Открытый урок по литературному чтению в 1 классе
план-конспект урока (1 класс) на тему

Скрыпник Галина Сергеевна

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе "Деревенские посиделки". Цель: научить различать жанры русского народного творчества: потешки, прибаутки и скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Деревенские посиделки. Потешки, прибаутки, скороговорки».

Предмет:  литературное чтение

Класс: 1

Автор разработки: Скрыпник Галина Сергеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение:  МБОУ Дубковская СОШ «Дружба» Московская область Одинцовский район.

Краткое описание:

Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения; стратегия смыслового чтения (метод многократного  перечитывания  текста  с разными задачами), метод сравнения.

Используемые средства обучения: Карта путешествия, карточки с прибаутками (для игры «Ромашка»), карточки со скороговорками в картинках, презентация к уроку (приложение), модель для фиксации цели урока (приложение 1), карточки для групповой работы (приложение 3), карточки с неоконченными фразами для формулировки цели и  рефлексии (приложение 3, 4), сигнальные карточки.

Описание методической разработки:

Тип урока: предъявление (открытие) нового знания.  Форма организации: урок

Цель и планируемые результаты:

Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива в помощи сквозным героям)

-смыслообразование (учебно-познавательный интерес к жанрам русского народного творчества (потешки, прибаутки, скороговорки).

Метапредметные (МПР):

П - ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений; находить выделенные строчки и слова на странице;

-осуществлять анализ собственной деятельности.

-подведение под понятие (Что такое потешки? Прибаутки? Скороговорки?)

Р- целеполагать под руководством учителя  с опорой на интригу и карту путешествий (Учебная задача - научиться находить отличия в жанрах русского народного творчества);

-работать по алгоритму разучивания скороговорок;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

К- коммуникация  как сотрудничество,  работа с соседом по парте: распределение  работы между собой и соседом, выполнение  своей части  работы, взаимопроверка; чтение по цепочке.

Предметные (ПР): - распознавать жанровые особенности потешек, прибауток, скороговорок)

-совершенствование навыка чтения через многократное перечитывание текста  с разными задачами (чтение  в разном темпе, поиск повторяющихся звуков).

Цель: Формирование учебно-познавательного интереса к русскому народному творчеству как к жанру через поиск, выделение и анализ трудностей текста, выполнение алгоритма разучивания в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Этап урока

Цель

 этапа

Взаимодействие

Результаты

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляю ситуацией самооценки.

-Ребята, начинается урок литературного чтения. Какие принадлежности вам понадобятся? Проверьте и оцените свою готовность (выслушиваю пару учащихся о готовности).

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности

- Я готов к уроку, потому что приготовил учебник, тетрадь для самостоятельной работы, пенал, на парте порядок, я готов  работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию успеха, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Откройте карту путешествия. Где мы путешествуем? Куда направляемся? Тогда в путь! Ребята, наше путешествие начинается!

 В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.

Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то потешку расскажут, то прибаутку. А еще и скороговорки говорили-выговаривали! Вот у них работа и спорилась.

И сегодня мы с вами совершим путешествие. Пользуясь нашей картой, мы с вами должны проложить дорогу от дома к дому и, преодолевая разные препятствия, все-таки научиться рассказывать потешки, прибаутки и скороговорки!

 Но кто-то не пускает нас в это путешествие!

(Слайд 2)

-Что встречается нам на пути? Как вы думаете, как называется это растение?( заслушиваю разные предположения)

Прочитайте загадку  и узнаете ответ на этот вопрос.

-С чем автор сравнивает крапиву?

-Как вы считаете, сможем ли мы так просто пройти мимо такой опасной травы?

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

(Слайд 3)

Прочитайте предупреждение Кота: будьте внимательны, ребята! Для того, чтобы вам было весело на наших посиделках, вам нужно научиться различать народные потешки от прибауток, а так же научиться быстро и правильно произносить скороговорки. И не заблудитесь!

-Называю и фиксирую тему урока.

Тема нашего урока:  «Деревенские посиделки. Потешки, прибаутки и скороговорки». (Открываю запись)

(Слайд 4)

Находят карту путешествий, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

Мы будем путешествовать по Деревне, где возле каждого домика веселятся люди. Это-  деревенские посиделки.

 Остановились, потому что на нашем пути высокая трава! Нас не пускают дальше, потому что надо разгадать загадку.

Читают загадку, отгадывают.  (крапива).

Автор сравнивает крапиву с огнём. 

Высказывают предположения.

