «Степная  зона»

Состав ЦОР: конспект урока, авторский медиапродукт,  разработанный  с помощью программного обеспечения Smart Notebook  для интерактивной доски SMART Board, методические рекомендации, дидактический материал  для детей.

Предназначен для обобщения знаний детей при изучении степной зоны. Позволяет установить взаимосвязь между компонентами природной зоны. Прекрасно иллюстрирует и позволяет самостоятельно составлять пищевые цепи, характерные для степной зоны России.

ЦОР «Природное сообщество – луг»

Состав ЦОР: авторский медиапродукт,  разработанный  с помощью программного обеспечения Smart Notebook  для интерактивной доски SMART Board, методические рекомендации для каждого слайда.

Предназначен для  изучения и обобщения знаний детей при изучении данного природного сообщества. Позволяет установить взаимосвязь между компонентами природной зоны. Прекрасно иллюстрирует и позволяет самостоятельно составлять пищевые цепи, характерные для луга. Включает видео- и звуковые файлы, позволяющие сформировать общее представление о луге.

 Считаю, что   моя  работа по применению ИКТ  в  процессе обучения младших школьников даёт положительные результаты. К сожалению, в начальной школе отсутствует практика проведения предметных олимпиад, но в 4 классах проводятся  районные  конкурсы с применением интегрированных  заданий,  для решения которых необходимы знания и умения, приобретённые и на уроках окружающего мира в том числе.  В 2011 году в этих конкурсах приняли участие и мои ученики. Ломинога Алина заняла 1 место, а Морозова Надежда и Лозовая София 3 место в региональном туре Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев.  Кроме этого, Ломинога Алина заняла 3 место в районной олимпиаде учеников начальной школы.

 Указанные выше авторские  презентации, УМП и ЦОР были представлены мною на районных конкурсах электронных приложений к уроку и получили одобрение комиссии и коллег.

Так, представляя  УМП «Лесная зона» я заняла 2 место в конкурсе электронных приложений к уроку в 2008 году и была награждена дипломом первой степени за лучший доклад, представленный на VIII межрегиональной научно-практической конференции – выставке «Информационные технологии в образовании – 2008» в рамках международного конгресса конференций ИТО.

  Представляя УМП «Вода в природе и жизни человека» я заняла 2 место в конкурсе творческих работ среди учителей Сальского района «Лучшее электронное приложение к уроку» в 2010 году.

В 2011 году я была награждена дипломом  III степени за победу в муниципальном конкурсе «Лучшее электронное приложение к уроку с использованием ИКТ» за разработанный мною ЦОР «Природное сообщество луг», моя работа ЦОР «Что такое выборы» стала победителем районного конкурса и была направлена на областной конкурс, кроме этого, с 31.10.11 по 2.11.11 я принимала участие в работе мероприятий  Первого Южно- Российского форума «Новые технологии. Новое поколение. Новая жизнь».

Так как разработанные мною  работы содержат подробные методические рекомендации, то при необходимости их может применять в своей практике любой учитель, владеющий элементарной компьютерной грамотностью.

Библиография:

1.  Свящ. Александр Дубинин. "Ребенок в мире TV и компьютеров", "Даниловский благовестник", М., 1997.

2.  Владимир Титов "Игра в жизнь. Размышления о виртуальной деятельности", Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1998.

3.  Урунтаева Т.А. "Дошкольная психология. Учебное пособие", Academia, М., 1996.

4.  В.А. Буцик «Пропедевтика основ информатики в 1-4 классах» Диссертация, М. 1992.

5.  В.С. Мухина «Возрастная психолгия: феноменология развития, детство, отрочество». М., 1998.

6.  А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.

7.  В.В. Давыдов «Проблемы развития обучения: Опыт теоретический и экспериментальный. Психология исследования». М., Педагогика 1986.

8.  Дж. Брунер «Психология познания / за пределами непосредственной информатизации». Перевод с английского К.И. Баяцкого М., Прогресс 1977.

9.  Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., «Педагогика», 1991.

10.  Вера Абраменкова «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?» М., 1999 «Православная Москва», №7 (217) апрель 2000

11.  Давыдов В.В. «Проблемы развития обучения: Опыт теоретического и экспериментального. Психология исследования. М., Педагогика 1986

12.  Выготский Л.С. «Проблема обучения и умственного развития в младшем школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956

13.  Гергей Г., Машбиц Е., «Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // «Вопросы психологии» 1985, №3. с. 41-49.

14.  Гершунский Б.С. «Компьютеризация в среде образования: проблемы и перспективы» М., Педагогика, 1987 г.

15.  Каптелин В.Н. «Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников», «Вопросы психологии», 1986 №5, с. 54-65

16.  Тихомиров О.К., Знаков В.В., «Психология и информатика: перспективы взаимодействия», «Вопросы психологии», 1986 №6, с. 151-152

17.  Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н., «ЭВМ и новые проблемы психологии», М., МГУ 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

«Применения информационных технологий на уроках в начальной школе»

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использо...

Урок русского языка с применением информационных технологий. в 4 классе по теме: «Повторение изученного материала о простом предложении».

Цель урока: закрепить знания о  простом предложении.Задачи урока:2.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.3.   Развивать творческие возможности детей.4....

"Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"

Выступление на РМО учителей начальных классов....

Применение информационных технологий на уроках литературного чтения

Благодаря использованию компьютерных программ уроки становятся более яркими, интересными,увлекательными....

«Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Синонимы»

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учеб...