Основы православной культуры "Пасха"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ширшина Юлия Николаевна

Урок  введения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._paskha.docx169.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Фамилия, имя, отчество

Ширшина Юлия Николаевна

Место работы

МБОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27»

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Изд. «Просвещение»

Тип урока

Урок  введения нового знания

Технология построения урока 

Проблемно-диалогическая

Тема урока

Пасха

Цель, задачи

В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижения культуры для человечества.

В области формирования УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
  • В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;

Основные термины, понятия 

Воскресение, Пасха Христова, пасхальный гимн, христианский пост

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, кроссворд, дополнительный материал ( выдержки из библии, библия для детей). Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты  урока

адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

  • Предметные умения:

Имеют представление о понятии «Пасха», как  празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

  • Метапредметные умения     

*Познавательные УУД

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника.  Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

      *Личностные УУД

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

      *Регулятивные УУД

Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

    * Коммуникативные УУД

Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы

Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

У нас гости, поприветствуем их, садитесь.

Слайд 1 ( звучит  праздничный звон колоколов)

«Христос Воскресе!».

( звучит  праздничный звон колоколов, одновременно показывается анимация на тему «Пасха»)

Ребята, вы любите праздники?

А какие христианские праздники вы знаете?  

 Кто был внимателен, о каком христианском празднике  пойдёт речь? Какая у нас сегодня тема урока?

Слайд 2 (высвечивается тема урока) 

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

1.Дети отвечают учителю

  «Во истину воскресе!»

2. Ребята, глядя на анимацию, называют тему урока: Пасха.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Понимать цель выполняемых действий

Формирование мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, знаете  ли вы, что…

Слайд 3

1.что Евангелие — это книга, в которой рассказывается…

Слайд 4

2. Иисус Христос- это…

Слайд 5

3. Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие, чтобы…

 Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку бессмертие.

Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. 

Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. 

1.…о жизни Иисуса Христа.

2..Сын Божий, Богочеловек.

3.…Чтобы победить смерть.

Умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».

Оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

 

3.Выявление места и причины затруднения.

1.А вы знаете, как  переводится слово Евангелие? .Весть о том, что Иисус Христос воскрес, христиане узнали в определённый день возобновления жизни, что это за день?

2. Что такое Пасха?                                                                                        Какое есть иное определение слова «Пасха»?                                                  Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?                                

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания.

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию;

умение слушать и понимать других.

4.Построение проекта выхода из затруднения

.

- Хочется, вам, узнать правильные ответов?  Тогда,  давайте  составим план ( что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?)

1. Евангелие.

1.День возобновления жизни.

2.Пасха Христа.

Слайд6  (план)

Ученики составляют план работы на урок

В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Поиски способов решения проблемы.

Формирование умения выявлять сущность и особенности объекта;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

5.Реализация построенного проекта.

Слайд 7

Евангелие- добрая весть.

А на все остальные вопросы вам ответят одноклассники.

( заранее подготовленные  5 учеников  рассказывают новый материал)

 

1Ксюша: Слайд7

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. Слово пасха переводится с древнееврейского языка – «переход», «избавление». И отмечается 40 дней.

2 Слава:Слайд8 

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Ведь Воскресенье- это день возобновления жизни.В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых.

3 Фарион Даша:Слайд9

После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

  1. На 3 день к гробу пришли жёны мироносицы, которые хотели по еврейскому обычаю помазать тело умершего Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».

4 Матвей:Слайд10

  1. Женщины рассказали об этом ученикам Христа – апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу – в которую завернуто было тело Умершего. (Туринская плащаница)
  2. Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день- воскресенье.
  3.  
  4. 5 Саша Чапковская:Слайд11
  5. О воскрешении Христа апостолы рассказали людям, и все поверившие в Его воскрешение стали называть себя христианами.

Под напев молитв пасхальных    

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.    

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

 Зазеленел уж тёмный лес,

 Христос воистину воскрес!

2.Работа с  текстом учебника  

  - Как отмечают праздник Пасхи православные христиане,

    давайте заглянем в учебник с.30

по ходу чтения:

  • ребята прослушивают главный пасхальный гимн - аудио песнопения, хор Новокузнецкого православного духовного училища
  • Слайд12 Шаньков М.Ю. Пасха
  • Слайд13 Христосование.
  • Слайд14 аудио из Отпуста пасхального богослужения
  • Слайд15  Пасхальные яйца.

3. Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца. В пасху ребята узнавали, у кого крепче яйцо и сейчас мы это проверим. Играем в паре.

  • Слайд16 Пасхальный пир.

4.(Звучит песня «Звонят-звонят колокола» в исполнении Л. и С. Ершовых)- физкультминутка

А сейчас встаньте, представим,  что мы колокола, повторяйте за мной движения.

Спасибо.

Внимательно слушают.

                                                 

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Ориентироваться в тексте учебника;

 Извлекать информацию из текстов.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Слайд17 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

  1. Праздничная служба

Благодатный огонь, крестный ход

  1. Пасхальное приветствие:

«Христос воскресе!»  «Во истину воскресе!»

  1. Приветствие друг друга

Три поцелуя в щёки

  1. Пасхальное угощение

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

  1. 7 дней каждый может…

Звонить в колокола

Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по слайду 18.

Оцените себя.  У кого так, как у меня поднимите руки, погладьте себя по голове.

Ребята заполняют  правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

Понимать информацию, представленную в виде  таблицы.

Определение правил составления таблиц  в паре, обсуждении ответов

7.Самостоятельная работа в группах

Слайд19 Поработаем  в группах   .Тест « Найди верный вариант»

  1. С каким событием связан праздник Пасхи?
  • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
  • Христос воскрес из мертвых
  • С весенним праздником мая
  1. Почему Христа называют Спасителем?
  • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
  • Он спас израильтян от власти римлян
  • Он спас людей от глобальных катастроф
  1. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
  • Умерев как человек, Христос принес  Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
  • Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
  • Люди поняли, что о смерти не нужно думать
  1. Какой день недели называют малой Пасхой?
  • Субботу
  • Понедельник
  • Воскресенье

Слайд20  Проверьте и оцените вашу работу

Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

 Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8.Включение в систему знаний и повторение.

Слайд21 ( вопросы для пазла)

Мы все любим собирать пазлы. Чтобы получилась картина, нужно ответить на 4 вопроса.  Ответьте письменно на них , работая индивидуально.

Поменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте .

Слайд22 (составление пазла)

Слайд23 (план урока) 

Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

 Осуществлять самоконтроль

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

9.Рефлексия учебной деятельности.

1.Ребята, обратите  внимание на план урока, на все ли вопросы был получен  ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

2.  Предлагаю  каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа:

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

3. Слайд24 Прослушайте, внимательно  домашнее задание ( на выбор)

1. Нарисуй пасхальную открытку

2. Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы рассказать, что вы узнали о празднике Пасха.

3.Расспросить бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, и приготовления пасхи и кулича.

4. Слайд25 Все хорошо трудились. Молодцы! Чтобы вы не забыли наш урок хочу подарить  яичко- символ мира, теплоты и доброты. А каким оно будет, решать вам. Раскрасьте на своё усмотрение.

5. Слайд26

(учитель дарит яйцо- раскраску и включает  праздничный звон колоколов)

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2.Оценивают своё участие в уроке.

3.Записывают домашнее задание в дневник.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...