-Думаю, что будет новое испытание.

1 ученик читает предупреждение Кота (слайд), все следят по тексту.

 Формулируют свое затруднение(отличие жанров народного фольклора, ошибки в произношении, недостаточность знаний особенностей (трудностей) скороговорок, способов быстрого произнесения).

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

3. Постановка учебной задачи

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- Ребята, мы можем очень быстро передвигаться от одного дома к другому?

 В таком случае, какая перед вами цель? Чему вы должны научиться, чтобы Крапива пропустила всех в Деревню?

- Будет ли полезным разгадывание трудностей?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?

Фиксирую учебную задачу в виде модели

(Приложение 1)

Предлагаю обсудить критерии.

-Что мы будем оценивать в течение урока?

- Предлагаю спланировать нашу деятельность в решении наших учебных задач. Рассмотрите карту,  составьте план действий.

-Поднимите руку, кто полон решимости и готов справиться с трудным испытанием Ну, тогда за дело!

Динамическая пауза

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз) 
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами) 
Как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу отличить потешку от скороговорки или прибаутки.

С помощью учителя  и фраз-помощников Приложение 3 формулируют и фиксируют учебную задачу.

Наша цель: определить (узнать) где народная потешка, где прибаутка, а где скороговорка. Научиться  быстро  и правильно произносить скороговорки.

 

-Мы будем оценивать правильность и скорость рассказывания скороговорок.

Предполагают свои действия, ориентируясь на условные знаки.

-Мы прочитаем потешки, прибаутки и скороговорки. Поработаем в парах. Подумаем и выполним трудное задание.

-Реагируют на призыв учителя.

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Решение учебной задачи

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию новых для ребят жанров русского фольклора.

Организую ситуацию решения учебной задачи,  используя систему заданий и вопросов, позволяющих найти трудности скороговорок.

(Слайд 5)

Продвигаемся к домику, возле которого поют песни-потешки. Потешки – это одна из разновидностей народных песен, которые взрослые поют маленьким детям. Это необходимо для их развития, или чтобы успокоить малыша. Все вы, наверное, помните, как ваши родители или бабушки-дедушки рассказывали-напевали вам потешки…
– Как вы думаете, почему их так назвали?
– Как нужно исполнять потешки? Почему?

Прослушивание потешек

 Какие потешки вы знаете?

Вспомните или, пользуясь подсказками, расскажите друг-другу потешку, соблюдая интонацию и сопровождая вашу потешку жестами.

Работа по карточкам в группах (приложен 2)

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2-3 пары)

-Работа каких пар получилась похожей?

Продвигаемся по нашей карте дальше.

Какой следующий пункт нашего путешествия? Прибаутка -

стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: (Слайд 6)

Для чего нужны прибаутки?

Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать прибаутку. Кто лучше?

Молодцы!

К какому домику мы с вами приблизились?

Скороговорки появились на Руси для того, чтобы научить детей чистой речи.

-Как научиться быстро и правильно произносить любые скороговорки?

-Составим план (алгоритм) действий по разучиванию скороговорок. (Слайд 7 )

-Выполним действия по алгоритму.

 (Слайд 8,9)

Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем побыстрее. Попробуйте рассказать  скороговорку совсем быстро.

-Прочитайте задание, которое нужно выполнить в парах.

-Расскажите, что нужно сделать?

Поработайте в парах и повторите две скороговорки. Говорите каждую скороговорку по очереди.

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2-3 пары)

-Работа каких пар получилась похожей?

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Утешают детей.

Весело, радостно, сопровождая ее движениями.

Находят и читают задание.

Выполняют задание.

Проговаривают  задание.

-Работают в парах. Договариваются об очерёдности. Рассказывают друг-другу потешки.

-Рассказывают о том, как договорились. Как рассказывали потешки?

Домик, у которого поют прибаутки.

Чтобы поиграть с малышом, рассказать ему короткую историю.

Игра «Ромашка».

Это домик, около которого рассказывают скороговорки.

Нужно тренироваться в произношении.

Находят, читают и разгадывают модель-подсказку Кота.

Определяют действия и их последовательность; уточняют и проговаривают алгоритм разучивания скороговорок пошагово.

- Сначала нужно  найти и разгадать трудности. А после  рассказать скороговорку  несколько раз. Сначала медленно, потом побыстрее, а после совсем  быстро.

Необходимо прочитать скороговорку в разном темпе.

Читают скороговорку несколько раз.

В парах рассказывают скороговорку, осуществляют взаимопроверку.

Сформулированные жанры русского фольклора.

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Расскажите скороговорку по алгоритму, который предложил вам Кот.

.В парах выполняют задания, проговаривая  действия по алгоритму.

  1. Картинки со скороговорками (приложение)

Осуществляют самоконтроль

-Рассказывают о совместной работе

Умение действовать по алгоритму

6. Оценка

Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно определять жанры устного народного творчества.

Предлагаю выполнить проверочное задание (слайд 10), оценить результаты, способы их достижения.

-Вспомните, что будем оценивать?

-Оцените свою работу по цветовой шкале. (слайд 7)

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый.

Не справился, не доволен собой – красный.  

-Объясните свой выбор оценки.

-Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?

Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор.

Выполняют предложенное задание.

Называют критерии оценки.

В дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки  нужным цветом)

Комментируют самооценку. Поднимают руки.

Самооценка

Умение определять уровень овладения полученными знаниями.

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

 -Откройте карту путешествий, посмотрите, весь ли путь мы прошли, все ли дома обошли, ничего не забыли?

-Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке нас ждут новые приключения! Справиться с ними поможет наше  сотрудничество! Спасибо за работу.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. (Приложение 4)

-Мы узнали по народные жанры: потешка, прибаутка и скороговорка. Составили алгоритм разучивания скороговорок.

-Всё получилось, потому что мы работали дружно, сумели договориться.

-Мы работали активно в парах, самостоятельно, все вместе.

- Я сумел продолжить путешествие

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Приложение 1

Ой, ладушки, ладушки,                           Носит одуванчик                                          
Испечем оладушки.                                 Желтый сарафанчик
На окно поставим,                                   Подрастёт, нарядится
Остывать оставим.                                  В беленькое платьице.
А остынут – поедим                                Лёгкое, воздушное,
И воробышкам дадим.                            Ветерку послушное.

Водичка, водичка,                                    Потягунюшки, порастунюшки,
Умой мое личико,                                    Поперёк толстунюшки,
Чтобы глазки блестели,                           А в ножки ходунюшки,
Чтобы щечки алели,                                 А в ручки – хватунюшки,
Чтоб смеялся роток,                                 А в роток – говорок,
Чтоб кусался зубок.                                 А в умок – разумок.

На моей тарелочке                                    Птички, птички полетели –
Рыженькая белочка.                                  На головку сели.
Чтоб она была видна,                                Сели, сели, посидели,
Все съедаю я до дна!                                 Да опять полетели!


Колокольчик голубой                                    Петушок-петушок, золотой гребешок!
Поклонился нам с тобой.                               Масляна головушка, шелкова бородушка
Колокольчики-цветы                                     Что ты рано встаешь, голосисто поешь?
Очень вежливы. А ты?                                   Детям спать не даёшь?

Приложение 2

Хочу научиться…

Узнáем, как…

Необходимо понять…

Вместе разберёмся…

Приложение 3

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

     

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деревенские посиделки. Потешки,прибаутки,скороговорки . Урок литературного чтения в 1 классе. Автор: Скрыпник Галина Сергеевна Учитель начальных классов Дубковская СОШ «Дружба» Московская область Одинцовский район

Слайд 2

Отгадате загадку: Только тронь, Отдёрнешь ладонь. Обжигает трава Как огонь.

Слайд 3

Отгадате загадку: Только тронь, Отдёрнешь ладонь. Обжигает трава Как огонь.

Слайд 4

Будьте внимательны, ребята! Научитесь различать народные потешки от прибауток и научитесь правильно и быстро произносить скороговорки!!! И не заблудитесь в нашей Деревне! Р-мяу!

Слайд 5

Деревенские посиделки Потешки , прибаутки, скороговорки

Слайд 6

ПОТЕШКИ Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: Ты расти , расти , коса, Всему городу краса Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Здравствуй солнышко, Колоколнышко . Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Слайд 7

ПРИБАУТКИ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою — топ!

Слайд 8

Прочитать несколько раз: - Медленно - Быстрее - Совсем быстро

Слайд 9

Старик Скороговоров купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку.

Слайд 10

Карп Карлыч У Карла Карпыча карпа купил

Слайд 11

1. Ткёт ткач ткани на платки Тане. 2. Ладушки-ладушки , Где были? - У бабушки. Что вы ели? - Кашку. Пили? - Простоквашку . Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, На головку сели, Сели-посидели, Прочь улетели! 3. Пошел котик на торжок , купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть? Или Машеньке снесть ? Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....